0

Банско. Вредные советы от Кубы

Reports Лента автора 3 Марта 2008 (02:14) Просмотров: 879 13

Такой натюрморт:

  • микроскопический зал аэропорта «Пловдив» (в Домодедово туалеты, право, поболее) забит как лежбище морских котиков пассажирами двух чартерных рейсов (тяга к Родине, понимаешь ли…);
  • детки Pompea (если кто не в курсе – горнолыжный мир тесен, как коммунальная квартира, не встретить знакомцев в горах - нереально) успешно изображают настоящее цунами;
  • на лавке стоит початая бутылка татарской (?!) водки (пути Господни неисповедимы: разлита в Казани, выпита в Болгарии) с закуской из «бортпайка» авиакомпании (паримся здесь часов пять, в итоге улетим часов через 12).



Вадим:
- Ну, что, прочтем мы что–нить от Кубы про Банско?
- Ну, а что можно написать о таком бойком месте? После миллионов соотечественников, которые уже все рассказали всем? И что можно узнать сокровенного за шесть дней?
Ответ, казалось бы, очевиден…
Но вот прошло время, отстоялись и осели впечатления (ха-ха – ацтой в голове у Кубы!), и решил я поделиться вредной правдой, ну, не совсем вредной и не совсем правдой…


Банско. С чего начать?

Если прочитать все 130 страниц этого топика про Банско (а лучше не один раз) - вы станете старожилом, местным причем. И извлечение удовольствий из поездки займет минимум усилий и максимум времени. Если для вас там «много буковф», то поездка украсится многими сюрпризами, открытиями и приключениями. Для любителей идти напролом, бороться с трудностями, решать проблемы по мере их поступления – однозначно второй путь… Я не асилил все… Выбрал третий путь… и потерял прелести первых двух…


Про деньги

(Эти штучки – дело серьезное, поэтому про них без шуток, а то, как бы за базар не пришлось отвечать.) Так как путевка была для нас неожиданная и не плановая, то пришлось вспоминать студенческую пору, тратить по-минимуму, потому что тратить особо было нечего.

Все расходы на двоих:
- путевка 42 000 полновеснных российских (перелет, трансфер, проживание, страховка, виза;
- ски-пассы на шесть катальных дней 10 720 рублей 31 копейка, оплачены в кассе карточкой VISA;
- хавчик, пойло и прочие радости жизни – 200 евро. А лучше бы евро не брал. Менял их по «неправильному» курсу, минимум процентов 10% пошли на поддержание благосостояния гида и обменника. Максимально лучший курс при снятии левов с карточки. У меня получилось 932,36 руб с комиссией за 50 левов. Если снимать больше, то курс еще выше. Незначительно. Банкомат есть у входа в нижнюю станцию гондолки (Кабинков лифт), а также во всех отделениях банков. Впрочем, не все банкоматы дают наличные, примерно половина (но карточку, слава Богу, выплевывают). В момент прилета лучше иметь при себе немного левов (во время трансфера перекусить, купить в аэропорту первую бутылку ракии). Их (левы, а не ракию, а может, и ракию) можно купить в Москве. Несмотря на запрет ввоза и вывоза левов, реально никто не интересуется, декларацию не заполняешь. Или мелкие купюры евро. У меня были сотки – намучился, в итоге сдал с потерей.
- 100 левов (около 50 евро) – тратить их было совсем не обязательно. Так, барство, подарки детям, сувениры…


Про пир живота с Бахусом

В механы ходили редко. В основном, для экзотики.
Не гурманы. Опыт для студентов и язвенников. В механы ходили редко. В основном, для экзотики. Порции большие. Брали салат один на двоих, второе без гарнира каждому, литр вина (на двоих). Это где-то в районе 30 левов. Ну, еще там пробовали туземные блюда. Вино для потребления в апартаментах покупали в винном магазине – около 4 левов (меньше 80 рублей) бутылка довольно приличного «Мерло». Местное марочное (не премиум) в районе 10-15 левов, по вкусу разницы с ординарным почти не чувствуется. Ракию не покупали. Пробовали на Новый год, и хозяин гостиницы угощал, да еще при вылете «догонялись». Пить надо как виски, понемногу. Хорошее послевкусие. Если опрокидывать залпом – гадость, самогон.

Ресторан Плато
Ужинали (когда не в механе) в номере гостиницы (апартаменты). В магазине брали по салатику (очень вкусные, грамм по 400, большой выбор), копченого мяса (как-то показалось, что не дешево) и мандарины (вдвое дешевле, чем в Москве). Из дому была взята палка копченой колбасы, пол кило сыра (на случай голодомора, а то мало ли, что…) и коктейль (смесь орешков, папайи, изюма, кураги - наше излюбленное блюдо в походах и на горе). Все провезено в лыжном чехле.
Это все пошло в перекус на горе. Хватило на три дня.

Привет Козловым
Привет Козловым
Потом перекусывали в кафешках. Дорого. По крайней мере, для нашего бюджета. Но если брюхо не набивать (видел я там двоих болгар «худеньких» голодных – нам этот «скромный» обед за неделю не схомячить…), и не пить втриразадорогоепиво, то легкий обедик обойдется 40-50 левов на двоих. Вообще же фастфуд на горе не для гурманов, так, забить брюхо, чтоб не мешало кататься, не более. Это вам не Домбай…

[page]
Очереди

Желающие не отказать себе в этом удовольствии всегда могут их найти. Для этого нужно подойти к начальной станции (Кабинков лифт) глубоко после 9 утра. Для полного кайфа нужно это сделать в выходной или праздничный день. И часик-другой в толпе вполне хватит, чтоб определить вчерашнюю винную карту соседей по очереди…



Для того чтоб влипнуть в очередь в районе Шигарника или Бандеришковой Поляны («второй уровень», если словами геймеров), тут нужен определенный талант. Нам, неумехам, даже десяти минут не удавалось насладиться… На Плато, если повезет, можно минут 10-15 потратить в стоянии на швабренно-тарелочных подъемниках, опять же если ветерок прохладный и противный в морду, это усилит удовольствие…

На Тодорке, тоже есть, где тормознуть. Там есть два захода (или заезда) на подъем. Если вам нужен после спуска продолжительный отдых или надоело смотреть на свои не царапанные лыжи, то вам правый вход (если смотреть сверху, куда сливается пипл с нижней очереди).

Мы, поднаторевшие в битвах с очередями, легко обходились без них. Это, возможно было ошибкой – первые два дня реально выкатывали обычную двухдневную домбайскую или трехдневную эльбрусскую норму. Или, фигурально выражаясь, «выкатывались в хлам» со всеми негативными последствиями – болящими суставами, отказами организьма посещать злачные места, увеличенной в разы гравитацией в районе спального ложа (фото7), только и хватало сил, что на маркетинговые исследования местного рынка вин…


Склоны и трассы

ВАЖНО: не забудьте при покупке ски-пасса попросить карту склонов, она бесплатна, но очень поможет новичкам разобраться или заранее спланировать предстоящий катальный день.
Вполне возможно, что Штирлиц зазубрил бы на память все трассы и их характеристики, и как бы заранее знал, где есть «приход», где есть «развод»… Мы начали более ли менее ориентироваться к концу второго дня. К концу каталки вполне знали, куда надо ехать и зачем. Причем примерно треть трасс нами не посещалась, ввиду их визуальной импотенции (в смысле уклона).


Автострада
Автострада

С утра не надо стартовать на Тодорку, чтоб зажечь по вельвету (к 11 он обычно уже сильно коцанный), и прихватывать трассу «Томба» (черная по местному, я б сказал, что серенькая с красным отливом). После 11 с нее сдирали вельвет, обнажался жесткач и лед, на котором фрилыжи, не обремененные бритвенной остроты кантами, на крутяке не вставляли. А представьте как там колбасился народ на прокатных лыжах!!! Впрочем, отсутствие умения и слаломного стаффа еще больше привлекает адреалинозависимых на эту самую крутую в Банско трассу.

Ближе к обеду и тем более после него (если вы не привыкли часик-другой вздремнуть во время адмиральского часа в шезлонге) каталка по трассам как-то не вставляла никаким концом. Конечно, если у вас каустофобия (боязнь пустых постранстов) и метротолпазависимость, то вам прямая дорога на трассы, ведущие с Плато на Шилингарик (разбиты до умеренного бугрятника, количество лыжебордеров (в основном кандидатов на это звание) на квадратный метр обычно не превышает двух. Эти же места, в основном, решают проблему безработицы среди местных эскулапов, регулярно поставляя подопытных. По моим наблюдениям - до десятка в день, примерно половина из них требует эвакуации. Вторая может гордиться синяками, шишками, легкими побоями, и прочими материально-телесными подтверждениями причастности к горнолыжке…

Тодорка
Тодорка
Впрочем, если вы все-таки осторожны и не любители демонстраций (о чем в разгар дня напоминают эти трассы), вы можете передвигаться по краям этих трасс, заезжая в горную тайгу (будет что потом рассказать на работе, опять таки, если повезет, встретите медведа) или мчаться за «волчатником», который надежно защитит вас от густой толпы. В лесу осторожней – за поваленные вековые сосны, могут быть неприятности с лесниками.

Спуски в районе Тодорки, «Томбы» более привлекательны в плане загруженности, несмотря на то, что показаны как черные (как известно, чем чернее трасса, тем больше на ней лыжебордовской живности) и если решили перекусить на Бандеришковой поляне – рекомендую спускаться по ним. Мы же к этому времени перебирались «копать огороды» - так у нас называются поиски нетронутого снега.

[page]

Далее исключительно мудрые советы о том, где не надо кататься в Банско.
Конечно, лыжным извращенцам они бесполезны, что возьмешь с больных людей?



Зона №1. Практически не просматривается с доступного на подъемника пространства. По отзывам бывавших: самый шикарный спуск с вершины, крутые узкие кулуары вверху, много не просматриваемых по ходу отрезков. После пробных спусков можно получать извращенное удовольствие. Сам не совался – не было напарника. Если б и поехал, то с гидом или вторым номером. Сомневаюсь, что получил бы удовольствие, возможно, привез бы полные штаны… До пика около получаса, выезд на дорогу для мотонарт, далее выход на Бандеришкову поляну.



Зона №2. Очень хорошо читается!!! Можно наметить спуск по силам. Вначале крутой спуск, есть кулуары, дропы до 10 м (а может, и более), но можно выбрать и менее соленый спуск без излишеств. Есть места для спуска средними и длинными дугами. В общем, классический многовариантный склон. Выезд на нижние подъемники Плато длинным траверсом.



Зона №3. Создана Богом исключительно для подсаживания на так называемый фрирайд (на самом деле, все знают, это слово придумали те, кто не умеет кататься по трассам, но стыдятся в этом признаться). Так, сказать первые три косяка бесплатно: сравнительно пологий склон с сосновым редколесьем (даже меткие попадания в соснячок практически не приводят к летальному исходу).



Много кочек для прыжочков, много засыпанной сосновой мелочи, которую можно использовать в виде трамплинов. Очень хороший и дружественный (в плане целостности конечностей и отростков) тренинг для маневрирования по лесу. В общем, фрилягушатник. Своим ходом выезжаем к подъемникам Плато. Главное, не увлечься низко по долине ручья. Жесткий трип по снегу («...вам примерно по… пояс будет…»). В конце редколесье переходит в лесок. Кроме перворазников, рекомендую для разминки, инвалидам, беременным женщинам и детям. Наш любимый «огород».

Зона №4. Легко доступна с «Тодорки». Орентир для захода – оранжевый мат, укрывающий опору, примерно в районе высадки с кресельной дороги, ведущей с Шилингарика на Тодорку. Заход удобный – много не узких кулуаров, далее склоны средней крутизны с сосновым редколесьем, много скальных обрывчиков от метра до трех. Можно выбрать вариант через лес. Внизу пологий выкат.



Спуски требуют определенной подготовки и быстрой реакции, так как маршрут ввиду коротких ходов не просмотреть и по движению приходится быстро определяться с дальнейшим.

Если вы не уверены, что на скорости, на отрезке 3-5 метров, можете принять быстрое решение прыгать или объезжать – не советую соваться туда – удовольствия не получите. Для экономии лыж и других частей организма катать этот цирк лучше при максимуме снежного покрова, после снегопада (из цирка снег не выдувается, а наоборот – аккумулируется) реально спуски по плечи в снегу. Можно найти в этом цирке и спуски попроще. Но еще раз – смотреть на соскребывающихся и барахтающихся лыжебордеров со стороны не радостно, берегите настроение зрителей…

Зона №5. Лесное катание. Лес почти идеально подходит для этого – расстояние между деревьями и подлесок позволяют поддерживать, несмотря на небольшой уклон, скорость, достаточную для комфортного объезда препятствий. По драйву это, конечно, не КП и не Шерегеш, но умотает вас там хорошо. Необходимо вовремя траверснуть в сторону трассы и выйти на нее в районе поворота налево, там же большой «волчатник». Далее вниз начинается бурелом и некомфортный беккантри. Зеленым цветом показаны также аналогичные лесные участки.

Зона №6. Район недействующей канатной дороги «Академика». Рай беккантри! Офигительные склоны доступные ски-туром или беккантри. Сам не ходил ввиду малого времени пребывания – но, глядя на эти склоны, плотоядно облизался – долгое время там была девственная целина, но потом наследили. Выход с нее на Бандеришку поляну.


Не Эльбрус
Не Эльбрус

В общем, это весь перечень мест, куда не надо соваться нормальным челам.

[page]
Про людей

Существует общераспространенное заблуждение: люди ездят в Банско кататься на лыжах. А вот и не так – по крайней мере, половина жителей в нашей гостинице не каталась на лыжах, а кое-кто возможно вообще не поднимался на гору. В окрестностях Банско достаточно туристических объектов – спа-центры, рыбалка, винные погреба и достаточно близко до Софии. Кроме того, неплохое место для шопинга как горнолыжного (снаряды, одежда, акccесуары), так и барахольного.
Практически все, с кем общались, себе что–нибудь прикупили: очки, маски, г/л костюмы. Ценник более гуманный, чем в Москве, да и выбор показался лучше… В аэропорту одна парочка попросила записать на себя их багаж – что ж они там накупили больше чем на 40 кг?

Можно ли ехать с целью стать там на лыжи? Я б советовал пройти начальную стадию все-таки дома. Ведь обидно проюзать неделю в лягушатнике, когда кругом такие горы… Но если есть надобность в инструкторах, то это не проблема: можно взять местных, они как минимум, сносно общаются на русском, можно взять наших «Мамонтов», живущих в Банско, можно приехать с российской школой «SNOWPRO». Результат, впрочем, зависит в большей степени от того, какой инструктор вам попадется. Совсем недавно на горе пересекся с лыжником, проходившим обучение в Банско, он не в восторге. Но это уже отдельная тема. Я могу ответить только за сноупрошников – сам повышал у них уровень катания вне трасс.


А как вообще, стоит ли ехать?

Это была наша первая поездка в дальнее забугорье. Цена-качество сервиса, проживания, региона катания нас более чем устроили, а два дня снегопада превратили поездку в праздник! Хотя есть мнение, что за те же деньги или даже дешевле можно съездить в Австрию. Наверное, если поездка более недели, то видимо, имеет смысл, но на шесть катальных дней нам вполне хватило и Банско.


С чем сравнить в России?

Если обустроить трассы на Домбае до Русской поляны, то по складу рельефа и превышениям очень близко. Единственное, что граница леса в Банско выше.



Перспективы. Банско строится бешенными темпами. Со вступлением в Шенгенскую зону (2010 год) болгары рассчитывают на увеличение притока туристов из Греции, Италии. Сейчас, кроме российских туристов, много из Англии, Германии. К этому же сроку они планируют решить и главную проблему Банско – печное отопление. И, наконец, этот практически круглосуточный смог исчезнет.
Планируется постройка дополнительной гондольной дороги параллельно Кабинковому лифту и освоение западных склонов (Академика). Тогда уж точно вам за шесть дней будет все не объехать…
Я каждый день, просыпаясь, хочу видеть эти горы….



Счастливого пути!

Автор: Alex (Kuba)



Другие статьи автора на сайте:
Гладенькая и kuba. Саянские Альпы
Kuba и Эльбрус
Kuba и ГорШор. Отчет о поездке в Шерегеш
Kuba в Гудаури
Соболиная. Пикник на обочине
Ергаки. Старая добрая сказка, или здравствуй, комсомольская юность
Ойкумена или зима, проведенная в горах
Московский Салон непредвзятыми глазами лыжебордеров
Как я учился летать, или Kuba и «Снежный проект»
Бельдерсай, бульбульбуль-мммм, Чимган, мммм-бульбульбуль…
0
0  
mvoyakina    3 Марта 2008 (14:58)   #
не совсем поняла цель вашей статьи - то ли отвадить толпы русских, то ли наоборот привлечь. лично от себя хочу заметить (была во второй половине января 2008г.):
в сезон очереди есть везде, если их нет - то скорее всего у курорта есть дургие минусы (например ценник). Я была в низкий сезон - после НГ праздников и до студенческих каникул. К кабинкову лифту всегда приезжала глубоко после 9 - очередей либо нет, либо минимальные.
По поводу цен в механах - а вы с чем сравниваете? раза в два ниже московских, особенно учитывая болгарские огромные порции! по поводу отмеченных вами "нежелательных" трасс - на половине из них каталась, впечатления приятные, особенно в качестве разнообразия.
И, кстати, если вы сидели на вылете 17 часов, то мы в два раза больше (рейс 3303 КрасАэро 18.01.08 - кто летал, тот поймет) и даже один раз еще "ложно" летали и вернулись в Домодедово. Но впечатления от Банско все равно потрясающие!
P.S. глубоко сомневаюсь, что отдых в Австрии получится дешевле. там скипасс один стоит на 20ороже..
0  
Sen    3 Марта 2008 (18:33)   #
На мой взгляд некорректно сравнивать Австрию с Болгарией.Хотели поехать в Банско в этот сезон.но посмотрев на цены Сольвекса решили доплатить 150 йоро и уехать в Италию.В Банско были в 2004году.Снега было море.Но на мой взгляд больше недели там делать нечего.Да и прав Куба насчет Томбы,все кто неуверенно катается стремятся самоутвердится именно на этой трассе.в результате очереде к местным костоправам. А вечером кроме механ ничего.
0  
MFrost    3 Марта 2008 (19:12)   #
Не понял про Тодорку и Томбу по утрам. Утро - это 11 часов?? icon_eek.gif Может надо попробовать встать по-раньше? Как раз именно там самый кайф кататься утром по вельвету
0  
Sen    3 Марта 2008 (19:51)   #
Цитата(MFrost @ 3.3.2008, 19:12)
Не понял про Тодорку и Томбу по утрам. Утро - это 11 часов?? icon_eek.gif Может надо попробовать встать по-раньше? Как раз именно там самый кайф кататься утром по вельвету

По утрам поднимались вместе с инструкторами Юлена в первых кабинках,но утром низ Томбы в тени от леса,влетаешь в тень с яркого и доли секунды ничего не видишь.На ходах за 80 км в ч. убратся можно серьезно.А к тому времени когда солнышко там появлялось нарывали такие бугры,что кроме могула там занятся нечем было.Правда снега было столко,что ратраки друг друга лебедками таскали, а с Академики сошла лавина.
0  
Pingvin    3 Марта 2008 (19:26)   #
Один раз в Банско побывать стоит. Хотя с вступлением в евросоюз, притоком туристов и строительством новых отелей Банско стремительно теряет свою прелесть. А уж если пропадет запах дыма из печных труб, который автор называет смогом, совсем грустно станет.
Я была в Банско в 2004 году (только открыли гондолу и дальше отеля Стражите ничего не было) - было супер. Была в 2007 году - сильно разочаровалась. В этом году за те же деньги съездила в Андорру...
  • 1
  • 3
0  
pompea    3 Марта 2008 (22:51)   #
страна была болгарская, водка татарская, а мужчины русские icon_rolleyes.gif

чур папараций не бить!! icon_cool.gif

..а это собсно цунами:


п/с, Alex, если верить инфе, то я так понимаю, что тебя с ДР! ; ))
0  
Мюс    4 Марта 2008 (01:02)   #
А мне понравилась статейка, особенно в оценке склонов...как-будто еще раз побывала
0  
Svetik    4 Марта 2008 (13:25)   #
Прикольная статья, мне понравилась icon_smile.gif
0  
EVK    4 Марта 2008 (17:46)   #
Были в Банско 2 раза. Первый раз - в 2000 году. Тогда приколол сам городок, тихий, нетронутый и колоритный с его механами. На гору возил микрик от отеля до Бандеришкиной поляны, где стояло несколоко убогих домиков. Из подъемников был только один на вершину и швабры на плато. Синих трасс слева не было и в помине, да и остальные были не особо ухожены.Все оборудование убитое, сплошной совок и развал. Из приличных отелей была неотремонтированная Болгария и два новых - Банско и Глазне. Мы жили в "Банско" и были очень довольны отелем. Да к тому же чены были смешные - расширенный номер обошелся в 440 долларов на нос на неделю. Брали только завтрак и каждый вечер посещали новую механу.
Остались страшно довльны и горами и городком и вообще отдыхом.
Потом по 2 раза были в Пампорово и Боровце и вернулись в Банско в 2005 году. Испытали легкий культурный шок от контраста - ну, прямо Европа, блин! И тебе новый кабинков лифт и австрийские креселки и новые трассы и отличный прокат! Ехали как-то на подъемнике с голланцем, разговорились. Говорит, качество - близкое к европейскому, цена ниже. Тут можно не согласитья: с каждым годом цена прет вверх и скоро догонит Андорру (по крайне мере по цене ски-пассов и проката да и отели новые недешевы). Братья - славяне поняли, что их помидоры и вино никому не нужны, а богатство лежит под ногами и резко взялись за туризм. Весь городок превратился в огромную стройку отелей. И вот это-то и напрягает. Гора-то, фактически ОДНА. И если в ближайшее время не откроют новые трассы-подъемники в дополнение к безумному количеству новых отелей, курорт начнет задыхаться. А новые вложения денег - новые цены.
0  
tronkyin    31 Января 2012 (17:35)   #
Статья отличная icon_smile.gif. Едем в Банско 4 февраля. Приму к сведению инфу о местах, где не нужно кататься icon_smile.gif
0  
vlasenkoy1    31 Января 2012 (17:53)   #
Цитата(tronkyin @ 31.1.2012, 17:35)
Статья отличная icon_smile.gif. Едем в Банско 4 февраля. Приму к сведению инфу о местах, где не нужно кататься icon_smile.gif

ага, только там с 2008 г все поменялось десять раз....
0  
creaska    31 Января 2012 (22:24)   #
Цитата(tronkyin @ 31.1.2012, 17:35)
Статья отличная icon_smile.gif. Едем в Банско 4 февраля. Приму к сведению инфу о местах, где не нужно кататься icon_smile.gif


лучше могу посоветовать с кем кататься, если гид
0  
Konstantino    2 Февраля 2012 (19:20)   #
Цитата(creaska @ 31.1.2012, 22:24)
лучше могу посоветовать с кем кататься, если гид



Посоветуйте rolleyes.gif