Хелиски — это очень привязывающее занятие, каждый раз новый склон, каждый раз (как правило) нетронутый паудер, в общем, идеальный наркотик для райдера.
Мне приходилось много где летать и кататься: Красная поляна, Турция, Швейцария — Вербье, Камчатка. Но последние два года — Аляска, и не потому что, например, Камчатка по условиям катания хуже Аляски, нет, но существует резкое и неприятное несоответствие между тем, что окружает тебя в природе — снег, прекрасные виды, вулканы и тот совок, в который ты спускаешься в конце катания.
Гораздо приятней жить в уютной атмосфере деревянного шале со всеми всевозможными удобствами, и питаться как в хорошем ресторане, или просто в хорошем ресторане, чем каждый раз окунаться в наш отечественный ненавязчивый сервис.
Идея с Аляской зародилась у нас, когда мы, катаясь на виндсерфах на Гавайях, познакомились с семьей американцев. Вечером на совместном ужине показываем им фото с катанием на лыжах, и тут выясняется, что глава семьи — совладелец и гид в компании хелиски на Аляске. Ну, а дальше все ясно.
В итоге в марте 2010 года состоялось наше первое посещение Аляски — с двумя пересадками мы прилетели в Гирдвуд (Girdwood). По сути это бывший городок золотодобытчиков, а ныне полноценный горнолыжный курорт в заливе Аляска. Здесь вся индустрия, вся инфраструктура построена на том, что человек приезжает сюда кататься. Хочешь на подъемнике, хочешь на сноукэте, хочешь на вертолете. Но понятно, что местная фишка — катание с вертолета, именно за этим сюда собираются фрирайдеры со всех концов земли. Мекка хелиски, в общем.
Впрочем, когда мы только прилетели и вышли из самолета, показалось очень похоже на Россию: не очень чистые машины, плохо почищенная дорога, холодно и снег валит валом.
Перед заброской зашли в супермаркет в Анкоридже (в Америке супермаркеты неотличимы друг от друга, ассортимент по принципу: «Все есть»). Нам гиды рекомендовали закупать еду здесь, поскольку в местной лавке нет такого ассортимента. Но если тебе что-то необходимо, могут свозить в любой день в супермаркет.
Когда ездили второй раз, нас забросили на маленьком самолетике в удаленное от цивилизации шале на озере в часе лета от Анкориджа. Поскольку дом был далеко, вся еда и алкоголь завезены были централизованно, готовил повар. Было все, вплоть до устриц и суши, и алкоголь ресторанного выбора.
Летают на небольших «Еврокоптерах», берет такая машина пять человек. Пилоты выше всех похвал, при том, что они не профессиональные летчики. Пилотаж на уровне крутого боевика, с крутыми виражами, «бочками».
И хоть мы все знаем, что у американцев улыбаться клиенту — в крови, создается впечатление, что они искренне получают удовольствие, работая с тобой. С нами работали Джек (летчик) и Джеф (гид). Для Джефа (он работает пожарником в Анкоридже) гидство — нечто вроде отпуска и шабашки одновременно. Выглядит в меру суровым, надежным товарищем.
Обычно контора гарантирует определенный объем перепадов и спусков. И всегда его выполняет. Но в первый раз мы чуть ли не на 50% перекатали норму. Работают предельно честно, например, никогда не забрасывают на самый верх для тупого обеспечения перепада, если там задуто и бетон, как бывает у наших. Американцы к качеству катания относятся очень трепетно, вообще они всегда на стороне клиента.
Во вторую поездку мы купились на снеговые условия (в первый заезд снега за два дня нападало по бедро) сезона 2010-11 годов, когда было очень много снега, и мы надеялись получить такое же удовольствие. В 2011 году, когда снежная ситуация была не очень, они как могли старались нас развлечь — беговые лыжи, рейды на снегоходах, баня, стрельба из из ружей и револьверов. Или говорят: сегодня нет погоды, пойдемте трамплин построим и будем колбаситься, или устроим гастрономический фестиваль.
Отметки забросок лежат в пределах двух-трех тысяч метров над уровнем моря. Снег по качеству не уступает полянскому паудеру. Рельеф разнообразнейший, и крутые склоны, и положняки с лесом (обычно в конце спусков), и кулуары самых разнообразных конфигураций.
В Гирдвуде есть подъемники, так что если есть любители карва или релакс-катания, то могут и не летать. У нас иногда катали дети и женщины. Есть прокат, они представители «Саломона» и лыжи соответственно выдают «Саломон». Но сами гиды предпочитают кататься на «Моментах» (один из «гаражных» брендов лыж).
Еще одно отличие от катания на Камчатке, да и в России: на первой заброске гид потратил полчаса на выяснение условий катания, маршрута спуска, состояния снега и переговоры по рации. Принцип «А пофигачили туда!» тут не работает. Отношение к безопасности очень ответственное. Однажды был случай, когда гид не стал делать спуск по условиям безопасности, вызвал вертолет и группу перекинули на другое место. Но, как правило, это не приводит к ситуации «Сюда не поедем, туда не поедем! А там погода ухудшилась и катание прекращено». Делается это не на показ, как спектакль, а ежедневно и тщательно. В первый день один из нас получил громогласный нагоняй за невыполнение команды гида и выезд за указанную зону спуска. Обычно гид спускается первым и предупреждает, что левее или правее этой линии спуска ехать запрещено.
Хотя, как я уже отметил, они не перестраховщики. Первые пару дней они приглядываются к команде, а потом, видимо оценив уровень катания, возят по всем местам без перестраховки. Уже на третий день наш гид Джек предложил мне первым пройти довольно приличный кулуар, честно говоря, сам бы я в такой стрем не сунулся. Потом мы как-то залетели на «минигольф», такие крутые спуски со скальниками, которые смотрятся очень круто и эффектно, и тут опять меня запустили первым.
Запомнилось катание в «Городе кулуаров» — они узкие и их много. Первый раз мы летали из Гирдвуда в ближайшие окрестности, были довольны катанием как слоны.
С группой ездит один гид, то есть получается гид и четыре катальщика. И он определяет, едет ли он первым или последним. Из команды выбирается один человек, которому гид дает рацию и тот, соответственно, тоже едет или первым, или замыкающим.
Все катаются с полным лавинным снаряжением и с АBS. Я один раз использовал АBS из предосторожности — подрезал доску и мне показалось, что многовато снега сошло. Но лавинных ситуаций не было, этот случай был единственным.
Несмотря на то, что летает народу много, у нас не было случая, чтобы мы спускались по чьим-то следам. В отличие от Камчатки, где некоторые компании склоны «экономят». Однажды мы катались тремя группами на двух вертолетах, но все было четко организовано и никаких пересечений. Вообще за редким исключением мы следов от спусков не видели. А если и видели, то свои собственные.
В общем, я туда еще поеду. Несмотря на типичную для фрирайдера жажду катания в разных географических локациях, считаю, что Аляска достойна возвращения и возвращения.