До нашей поездки Ле Дез Альп оставался последней большой французской зоной катания, где я еще не был, и где наверняка стоило побывать. Самый большой в Европе ледник, городок, знаменитый своим летним катанием и особой, стопроцентной атмосферой гор и фанатов спусков с этих гор требовал закрыть этот пробел в моем знании о Французских Альпах! Небольшой компанией проверенных персонажей (которых, по Высоцкому, и стоит брать в горы) мы решительно отправились в наш тренировочно-ознакомительный трип.
Начало было превосходно. Новый ТУ-204 Red Wings легко и быстро взмыл в небо Внуково. Завтрак и сервис были особенно приятны после январского рейса с авиакомпанией Башкыртостан. Три часа полета и в лучах расцвета над облаками показались первые вершины Альп.
В Гренобле нас встречает чудесный эрцоговский гид Мартин (родом из Риги), и уже через полчаса после посадки мы мчим по полям Изера на новом MULTIVAN B5. Мартин много лет работает в Европе, очень весел и эрудирован, великолепный собеседник, уже полгода живет в Альп д`Юэзе, но иногда сильно скучает по оставленным на рижском взморье черному DUCATTI и своей девушке. То, что парень — гонщик, становится очевидным после нашего попадания на серпантин. Класс вождения тоже очевиден, через час с небольшим мы оказываемся на въезде в Ле дез Альп.
Городок определенно не мал. Больше Валь д`Изер и Альп д`Юэз. Наверное, чуть меньше Морзина. Город расположен в длину, прогулка по нему займет не менее 15-20 минут. В сторону ледника ведут минимум шесть подъемников и практически при любом месте проживания вам не придется идти до подъемника более пяти минут. В сторону Vallee Blanche ведут два подъемника, расположенных в разных краях городка. Было тепло, около +8 и солнечно. Дез Альп — очень французская станция. Множество детей, собак и дизельных автомобилей с французскими номерами. Почти не было машин из других стран. Немного английских номеров и все. Собаки ждут своих хозяев у магазинов зачастую не привязанные, охотно играя с детьми и прохожими.
Днем было весьма жарко, а вечером — попрохладнее, но без ветра, городок расположен в низине и не продувается горным ветром. В городке очень свободная и приветливая атмосфера, много баров, сувенирных и спортивных магазинов.
Есть верхняя часть города, Дез Альп 1800, если селиться там, то до центра пешком придется идти минут пятнадцать точно. Ближе к Дез Альп 1800 возвышается пятидесятиметровая искусственная скала для любителей попрактиковаться в альпинизме. Периодически по ней кто-то лазит. Есть еще бассейн и каток, на катке, правда постоянно видели местных, которые всерьез гоняли хоккей.
Оказавшись в Дез Альп, сразу понимаешь, что учиться кататься на лыжах стоило несколько раньше. Регион весьма суров для новичков. В город спускаются черные Valentin и Diable. Черные-пречерные. К вечеру они напоминают муравейник.
Траектории и места падений большинства спускающихся труднопредсказуемы. Еще есть быстрый траверс-серпантин, где ближе к вечеру начинаются живописные догонялки. Можно спуститься в город на креслах или яйцах. Подъемники из города забрасывают на плато CRETES, расположенном на 2100 м. Там есть широкий и не сильно крутой стадион, отлично подходящий для начинающих и для разминки. Далее траверсы и подъемники ведут в регион BELLCOMBES. Трассы там достаточно быстры и обладают переменным рельефом. Подходят для среднего уровня и выше. Есть нератраченный спуск. Прямо под подъемником. Поднимаясь, в который раз ломаю голову — зачем масса народа, не слишком хорошо катающего, идет именно на этот нератраченный и крутой спуск, и медленно скоблится по нему? Наверно, это самоутверждение: «Я тоже могу катать черные!», скажет он кому-то вечером или вернувшись домой. Вопрос как катать, видимо, не стоит. Трассы Toura и Lac Noir рядом с сноупарком — одни из немногих, подходящих начинающим. Внизу подъемников Toura расположены два больших ресторана. Весело, съедобно, многолюдно. Сектор Fee, расположенный рядом интересен, весьма крут, широк и разнообразен по рельефу. Но все спуски реально скорее черные, несмотря на обозначение красными.Замечательна по рельефу и уклону так же Thuit2, обозначенная почему-то синим, но имеющая очень переменчивый и уклонистый рельеф.
В наши даты (10-17 марта), когда, по словам местных, больших снегопадов не было с января, эти склоны были малопригодны для резаного катания. Мгновенный разгон, и требуются большие усилия и точность исполнения, чтобы врезать и удержать лыжу в дуге... По моим ощущениям Дез Альп с его уклоном в бесснежную зиму разубедит многих самоуверенных гонщиков в их умении делать резаные повороты на красном уклоне.
Еще в регионе огромные возможности для внетрассового катания. При наличии снега, даже без Ля Грава, здесь масса кулуаров и еще больше ровных, широких, уклонистых неразмеченных полей. Не спец в offpiste, но показалось, что это один из лучших во Франции регионов для внетрассового катания. В секторе Diable понравилась красная Vallons2, хорошая рабочая красная. Вся проходится на раз. Diable 1-3 — крутые, быстрые спуски. Не видел никого, кто ведет там лыжи на кантах, утром вельвет очень жесток, к 11 уже приличный могул. Было очень интересно, реально ли здесь ставить спуск уровня КМ. Уклон показался не меньше, чем на Face.
С противоположной стороны городка расположен регион Vallee Blanche. Отличные тренировочные склоны. Верхние склоны имеют восновном красный уклон, к низу чуть выполаживается. Склоны расположены на солнечной стороне, высоты 1600-2100 м., и за неделю нашего здесь пребывания Vallee Blanche 4 почти полностью растаяла, а трассы Pied Mouted превращались уже к 11 часам в замечательную глубокую, тяжелую, мокрую кашу.
Впрочем, катание по каше иногда тоже — удовольствие. Прошлогодняя трава по краям трассы на солнце невероятно нагревалась, можно было просто лечь на нее и загорать. В общем, в Валь Бланш свой, особенно теплый микроклимат, думаю, в одно время на склонах Ледника и склонах Валь Бланш разница в температуре может быть до 10-15 градусов.
На склонах Валь Бланш есть чудесный ресторан KANATA, вероятно переделанный в ресторан из старого склада или скотного сарая.
Это только добавляет ему шарма. WC в этом месте так вообще уникален. Видевший огромное количество альпийских туалетов Петя вышел оттуда с глазами-тарелками и подтвердил, что раньше такого не видел. В общем, нам полюбилось во второй половине дня, когда на ледниковой половине большинство склонов были разбиты и ухабисты, уходить сюда, в Валь Бланш, для солнечного мочилова по мягкой каше и неспешного кофе в обаятельной KANATA. Скажу еще пару слов о трассе Mont de Lans. Трасса ведет в расположенный на 1300 м. городок Монт де Ланс. На высоте 1300 снег лежал только на трассе.
Вокруг было вопиюще жарко. Трасса узкая, среди берез, довольно уклонистый верх, позволяющий разогнаться и резать без срыва, узкие повороты и перегибы середины и низа. Не сложная, но интересная трасса, советую посетить.
Теперь о главном впечатлении от региона. Помимо того, что на мой взгляд из всех больших французских зон катания в Дез Альп наибольший процент крутых и быстрых трасс, здесь еще самый потрясающий и шикарный Ледник. Не по уклону трасс, а по тому, как он ОГРОМЕН И ВЕЛИКОЛЕПЕН! Ощущение что это — крыша мира. Огромные снежные поля. Просто огромные. Понимаешь, что если это великолепие когда-нибудь растает, то и горные лыжи, вероятно, не проживут дольше. Увы. Но пока об этом и речи нет, в этом царстве снега сотни и тысячи поклонников Зимы&Каталки приходят сюда ежедневно, на этот Снежный Алтарь.
Из трасс на Глечере впечатлила Signal 4ка, с середины и вниз она уклониста, быстра и невероятно широка. Еще поразил и порадовал вид на Альп д`Юэз с Ледника. Думаю, на параплане отсюда до д`Юэза лететь минут 10-15, а на вертолете не больше пяти, наверное. Удивительно, что две эти замечательные зоны не объединены, получилась бы одна шикарная и большая (500 км. трасс) зона Изер. Но, видимо, каждый из городков дорожит своим брендом и Marmotte-ом. Видел в Дез Альп абсолютно таких же сурков, как и привезенный двумя годами ранее из д`Юэза. Только надпись Le 2 Alps. По живости своих улочек Дез Альп показался мне самым оживленным из мест, где я был во Франции. Очень французское местечко, не помню где во Франции я замечал столько именно французов.
Несомненно, Дез Альп произвел впечатление.
Каталка разнообразна и крута. Трасс с хорошим уклоном — предостаточно. При наличии снега — огромные уклонистые поля для offpiste. Сноупарк не показался особенным, в Арках и Эспас Килли, по-моему, поинтереснее. Большой и по-французски обаятельный городок. Вечером мы не вылезали на променад, но думаю, что и ночью здесь — не скучно.
В общем, если вы знаете, что в Альпах Изера выпал снег и вы уверенно стоите на лыжах, — вам стоит заглянуть в это местечко, думаю, вам понравится!
Даты поездки: 10-17 марта 2012 г. Гент, pit666, Rokfor