Подписка на новости
Отписаться можно будет в один клик

Прямой эфир

В Майрхофене началась подготовка к строительству канатной дороги Möslbahn
Экология - это хорошо, конечно. Но я бы не забывал про то, что Майрхофенские власти всегда отличались... cymax 19.10.2017
Какой будет зима в Европе и России? А везде по-разному...
Что-то кот плохо обрастает к зиме, чует тепло что ли ....   Этот штоли? )   МилЧеловек 19.10.2017

Приполярный Урал и Полярный Урал. Весенняя разведка вслепую

цаца, Лента автора 17 Мая 2017 (15:44) Просмотров: 2142 89
В этом году очерки про разные вкусные места начинаю с конца сезона. Ну так вот получилось. Лучше, как говорится, задом наперед, чем никогда laugh

 

Апрель – сложное время для горнолыжника. Небесная канцелярия еще посылает снежные тучи то - туда, то - сюда, лента новостей пестрит снежными фотками. Можно сорваться под снег и в горы Кавказа, в Сибирь и даже в Скандинавию. Но вся эта радость обычно на три-четыре дня, дальше весна возвращается и выпавший, было, снег плавится под горячим солнцем,  стекает с гор опасными тяжелыми потоками. Более-менее гарантированная погода для катания только на севере. В районе Полярного круга.

Вернулась с Кавказа и думаю - закрывать сезон, подкопить жирок на летние маршруты, или махнуть еще раз куда-нибудь на майские? А тут вдруг звонок из Инты. «Это Саша, мы вас читаем, и друзья из Сыктывкара с вами катались… Хотите приехать на несколько дней к нам в гости, в нацпарк Югыд-ва,  на турбазу, походить, поскитурить, посмотреть на горы? Мы едем на следующей неделе, как раз подкинем!». От неожиданности отвечаю что-то уверенно-невразумительное, обещаю подумать.

Инта? Югыд-ва? Где это? Там, вообще-то, есть горы? Набираю в поисковике «Инта, национальный парк» и вдруг вижу картинки шикарных вершин. Лидирует, конечно, Манарага, магической красоты гора, которую не раз видела во снах. За ней идут гладкие и черноухие как сиамские кошки, горы долин Косью и Кожим – Колокольная, Санаиз…

 Манарага. Фото Леонида Скальского.
В общем, где-то на этом моменте я уже торопливо одной рукой открываю сайт РЖД, а второй набираю номер и говорю: «Я еду, еду! Сколько ребят мне можно позвать с собой?». Решили для начала сгонять на разведку, мини-группой в три человека. И вот, через неделю, двое сыктывкарцев, скитурщики и кайтеры – интеллигентный и юморной сплитовод Марк и огромный синеглазый МЧС-ник Володька с лыжным чехлом садятся ко мне в купе на станции Микунь.

Наша маленькая команда. Пережидаем в ямке налетевший буранчик. Обычное занятие в северных горах:)
Вокзалы Северной железной дороги, вообще – сплошное умиление. Уютные, небольшие и чистые станции с колоннами, нехитрый соцреалистический классицизм 50-х годов. Там везде стоят стойки с книгами. А рядом – кофе-автомат, и кофе очень вкусный. Можно купить чашечку кофе и взять понравившуюся книгу в дорогу. Бэзвозмэздно, т.е. даром. А можно оставить там уже прочитанную, для других пассажиров. Вторая жизнь книг. В основном, книги советских авторов. Залыгин, Серков, мой земляк Солоухин. Я люблю бумажные книги, и на каждой длинной станции хожу кругами вокруг этих тихих артефактов ушедшей романтической эпохи освоения новых земель.

На вокзальной площади Инты нас ждут два Трэкола – эти вездеходы с широченными мягкими колесами – самый популярный транспорт в тундре и лесотундре. Они спокойно переезжают неширокие реки и болота, весьма шустро переваливаются по бугристым грунтовым дорогам. В общем-то, вахтовка ГАЗ-11 и Трэкол – единственно возможный здесь транспорт. Еще повсюду снегоходы и небольшие гусеничные вездеходики. Асфальт есть только в городах. Основной грузопоток и пассажиропоток между городами идет по железной дороге. Одноколейная Северная Железная дорога до Лабытнанги и Воркуты – единственная жизненная артерия.


Через четыре часа мы на базе Орлиная, по дороге нас ждет небольшой облом – администрация заповедника  Югыд-Ва запретила взять с собой мощный снегоход, на котором мы планировали подброски к подножию дальних хребтов. Предлог – «а вдруг вы будете охотиться?». Все мои объяснения, заверения и клятвы просто не работают. Мне либо не верят, либо есть какие-то подводные камни, которых я не знаю.

Вообще, для посещения заповедника официально нужны пропуска, на их выправление и ушла неделя подготовки. Кроме заполнения анкеты, что на сайте, требовали точный маршрут с местами остановок, расписание по часам… а какое у скитурщика расписание? Встал утром, если небо чистое – побежал на высокую гору. Если метель – поднимаешься по ущельям, где деревья, если дождь - сидишь и дегустируешь местные напитки. Но в районе Приполярного Урала скитура в нашем понимании, т.е. радиалок ради хорошего катания на горных лыжах, не знают. Там скитур – это многодневный поход на узких лыжах, в пластиковых ходовых ботинках с рантами. Палатки, печки, сани, подъемы на перевалы … «спуски технические» (с).

Вот такие узенькие камуса на Приполярном в тренде
В итоге я, устав от препирательств, заплатила восемьсот рублей за какую-то мифическую стоянку непонятно где, на том и помирились. За неделю до нас в новый приют под Манарагой ездил Леонид Скальский с вертолетом, кучей снегоходов и т.п., я видела фотки в сетях, очень интересные радиалки они походили в самых сладких районах.

Гряда Колоколен. Фото Леонида Скальского.
Спрашиваю у администрации заповедника: «Почему ему можно было притащить кучу техники, а нам нельзя?». Ответ выдают нелепый и надуманный: «Потому что он со стороны Печоры заезжал в заповедник, а вы через Инту!». Логики нет. Ну, впрочем, на турбазе нам обещают снегоход все-таки раздобыть через пару дней, и мы в надеждах.

Приезжаем часа в три дня. Сразу обуваем лыжи и бежим к подножию ближайшего Малдинского хребта. В зоне деревьев тепло, подход 4 километра, очень живописная тропа. На подъеме начинает некисло задувать, хотя тропа на перевал по руслу ручья Балбанью легкая и приятная.


Сразу бросается в глаза сугубо северный рисунок скал и снежных застругов. Асимметричные ромбы, веерные карнизы и мульды, похожие на крыло ворона – графика шаманского бубна рождается ветром прямо на наших глазах. Склоны жестковаты, какое-то время ищем поле для спуска помягче, без бетона и камней. Находим приличный неглубокий кулуарчик восточной ориентации, подветренная сторона оказывается вполне мягкой и веселой. Вниз! Сначала быстро, потом медитативно катим по долине ручья к дороге. По ней, толкаясь палками, докатываем до веселого спуска к мосту, за которым наш домик. Ну – практически ски-ин!

Малдинский хребет
Вечером сидим в уютном теплом домике над ручьем Тэла-шор и решаем, что же делать, и как выкрутиться без снегоходных подбросок. Про Манарагу нечего и думать – до нее 35 км по прямой. Идти до следующего хребта – заманчивой и снежной горы Колокольная – 12 километров в одну сторону. Плюс  сами подъемы. Далековато. В четыре утра выходить откровенно не хочется, устали с дороги. Подумав, решаем использовать силу ветра и поехать в окружную на кайтах через поля, потом прикопать их у подножия Колокольной и подняться уже на скитуре.


Идея простая и прекрасная, утром с энтузиазмом доходим свои четыре километра до полей и разворачиваем кайты. Их у нас два, но у Володьки большой 12-метровый, при твердом ветре 5-6 метров в секунду он легко тянет двоих, я цепляюсь на фал. Потренировались с полчасика, самым сложным оказались развороты вдвоем на другой галс под большим углом – но приладились. И вот мы под парусами начинаем уверенно двигаться в сторону Колокольной, ура!

Наша цель - гора Колокольная
Радовались, однако, недолго – ветер внезапно выключили. Посидели, подождали. Ветер включили на полчасика и выключили опять… увы. Небо затягивает тучами. Камусимся, выходим в верховья ручья Тэла-шор и спускаемся живописной долиной к Орлиным скалам. Медитативное, красивое место над рекой Кожим,  50-метровые отвесные скалы с гнездовьями хищников, летом это излюбленное место для остановок водников, сплавляющихся по реке.


Вечером на кухне Володька травит байки из жизни северных отрядов МЧС. В основном, им приходится заниматься поисковыми работами, пропадают охотники, рыбаки, грибники, туристы. Иногда даже живыми находят, но чаще, конечно, мертвыми, отсюда черноватый юморок, я смеюсь в кулак и ужасаюсь одновременно.

 - Пару лет назад был вызов с одного из притоков Мезени – пропал местный рыбак, моторная лодка воткнулась в берег, соседи обнаружили, когда еще мотор не заглох, а самого рыбака нет, нужно найти. Оформляем командировку и едем.

А это самый север Коми, добираться туда дня два с половиной, сначала поездом, потом трэколом, потом на катере вверх по реке. В общем, найти живым выпавшего из лодки рыбака через такой срок шансы почти нулевые, да и все к тому, что утонул. Приезжаем в поселок, там живет знакомый охотник, служил у нас раньше, обрадовался, говорит: «Вы сегодня начните поиски, а завтра сходим на охоту, уток постреляем, да порыбачим, у нас сейчас рыбалка отличная! Потом еще поищем, я вам помогу».


А, надо заметить, по правилам отряда, мы ищем потеряшку, живого или мертвого, пока не найдем или пока не прошарим все возможные места. Как найдем, сразу транспортируем в морг или в больницу, сами возвращаемся на базу. Река большая, прошаривать кошками ее полностью – дня три-четыре может уйти, а то и больше. В общем, рассчитывали, что порыбачить с приятелем вполне успеем, это хороший бонус к такой невеселой работе.
Пошли с кошками по реке и р-раз! На первом же галсе цепляем что-то. Вытаскиваем – вот он, утопленничек, в двадцати метрах от лодки и лежал, под корягой. Сидим и смотрим друг на друга – что ж, получается, два с половиной дня ехали ради пяти минут работы? И рыбалки не будет?... Обидно!

В общем, мы его тихо привязали за ногу веревкой к кусту на берегу и сели к костерку, варить ужин. Не успели развести огонь, приплывают на лодке зятья погибшего и начинают с пеной у рта доказывать, что в реке его искать нечего, он ушел в лес, прочесывать нужно лес. Я им говорю: «Мужики, не кипишите, завтра найдем, все прочешем, посидите, чаю попейте с нами». Один вызвался идти за водой и черпает воду из реки прямо у веревки, торчащей из реки, над нашим покойничком. Поставили на огонь. Один из наших, глядя на это, насупился: «Я чай не буду». Отказался и второй, и третий. Я для приличия налил себе кружку, но тоже пить не смог.


В общем, пошли часик походить по лесу, чтобы успокоить зятьев. Один из наших наметанным глазом смотрит – тряпка какая-то из-под куста. Сунулся туда – а там лежит еще один, но уже давний, прямо скелет в фуражке. Ни лица, ни рук, все мыши и куницы поели, под ним целый мышиный город вырыт, грызуны расплодились, толстые бегают, непуганые. Документов нет, но зато в кармане фотка нашлась, по фотке один из наших вспомнил, что этого мужика мы искали с полгода назад, и совсем в другом районе.  Что делать? Оставили его мышам порадоваться еще на денек, а то опять, тащить, докладывать по рации... полежит и этот! Дорогу пометили, на закате порыбачили, хариуса наловили, утку в углях запекли. Ну, а на следующий день мы обоих наших потеряшек  «нашли», загрузили в мешки и увезли на вскрытие. Еще и благодарность получили за две находки, так бывает!

 
На третий день мокрая метель, туманит. Пока не сильно затянуло, доскитуриваем до красивой обзорной площадки.

Идем  дальше, на Малдинский, но оттуда нас быстро смывает, ни одной сухой тряпки на теле уже нет, хоть все и в гортексе, но заливает под лямки рюкзака, ветром заносит мокрые хлопья за ворот, в капюшон, видимость нулевая. На базу – лучше поздно, чем никогда! - привезли снегоход, налаживают. Но в нем уже нет никакого смысла, назавтра нужно уезжать, успеем покатать только короткие, но многоснежные спуски над базой. Тоже, кстати, в непогодный день – вполне себе каталка, между жирных сосен.

 В общем, несмотря на то, что покатали мы фактически один хребет, а к вожделенной Манараге не подобрались и близко, впечатлений осталась масса, и съездить еще раз надо. Но уже по-другому. География заповедника чрезвычайно растянута. Хребет от хребта отстоит довольно далеко. База от базы тоже. Поэтому, оптимально нужно делать программу следующую: забрасываться, например, на Орлиную, два-три дня кататься по Малдинскому, потом перекидываться на базу Санавож, от нее близко до Колокольной и Санаиза, это еще два-три дня хорошей каталки. Затем перебрасываться на Желанную, заходить на…  и от нее уже ехать на снегоходе до приюта под Манарагой, его построили только в этом году, теплый, новый дом.

Орлиная, на которой мы жили – самая уютная из всех турбаз заповедника. Деревянные просторные дома на пять-восемь человек с газовой плитой. Электричество весь вечер.


Прекрасная банька над ручьем, от нее лестница к расчищенной от острых камней купалке. Все очень красиво оформлено. Чуть выше по течению – водозабор и маленький, вылизанный до блеска, цех, здесь наливают и увозят в города знаменитую в Коми воду «Тэлашор», вкусную, как лимонад в детстве, с кучей нужных организму минералов.
Телефон директора турбазы: 8 912 1299332 Саша


Пешком реально дойти вдоль дороги километра 4, покатать склоны Малдинского хребта, перепады мы особенно не замеряли (вершины выдуты до камней, стартуешь всегда чуть пониже), но по ощущениям – около 400 м.

Санавож и Желанная – существенно попроще в бытовом отношении. Но поближе к знаменитым вершинам. По деньгам выходит примерно одинаково жилье и там, и там. Свежепостроенный приют Манарага в этом году работает бесплатно, что будет дальше – не знаю, там тоже сложности с администрацией заповедника, они ее на баланс брать не хотят.

В общем, район интересный. Но ехать надо группой в 10 человек (заброски на Трэколе дорогие) и не на четыре дня, а минимум дней на восемь, чтобы можно было пройти хотя бы три скитурных района. Каждый из них по-своему прекрасен и зрелищен. Погода переменчива. Кайтерам, кстати, раздолье, дует с гор довольно стабильно.


Налили мы сладкой Тэлашорской водички во все емкости с собой – и двинули назад в Инту. Вдоль дороги носятся жирные белые зайцы – у них период свадеб. Вдали мелькает росомаха, местный прожорливый и наглый хищник. Много следов оленей, здесь пасутся их стада. Вроде и круто все, а каталки очень мало получилось. Парни уговаривают меня поехать в Собь, в сторону Лабытнанги. "Две землянки, три яранги - это город Лабытнанги" - единственная информация, выскочившая из моей пустой головы по этому поводу. Но кататься хочется. И я уговариваюсь. Наша тройка продолжает путешествие по Северным просторам laugh

СОБЬ

Ночуем в Инте, у Володькиных друзей-спасателей, в шесть утра прыгаем на поезд до Сейды. Сидячий вагон, все местные, названия поражают мое воображение: Сыня, Чум, Сивая Маска. Спрашиваю у женщин – почему Сивая Маска? В вагоне обнаруживается библиотекарша, знающая местные легенды.

Было на этом месте стойбище знаменитого охотника, черноволосого, сильного оленевода. Храбр был он, на медведя ходил не раз. Но, однажды, медведь в единоборстве сильно мазнул его лапой по лицу и содрал всю кожу. Вылечил его шаман, но встал с постели охотник совсем седым, сивым. И лицо осталось неподвижным, одни глаза жили на нем. Маска вместо лица. Прожил он долгую жизнь и чум его всегда был богатым. В честь него это место и назвали.


В Сейде ждем местный поезд «бичевоз» Воркута-Лабытнанги. Два старых грязноватых вагона плюс два почтово-багажных, отчего остановки у каждого столба минут на сорок.  Пока стоим на перроне, приезжает ненец на нартах, встречать с поезда детей из Воркуты. Натуральный, живописный ненец, в малице с меховым капюшоном, перепоясанной вышитым поясом, на котором два ножа. Только вместо оленей нарты тянет… снегоход!


«Экономичней, слушай!» - говорит ненец, улыбаясь. Из вагона сыплются ненки в ярких, красивых платьях, с кучей детей, сгружают их в нарты, сами садятся сбоку и снегоход, взревев, пылит в тундру.

В вагоне тоже едут ненцы. Малорослые пьяненькие мужички в высоких пимах попрошайничают у всех выпивку, улыбаются, лезут обниматься, обнимут какого-нибудь русого парня и замрут с блаженным лицом. Похожи на детей лет десяти по речи и повадкам. Вахтовики и местные русские их гоняют, рычат на них. Спрашиваю – почему так? Оказывается, обнимашки у оленеводов в культуре, им очень приятно потрогать другого человека, погреться возле него, это принято, хорошо. Наша же гомофобия разве что по плечам похлопать близкого друга дозволяет. Плюс, моются аборигены редко, гигиену поддерживают скребками, шкуры выделывают какими-то кислыми растворами, запашок соответственный.

Живут они так же, как и две тысячи лет назад, общинами, большими семьями, родами, пасут тысячные стада оленей,
вернее, следуют за стадом, охраняют от волков. Любимая еда – оленья кровь. Только теперь называются они не стойбищем, а бригадой. Осталось с советских времен. Да вот еще – снегоходы у богатых бригад.

В остальном – ничего не изменилось. Чум из шкур, очаг в середине, иногда печка. Алкоголь ненцев, равно как и соседей их, манси, убивает, устойчивости к нему в генах нет, спиваются очень быстро. Старшие в роду это дело блюдут, чумы рядом с поселком не ставят, нет магазинов – нет проблемы. Поэтому выжили. Сегодня ненцы – народ весьма многочисленный, их больше 40 тысяч.

На станции Полярный Урал стоит большой указатель «Европа-Азия». Решаем по этому поводу выпить по глоточку местного вкусного бальзама Улум – Вын («Жизненная сила»). Проводница это просекает и заставляет купить билет какой-то железнодорожной лотереи. Что делать!
 
Покидаем Европу и через две остановки, наконец, выпрыгиваем на маленькой станции Собь. Летом сюда идет дорога с золоторазработок реки Пуйпудына, а зимой это просто желтое здание станции, четыре дома и пяток старых вагонов, засыпанных снегом. Вокруг – горы, горы, горы.


Нам нужно найти Петровича. Легенда гласит, что если выйти из вагона и трижды обойти вокруг своих лыж, то обязательно увидишь Петровича. И это правда. Сотовой связи на станции нет, время меряется по поездам, директор горнолыжной базы Геннадий Петрович просто выходит к каждому поезду и смотрит – не приехал ли кто. Впрочем, под майские праздники лучше предупредить заранее, что едем, мест для ночлега ограниченное количество.

Суровый царь и Бог горнолыжной базы Собь - Петрович
Собь – самостийная горнолыжная база, на другом берегу реки Соби сделан простой подъемник – трос и мотор внизу, с десяток направляющих роликов. К нему нужно подцепляться бугелем – это веревочка с крючком на одном конце и фанеркой-сидушкой с другой. Длина подъемника – больше километра, ехать лучше с удобствами. Еще на посадке дают брезентовую рукавицу для правой руки – трос рвет любую кордуру, а придерживаться за него в момент зацепки необходимо, иначе сильный рывок выбивает крючок, подъемник довольно быстрый. В общем, приноровиться у меня получилось раза с третьего, но ничего, приноровилась!

Зона катания – справа и слева от подъемника. Места много, снег подсыпает часто. Безлесный верх, кусты и криволесье внизу. Трасс, естественно, нет, но ветры здесь задувают часто, спрессовывая снег, слишком глубоких и мягких сугробов не образуется, народ на универсальных лыжах вполне бодро рассекает.

Катают седобородые горнолыжники в олдскульных комбезах, широколыжники и сплитоводы в гортексе, носятся дети в ярких курточках, вечерком посиделки с морошковой настойкой, гитарами и танцами, в общем, живой, шебутной курорт!

Жить можно только в вагончиках, два из них сдаются, остальные частные, воркутинских турклубов. Это реальные вагоны 50-х годов, купе со снятыми дверями. Все обито ковролином, вместо дверей – шторки, на стенах – электрические тены-сушилки, обложенные кирпичами,  и куча крючков для снаряги.


В штабном вагоне, где мы живем поначалу, половина вагона отдана под столовую-кухню-посиделки, а в большом, напротив, кухня-столовая сделана в пристройке, праздники встречи никому не мешают спать. К майским праздникам битком были оба, да и в клубных жило полно народа, на подъемнике образовывалась небольшая очередь.  Шесть кайтеров разворачивали свои крылья то на верхнем плато, то прямо у реки, недалеко от качающегося висячего моста.
 

Скитурные маршруты

Возможностей для скитура – море. Далекие маршруты с заходами по верху (гора Динозавр, гора Пауркеу, у нас не получились) погода менялась по пять раз в день,  с утра вроде солнце и штиль, а потом внезапно метель и аццкий дульник, сбивающий с ног, приходилось экстренно сливаться вниз с гребня.


А вот маршруты с заходом по ущельям доступны, даже если погода не идеальна. Очень красивый маршрут в ущелье Голубое. Непременно нужно на развилке повернуть налево, дойти 100 метров до водопада и полюбоваться на изысканные ледяные фигуры и яркое зеркало замерзшей воды, а потом вернуться и подниматься уже направо, где гораздо длиннее спуски, вид с вершинного плато подальше.


Возле самого водопада, однако, тоже есть красивые кулуары, короткие, но крутые, для любителей побояться – отличное место. Говорят, европейцы, если их нелегкая заносит в эти края, больше всего радуются именно им.


Очень приятный заход на гору Медвежка, ниже по течению реки, километрах в пяти. Слева за железной дорогой поворот в долину, в долине на развилке сворачиваем направо и выходим в уютные, живописные кулуары.


Можно катать их, а можно забраться по ним на вершину (подъем около часа, очень легкий и приятный, набор метров 400 плюс метров 150 набираешь по долине перед этим) и скатиться на юг, к железной дороге, вдоль которой потом легко вытропить или выброситься на снегоходе.
Снегоходчики тоже, кстати, приезжают кататься. Ведут себя неагрессивно, скитурщикам стараются не мешать, но, конечно, мы старались маршруты их не пересекать, дабы медитацию подъема рычалками своими не портили.


А так – нормальные ребята. Один угрюмого вида двухметровый снегоходчик из Лабытнанги, помню, вечером стихи читал, собственного сочинения. Про любовь и мотыльков. Для моего, испорченного филфаком, слуха, конечно – смешной и нелепый фольклор, но парень читал со слезой, и это тоже был какой-то штрих к портрету суровых полярных широт.


В общем, мы, ввиду постоянных буранов, покатали Медвежку только в сторону долины, на вершину один раз честно заползли, постояли под углом 30 градусов к склону, чтобы с ног не сбивало, сфоткали восточную долину и дернули назад, на юго-запад, в мягкие, кайфовые, незадутые кулуарчики с веселыми скалками.


В один из вечером сходили к охотникам, купили тушку зайца за 500 рублей и два дня его ели впятером, заяц большой и вкусный.cheeky

В общем, мораль такова: надо приезжать на более долгий срок, чтобы иметь возможность поймать погоду. Мы жили на Соби пять дней, успели катнуть немного, а в Югыд-Ва четыре дня – и не успели почти ничего, только носом поводили.

Но разведка сделана – и для весны, я вам скажу, это очень интересные варианты. Поскитурить и покатать с подъемников и снегоходных забросок.


Плюсы:
  •  Малолюдно. Почти безлюдно, на самом деле. В Югыд-ва мы за 4 дня не встретили ни одного человека. В Соби первое время жили на базе всемером, на майские праздники вагончики подзаполнились, приехало еще человек 20-25.
  •  Очень близко к природе. Жизнь оленеводов понаблюдать издалека или вблизи – где такое еще встретишь? Много диких животных – зайцы, росомахи, какие-то мелкие хищники. Песец живет севернее, а вот куниц полно.Ну, и олени, да)
  •  Катабельный снег лежит до середины июня. Вот сейчас середина мая, а там еще ни одна река не вскрылась, пишут.
  •  Белые ночи. В майские праздники темно было где-то с 11 вечера до часу ночи по Москве, в два уже солнце! Если жить по-местному времени, то с часу до трех темно, в четыре уже можно выходить на дальние маршруты.
  •  Очень невысокая лавиноопасность. Карнизы кое-где валятся, а так – вообще не видели никаких сходов ни разу. Хотя уклон бывает хороший!
  • Довольно легко добраться из средней полосы. Поезд от Москвы или Нижнего Новгорода идет полтора дня. Самолет летает в Воркуту и Салехард. Ну, или в Сыктывкар, если ехать в Югыд-ва.
  •  Хорошие, открытые и спокойные люди. Знающие и умеющие много.
  •  Ну, и, конечно, медитативная северная красота. Горы очень необычные для нас. Невысокие, но весьма живописные и разнообразные. Сравнимы с Хибинами – тоже верхушки срезаны древним ледником, тоже частые перемены погоды. Только не так исхожены.
     


Минусы:
- инфраструктура развита слабо. Бэккантри здесь, конечно, есть, есть ребята очень хорошо катающиеся, но наши сплиты и горные лыжи с камусами вызывали везде живейший интерес, как невиданное чудо прогресса.
 - В Югыд-ва очень сложно с официальными разрешениями, народ боится всего неизведанного, в заповеднике молодые сотрудники понимают важность развития, но начальство их пугливо и консервативно, предпочитает ни за что не отвечать и продавать простые, привычные туры. На самом деле, это самое противное.
 -  Магазинов нет нигде. Кафе тоже. Всю еду нужно закупать в городах и тащить на себе.
 - В сладкие места очень дорогие и долгие заброски. Трэколы, вахтовки, вертолеты. На большую компанию выходит терпимо, а маленькой группой ехать за свой счет – швах, разорение.  Оленей, правда, не просчитывали, возможно на них дешевле))

 С утра было -5 и солнце, а после обеда - +6 и вот так выглядят мои бедные камуса))
  • Неустойчивая погода. В принципе, в горах это обычное дело, но на севере она как-то феерически неустойчива, пять разных погод за день, перепады температур и влажности, вечно не знаешь, что надевать и куда идти, чтобы выбраться успеть, если чтоsmiley
 Но, в общем, сами знаете, величием и красотой гор такие вещи легко искупаются. Даже больше счастья, когда гора тебя пустила не с первого раза, а со второго-третьего.

Поедем ли мы еще на Приполярный Урал, а особенно на Полярный? Поедем. Только подготовимся получше и маршрут сделаем более грамотно.

Древние горы дремали на этом месте шестьсот миллионов лет. И еще годик подождут, надеюсь.

А лотерейный билет выиграл. Триста двадцать один рубль. laugh
+34
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти или зарегистрироваться.
  • 17
  • 5
  • 5
  +3  
Mr.XX   17 Мая 2017 (22:08)   #

Спасибо за рассказ. Прочитал с интересом и легкой ностальгией. 

Был на Соби в 91-ом году. Там тогда первый Чемпионат России среди любителей проводился. Жили прямо в отцепленных вагонах, в которых и ехали.

Посмотрел, почитал - похоже там ничего не изменилось.

И подвесной мост, и бугеля с крючком, и даже брезентовые рукавицы!!!biggrin.png

А всё равно вспоминаю до сих пор с теплотой...rolleyes.gif

  0  
Volk1   17 Мая 2017 (22:11)   #

Мои друзья тогда тоже ездили на эти соревнования, помню их рассказ про проживание в вагонах.   И комары на склоне.

Ваще-то лыжными туристами это район пройден вдоль и поперек много сотен раз.

  0  
alex san   17 Мая 2017 (22:14)   #
С удовольствием прочитал и посмотрел на знакомые места, бывал там и в мае и в июне правда давно это было, у нас там обычно 4 тур соревнований проводился а трассы ногами вытаптывали и слалом и скоростной ,трамплтны ставили для акробатов,9 мая отмечали на водопадах,а потом прыжок через водопад и скоростным по ущелью до вагонов,мда,сейчас всё как то италия и тд ,никакой романтики))) хотя предложения поступают может ещё и посещу
  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   17 Мая 2017 (22:53)   #

Трассы ногами? Это как? blink.png biggrin.png

  +1  
alex san   17 Мая 2017 (22:59)   #
Это лескнкой в верх в низ,туда сюда,а потом заглаживаешь))) хошь кататься люби и саночки в общем про ратраки никто не слыхивал да ещё в те времена
  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   17 Мая 2017 (23:00)   #

Там с рассвета до заката надо ходить, склон-то большой... "Богатыри - не мы!" (с)smile.png

  0  
alex san   17 Мая 2017 (23:05)   #
Ага
  • 17
  • 5
  • 5
  0  
Mr.XX   17 Мая 2017 (23:35)   #

Это лескнкой в верх в низ,туда сюда,а потом заглаживаешь))) 

 

Сноубордерам это не понять!biggrin.png biggrin.png

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   17 Мая 2017 (23:48)   #

Да, мы только заглаживать умеем, ратрачить вверх - это не наша тема biggrin.png

  • 7
  • 7
  • 17
  +3  
цаца   18 Мая 2017 (00:34)   #
Вот, специально для ностальгирующих. Переснято со стен:) Может, себя найдете!



  • 2
  0  
u-barbaris   18 Мая 2017 (10:09)   #
Красотища то какая)Очень интересно, спасибо за рассказ.
  +2  
кум808   18 Мая 2017 (10:20)   #

"Не ходите, дети, в Африку гулять!" (с):-))

Полагаю, что на Полярном Урале среднестатистический скитурщик даже не подозревает, какого тигра он за хвост дергает.

Погода может изменится так, что о возвращении к жилью не будет и речи, а придется выживать непосредственно на местности.

Сомневаюсь, что такой скитурщик к этому серьезно готов.

  • 2
  • 3
  +3  
skibars22   18 Мая 2017 (12:34)   #

   Очень крутые места! Я ими буквально заболел однажды с первого взгляда, и не успокоился, пока не осуществил мечту оставить там свой след на склоне. Район очень интересный, но крайне опасный. Мягкого снега предостаточно и мурманской задутости мало. Весной шикарная погода долго, снегопады часто. Я когда-то организовал там 2 хели-экспедиции. Одна с про-командой Россиньол, на которых я тогда работал. Незабываемо! Про это снимали местные ТВ-проекты и писали в журналах. 

    Так потом и не срослось - цены понеслись вверх, и вертолёты стали дороги. С нас просто хотели поиметь, и задушили на корню. Я устраивал презентации, была выпущена ВХС-кассета небольшим тиражом, статьи.. Вот заголовок одной из них, где случайно с вертолёта сняли мой спуск... 

 

  591d647f620b0_gLdJFzJeA341.jpg

 

Пара фото Приполярья из сети. Рельеф там злой! Но и лавинка крайне опасная - люди гибнут.. 

 

591d64bf7caa3_IoqbpzlxSc.jpg

 

591d64dbc089f_eXeh4VXd2rk.jpg

 

591d64ecd3ed1_WVVb7OU0nO4.jpg

 

    А вообще, у нас в ЕКБ есть замечательная компания парней, которые уже не первый год там проводят экспедиции-покатушки. Весной. Живут в палатках, каждый день ходят по окресным хребтам и катаются. Вот их темы на местном ресурсе: 

 

http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=136&t=57167&i=57167  

Другие его темы искать по имени Kompressor в сервисе расширенного поиска форума. 

Вот его персональный блог. Пишет крайне интересно, много, информативно + фото..  Они катали Приполярье каждый год.

 

http://uralkompressor.livejournal.com/27221.html

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   18 Мая 2017 (13:16)   #
Они, по-моему, и в этом году стояли под Динозавром лагерем, звали познакомиться и катнуть, приезжал гонец на снегоходе - но он не знал имен. Уже поздно было, наутро мы уезжали. Надо списаться, да! Ребята мощные, я его блог читаю иногда с удовольствием. 
  • 17
  • 5
  • 5
  0  
Mr.XX   18 Мая 2017 (13:44)   #

Вот, специально для ностальгирующих. Переснято со стенicon_smile.gif Может, себя найдете!



 

Ну ЭТО  ваще "до нашей эры" было!!biggrin.png

  • 2
  • 3
  0  
skibars22   18 Мая 2017 (13:46)   #

    Компрессор - очень реальный чел!.. Я к ним не замазался только по той причине, что отползал своё ногами, и честно признался, что уже комфорта больше хочется. Ну, я своё для этой истории сделал - можно и у тихой речки отдохнуть. Помню, как меня австрийцы рвали на Лыжном Салоне, когда я эту нашу промо кассету по знакомым столам разложил.

    Идеи-то куда дальше тогда пошли! Когда я со своей темой работал на НТМК (именно на их вертолёте один раз и летали на Приполярье), то была задумка провести там фрирайдовые соревнования. Тогда в стране, как раз, всё это росло и ширилось, в пике были "вертикальщики" во главе с Артёмом Зубковым , с которыми я очень тесно общался. Мы уже обсуждали детали, но далеко это дело не пошло - изменилась ситуация на комбинате, и Лисин с Абрамовым спорт цех отослали вон на самообеспечение, сократив социалку на 200 000 000 руб. 

  0  
alex san   18 Мая 2017 (13:56)   #
Места конечно интересные,но есть и трудности,ветра бывают туалет ставишь к утру его нет,карнизы не хилые помню группу туристов москвичей накрыло , не знаю откопали их когда то или нет,солнышко бывает покруче южного ,помню к обеду морды обгорели до пузырей ,потом бинтовали лица,одно время мишка хулиганил ну и смена погоды в считанные минуты может быть что угодно,медицинский момент надо иметь в виду ,поцанёнка одного у нас прихватило пришлось эвакуировать вертолётом
  • 2
  • 3
  0  
skibars22   18 Мая 2017 (14:26)   #

Лучше время там -   март-апрель. Ветров мало, мягкий снег.. Весна, одним словом. 

  +3  
PROseka   18 Мая 2017 (14:27)   #
В этом году с погодой и правда не повезло. Жаль, что Вы так и не дошли до нашего лагеря под Динозавр. А покатать там есть чего. Если пойдете в следующем году, дайте знать, мы каждый год в мае ходим в этом районе.
Фото район Динозавра. 
  • 2
  • 3
  0  
skibars22   18 Мая 2017 (14:37)   #

В этом году с погодой и правда не повезло. Жаль, что Вы так и не дошли до нашего лагеря под Динозавр. А покатать там есть чего. Если пойдете в следующем году, дайте знать, мы каждый год в мае ходим в этом районе.
Фото район Динозавра. 59479_1495106351.jpg59479_1495105795.jpg

   Очень красивый рельф!

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   18 Мая 2017 (15:11)   #

Да-а, там еще круче, чем со стороны видится! Придется все-таки палатку тащить в следующий раз))

  0  
кум808   18 Мая 2017 (15:23)   #

Лучше время там -   март-апрель. Ветров мало, мягкий снег.. Весна, одним словом. 

Ага, щаз!:-) Дует в марте-апреле иногда так, что тупо валит с ног. Снег в тундре вокруг гор держит лыжника и санки отлично.

Надувов хватает на любой вкус - хочешь стенки ставь, хочешь иглу клади.

Но иногда бывает такой ветер, что и стенки, и иглу съедает летящей крупой, даже когда кирпичи обледеневшей кромкой наружу.

Вообщем, там иногда очень весело:-) бывает.....

  0  
кум808   18 Мая 2017 (15:25)   #

Да-а, там еще круче, чем со стороны видится! Придется все-таки палатку тащить в следующий раз))

К палатке хорошо бы кого опытного:-) Там своя палаточная специфика:-)

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   18 Мая 2017 (15:29)   #

Ну - ходим же мы в бэккантри-лагери с горными палатками, нормально! Да, это одна-две-три ночи, дальше начинаются страдания с мокрой снарягой. Но в данном контексте больше и не надо, сушиться можно на базу уехать.

 

Палатку с печкой, понятное дело, за 2000 км не потащищь, да и формат уже будет другой совсем.

  +2  
кум808   18 Мая 2017 (15:36)   #

Ну - ходим же мы в бэккантри-лагери с горными палатками, нормально! Да, это одна-две-три ночи, дальше начинаются страдания с мокрой снарягой. Но в данном контексте больше и не надо, сушиться можно на базу уехать.

 

Палатку с печкой, понятное дело, за 2000 км не потащищь, да и формат уже будет другой совсем.

Речь не о страданиях со снарягой, а о выборе правильного места для бивака и его обустройстве на Полярной Урале.

Не хочу лишнего стращать, но однажды группа не погибла там только потому, что руководитель поставил палатку "на яме":-), т.е. на месте с глубиной снега под палаткой более 1.5 метров. Когда снесло все, что ставили (стенку двойной толщины съело в ноль, а восстановительные работы пришлось прекратить, т.к. валило с ног - то просто ушли ниже "уровня моря" и жили в этой яме, перекрыв ее лыжами. Когда через пару суток вылезли - снега вокруг не было, выдуло все, земля и камни остались.

Вот такие там "бэккантри" бывают, кстати, дело было в апреле под Пайером.

И целом там может быть очень плохая погода, когда на помощь базы не надо особо рассчитывать. Ни вертолет, ни снегоход не придет никак. Печка там тоже не пригодится - топить нечем.

  +1  
кум808   18 Мая 2017 (15:42)   #

Дубль, пардон

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   18 Мая 2017 (15:58)   #

Ненене, ни в какие многодневки за сто километров от поселка я не собираюсь. В такие предприятия ходят не за каталкой, они идут в пластиковых ботинках с рантами, тащат санки и т.п. А мы все-таки скитурщики горные, смысл подъема - спуск! Да и широкие лыжи-сплиты тяжелее при ходьбе, 20 км в день для них - уже большой переход, особенно с грузом. 

  0  
89   18 Мая 2017 (16:01)   #

Было дело, человек, много раз там бывавший, заблудился в пурге на самой станции Собь, по пути от вагончиков до домов ))

  0  
кум808   18 Мая 2017 (16:16)   #

Ненене, ни в какие многодневки за сто километров от поселка я не собираюсь. В такие предприятия ходят не за каталкой, они идут в пластиковых ботинках с рантами, тащат санки и т.п. А мы все-таки скитурщики горные, смысл подъема - спуск! Да и широкие лыжи-сплиты тяжелее при ходьбе, 20 км в день для них - уже большой переход, особенно с грузом. 

"Достаточно одной таблетки!" (с):-))

Несколько км до базы будут в подходящую погоду непреодолимы, от слова совсем.

Вон ниже правильно пример привели - блукают даже вокруг жилья. И хорошо, если еще в вертикальном положении, на своих ногах.

Однажды в Воркуте ветер повалил вагон!

  +1  
кум808   18 Мая 2017 (16:18)   #

Было дело, человек, много раз там бывавший, заблудился в пурге на самой станции Собь, по пути от вагончиков до домов ))

Об чем и речь. К Полярному Уралу нужно особое отношение, это не пляжный район для скитура. Нет, можно и скитурить, конечно, но быть готовым и выживать в пурге.

  • 2
  • 3
  +1  
skibars22   18 Мая 2017 (16:44)   #

      Ах, знали б вы, друзья, как шикарно это всё - район высочайших - выглядит из иллюминатора вертолёта в солнечный день после снегопада! А ты штурману показываешь линию, и мы заходим на выброс... И потом пару километров сплошного наката, или край цирка, куда заглянуть - тошнит, а ехать надо..   Эхх, да что там!... Я сегодня навспоминался так, что бутылочку купил на вечер.. 

      Пережил я тогда это чувство - когда сбывается твой самый сладкий сон... 

      И всем того же желаю! 

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   18 Мая 2017 (16:47)   #

Мудрые и многоопытные! А научите меня лучше, что делать вот в такой ситуации:

 

Отчеты и очерки об отдаленных местах имеют, как правило, большой резонанс. Статью перелили на какие-то местные ресурсы и паблики, мне пишет с утра куча народа. И вот, пишет мне Станислав Новиков, детский инструктор по туризму из Сыктывкара, они каждый год делают летние лагери для детей, в том числе и детдомовских. Дело благое и нужное. Но в этом году им РосПотребНадзор ставит палки в колеса, запрещает лагери, мотивируя это тем, что район эндемичен по свиной болезни туляремии wacko.png

Случаев этой болезни в Коми АССР не встречалось уже 10 лет. Т.е. просто подняли старые инструкции и нашли повод все запретить "как бы чего не вышло".

https://komiinform.ru/news/147634/

Так вот. Пишет мне он и просит опубликовать статью в центральных СМИ об этой истории. Как обычно, представляя себе журналиста полубогом, который пишет, что хочет, а его читает напрямую Царь и все проблемы сразу разруливает. Эх! Если бы это было так... Хотя, впрочем, наверное, хорошо, что это не так. 

 

А я даже и не знаю, что тут можно сделать. Но помочь очень хочу. По всем отзывам, человек он очень хороший, настоящий подвижник.

Может быть, есть у кого выходы на ресурсы, публикующие материалы по этой проблематике? Или возможность посодействовать?

  • 2
  • 3
  0  
skibars22   18 Мая 2017 (17:09)   #

    Чтобы что-то публиковать, надо сперва точно разобраться в ситуации - кто там на самом деле прав. Всяко бывает! Горка, на которой тамошние катались - Сундук. Высота приличная (1100 или типа того, как помнится), и во все стороны хорошие спуски. И он - Сундук - близко к Печёре, там рядом стоят дома (афганцы ставили, кажется). Там комфортно - туда, помнится, Уралы ходили. А самое сладкое - район высочайших и Манарага - туда, конечно, много топать надо. Затаскивать туда лагерь - труд адовый. Тут надо брать вертолёт на заброску. Парк там природный называется "Югыд-Ва", какжется, и это заповедник, поэтому основные вопросы решаются через них. Было время, я там всех отлично знал.. 

   Вообще, всё цивильное и близкое - это со стороны Печоры. Кстати, лучшие горы со стороны Коми - на их территории. Граница областей проходит аккурат по вершине Народной, как помнится..  

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   18 Мая 2017 (17:23)   #

А кто там может быть прав? Человек двадцать лет водит детей в лагери, ни одного несчастного случая. Он мне прислал все документы, я могу их картинкой запостить. Всегда было можно - в этом году нельзя. И все - детдомовцы лето будут сидеть в четырех стенах, а городские дети - за планшетами, так всем функционерам спокойнее,

  0  
89   18 Мая 2017 (17:54)   #
Это стандартная проблемам, запретить и не пускать в лес, организовать велопробег и марафон вокруг здания администрации и отчитаться о проведении спортивных мероприятий
  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   18 Мая 2017 (18:00)   #

То, что проблема стандартная - я вижу. Я не вижу, что я могу сделать, чтобы помочь человеку, который просит меня о помощи, полагая нас всемогущими, ибо мы поближе к центру... А помочь надо!

  0  
alex san   18 Мая 2017 (18:47)   #
страстей уж совсем незнамо каких нарисовали ,у меня ребёнок в 8 классе туда в поход ходил и в -30 ночевали в палаткеи печку конечно надо брать, лёхкая из нержавейки работает от соляры типа капельницы и в полне хватает,неделю проходили
  0  
PROseka   18 Мая 2017 (19:57)   #
В статье оба выхода написаны.
1. Оформлять как поход.
2. Ехать на Полярный урал - станции Полярный урал, поселок Полярный , Собь и там ставить лагеря. 
Под Динозавром на ручье Нырдвоменшор часто летом ставятся лагеря. Имеются категорированные маршруты.
В мае как раз вроде детдомовцы лагерем стояли не далеко от нас, поднимались на Динозавра и по водопадам ходили. 
А с административным аппаратом очень тяжело бороться. Можно написать статью про и так не легкую судьбу детей, которых хоть сейчас на северный полюс в одиночку. 
В ЯНАО в прошлом году прошла эпидемия сибирской язвы, пало много оленей. В этом году пока ни каких ограничений по туризму и лагерям. Чиновники просто боятся, всегда проще всего запретить. А детей жалко.
  • 2
  • 3
  0  
skibars22   18 Мая 2017 (20:03)   #

А кто там может быть прав? Человек двадцать лет водит детей в лагери, ни одного несчастного случая. Он мне прислал все документы, я могу их картинкой запостить. Всегда было можно - в этом году нельзя. И все - детдомовцы лето будут сидеть в четырех стенах, а городские дети - за планшетами, так всем функционерам спокойнее,

  Это с его слов? Или есть точные и достоверные данные?

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   18 Мая 2017 (21:01)   #
Это со слов местных маститых туристов, если уж быть точным, Андрей Голетаров мне сказал, я его тоже спросила об этом же и он выдал самую восторженную характеристику Новикову.

Конечно, проще этот запрет обойти, я ему то же самое сказала. Грустный опыт жития в бюрократическом государстве диктует нам подобные алгоритмы. Поехать с детьми в другую область (и в Тюменской, и в ЯМАО - можно делать лагери) или оформить все как поход. (Поход - можно, только лагерь стационарный нельзя). Но ведь это кретинизм, ребята. Из-за одного перестраховщика создавать такую кучу рисков и проблем педагогам? Им памятники надо ставить и медали вешать, а не палки в колеса совать. 
  • 2
  • 3
  +2  
skibars22   19 Мая 2017 (08:43)   #

Ага, щаз!icon_smile.gif Дует в марте-апреле иногда так, что тупо валит с ног. Снег в тундре вокруг гор держит лыжника и санки отлично.

Надувов хватает на любой вкус - хочешь стенки ставь, хочешь иглу клади.

Но иногда бывает такой ветер, что и стенки, и иглу съедает летящей крупой, даже когда кирпичи обледеневшей кромкой наружу.

Вообщем, там иногда очень веселоicon_smile.gif бывает.....

    И мы в полной мере разок это почувствовали на своей шкуре! После дня хели на пике Урал решили не лететь обратно в Печору, а заночевать в балке под Манарагой. Романтика, чо.. А вертушка должна была прибыть к нам утром - на следующий день катания. Погода - супер! Ни мороза, ни ветра, снега мягкого  - море! Лепота... (это в апреле) Остались - 14 человек. Весело!  А утром было уже под метр снега вокруг балка и вьюга - в сортир ходили по верёвке... Накрыло... Так прошло 2 суток. Съели почти всё - последнее свалили в ведро и наварили литров 8 некой жуткой баланды. Приготовились к проблемам. Водки к тому моменту тоже не осталось.biggrin.png  Наутро третьих суток, часа в 4 утра (уже солнце высоко стояло), услышали шум винтов. Высыпали наружу, а там опять шикарная погода и к нам спускается борт. Этим днём у нас были билеты на самолёт обратно, в ЕКБ.  Похватали шмотки и прыгнули в вертолёт. Но так прекрасно было кругом, что решили-таки выбросить нас с Сергеем Загородских (МС по гл) под пик Урал, и мы покатили наш крайний тогда спуск по кромке цирка, по надуву... С вертолёта снимали - две крохотные точки друг за другом над пропастью обрыва ребра цирка. 

     Да, погода и на второй раз нам не дала много покататься. Тем не менее, март-апрель - лучшее время. Морозы дневные уходят - вполне альпийская атмосфера, так как солнце стоит почти круглые сутки (полярный день) и успевает прогреть воздух. Лавинка возрастает в разы, но рельеф столь разнообразен, что всегда есть варианты теневых склонов. Мы участвовали в поисковых мероприятиях по одной лавине, где погибли люди - тело оползня в распадке было  1 200 м. А людей так и не нашли - они оттаяли к лету. И весенние снегопады!

    Мы называли Приполярье "маленькой Аляской" - за обилие снега и рельеф... Заветные пики Янченко и Комсомола так и остались необкатанными, хотя, в нашей программе это были самые экстремальные и главные цели. Высоты там 1700 - 1800, и очень крутые стены большого перепада. Ну, это уже другим пусть достанется! Вертолётчики Печоры так любят наличку (официальную), что все вопросы разрешений на посадки в заповеднике решаться на раз. Нас катал экипаж Президента Коми - ребята крайне опытные в местных горах. Гостиница прямо в порту - возле вертолёта. Дорого, но Приполярье того стоит!

  • 1
  +2  
geolosoph   19 Мая 2017 (09:53)   #
Видеоролик, который хорошо передаёт настроение майских праздников у нас на Полярном Урале:
 А в целом конечно май суровый у нас в этом году. Но всё равно полезно, поучились повыживать в суровых условиях, палатки протестировали...).  
  +1  
Дедушка Fa   19 Мая 2017 (11:32)   #
Света как вегда СУПЕР! 
Плюсанул.
И спасибо!
  +2  
wild_wolf   19 Мая 2017 (12:57)   #
Ух ты ж ! Только хотел свой ролик про Собь в этом году добавить, а он уже здась !
Спасибо.
В таком случае выложу ссылку на ролик о немцах, которые приезжали на Собь в апреле катать.
С 12 по 21 апреля в Воркуту приезжала группа туристов из Германии и Новой Зеландии. Ну, как туристов... Ребята - профессиональные фрирайдеры, участники и победители Freeride World Tours: Felix Wiemers (спонсор - BMW), Neil Williman (спонсор - Fischer), Max Kroneck (спонсор - Fischer). Вместе с ними приехали и операторы из компании Midiafilm. Ну как, компания... Один из их фильмов о фрирайде стал лучшим фильмом 2015 года. Участники многих экстрим-фестивалей. Сама поездка была организована немецким турагентством SnowXplore (директор компании и руководитель группы Mathias Andrä). Ну как, турагентство... Материалы по результатам их поездок печатаются во многих немецких и международных экстрим-журналах. 
Цель группы - покатать по Полярному Уралу, снять фильм "Ожидания и реальность". Фильм снимался в районе ст.Собь. В свободном просмотре появится в декабре 2017 года. 
Мне удалось побыть с ребятами 5 дней. Если коротко - было круто. А подробно - ну очень долго писать. 
Приятного просмотра, экстремалы !

 
  0  
Андрей Каныгин   27 Мая 2017 (18:24)   #
А здрасте! В ролике я даже свой дом увидел - родился и жил на Руднике. Спасибо. Эти горки я катал в 7 классе еще на Полспортах. Сейчас живу на Алтае и катаюсь в Горном Алтае. Мечта на Родине покататься! Через ВАС можно организоваться? Спасибо, Андрей Каныгин.
  +1  
wild_wolf   19 Мая 2017 (12:59)   #
И, в догонку, для тех, кто интересуется сноукайтингом - .
Воркута - рай для сноукайтинга. 
Сезон начинается с конца февраля и длится по конец мая.
В 2017 году было решено соревнования "Восемь ветров" не проводить, но на каталку мы звали всех. В этом году к нам приехали 7 человек из Сыктывкара и 2 из Усинска. Ребята провели неделю (со 2 по 8 апреля) на нашей базе в горах на плато Енганэпэ.
Это было незабываемо. В конце дня мы считали, что это был лучший день, но следующий за ним дарил еще более яркие впечатления и еще больше незабываемых ощущений. Это было невозможно ! Невозможно красиво, катабельно, весело, интересно, захватывающе.
В конце никто не хотел уезжать... Даже я...
Приятного просмотра, экстремалы !
  • 2
  • 3
  +3  
skibars22   19 Мая 2017 (13:16)   #

  Ролик назван "Профессиональный фрирайд"... Я посмотрел. А почему "профессиональный"? За это платили? Или поездка целиком оплачена спонсорами и сделана в их интересах? Или потому, что там участвовали профи?... Про уровень катания, как "профессиональный", не спрашиваю... 

  0  
Gosha   20 Мая 2017 (21:35)   #

  Ролик назван "Профессиональный фрирайд"... Я посмотрел. А почему "профессиональный"? За это платили? Или поездка целиком оплачена спонсорами и сделана в их интересах? Или потому, что там участвовали профи?... Про уровень катания, как "профессиональный", не спрашиваю... 

+1 , это профессиональное катание?

  • 2
  • 3
  +3  
skibars22   21 Мая 2017 (09:10)   #

+1 , это профессиональное катание?

   Я намеренно не стал это обсуждать, чтобы не затрагивать реальные возможности тех профи, что там были - из уважения к братьям по цеху. Судя по каким-то фото и некоторым фрагментам видео, они (он) на самом деле профи, но в ролике это в целом не отражено. Более показан сам процесс съёмок, а лучшие кадры профики, наверняка, забрали с собой. Если таковые были.  В видосе ничего толкового по катанию нет, но.. что-то было за кадром. Если говорить о катании в показанном сюжете без скидок на "внутрицеховые" отношения, то да - профессионального там мало. Почти и нет... 

   Поэтому я и заценил этот фильмик, как в названии, так и по сути -  как рассказ о проф-экспедиции с участием проф-райдеров. А катание тут обсуждать нет смысла, так как мало и невнятно. Мне сама организация интересна в данном случае, так как сам этим много занимался в прошлом. Именно на Приполярье  у меня была похожая история, когда поездка была ПРОФ, так как были райдеры из Россиньол + деньги спонсора + определённые проф задачи (реклама и материал в продвижении - кино, журналы). И мы тоже успели снять материал только о самой поездке в целом, а катания много не насняли - это в хели-бординге не так просто, если ты не в команде Миллера.  biggrin.png  Была мощная презентация, промо-кассеты, статьи, спец программы на ТВ, интерес буржуев, развитие программы, но... кадров именно профессионального катания было крошки! Нам это, разумеется, прощали, так как я весь материал в целом одел в очень красивую рубашку и подал тоже красиво. Поэтому, аккуратно отношусь к вопросам обсуждения проф-катания, и задал соответствующие вопросы. 

  • 1
  0  
geolosoph   21 Мая 2017 (20:33)   #
Пока тут идут обсуждения, у нас на Полярном Урале хозяйничает зима, которая ни как не хочет уступать позиции... выходные опять катали на Соби). Правда это были последние вых, когда работал подъёмник, но скитурить похоже будем весь июнь точно, снега ещё много в горах, он даже таять ещё не начал. 
Приезжайте, встретим, покажем...

фраза из ролика: "Снег свежий, пожалуйста, у кого не хватает снега, можем поделиться..."
http://yamal-region.tv/news/25438/
 В Лабытнанги за водичкой:
https://vk.com/yamalregion?z=video4087036_456239020%2F6e54673c52c14bc664%2Fpl_wall_-70131412

 
  • 2
  • 3
  0  
skibars22   21 Мая 2017 (20:37)   #

Пока тут идут обсуждения, у нас на Полярном Урале хозяйничает зима, которая ни как не хочет уступать позиции... выходные опять катали на Соби). Правда это были последние вых, когда работал подъёмник, но скитурить похоже будем весь июнь точно, снега ещё много в горах, он даже таять ещё не начал. 
Приезжайте, встретим, покажем...
http://yamal-region.tv/news/25438/

   Давайте, хотя бы фото и видео о том, что там у вас интересного. Пусть виртуально, но поприсутствуем. Формируйте программы, предлагайте. Это всё интересно. Например, я и мои одноклубники, упоротыми туристами-специалистами не являемся. Нет ни снаряжения, ни опыта палаточных экспедиций. Нам надо приехать с лыжами и получить всё это в готовом виде в какой-то отработанной программе. А знающий гид поводит на маршруты. И чтоб это всё было можно зафиксировать в МЧС и застраховать. 

  • 1
  0  
geolosoph   21 Мая 2017 (21:05)   #
Фото, видео скоро обработаем, время выкроить нужно. Отчёты здесь уже год как не пишу, не знаю, не могу себя заставить.
Вот Цаца до нашего лагеря под Диназавром так и не доехала, а жаль, может накидала бы и про нас пару строчек).
Для реально жаждущих особого приглашения не нужно, вот Нияз из Казани, всё сразу понял, прилетел, откатал с нами недельку, уже отчётик кратко набрасал:
https://www.facebook.com/niyzg

Компрессор много писал, что ещё нужно?
Корочек гидов не имеем, всё на своём опыте, делимся им охотно. Места занем, на один день тоже выезжаем, не только длительные походы. В МЧС регистриуем, спутниковый телефон тоже берём.
Ближайший крупный выезд - в День России, 11-12.06, традиционное восхождение на г. Чёрная, вершина чуть больше 1000 м, перепад до 600 м, уклон до 40 град.

Какие то свежие новости можно отслеживать здесь, но опять же, ресурс не наш:
https://vk.com/sobski

На вопросы охотно отвечаем, писать лучше в личку мне или PROseka
 
  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   24 Мая 2017 (12:54)   #
Доеду еще, не обижайтесь. Вы сами райдеры, должны понять: жалко было крайний катальный день тратить на поездки на снегоходе туда-сюда за 20 км (имен мне не назвали, просто сказали "Какие-то ваши, у них тоже сплиты"). laugh
И так погода не баловала...а в этот день хоть куда-то можно было забраться и катнуть)

Как, кстати, Динозавр - интересный в реальности? Со стороны-то красота! 
 
  • 2
  • 3
  0  
skibars22   21 Мая 2017 (21:17)   #

    Компрессор-то писал, а вот программ нет. Могут поехать только те, кто знаком с этой темой - тащить на себе целый воз снаряги. А хотелось бы, чтобы за деньги была программа катания - с конкретными спусками расписанными по дням и п характеристикам + полное обеспечение. Точно так, как в случае, когда мои товарищи поехали на коммерческое восхождение на пик Победы. Без опыта и снаряги. Ими там занимались в рамках купленного пакета. 

   А если нет программы, то поедут только единицы - отпетые бродяги, а остальные останутся за бортом. Ну, если нет возможности принимать коммерческие группы, то ... на нет и суда нет, бывает. Это довольно сложно... 

  • 1
  0  
geolosoph   21 Мая 2017 (21:24)   #
Согласен, коммерческими турами нужно основательно заниматься. Может когда и созреем, или кто-то за нас это сделает... 
  0  
Qarootoramma   22 Мая 2017 (00:52)   #

post-95231-0-35271800-1495403471_thumb.j

Полярный Урал с 10900 м 6 дней назад - 16 мая 2017 г.

  0  
Qarootoramma   22 Мая 2017 (00:58)   #

еще одна фотка



post-95231-0-67442000-1495403888_thumb.j
  • 2
  • 3
  0  
skibars22   22 Мая 2017 (10:29)   #

  Красивые горки! У меня на плёнках полно съёмок с вертолёта - район высочайших вершин. Обалденные кадры! Надо заняться оцифровкой как-нибудь... Там всё, что выше 1600 м смотрится просто феерически... Мечта фрирайдера. Сбросы, кулуары, ущелья.. Пересечённость рельефа там очень интересная. И лес растёт достаточно низко в отличие от альпийских вариантов - голец очень длинный. Так и тянет! Это меня однажды и торкнуло. И привело туда под винтами вертолёта. 

  0  
кум808   22 Мая 2017 (10:53)   #

В северной части Полярного Урала с лесом совсем не густо:-), его почти нет.

  0  
Qarootoramma   22 Мая 2017 (11:30)   #

post-95231-0-22534700-1495441746_thumb.j

  +1  
кум808   22 Мая 2017 (15:50)   #

На фотке не север Полярного Уралаicon_smile.gif)) Нет там таких долин и нет там такого леса.

Другое дело, что термин "север" можно трактовать разно.

Можно считать, что "север" Полярного Урала аж от  110 км и далее вверх на север до пролива Югорский Шар.

Тады ой, там и лес есть, от ветки Сейда - Лабытнанги.

  • 1
  0  
Kompressor   22 Мая 2017 (19:30)   #
  • 1
  0  
Kompressor   22 Мая 2017 (19:31)   #
Вот типичный лес северной части Полярного Урала. Гдето близ хребта Оченырд.
  0  
кум808   23 Мая 2017 (11:54)   #

OFF. Почитал, откуда это фото:-))

В романтические времена с будущими создателями:-) Мегатеста и прообразом палатки "Высотная" я однажды путешествовал на колесных буерах по зимней Большеземельской тундре из Нарьян-Мара и почти до Воркуты...

  0  
89   23 Мая 2017 (12:44)   #

Суббота 21 мая 

5924042d38694_VAufWrDfaTo.jpg

Солнце и хорошая погода 

59240445dff56_USNopQ6y9PM.jpg

Воскресенье 22 мая - снег и ветер )

5924046d75782_IMG_0709.jpg

 

  0  
Foxtrot   23 Мая 2017 (17:08)   #
Спасибо!!! Взгрустнулось, вспомнилось...
  • 2
  • 3
  0  
skibars22   23 Мая 2017 (17:25)   #

Спасибо!!! Взгрустнулось, вспомнилось...

  И не говори.. Нам надо организовать отдельный ветеранский батальон. Какой-нибудь "Почётный Легион Полярного Урала"!.. 

Очень редкий зверь - Полярный Райдер...  biggrin.png

  • 1
  0  
geolosoph   26 Мая 2017 (07:37)   #
Про культуру поведения в горах не которых долб...ов не будем говорить, тут и так всё понятно.
Просто хочется поделиться, показательное видео, поставьте паузу на 20 сек. 
Ни какой линии отрыва не существует. Склон лопается по контуру, по всему периметру одновременно. В принципе, как и говорит в своих лекциях Игорь Комаров.
Супер образовательный ролик. 
http://yamal-region.tv/news/25508/
 
  • 2
  • 3
  0  
skibars22   26 Мая 2017 (07:44)   #

  Нутк, Приполярный и Полярный Урал на карте лавиноопасных районов мира покрашен в самый тёмный цвет, ровно, как Гималаи... Жуткие переморозы + ветровые доски - всё это весной начинает сходить в массовом порядке и по очереди. 

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   26 Мая 2017 (13:30)   #

Да, с лавинной безопасностью там дело обстоит не ахти. Если не сказать, что "ужас-ужас". Биперов я не видела ни у кого. У двух снегоходчиков наблюдала эйрбэги, правда. В них они верили. А в биперы и лопаты - нет. smile.png

 

Начала понимать все величие подвига наших лавинщиков-лекторов и просветителей, за несколько лет каторжного труда поднявших уровень общей лавинной грамотности до приемлемого уровня.

  • 1
  0  
Kompressor   26 Мая 2017 (17:32)   #
Снегоходчик, кстати, молодец. Стил болс, как говорится. Не дернул инстинктивно газом и не сбросил скорость. 
  • 17
  • 5
  • 5
  +1  
Mr.XX   26 Мая 2017 (17:42)   #

 

 

Начала понимать все величие подвига наших лавинщиков-лекторов и просветителей, за несколько лет каторжного труда поднявших уровень общей лавинной грамотности до приемлемого уровня.

Чота не вижу я этого подъема!

И происшедшее на Чегете тому подтверждение.

Есть ощущение, что лекции и теоретические знания сами по себе , а их применение на практике, само по себе. И не пересекаются!!sad.png

А посещение лекций наших ведущих лавинных спецов (реально отличных лекций!) стало неким имиджевым мероприятием, Типа очень престижно и поднимает тебя в собственных глазах, но к реалиям не соотносится!sad.png

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   26 Мая 2017 (17:51)   #

Ну, поголовье горнолыжников все равно прирастает быстрее, это да!  Но все равно - сильно выросла грамотность в последние годы.

Вот как-то раз на наших глазах сыпанула доска под канаткой на Садзеле и я включила бипер на поиск, мало ли! На дисплее - куча пострадавших - отключала по одному, в радиусе 50 м бипер нашел больше тридцати! Т.е. все, кто ехал на канатке, ехали с биперами. Порадовались smile.png

  • 17
  • 5
  • 5
  0  
Mr.XX   26 Мая 2017 (17:55)   #

 Т.е. все, кто ехал на канатке, ехали с биперами. Порадовались smile.png

Во- во!

А поставить на поиск догадалась только одна!!!biggrin.png

Ну чем не подтверждение вышесказанного?

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   26 Мая 2017 (19:04)   #

Да, может, и еще кто догадался, я ж не знаю) Вообще, надо было всем, по уму-то! Но тогда все обошлось, то ли самосход, то ли тот, кто ее дернул, успел смыться. Спасы проверили ее всю. 

  0  
кум808   28 Мая 2017 (06:29)   #

На Полярном Урале в подходящую погоду лавины идут "одна за одной".

Однажды лавины включало солнце. По мере движения солнца и освещения склонов в цирке безотказно сходили вновь освещаемые участки. Жуть, встали на пупыре, до которого точно не долетит. Пока ставили стенку увидели цепочку камикадзе, траверсирующих (!) еще не сошедший склон. Завораживающее зрелище, но им повезло и они мирно скрылись из виду.

На следующее утро по морозцу вышли в долинку, частично перекрытую свежими лавинными выносами. Опа, свежая лыжня по долинке, ныряет под лавину. Все уже смерзлось в камень, не откопать. Обходим вынос...лыжня выходит с другой стороны. И так через несколько таких лавинных языков. Лихо публика вчера шла....

  • 1
  0  
geolosoph   29 Мая 2017 (07:37)   #
Тем временем у нас свежий снежок)
https://ks-yanao.ru/novosti/v-salekharde-snova-vypal-sneg.html
  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   29 Мая 2017 (14:25)   #

Короче, мы уже поняли, что нечаянно открыли для себя и всех снегозависимых натуральный природный холодильник, где можно кататься чуть ли не круглый год  biggrin.png

  • 1
  +2  
geolosoph   30 Мая 2017 (21:47)   #

Лучше поздно чем никогда..., я ещё 4 года назад писал про летнее бэккантри в наших краях.. теперь и сплиты и скитур в нашем распоряжении, намного легче в горы уже забрасываться и восходить стало... а тогда всё делалось на сенгоступах, и ни чего, не жаловались.. прогресс одним словом)))
http://ski.ru/az/blogs/post/letnee-bekkantri-vykhodnogo-dnya-na-polyarnom-urale/
ещё:
http://ski.ru/az/blogs/post/bekkantri-lager-v-doline-reki-malaya-paipudyna-okrestnosti-g-pendirmape/

  • 2
  • 3
  +3  
skibars22   29 Мая 2017 (16:44)   #

Короче, мы уже поняли, что нечаянно открыли для себя и всех снегозависимых натуральный природный холодильник, где можно кататься чуть ли не круглый год  biggrin.png

   Апсалютна! По этому поводу у меня был долгий и горячий разговор с министром спорта Коми - для этого я специально ездил в Сыктывкар. По его личному приглашению. Это было давненько, кажется, в 2000 году или 1999. После первой нашумевшей нашей хели-экспедиции со стороны Печоры. Министр оказался сильным энтузиастом в плане освоения Приполярья. Им там и карты в руки - достаточно освоить 80 км. перехода до массива, где у них работают только зимники, и можно строить ГЛК в любом месте - горы там прямо от края тайги, широким фронтом поднимаются на высоту 1000 - 1500 м. Учитывая близость цивилизации, это был бы хороший вариант. Со стороны Тюмени и близко нет таких возможностей. Но, Коми, есть Коми - не Москва, и денег ни на что не было. Сундук местные энтузиасты обкатали, подъёмничек всегда ставили, ДЮСШ была по ГЛ, предприниматели построили там же избянной городок для приёма туристов. Но... Всё потом заглохло без существенного финансирования. Министр меня много расспрашивал о том, о сём, приглашал поработать... Интересная была встреча не с чиновником, а с человеком, горящим идеей. 

    Глухомань... У нас на Урале , при всех возможностях, до северов дотянуться не могут - там, в Североуральске, местная ДЮСШ катается в июне. На природных ледниках! А если нагребать, подстреливать искусственно? Это , блин, было бы круто!  Но, но, но.. Всё так и остаётся - на плечах местных энтузиастов и меценатов. А всего-то каких-то 450 км... 

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   31 Мая 2017 (00:39)   #

О, первый очерк я видела и даже лайкала)) А второй сейчас почитаю на сон грядущий - снега там существенно побольше smile.png

  • 2
  • 3
  0  
skibars22   31 Мая 2017 (09:28)   #

     Очень впечатляют эти очерки. Фотогалереи я и смотреть не смотрю - чтобы не жабиться... Очень хотелось бы технической организации такого чуда - снегоходное обеспечение.  Знаю кучу народа, которые готовы платить за это. Как в Караколе, как в Приисковом - там всё так и начиналось. Прибыли группой, куда сказано, погрузились на снежики, прибыли  в готовый лагерь, где всё есть. И начали с гидами ходить, бродить. На снегоходах подходы к высотам будут молниеносные в сравнении с пешкодралом, и катания куда больше. За это денег завсегда можно отдать. Хорошо оснащённая бригада обеспечения будет иметь базы топлива в основных точках перемещения по массиву, ремонтную базу, запасную технику, стабильный лагерь и выносные лагеря дальних походов. Это было бы просто шикарно! Мы об этом в Клубе говорили с ребятами, которые более мене на ногах уже стоят в плане денег - все готовы платить за такие программы. 

     А вот это - типа, приходите к нам со своим тур опытом и снарягой, и давайте, вместе полазаем - это вата, это только для своих и малого числа таких же реально тур профи и их товарищей. Развития не принесёт. Только КОММЕРЧЕСКИЕ проекты живут долго! Основной массе надо катать... Иногда любой ценой. Эту массу надо нащупать и дать ей, что надо. Но это должно быть ЧТО-ТО! А не кое как.. 

  • 7
  • 7
  • 17
  0  
цаца   1 Июня 2017 (00:48)   #

Снегоходы - недешевый транспорт, бензина едят много, подъемная сила невелика, да и не везде на фале проедешь, на Севере камней много. Да, дешевле чем вертолет, но все равно, неделю-две кататься на снегоходах под силу далеко не каждому, это узкий круг бизнесменов и чиновников. На курортах процветают однодневные программы. Для многодневок выгоднее сноукэт. 

  • 2
  • 3
  0  
skibars22   1 Июня 2017 (10:41)   #

Снегоходы - недешевый транспорт, бензина едят много, подъемная сила невелика, да и не везде на фале проедешь, на Севере камней много. Да, дешевле чем вертолет, но все равно, неделю-две кататься на снегоходах под силу далеко не каждому, это узкий круг бизнесменов и чиновников. На курортах процветают однодневные программы. Для многодневок выгоднее сноукэт. 

   Думаю, если нам - вполне средним парням с ЗП начинающего менеджера и инженера - по плечу программы Каракола с задействованием джипов и снегоходов, то потянем и Полярный. Было бы ИНТЕРЕСНО! Ибо, охота - она пуще неволи. Когда я собирал коммерческих клиентов в свои хели на Приполярье, то это были очень большие деньги - больше Поляны - но это было жутко привлекательно для настоящих экстремалов и любителей неизведанного. Платили - только в путь!.. Про снегоходы знаю - к меня в товарищах известные уральские снегоходные приключенчеры, у которых экспедиции в разные задницы, похлеще полярной площадки в весенний период. Нет там такого кошмара с расходами, как некоторые думают. А если всё продумано заранее - как в той же Канаде, куда мои товарищи тоже ездят - то всё может быть и тип-топ. От головы и рук зависит. 

    А то, что фрирайд - не дёшево, так это и так давно известно. Куда деваться? Надо принимать это.

  0  
кум808   1 Июня 2017 (11:03)   #

Однажды на Таймыре одним рыбинским Бураном тащили всю группу, 6 человек, на прицепе Бурана лежало все барахло (на минуточку - на месячное путешествие, включая бензин и спирт:-)), а публика ехала на буксире на лыжах, по 3 человека на одном фале.

  • 7
  • 7
  • 17
  +1  
цаца   1 Июня 2017 (15:22)   #

Буран - мощный снегоход. Но он в гору плохо едет, увы)

 

Я просто просчитывала в Киргизии бюджет снегоходного катания - демпферы сейчас заявляют 3000 сом с человека в день, но за эти деньги они делают на дешевеньких, едущих только по положняку Арктик-кэтах три подъема на некрутые горки.  И смысл? Три раза и пешком забежать можно) А за каждый следующий 1000 просят)

Цена Ямахи (типа как у Славы Тополя), берущей нормальный уклон (на гребень Чон-Ашуу худо-бедно проедет) - 100 баксов без ограничения подъемов. НУ - можно сторговаться на скидку за недельный фрахт. 

Так что 5000-6000 сом в день - обычная цена. За неделю это выйдет 35 000-40 000 ру. Это уже зарплата молодого и перспективного инженера в крупном городе. А еще ведь надо купить билеты (16 000) где-то жить (от 7000) трансферы (1200) и еда (5000 без изысков). Вот и выходит бюджет под 70 000, т.е. в две зарплаты пресловутого инженера. А если у него катается жена - то в 130 000-140 000 biggrin.png   Кто поедет за эти деньги на неделю в Киргизию? Это бюджет Европы.

Дык там хоть что-то есть: гостевые домики, кафешки, транспорт, магазины, национальная еда и напитки, этника. А на севере нет ничего подобного - вагончики, палатки, все на себе, подъемник один и работает не всегда.  А со снегоходами бюджет будет почти такой же.

 

Молодой инженер пожмет плечами, да в Грузию поедет biggrin.png

  +1  
beda   16 Июня 2017 (00:34)   #

....

 

Молодой инженер пожмет плечами, да в Грузию поедет biggrin.png

тут во что оттуда шлют ... они там вешки пинают

5942fd67b7b91_1.jpg

  • 2
  • 1
  0  
Ruder66   17 Июня 2017 (15:21)   #
Рассказ оч. доставил!
Бескайняя страна, блин...

Вот однажды нашёл на просторах г/л базу в каком то богом забытом месте

http://polyarny.net/foto/gornolyzhnyjj-sklon/ 


 
  +4  
89   18 Сентября 2017 (12:42)   #

https://vimeo.com/229290657немцы сидят монтируют понемногу то что наснимали весной, в том числе и на станции Собь