+16

Не стало первого Чемпиона России по горным лыжам (1937 год) - Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера

horohoro Лента автора 18 Июля 2016 (17:26) Просмотров: 1434 10


В прошедшую субботу ушел из жизни легендарный фотограф, первый мастер спорта СССР по горным лыжам, первый чемпион СССР по скоростному спуску и первый человек, спустившийся на горных лыжах с вершины Эльбруса - Вадим Гиппенрейтер. Он умер у себя на даче, не дожив десять месяцев до 100-летнего юбилея.
 

Путешественник, горнолыжник, альпинист - и самый известный фотограф нашей страны. На всех его фотографиях — только Россия: Кольский полуостров, Карелия, Белое море, Кижи, средняя полоса, Урал, Камчатка,Курильские и Командорские острова, природа и памятники архитектуры. За долгие годы, посвященные фотографии, Вадим Евгеньевич ни разу не пользовался цифровой техникой.

Родился мастер  22 апреля 1917 года в Москве.

«Я вырос на берегу Москвы-реки, с малого возраста был предоставлен самому себе. Уже с 5-7 лет мог запросто просидеть на берегу речки в ожидании рассвета, с крохотным костерком. Самое таинственное время — это когда ночь кончается и появляется первый просвет. И так продолжалось всю жизнь.

По природе я, конечно, биолог. Но с биофака меня выгнали за то, что у меня отец дворянин. Потом приняли в медицинский институт как спортсмена — я к тому времени был уже чемпионом Москвы, чемпионом СССР, а в 1939-м году первым съехал с вершины Эльбруса.

В мединституте очень хорошо преподавали общую биологию. Но врач должен быть узким специалистом, а меня это не устраивало — положить жизнь на одну специальность. Я перевёлся в художественный институт и окончил его в 1948-м году. В это время был расцвет культа личности, деньги платили только за портреты вождей. Этого я тоже делать не умел. Поэтому я проработал 20 лет тренером по горным лыжам, занимаясь при этом фотографией.

Снимать я начал в раннем детстве. В каждой интеллигентной семье были деревянные фотоаппараты — и российского производства, и заграничные. Лет с семи мы уже совали нос во всю эту аппаратуру, ставили камеру на штатив, накрывались тряпкой, по матовому стеклу строили картинку. И когда собирались родственники, нас заставляли фотографировать. Снимали на стеклянные пластинки, сами их проявляли при красном свете — весь процесс был в руках»
.
 
В 1934 году, в 17 лет, Гиппенрейтер начал кататься на горных лыжах под руководством австрийца Густава Деберли, а в 20 лет выиграл чемпионат СССР по слалому и скоростному спуску. В дальнейшем он трижды завоёвывал титул чемпиона Советского Союза по горным лыжам. С 1937 по 1960 год работал тренером по горным лыжам спортивных обществ «Вита» и «Зенит».

Юлия Гиппенрейтер (жена мастера), Алла Васильева, Евгения Кабина-Сидорова. Первенство СССР 1952 года, Алма-Ата, Чимбулак
В 1948 году получил образование скульптора, закончив Московский художественный институт имени Сурикова. После института увлёкся фотографией. Занимался альпинизмом. Очень известны фотоальбомы Вадима Гиппенрейтера «С Камчатки». В течение года Вадим Гиппенрейтер снимал извержение вулкана Толбачик на Камчатке (1975).


 
«На Камчатку я ездил в течение 40 лет. В первый свой приезд я познакомился с вулканологами и потом был в курсе всех событий на Камчатке. Как только там что-нибудь происходило, мне сразу сообщали, и я ехал туда. Про извержение вулкана Толбачик я знал заранее. Целый год длилось это извержение, то затихало, то снова возникало, и целый год я там снимал. Многие люди с аппаратами избегают этих съёмок, потому что там без конца сыплется на голову пепел, воды нет, дождевая вода — кислая, в ней никакая еда не годится… Один аппарат мне разбило вулканической бомбой — куском застывшей лавы.



Есть фотография, где я сижу и что-то делаю, а сзади рушится лавовый поток. И чайник стоит на куске горячей лавы. Снял меня вулканолог Генрих Штейнберг. Я ему говорю: «Давай садись на моё место, теперь я тебя сниму». Пока мы менялись местами, прилетел булыжник и врезался в крышку чайника, заклинил ее намертво. И на следующем кадре Генрих сидит уже с этим чайником.

Никто не знал, когда кончится извержение. Приходилось постоянно ездить в Москву за плёнкой. Привозил запас плёнки в расчёте на то, что мне хватит на съёмку. Но извержение продолжалось, плёнка заканчивалась, приходилось снова лететь в Москву. В какой-то момент всё закончилось, и наступила абсолютная тишина. Это было очень непривычно, потому что мы уже вжились в непрерывный грохот. Изверженные породы вступают в реакцию с кислородом, начинаются новые химические процессы, новый разогрев той же самой лавы. И через 10 лет я поехал туда снимать эти процессы. Так что материала по Толбачику у меня хватит на 10 альбомов».


 
По словам его ученика, Антона Ланге: «Масса фотографов, которые сейчас осаждают все экзотические места России и все время норовят сказать, что они там первые, и до них там никто не снимал, они ошибаются. Вадим Евгеньевич сделал первым классические съемки, самые его знаменитые - это вулканы Камчатки". 

Вулканологи на фоне извержения вулкана Толбачик (1975), Вадим Гиппенрейтер

"Он снимал все крупнейшие извержения камчатских и курильских вулканов на протяжении 30 лет. Он сделал классические съемки русского севера, Урала, Дальнего Востока, Средней Азии. Причем, это были соло-экспедиции. Он был вообще одиночка, соло-покоритель. Не случайно другая сторона его жизни была связана со спортом и альпинизмом".

Братья Преображенские и Вадим Гиппенрейтер, 2005 год, горнолыжные соревнования Кубок памяти Л.А.Сорочана, фото из архива В.Комарова
 
Он также рассказал, что Гиппенрейтер стал чемпионом СССР по альпинизму и горным лыжам еще до Великой Отечественной войны. "Вадим Евгеньевич был человеком из той эпохи, когда люди в одиночку покоряли Эверест, пересекали Северный полюс. Я с гордостью считаю его своим учителем, познакомился с ним, когда мне было всего 12 лет, в 1975 году, как раз, когда были сделаны легендарные съемки вулканов. И с тех пор нас связывали близкие отношения, насколько это возможно для такого строгого, спартанского образа жизни человека, и мало кого к себе допускал", - отметил Ланге.



Гиппенрейтер активно работал и был в прекрасной спортивной форме даже в 80 лет. Он снимал только на пленку, старыми камерами, камерой "Москва", самодельной деревянной камерой на листовой слайд, снимал медленно, спокойно проводил несколько дней без единого кадра.

«Я всю жизнь снимал камерой, сделанной в 1895 году. Причём я её сам доводил до нужной кондиции — под современные кассеты и объективы. А уклон задней стенки камеры, возможность смещения передней стенки вверх-вниз и в стороны — подвижки, которые исправляют перспективу, основа широкоформатной съемки — были в деревянных камерах ещё в те времена. Это были настоящие профессиональные фотоаппараты. Мой отчим говорил, что хороший фотограф снимет и стеклянной пуговицей. 

Снимал деревянными дореволюционными камерами, начиненными современной оптикой. Там, где можно было снимать не спеша, ставил штатив, накрывался тряпкой, и пока не утрясал кадр, от этого места не отходил. Менял эти камеры лишь на широкопленочные аппараты, когда ехал куда-нибудь в горы, где тяжело управляться с тяжелым штативом. Камера большого формата 13х18 имеет все уклоны, можно увидеть качество поверхности, есть возможность перспективных исправлений, введения в резкость отдельных планов. Работа с крупноформатным аппаратом ко многому обязывает, расширяет возможности. Начинаешь заниматься действительно фотографией. Вырабатывается правильное отношение.


Проявляю сам в ванной. Зачем ехать проявлять куда-то через всю Москву, если можно то же самое сделать дома в любое время суток? Я должен всегда знать, в чем я ошибся, если со съемкой что-то не так. Меня научил этому опыт работы с "Правдой". Однажды я снимал Таллиннскую регату. Мой знакомый Тимир Пинегин, легендарная личность, чемпион Олимпийских игр и мира, дал мне катер, чтобы я мог работать в любых условиях - и в шторм, и в волну. Яхты опрокидывались, погода была чудовищная. Я наснимал такого, что мало кому удавалось. Съемку запороли в "Правде". С тех пор все делаю сам».


Республика Коми. Плато Мань-пупу-нёр. Фото: Вадим Гиппенрейтер
 
Тем не менее, он автор огромного количества фотографий. Многие его работы созданы по канонам живописи. Глядя на них, кажется, что без компьютерной обработки здесь не обошлось – слишком нереальные цветовые аккорды. Его гигантский архив еще требует осмысления, издания, статуса национального достояния.

«Нельзя щелкать бездумно всё подряд. Самодисциплина и хорошая физическая подготовка важны, чтобы преодолевать все трудности, связанные с походной жизнью. Я говорю, конечно, о фотографе, которому приходится природу снимать. Надо стараться избегать "открыточных" снимков. В природе самое интересное - плохая погода, с дождем, снегом, ветром, тяжелыми серыми тучами».
 
Вадим Гиппенрейтер - автор почти 50 альбомов, уникальных фотографий самых неизведанных уголков нашей страны. Указом Президента Российской Федерации в 2012 году был награждён орденом Почёта.

 

РАБОТЫ И ВЫСТАВКИ
Автор 28 фотоальбомов по тематикам спорт, искусство, природа, в его архиве около 50 тыс. форматных слайдов. Золотая медаль Международной выставки «ИНТЕРПРЕССФОТО» (1966). Член Союза журналистов СССР, член Союза фотохудожников России.

Изданные фотоальбомы:
  • Сказки русского леса. М., 1967.
  • К вулканам Камчатки. М., 1970.
  • Теберда — Домбай. М., 1970.
  • Заонежье. Музей-заповедник под открытым небом. М., 1972.
  • Командоры. М., 1972.
  • Новгород. М., 1976.
  • Вершины впереди. В горах Кабардино-Балкарии. М., 1978.
  • Рождение вулкана. М., 1979.
  • Мещерская сторона. М., 1981.
  • Мелодии русского леса. М., 1983.
  • Времена года. М., 1987.
  • Средняя Азия. Архитектурные памятники IX—XIX вв. М., 1987.
  • Гармония вечного. Древнее искусство Карелии. Петрозаводск, 1994. 
 
*Интервью Юлия Орлова с Вадимом Гиппенрейтером, сделанное 12 лет назад - здесь
+16
  • 5
0  
Captain Stakan    18 Июля 2016 (19:33)   #
Каждый раз, когда читаешь про уход таких людей, кажется - что уходит целая эпоха. Интересно, сейчас такие еще родятся?
+5  
alrok    18 Июля 2016 (21:06)   #
Спасибо этим великим старикам, что они были.
Они прокладывали те  тропинки, на месте которых сейчас широкое шоссе и мы по нему летим, не задумываясь, что так было не всегда.
Вечная память и земля пухом...
  • 22
  • 10
  • 5
0  
serge fly    23 Июля 2016 (02:41)   #

Я бы так не сказал. Какое шоссе? Кто летит? "Не задумываясь"
"Первый чемпион СССР", Крупноформатная камера (довоенная камера 13x18, в современном виде этот формат редок, дорог (и средним-то форматом снимает элита) и специфичен, отнюдь не для широкого шоссе), три института, "жить в пейзаже" на лету, что ли, "не задумываясь"? Человек поехал на Байкал и не сделал ни одного снимка, не оттого, что плохой фотограф, а оттого, что как раз не на лету... любой фотограф "с шоссе", привезёт сотни фото, сделанных за пару дней. Единицы "живут в пейзаже".
Гиппернейтер - уникальный.

про "спасибо" - все верно!
Ещё немного:
http://www.rosphoto.com/portfolio/vadim_gippenreyter_peizaj-17

0  
alrok    25 Июля 2016 (14:29)   #
"Не задумываясь" - это не про Гиппенрейтера, боже упаси, а про нас, грешных.
А шоссе?...
Много людей, сейчас катающихся в Подмосковье, помнят, как поднимаются по склону пешком "лесенкой", периодически сдвигая линию подъема, чтобы утоптать подразбитый лыжами склон? Ибо подъемников почти нет, а те, что есть - только для "своих"
А люди поколения Гиппенрейтера начинали вообще без подъемников. Сплошной скитур и фрирайд без выбора. Только тогда это еще так не называлось.
Так вот, подъем только пешком - тропинка.
Шуколово 70-х - грунтовка.
А сейчас в Тягачах - шоссе многополосное (хотя и короткое wink). Подъемники, ратратки, искусственное оснежение...
Примерно так. Как аналогия.
Теперь понятнее?
smiley
Кстати, в зимней шуколовской избе в моем детстве были люди из компании Гиппенрейтера.
 
0  
Владимир Кинёв    24 Июля 2016 (05:52)   #
Вместе с Вадимом Гиппенрейтером ушла эпоха  начала развития горных    лыж в СССР . Они были первые и великие   !
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    30 Июля 2016 (15:28)   #

Да, были люди в наше время... Теперь таких не делают уже давно.

 

Интеллигентный человек должен уметь фотографировать чем угодно, хоть стеклянной пуговицей.

 

http://www.gippenreiter.ru/

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    30 Июля 2016 (19:23)   #

Спасибо этим великим старикам, что они были.
Они прокладывали те  тропинки, на месте которых сейчас широкое шоссе и мы по нему летим, не задумываясь

...выбрасывая из окон наших навороченных тачек пустые бутылки из-под пива и использованные презервативы. Иногда блюя на лету - чтобы не останавливаться, не тормозить - из опущенного окна. Стоило ли ради этого прокладывать тропинки? Счастье стариков, что они этого уже не увидят.

0  
alrok    30 Июля 2016 (19:39)   #

...выбрасывая из окон наших навороченных тачек пустые бутылки из-под пива и использованные презервативы. Иногда блюя на лету - чтобы не останавливаться, не тормозить - из опущенного окна. Стоило ли ради этого прокладывать тропинки? Счастье стариков, что они этого уже не увидят.

Такое тоже бывает, что уж тут сказать...
Слава богу, такое не в 100% случаев, попадаются и достойные граждане, за которых старикам было бы не стыдно, надеюсь.
  • 1
0  
greg17    31 Июля 2016 (15:37)   #

...выбрасывая из окон наших навороченных тачек пустые бутылки из-под пива и использованные презервативы. Иногда блюя на лету - чтобы не останавливаться, не тормозить - из опущенного окна. Стоило ли ради этого прокладывать тропинки? Счастье стариков, что они этого уже не увидят.

А ты разве этим занимаешься? Я лично нет, и все мои друзья и дети и дети друзей тоже нет  Вообще неужели другого места не нашли поспорить? Ведь все хотят сказать одно и то же а в итоге начинается всякая хрень Извиняюсь, сорвалось, помолчим

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    31 Июля 2016 (19:33)   #

А ты разве этим занимаешься? Я лично нет, и все мои друзья и дети и дети друзей тоже нет  Вообще неужели другого места не нашли поспорить? Ведь все хотят сказать одно и то же а в итоге начинается всякая хрень Извиняюсь, сорвалось, помолчим

По сравнению с предметом данной ветки - все мы занимаемся именно этим.