+15

Кавказ на матушке, на Волге. Часть 2 - Хорисар, бэккантри-лагерь

цаца Лента автора 2 Июня 2016 (22:22) Просмотров: 1599 3

Что такое Хорисар?
Приглашение в апрельский бэккантри-лагерь я получила еще в Новогодье. Когда мы жили всей толпой в хостеле Wildguru и зачинщики лагеря – Антон Балицкий с Серегой Иченцем (он же Хуан) проявляли большой энтузиазм к этой идее.


Идея классная! Собрать активно и много катающихся скитурщиков, сделать небольшой вступительный взнос, чтоб исключить коммерческий контингент, требующий постоянного присмотра – и пойти с палатками на Кельское плато к подножию вулканов Большой (3736м)  и Малый Хорисар, Шадилхох, Шархох, Мепискало и т.п. Разбить там лагерь на 2900, ходить и катать высоты выше 3500, где в апреле еще прекрасный, холодный снег, классные маршруты, многообразие линий! Ходить свободно, разбиваться по небольшим кучкам, а вечером собираться и делиться радостью и новой информацией.
Конечно, мы с удовольствием согласились, я всю зиму тихо, в личках, обольщала знакомых скитурщиков, и после возвращения из Сванетии, с Мидведом терпеливо ездили взад-вперед по Кавказу, ожидая начала лагеря, который (мы промухали) начинался не с 9, а с 11 апреля. 9 предполагалась как бы раскатка для тех, кто за зиму не накатал километраж. 

В общем, мы приехали в Гудаури 9 вечером, встретив еще одного Мишку, Apididi, с самолета во Владикавказе.
Таможенники на границе с Мидведом уже здороваются за руку, мы всем надоели, ездим два раза в неделю через нее. Машину даже не смотрят, чего взять с черноскулых, выгоревших на солнце, скибамов на Волге?

Остановились в Казбеги поменять деньги и купить тархунчику, лениво плюхаем по пустой улице поселка, а навстречу нам радостно улыбается какая-то явно знакомая парочка с обгорелыми носами –  ух, да это же Аня Ханкевич с Димой!
 - Вот, где бы нам встретиться! А вы чего здесь в апреле бродите?
 - А мы на Казбек хотим сходить!
 - Казбек в тучах, и верх как бутылочное стекло сейчас, вон вайлдгуровцы недавно ходили, плюнули и развернулись. Поехали лучше к ним, цинандали попьем вечером, а потом на Хорисар, катнем!
 - Да я хочу, очень хочу кататься, но мне через три недели на Мак-Кинли - надо акклиматизацию, а Казбек самый простой из пятитысячников, мы за этим и приехали…
 - Ну, если погода вас развернет, приезжайте!
 
На том и договорились. Мы честно ждали их два дня, видя затянутый Казбек, но Аня человек упорный, до какой-то ключевой высотной точки все-таки они дошли и, как сейчас уже известно, и пугающая Мак-Кинли одолелась без особенных проблем.
 
Вид на Казбек с Кельского плато
А в гудаурском хостеле Wildguru уже живет шумная компания, в лагерь приехало  человек двадцать. Носится длиннолапый венгр-фотограф Балу со своими объективами и дронами, в легком замешательстве наблюдает за этим аскетичная полька Анна – приехавшая с легкими, узкими лыжками, на которых скитур бегают европейцы. Радужно улыбаются скайраннеры Тарас и Настя, приехавшие из Москвы – мы уже знакомы, катали зимой пару раз вместе. Вращает огромными черными глазами «кумэ» – Рома Зварыч, всех подкармливает вкусностями хохотушка Ольга. Отфыркивается от подковырок неженатых гидов – Димы Пузана и Кости Бартоша – молодая фристайлистка Анечка. С улыбкой то ли буддиста, то ли конокрада бродит бродячий райдер Кирилл, поживший во многих горах мира. Сидят в углу на подушках улыбчивые и кудрявые Настя с Андреем, живущие в Таиланде, а на родину ездящие покататься на сноубордах. Вдумчиво разглядывает свой новенький Ховеркрафт Слава из Киева, а Петя, недавно ушедший со сноуборда на лыжи, с лихим видом развешивает красивые камуса. Короче, общество весьма и весьма разношерстное. Энтузиазма у всех вагон.
Погоды, однако, нет. Прогнозы нерадужные. Десятого числа сходили на Сиони, так сказать, посмотреть друг на друга. Всей толпой. Туман, временами моросит противный дождичек, в общем, ничего общего с прошлогодним роскошеством Сионских склонов. Я рассказываю всем, что там, за облаками, но те, кто здесь первый раз, рассеянно вертят головами и не могут поверить – все в полувидимости.


На вершину не дошли, скатили с двух третей, всей большой группой, все друг на друга посмотрели. В процессе спуска всей толпой со всеми церемониями безопасности (ради практики общей железной дисциплины) явственно выявился большой дисбаланс сил в составе участников.


Ну, при таких раскладах, это уже не показалось сильно важным – главное, чтобы была хоть какая-нибудь ясная погода, на Хорисар идти в тумане смысла никакого нет. А прогнозы не очень. Прямо скажем, дрянь прогнозы: циклоны, дождь, снег, туман.
У украинских парапланеристов – нам давно еще об этом опытный летун Антон Балицкий рассказывал – есть такой обычай: если нет погоды, а она позарез нужна, нужно напоить до потери пульса москаля, имеющегося в наличии. Тогда наутро точно будет солнце и нужной силы ветер! У сибиряков примета другая: если самого бородатого в компании побрить – будет солнечно и тепло!
Мидвед эти обе шаманские пляски прекрасно знал. И, как единственный чистокровный москвич в лагере, плюс обладатель основательной бороды, принес себя в жертву добровольно. На середине вечернего грустноватого прикидывания вариантов, вплоть до слива мероприятия, он встал и молча ушел в ванную.
Вылез через полчаса, полностью наголо обритый и со стаканом: «Наливай!». Смех смехом, но народ заметно оживился, видя такую решимость, и решили собираться выходить, во что бы то ни стало.

И шаманство сработало! Назло всем синоптикам, наутро было солнце.
 
Лысый Мидвед дразнит небеса. фото Ромы Зварыча
 
Разобрали еду, нагрузили рюкзаки, принайтовали с боков пенки-палатки, и по машинам.
Три Делики забрасывают нас в долину Трусо к началу подъемной тропы.


Есть два пути: по крутому, сыпучему кулуару наверх, верхнюю часть придется идти пешком. Но хода там часа на два-три, даже с грузом. Или в обход, там пологие тропы, везде можно идти скитуром, но – часов шесть.
Поскольку группа большая, не все натасканы на страховке друг друга до автоматизма, идем второй, «клиентский» вариант.
Но и там нас ждут сюрпризы. После первого взлета, давшего нам метров 400 набора высоты, начинается траверс криволесного склона. Приходится постоянно перелезать кучи лавинных выносов, очень неудобно, движемся медленно. Сначала кажется, что снег уже сошел, все безопасно, для весны такие лавинные конусы из маленьких кулуаров - обычное дело в Грузии. Но скоро понимаешь, что эти конусы увеличиваются постоянно за счет пластов снега, летящих откуда-то сверху. Сильно не засыплет, но с ног собьет, а под нами еще достаточно крутой уклон, лететь далеко, выползать долго. Очень неприятный траверс. 
К тому же я сделала глупейшую ошибку (за что ругала себя всю дорогу) – пошла на заход в базовый лагерь с новеньким баулом, не с горным рюкзаком! Начиталась слащавых описаний, что он, типа, для заброски железа в базовый лагерь предназначен и т.п. Никогда не делайте этого! Идти с ним - как с обычным мешком, спинки утолщенной у него нет, чувствуешь каждый сникерс внутри, плюс нет поясного ремня! И вся тяжесть ложится на хрупкие женские плечи. В итоге я быстро оказываюсь в последних рядах, хотя, вообще, хожу на твердую четверку, никто не ждёт, кроме самых уж аццких лосей. Парни немножко разгрузили меня, но это спасает мало, набирать с баулом около 800 метров по высоте жутко неудобно!

И вот, переползаю очередной вынос, за мной девочка без опыта, парень, набравший слишком много вещей, и Антон замыкающим. Слышу его резкий крик: «Стой, назад!». Сдаю назад на рефлексе, вжимаюсь под скалу, хватаю растерянную деву к себе, и над нами пролетают две лавинки-«электрички». Мдя.
В общем, дальше мы выстегнулись и бежали бегом относить рюкзаки. А потом бегали по очереди за сплитами-лыжами. Так было быстрее и безопаснее.


Но кроме этого, больше поганых участков не было, высоту набрали, и к закату добрались до конца вулканического плато, где и задуман был наш лагерь.


Тропа безумно зрелищная! Открывается Казбек, Шерхота, еще какие-то вершины в Южной Осетии, куда туристам нельзя. Само плато, усеянное скалами, совершенно космической красоты.


Несмотря на усталость (800 метров набора с грузом и длинный переход через все плато), настроение у всех приподнятое, Оля, по обычаю Карпат, притащила баночку пива наверх, и честно разделила по глоточку на всех. Награда!
Ставимся, варим ужин и рушимся спать в блаженном мареве сытости после физически тяжелого дня.


Наутро, увы, туман и дождь. Выходить куда-то нереально, и мы провели день вокруг лагеря. Провели совместные лавинные тренинги, позакапывали биперы, побегали со щупами.
Каждая палатка построила себе целую квартиру, с брустверами, подходными дорожками,  сушилками, кухонными шкафчиками и холодильником.
Все вместе радостно строили под косым обломком скалы укрытие для совместных посиделок – скинули весь снег сверху, чтоб не капал, вырыли и из мульды весь снег, наделали кирпичей, выстроили стены и расширили естественную крышу, внутри сложили лавочки, столик. Не слишком удачно (со скалы все равно затекала дождевая вода и капала вниз), но зато всем весело, совместная творческая работа объединяет, и Анна с Балу, совсем не говорящие по-русски, не чувствуют себя вне информационного поля – на то, чтобы строить общий дом, знания языков всем хватает!
В общем, девизом дня стало: «Не знаешь, что делать – рой!»
 
Ночью высыпали звезды и все побежали спать, завтра надо успеть подсушиться под солнцем и скорей кататься, кататься!

фото Balázs Bojkó
По плану у нас в этот день – Малый Хорисар. Так и двигаем всей кучей, потому что, глядя правде в глаза, если отделить восемь человек тех, кто может отделиться, остальным будет весьма неуютно.
В начале подъема видим следы проснувшегося уже мишки. И ведут они прямо на Малый Хорисар.


Подумали мы думу – и свернули на Большой – сейчас апрель, мишка спросонья голодный, здесь его территория, не будем его сердить!


На Большой надо набрать еще 780 метров, плюсом к 400 уже набранным. Доходим до середины и сильно растягиваемся, ребята отстают, часто останавливаются. На точке отдыха Хуан печально говорит: «Вот доля гидовская! Так хочется рвануть с вершины! Но сегодня моя очередь замыкать, придется с середины ехать с частью группы, блин… я весь год этих спусков ждал…». А мне как раз что-то хреново, тельце подводит, иду в полуобмороке. И понимаю, что все к тому, что надо Хуана отпустить с ребятами наверх, всем наладить жизнь одним решением. Говорю: «Иди, зажги там за двоих, проконтролирую всех, все будет хорошо». И ребята, влекомые могучим паровозом жажды снега, уходят наверх.


А те, кто поднимается из последних сил, с облегчением валятся на рюкзаки, глотают чай и собирают сплиты в ожидании дырки в облаках.
Зато нижние поля мы прочертили первыми! Все довольны, на выкате посмеиваемся над собой.


В лагерь возвращаемся часам к четырем дня – солнце жарит так, что все сразу раздеваются до трусов и вывешивают все, что можно вывесить, на просушку. Жаль, ботинки нельзя повесить! Вывешиваю хотя бы внутренники, чуть-чуть подсушить.


Ребята в восторге – опыт первопрохода диких склонов, кое-чему научились, никто не облажался, скатили хорошо, бодро. За мою сегодняшнюю долю инструктора мне достается обжигающий глоток неучтенки – чачи. Горнопляж!

фотка Ани с другого дня, но сюда она наиболее подходит по смыслу:))
Народ приезжает через полтора часа, вдохновленный до предела, спуск был прекрасный. Довольно крутой верх, затем интересные по рельефу уклоны, напоминающие Чегетский Пирожок, с вариативным выходом, а затем фановые среднего уклона поля до самого выката.
А вечером – закат...

 фото Ромы Зварыча
На следующий день решаем дойти до развилки, а потом уже думать, куда податься. И – следы мишки идут нам навстречу. Т.е. ночью он спустился с Малого Хорисара и ушел куда-то на западный гребень. Вот и славно! Тогда мы пойдем на Малый.
Идется в этот день легко, радостно скачу в первых рядах.


Подъемная тропа очень приятная, по широкой, живописной долине, сначала идет ступеньками, потом, у перевала, приходится выстегнуться (кошки есть не у всех) и по жесткому крутому склону налево, набрать еще метров 150. И дальше еще столько же скитуром, уже на точку старта. Вроде и набор больше 800 метров, а добежали очень быстро.


Балу настраивает свой дрон. А я боюсь его, как курица ястреба, поэтому быстро прилепляюсь к сепаратничающим Мидведу с Пузаном и укатываю за ними в дальние какие-то дырки между скалами, на разведку, будь что будет! Встрянем так встрянем, камуса есть.
Мальчишки дурачатся от радости бытия:


Однако, ожидаемого квеста не случилось, парни с ходу выкатили ровно и прекрасно, по задуманному, цепь ровных, среднего уклона кулуаров, круглые холмики, которые сладко перемахивать на скорости, извилистый желоб на выходе в подъемную долину. Кайф! Эту гору можно катать целый день, если не спускаться каждый раз в базовый лагерь, то три спуска – легко.
Загораем с Анной в ожидании приезда остальной группы.


Больше катальных дней не случилось в этом апреле, кто-то сумел поймать связь, вылезти на гребень, посмотреть прогноз. А он обещал нам назавтра опять дождь и туман. И мы собрали вещи и свалились вниз по ближнему крутому кулуару, выводящему прямо в Трусо.
Спуск был совершенно эпичный! С самого верха мы запускали наперегонки свои тяжелые рюкзаки, т.к. деваться им там совершенно некуда, только кувыркаться вниз, к дороге. Болели, делали ставки, чей дальше пролетит! Мой баул из тезы, кстати, хоть здесь себя проявил прекрасно и всех обогнал. Но застрял, как и остальные, в лавинном выносе, пришлось ехать подпинывать его. Так мы и катили до низу: я дугами вокруг него, а он медленно кувыркался по прямой. Жаль, на видео никто не снял. Вальс бордера и баула, лыжницу Настю, сделавшую сальто в попытках подтолкнуть собственный рюкзак – в общем, ржачных моментов было много.
 
А внизу нас встречает Леша Антоненко с шестью литрами пива! Я его, вообще-то, не люблю (пиво в смысле, Леша-то ангел) и не пью практически – но тут оно было в тему и доставило всем кучу радости, наверх алкоголя не брали, только неучтенкой немножко проехало.
 
Грузимся – и домой, там нас уже ждет завершающий банкет: шашлык, вино, хинкали, а главное – сухие носки и ботинки!
Балу исполнил общую мечту - разулся еще в машине :))
До ночи сидим у костра во дворе, вспоминая веселые моменты. Это первый опыт лагеря на плато Хорисар, да и вообще, первый опыт бэккантри-лагеря такого формата. Все здорово, но удалось много меньше, чем было задумано. Думаем, как оптимизировать все на следующий год.


Мне лично понравилось:

 - Место. Место шикарное, удобное для весеннего лагеря, вдали от цивилизации, много интересных склонов вокруг, мы катнули только самые очевидные и ближайшие.
 - Сам формат некоммерческого лагеря. Вступительный взнос был чисто символический – на завершающий банкет и всякие мелкие расходы организаторов, но в теории, никто никого не должен был пасти, гиды идут катать для себя, как все остальные райдеры. В то же время, случись что, двадцать человек на одной волне рации – лучше, чем три-пять. Плюс – пообщаться с себе подобными, вместе живя на высокогорье – что может быть интереснее? Идея прекрасная, я готова ездить в лагерь такого формата каждый год и радоваться тому, что позвали.
 - Атмосфера и люди. Все фанатики снега и гор, все настроены были на праздник своими руками и делали праздник своими руками, несмотря на противодействие циклонов и мелкие неувязки.


Что надо бы сделать:

 - Наверное, нужно сделать чуть пораньше даты. Снег наверху был хороший, а вокруг лагеря уже сыроватый, красивые, крутые кулуары вокруг базы были некайфовы именно из-за снега.
 - Сушилку для ботинок! Как – надо думать. Либо генератор притащить наверх. Либо сделать базовую палатку с печкой, вокруг которой можно развесить обувь. В спальниках внутренники не сохнут, мыльницы не сохнут в принципе, а бедным лыжникам в холодное утро вообще надеть боты – проблема.
 - Печку или генератор на себе не припрешь, значит – надо как-то сделать заброску. Санки хотя бы! Вчетвером их затащить на веревке по крутому кулуару. Или лошадей нанять, чтоб зашли по пологой дороге.
 - Если делать объявление о лагере на сайте, а не рассылать приглашения по личкам, надо четче оговаривать необходимые райдеру в лагере знания и умения. А также тот факт, что кататься они будут без гидов, сами отвечать за себя. Реально, некоторые из нас, при всем своем энтузиазме и готовности к подвигам, думали, что лагерь будет в 100 метрах от поселка, кататься в диких горах не сложнее, чем между трассами Гудаури, а лавины бывают только в кино про Аляску. Значит - не донесли.
 - Надо брать фальшфеер от медведей. Хозяин нас не тронул и даже не показался, но кругами ходил, в крайний день следы уже были прямо под скалой вдоль лагеря. В лагере хранится и пахнет еда. Это, по-любому, притягивает оголодавшего мишку. Впрочем, возможно, в конце марта он еще спит, и проблемы этой не будет.
 
Но, в общем и целом, было очень здорово и познавательно, спасибо Антону, Хуану, Диме и Косте, выдержавшим весь этот недельный квест, и Саше Балицкой, стоически направляющей наше броуновское движение.
Спасибо всем ребятам за праздник общения yes
 
Снега всем и солнца в следующем сезоне!
 

фото Balázs Bojkó
+15
  • 211
  • 91
  • 82
0  
kuba    3 Июня 2016 (17:19)   #
что то я пропустил...
  • 8
  • 8
  • 17
0  
цаца    3 Июня 2016 (17:51)   #

Куба, ну я тебе не писала, да, ибо ты же в Поляне работаешь, начало апреля еще сезон... Прости! Место красивое и интересное, я вообще люблю горы в этом районе, там  много хорошего, красивого скитура, который год уж бродим и еще куча мест, до которых не дошли - Чаухи, например, безумной красоты место. В этом году завалило дорогу в Джуту возле Каркучи, надо было бросать машину и еще 8 км до Джуты вверх, а потом еще километров 10 скитуром до поляны Альплагеря. Короче, целый световой день только заброска будет, мы погуляли с часик за завалы, и дальше не пошли, у нас было всего два дня погоды, не успели бы. Там же - обратка Сиони. Антон с Хуаном в этом году много чего нашли интересного и нехоженого...

0  
Yurij    6 Июля 2016 (16:16)   #
smileyБраво !!!! , ))) но Медведову бороду жаль )))