Подписка
на новости
Отписаться можно будет в один клик

Прямой эфир

Три моих ошибки... эпизод второй
Дико извиняюсь, что встреваю... С интересом читаю Ваши коммменты, и отсюда вопрос: таки Шерегеш -... medoparic 22.10.2017
Три моих ошибки... эпизод второй
На горнолыжном курорте, где на тот момент было всего две кресельных канатки, вы не знали, где будка... borisign 22.10.2017

Что было до ратраков?

kuba, Лента автора 9 Октября 2017 (14:10) Просмотров: 2824 31
История горных лыж началась с фрирайда. И хотя это слово появилось спустя тысячелетия после первого лыжного следа в целине, суть горных лыж – именно в преодолении рыхлой снежной поверхности.

 

Именно эволюция преодоления сугробов привела к появлению вездеходов/снегоходов, которые и являются предками нынешних снегуплотнительных машин.

Первые Зимние Олимпийские игры 1924 г. Шамони. Ретро-ратрак

Хотя вначале были конные варианты борьбы с целиной:

Да-да-да! Вся история ратраков – это история войны с целиной, урбанизации гор, бегства от природы и насилие над ней. Создание подготовленных трасс для горнолыжников — это следствие одного из двигателей прогресса – человеческой лени.

Вместо того, чтобы овладевать техникой катания и стремиться к физическому совершенству, подавляющая часть горнолыжников идет по пути наименьшего сопротивления – скоблится на коротких недолыжах. Тех, кто умеет катать по трассам на достойном уровне – исчезающее меньшинство. Альпийские склоны, тотально укатанные ратраками на километры в ширину, навевают на меня грусть и тоску. Хотя катать в целине объективно проще и не требуется техники, отрабатываемой на протяжении всей жизни

Но вернемся к исследуемому вопросу. Начиналось все очень правильно и красиво. Первая гонка Кандагар в 1911 году, в Монтане (Альпы), по формату была в стиле «китайский даунхилл». 11 красавчиков с 3,5 метровыми лыжами полетели, что сейчас называется, с масс-старта, и помчались по целине, как на FWT, «моча и спрямляя». 


Пример оказался заразительным, и до начала 30-х скоростной спуск так и проводился.
Альпийские (в основном, в Швейцарии), пустующие зимой, отели встречали первых романтиков зимнего отдыха, альпинистов. Последние и стали первыми юзерами лыж, сначала для подхода к скальным маршрутам. Но драйв от спуска после восхождения все больше завоевывал души. Зрелище спуска чаровало и сидящих в барах зрителей. И началось…

Появились первые школы. Именно на учебных склонах впервые возникла практика проводить занятия на утоптанном снегу. Это обеспечивало ускорение обучения по сравнению с обучением по колено, а то и выше в снегу. К тому же, катание на лыжах 3-х метровой длины – это почти цирковое искусство, требующее долгих тренировок, а результата хочется сразу.


Ни шатко, ни валко число катальщиков увеличивалось сообразно улучшению горнолыжного стафа, стилей катания и зарождающейся моде на зимний отдых в горах.

Революция в подготовке трасс для катания в Альпах связана с горнолыжным бумом 30-х годов, вызванным в свою очередь изобретением подъемников. Горы, бывшие местом локализации комьюнити альпинистов и фанатов горных лыж, подверглось нашествию толп, которым были нужны новые развлечения, погоня за модным течением, но никак не атмосфера единения с природой и аура гор.


Но глядя на крутых менов и леди, стремительно и изящно скользящих с гор, у многих возникало желание уподобиться. И вроде у новисов начинается получатся скольжение, но первый же выезд в оффпист низводил начинающего катальщика до уровня перворазника.

Наверное, это тот момент, когда задумываешься о подготовленных трассах
Идя навстречу желаниям клиентов, горные отели и первые горнолыжные школы стали уплотнять склон на всем пути спуска. Так исчезала культура оффписта и появлялись загоны для скота для лыжников – подготовленные трассы.

Для меня остается неоднозначным вопрос подготовки склонов. Разве не лучше катать по целине, чем скоблить по трассам? Посмотрите на это фото и согласитесь:


Поначалу снег утаптывали лыжами. Однако с ростом горнолыжной индустрии сил инструкторов школ перестало хватать на подготовку трассы. И пришлось включить мозги. Самое простое решение – загнать на склон туристов и делать трассу их ногами – работал только в рабоче-крестьянском государстве. В Альпах туристов можно было использовать только как балласт на маятниковых лебедках.



Кстати, на первом чемпионате СССР в Кировске (1937) применили новацию – вместо лыжников трассу скоростного спуска на Вудьявчорре топтали ЗК (заключённые) в простых кирзачах. И трассы, благодаря тысячам ЗК, получались отменные!

А в Альпах и США изобретали всяческие девайсы для уплотнения целины. Использовали 2 принципа:

- прикатывание катками


- приглаживание плоскостью


Использовались разные двигатели от пердячего пара, до ДВС,


Но лучшие и быстрые результаты давали реверсивные маятниковые лебедки, работавшие по принципу скреперов, давно использовавшихся в горном деле. Последний раз я видел подобный девайс в Кировске в конце нулевых на городском трамплине. На фото ретроподъемник, работающий по тому же маятниковому принципу.


Кстати, в Чили такие еще сохранились. Но там еще сохранились и автобусы, полученные по репарациям из Германии в 1948 году.

Затишье в горнолыжной индустрии, вызванное 2-й мировой войной, закончилось в 50-х годах новым горнолыжным бумом – в десятки раз более масштабным, чем в 30-е годы. Не сотни, а тысячи и десятки тысяч чайников устремились в горы. За десятилетие были построены сотни горнолыжных курортов. Локомотивом явилась Америка, которая за годы войны только усилила свой потенциал, в отличии от Европы, лежащей в дымящихся развалинах.

В Соединенных штатах первыми и решили проблему механизированной подготовки склонов. Европейцы удачно копировали штатовскую технику – альпийский горнолыжный бум пришел следом за американским.


Но эра ратраков – это уже другая история…

Кстати, когда лыжники оказались привязанными к подготовленным трассам и не могли выбраться за их пределы, именно сноубордеры вернули человечеству счастье катания в целине. Спасибо, парни! И самолюбивым лыжникам пришлось придумать «жирные» лыжи. Это МакКонки не стал париться – поначалу отжал пару сноубордов и гонял на них, а потом удлинил их.

А маркетологи, полностью использовав потенциал ухоженных трасс и следуя современному тренду «Назад, к природе!», развивают теперь индустрию внетрассового катания, ски-тура, бэккантри. Но тоже на современном уровне: если сто лет назад телемаркеру, идущему в целине, достаточно было галифе, свитра, фляжки и бутерброда, то теперь он одет и снабжен снаряжением по стоимости, превышающей тогдашнее авто, а может, даже двух. Это глобализм, детка! И рожденное им общество потребления.

Надо отдать должное России: она дольше всех сопротивлялась и боролась с уродованием гор вытоптанными ратраками склонами (и еще не сдается из последних сил) – Чегет остался последней легендой и обелиском тому славному времени, когда в катании главным было умение, а не модные понты.
+31
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти или зарегистрироваться.
  • 4
  • 1
  • 1
  +1  
-=Shurik=-   9 Октября 2017 (16:08)   #
Про Россию - браво! Вот только на фрирайдере хрен денег заработаешь, поэтому целину и поганят все, кому ни лень. Фрирайдер, сцуко, существо коварное. Ходит пешком, ест из рюкзака, пьет из термоса и из фляги. Ну, иногда подъемником пользуется, если онный есть в наличии.
  0  
tulenius   10 Октября 2017 (23:00)   #
... и желательно нахаляву:))))
  • 3
  • 1
  • 4
  +1  
bazil   9 Октября 2017 (16:38)   #
  • 160
  • 65
  • 60
  0  
kuba   10 Октября 2017 (08:31)   #
использование пердячего пара для уничтожния целины! :-)
 
  0  
tulenius   10 Октября 2017 (23:00)   #
заклеить источник скотчем!
  +2  
forell   9 Октября 2017 (17:01)   #

  В Чимбулаке перед Чемпионатом СССР трассу скоростного спуска утаптывали бойцы СА или бараны.  Лично мне больше всего нравится трасса утоптанная отарой  баранов. Отара должна быть не менее тысячи голов. Снег получается интересный по плотности не рыхлый и не твердый. Немного напрягают бараньи катышки, но это если мордой в снег.

  0  
Vladimir Staxanov   9 Октября 2017 (19:30)   #
yes
  • 160
  • 65
  • 60
  0  
kuba   10 Октября 2017 (08:35)   #
бараны?! катышки?! Браво!
оно?
  0  
vadim1960   10 Октября 2017 (09:47)   #
 Пусть уж толпа по подготовленным трассам катается! И так после снегопада через полтора часа хрен свежака найдешь, куда не сунешься - везде в хлам,  - и это апрельский Чегет...
  +1  
OldGuy   10 Октября 2017 (10:02)   #

  В Чимбулаке перед Чемпионатом СССР трассу скоростного спуска утаптывали бойцы СА или бараны.  Лично мне больше всего нравится трасса утоптанная отарой  баранов. Отара должна быть не менее тысячи голов. Снег получается интересный по плотности не рыхлый и не твердый. Немного напрягают бараньи катышки, но это если мордой в снег.

Был у меня знакомый, гонявшийся когда-то на чемпионате Киргизии. Рассказывал - трассу скоростного "загладили" табуном лошадей в сыроватом пухляке по грудь.  А к старту приморозило и снег закаменел. Ехали по желобу с трещеткой под лыжами и вертикальными стенками. Утрированно - "до финиша только уши доезжали".  БОльшая часть не финишироваа и множество травм.

А подготовку солдатскими кирзачами в Славском сам видел, очень забавно они на швабре бегом вверх поднимались. 

  0  
Gosha   10 Октября 2017 (10:42)   #

 очень забавно они на швабре бегом вверх поднимались. 

У нас бывает канатчики так поднимаются. :)

  • 10
  • 3
  • 1
  +1  
Черепах   10 Октября 2017 (13:51)   #

На Большой медведице под Гоуджекитом такой колотушкой до сих пор, по-моему, склон ровняют. Ратрак где-то в округе есть, но он на Даван райдеров катает.

Короче, есть ещё полян непаханых, Куба.

  • 160
  • 65
  • 60
  0  
kuba   11 Октября 2017 (06:29)   #
хорошую иллюстрацию к моей статье выложил Жора Дубенецкий
1 минут наслаждения
http://bit.ly/2mewz0I
 
  0  
selfit57   11 Октября 2017 (07:08)   #

Не было бы вельвета, давным давно бы накрылась лыжи, это только по молодости есть драйв топтаться.

  0  
MFrost   11 Октября 2017 (11:17)   #

Не было бы вельвета, давным давно бы накрылась лыжи, это только по молодости есть драйв топтаться.

Ерунда. В древности без всякого вельвета на лыжах катались и стар и млад, дофига было народу старше 50. На Чегете, в Славско, на Чимбулаке очереди по полчаса. Ленинские горы, Крылатское, Турист - везде в выходные было не протолкнуться

  0  
selfit57   11 Октября 2017 (11:31)   #

Ерунда. В древности без всякого вельвета на лыжах катались и стар и млад, дофига было народу старше 50. На Чегете, в Славско, на Чимбулаке очереди по полчаса. Ленинские горы, Крылатское, Турист - везде в выходные было не протолкнуться

Москва - отдельно живёт. В Пскове получил 3 разряд по теннису что вошёл а 10ку, а всего игроков было 15. Так и с лыжами, сейчас и ратрак там, а кругом нищета и горка пустая.

Конечно в горах всегда жизнь, но в молодости. Дедам если кататься то только на вельвет, а уж пешком то вообще немыслимо.

  +1  
MFrost   11 Октября 2017 (11:45)   #

Конечно в горах всегда жизнь, но в молодости. Дедам если кататься то только на вельвет, а уж пешком то вообще немыслимо.

Не ровняй по себе. Я тебя старше, в горах катаюсь много, катаюсь везде, и по вельвету и без вельвета. И пешком можно немного пройтись, но без фанатизма. И таких старперов в горах полно, а на местных кочках чуть ли не большинство

  0  
selfit57   11 Октября 2017 (11:49)   #

Не ровняй по себе. Я тебя старше, в горах катаюсь много, катаюсь везде, и по вельвету и без вельвета. И пешком можно немного пройтись, но без фанатизма. И таких старперов в горах полно, а на местных кочках чуть ли не большинство

Не, без кина нет катания, таких печальных гонщегов завались, но толку- то, когда все лучшее в прошлом, зрелище жалкое :(

  • 1
  0  
Dulsiney   11 Октября 2017 (18:18)   #

Не ровняй по себе. Я тебя старше, в горах катаюсь много, катаюсь везде, и по вельвету и без вельвета. И пешком можно немного пройтись, но без фанатизма. И таких старперов в горах полно, а на местных кочках чуть ли не большинство

Я всегда с удовольствием и  завистью смотрю, как "зажигают" австрийские старперы на длинющей классике...

  0  
selfit57   11 Октября 2017 (18:34)   #

Я всегда с удовольствием и завистью смотрю, как "зажигают" австрийские старперы на длинющей классике...

Вот тут согласен, сколько в Мюнхене спортивных дедов, там вообще толпы марафоны бегают по выходным, но не в Москве.
  0  
MFrost   11 Октября 2017 (21:29)   #

Я всегда с удовольствием и  завистью смотрю, как "зажигают" австрийские старперы на длинющей классике...

Не только австрийские, я больше с французскими знаком, просто из-за того что больше ездил по ихним местечковым курортам. Старперцы так зажигают, что завидки берут от их возможностей укатываться всю зиму со скидками для сеньоров

  0  
selfit57   11 Октября 2017 (21:32)   #

Да, с футболом то тупо свезло, а сейчас и соперников особо не надо в чеканке мяча.

  • 1
  • 1
  +1  
terminator1   11 Октября 2017 (21:52)   #
ващета Маконки не совборды отжал, а водные лыжи нацепил. А потом запилил Спатулы. 
  • 160
  • 65
  • 60
  0  
kuba   12 Октября 2017 (03:10)   #
рад, что ты в теме. но ради красного словца... :-)
  • 7
  • 1
  +2  
edgarsr   11 Октября 2017 (23:19)   #

О слоне в комнате.

 

Можно позавидовать автору, жить там где целина это только мягкий снег. В Японии наверное тоже с этим хорошо.

В альпических же альпах нередко бывает по другому, все об этом знают, а в последние годы не только не редко, но и достаточно часто, а именно, целина может представлять собой замерзшую ледяную пашню, с острыми краями,  ямами, рытвинами и тд. Можно ли по такому снегу кататься, можно кончено, владея техникой, не проблема, только удовольствия никакого. Даже если насыпет 20см сверху на это безобразие, все равно, принципиально картины не меняет.  И никто и не катается (не потому что не могут, а потому что не хотят). А если никто не катается, то инфраструктура простаивает, то есть вложенных денег не отрабатывает. Что делать, кто виноват (и где деньги)? Выход - а давайте вечером разровняем пахоту и на утро будет всем хорошо, туристы приехавшие на неделю, откатают свои 6 дней и уедут довольные, даже в случае попадоса. И овцы целы и волки сыты.

Поэтому трасса не есть безусловное зло, а есть абсолютное благо, ибо обеспечивает отдыхающим катание в широком спектре разнообразия погодных условий.

  0  
кум808   12 Октября 2017 (15:15)   #

Мне так очень не хватает мест для катания вне трасс...в Подмосковье!:-))

Очень бы разгрузили ратраченные склоны в час пик.

В горах с этим все неплохо.

Волосы дыбом встают от одной мысли, что будет, если все любители внетрассового катания ломанутся на вельвет....

  0  
selfit57   12 Октября 2017 (17:12)   #

Мне так очень не хватает мест для катания вне трасс...в Подмосковье!icon_smile.gif)

Очень бы разгрузили ратраченные склоны в час пик.

В горах с этим все неплохо.

Волосы дыбом встают от одной мысли, что будет, если все любители внетрассового катания ломанутся на вельвет....

Не ломанутся , скука не вернёт на вельвет)

  0  
Sveaman   12 Октября 2017 (21:36)   #

Вот тут согласен, сколько в Мюнхене спортивных дедов, там вообще толпы марафоны бегают по выходным, но не в Москве.

Насчёт марафонов не знаю, а вот на спортивном ориентировании куча дедушек бегает. Какой у меня был шок, когда в мой первый старт мне трое дедов 40-х годов рождения по 5-10 минут привезли...

  +1  
OldGuy   13 Октября 2017 (00:02)   #

Насчёт марафонов не знаю, а вот на спортивном ориентировании куча дедушек бегает. Какой у меня был шок, когда в мой первый старт мне трое дедов 40-х годов рождения по 5-10 минут привезли...

Бабушки 42-го года рождения  тоже бегают. 

  0  
selfit57   13 Октября 2017 (06:44)   #

Бабушки 42-го года рождения  тоже бегают. 

Да вот, бегать и бегать быстро это две ну очень большие разницы для дедушек/бабушек. Но, 3ю Московскую Сотню выиграл дед 1947 г.р. из Калуги и седины у него нет, лично видел, совсем нет. Бег конечно страшно корявый, как как граблях, но быстрее всех молодых и стройняшка как молодой.

http://www.marathonseries.ru/2.html Осталось из сотки -73, но сотку я и не пробегу, а 73 пропустить нельзя.

  • 4
  • 4
  • 1
  0  
Mazay   ср. 18 Октября 2017 (13:14)   #
Приятно прочитать неординарную точку зрения на ухоженность/неухоженность трасс. Общий посыл - ратрачить трассы это зло! Логика такая же как и в вопросе зачем нужны дороги, когда можно и без дорог перемещаться! Бурелом, лебёдка, лопата, гать - круто! Но тут ведь кому что: кому гать и овны по опу, а кому скорость и правильный круг.... Каждому своё.