+5

Хели-ски Весь Мир

kuba Лента автора 15 Июля 2014 (08:07) Просмотров: 1409 4

О! Это волшебное слово! Многие фрирайдеры об этом мечтают, но не у всех мечта сбылась. Во всем мире более сотни компаний дарят тысячам лыжебордеров это несказанное ощущение целины...
 

Только хели-ски! Только павдер!

История
Первыми вертолеты в массовом порядке стала использовать армия США, начиная с 1940 года. Сначала это были единичные машины, но в 1942 году производство стало массовым.
Видимо, военные хелискиеры и были пионерами. По крайней мере, известны факты заброски диверсантов в Альпы на вертолете и их эвакуации в 1944 году. Алистер Маклин использовал этот факт в одном из своих детективов.

Вертолет SIKORSKY R-4 с автором на борту. Возможно первый транспорт для хелискиеров.

А официальная история отсылает нас в середину 50-х годов, на Аляску. Военный летчик Чет Симмонс, имеющий за спиной боевой опыт и гид Майкла Козада скинулись на вертолет. И!..
И пошло, и поехало… И полетело…


Мои изыскания дают основания назвать дату рождения хели-ски в нынешнем понимании - 1953 год.

Белл 47 G3B-1 - с него начиналось хели-ски на Аляске. Год выпуска 1945 - 1976.

Но истинными пионерами, освоившими доставку лыжников в горы, являются классические самолеты. Уже в 20-х годах были известны факты заброски на ледники Альп и Гренландии. Этот способ изредка применяется и сейчас. В Новой Зеландии есть даже официальный маршрут на Тасманский ледник.


Иногда самолетный вариант используется и в США, Канаде.


Отец Шейна Макконки отжигает! 50-е годы.

Сейчас хелискиинг получил развитие практически на всех континентах, где есть горы и снег. Разве, что Австралия и Африка отстают в этом плане.)
В каждом регионе сложились свои исторические традиции проведения хели-ски. 

Вертолеты
Большей частью используются легкомоторные машины 4-6 местные.


Самые популярные в хелискиинге вертолеты -  Bell 407 или Eurocopter В3.

Но Россия и страны СНГ пошли своим путем – у нас забрасывают на средних вертолетах МИ-8 и его модификациях.


МИ-17 в деле.

За пределами России компании хели-ски обычно имеют свои собственные вертолеты. В России я не знаю ни одной такой. Обычно вертолеты берут в аренду у авиакомпаний.
Подробности в отдельной статье.

Правила и тактика


Сейчас устоялся определенный стандарт, формат хели-ски.
Участники однодневных программ (они, как правило, проводятся вблизи цивилизации, курортов, населёнки) живут в своих отелях, или приезжают из дома.

Многодневные туры (как правило, 7ночей – 8 дней) предполагают проживание в отдаленной местности. Условия размещения от аскетичных хижин до полноценных отелей до 3*, с шеф-поваром и баром.


Избушка пионеров хели - 11.CMH-Heli-Ski-lodge.

Непосредственно в программу входит:
Инструктаж по лавинной безопасности (иногда и краткий тренинг).
Обязательное оборудование: БЩЛ (бипер, щуп, лопата), рация. В последнее время стало массовым применение снаряжения.
Катание проводится в сопровождении гидов.


Обычно в малочисленных группах только один гид. В зависимости от ситуации он либо сам прокладывает линию спуска, либо запускает по ориентиру наиболее продвинутого катальщика. Спуск «по одному» или если позволяет лавинная ситуация возможны групповые спуски с общим стартом.

В больших группах (в России, обычно, от 12-14 человек. Максимум, что мне известно - 26) Обычно 2-3 гида – открывающий и закрывающий.
Число спусков в зависимости от программы и погоды от 3-х до 10-12.
Перепады спусков до 2 км, суммарно до 7 000 – 10 000 м. Последняя цифра явно для «серьезного» контингента.
В большинстве программ включен пикник-обед в середине дня.



Стоимость
Это основной ограничитель для роста массовости хели-ски. Занятие недешевое. Статистику никто не ведет, но по-моему мониторингу стоимость одного спуска колеблется в районе 150 – 250 долларов. Естественно зависит от продолжительности тура и аппетитов организаторов.
В качестве примера данные о стоимости хели-ски в Новой Зеландии.



Обычно в программу входит:
- трансфер;
- проживание;
- питание;
- катание.
Перелет до ближайшего аэропорта, алкоголь, аренда снаряжения, девочки – оплачиваются отдельно.

В России большинство многодневных программ (однодневных не практикуют, но есть разовые исключения) стоит в районе 200 000 рублей.

В Средней Азии стандартные  многодевки (7н/8дн) $4000 – 7000.

Регионы и условия катания


Максимальная высота забросок, как правило, не превышает 3500 метров над уровнем моря. Но в отдельных случаях бывают и выше, но это специальные и эксклюзивные программы. Впрочем, в Индии 4000 метров, это обычная высота старта, бывает и выше.

Вожделенный снег – свежий павдер. Обычно он часто бывает либо в северных широтах, либо высоко в горах. Но бывают и засады – снег задут и уплотнен. Для кого-то, типа павдерных наркоманов, это трагедия. Но против матушки-природы не попрешь. Но, и по такой целине катать все же лучше, чем по разбитым склонам курортов.

Качество снега во многом зависит от гидов. Хорошо знающий регион хели-ски гид, всегда найдет спуски по мягкой целине. У каждого такого профи, есть «нычки», заветные кулуары, удачные экспозиции склонов для «хард сноу дей».

Погода. Она бывает нелетная, увы. Организаторы пытаются компенсировать этот негатив движняком – катанием на снегоходах, сноукайтингом и другими развлечениями.

Доступность
Вполне доступно для катальщиков-фрирайдеров среднего уровня.
Ранее практиковалось тестирование катальщиков. Теперь, насколько я знаю, этот процесс виртуальный.
От степени подготовки зависит темп катания и соответственно, число спусков.
 
Анонс
В следующих статьях я расскажу об особенностях катания в разных регионах вселенной.


Автор с гидом хели-ски после полетов
+5
  • 3
  • 1
0  
Vlad2005    15 Июля 2014 (08:17)   #
Спасибо, весьма познавательно.

PS: табличка с сайта Powderhounds?
0  
jr    16 Июля 2014 (00:32)   #
Куба, имхуется, что на фото в деле красная восьмерка, а не Ми-17.
  • 6
0  
rustigillo    16 Июля 2014 (20:24)   #
Наверное стоит добавить что не везде хели-ски возможен, во Франции например, запрещенно.
  • 1
0  
NастасьЯ    17 Июля 2014 (16:06)   #
А почему именно во Франции запрет?