Открытие Южного склона на горном курорте Роза Хутор добавило не только более 20 км трассового катания, но открыло новые возможности для фрирайда.
Относительно пологие склоны, «полевой» рельеф, якобы отсутствие лавинной опасности и полная доступность прямо с трасс вызвали ажиотаж среди начинающих фрирайдеров. Тысячи лыжебордеров бороздят по притрассовой целине в меру своего умения катать.
Но кажущаяся простота и легкость «фрилайта» (от словосочетания «лайтовый фрирайд») обманчива. Практически ежедневно новоявленные фрирайдеры проваливаются в промоины, зависают на скальниках, теряют лыжи и доски. Уровень травматизма зашкаливает. Дело не ограничивается ушибами и царапинами. Наиболее известна история с Тоней, которой в «мертвой» зоне, под водопадом, сброшенным сноубордом сломали челюсть. Спасатели каждый день делают эвакуации из опасных зон. А количество попадающих в экстремальные ситуации растет.
Кроме того, на востоке Южного склона есть вероятность сорваться в «трупосборники», или заблудиться. Есть фатальные примеры.
Я сделал попытку обозначить наиболее опасные места на Южном склоне. Но для начала обозначим относительно безопасные зоны околотрассового катания.
Центральная зона околотрасового катания
Самая доступная целина начинается от верхней станции гондольной дороги Кавказский экспресс, от станции «Роза Пик» между трассами «Горицвет», «Явор» - сверху и «Ореада», «Наяда» снизу. Самая «сладкая» часть проходит по верхам кулуара «Фекальный» (он же «Хайфпайп», «Сливной», «Канализационный». Возможно это не все его названия). Получил свое названия от ресторанного септика.
Внимание! Опасность! Эта зона катания заканчивается обрывистым краем над трассой «Ореада». Ищите безопасные выезды на трассу!
Внимание! Опасность! Не продолжайте движение по целине вниз ниже трассы «Ореада»! В ручье находится один из самых опасных участков. Он огорожен ахтунгами. Из него трудно, долго, и утомительно выбираться. Только пешком, вверх по склону, по глубокому снегу.
Западная зона околотрассового катания
Зона околотрасового катания вдоль красной трассы «Барвинок».
Здесь склон круче в сравнеии с Центральной зоной и уже требует определенных навыков катания по целине. Не рекомендуется для неопытных.
Предупреждение: Возвращайтесь на трассу своевременно. Слева по ходу будет неприятный лесной крутяк, справа можно свалиться в еще более неприятный ручей.
Внимание! Опасность! Справа от трассы «Барвинок» находятся верховья ручья «Банного». Очень быстро спуск из лайтового превращается в экстремально крутой и узкий кулуар с промоинами. Этот кулуар трудно покинуть – крутые борта. И вскоре закрытый водопад – который практически начинаешь видеть, когда ты уже сыпешься по скальному ложу.
Далее ручей соединяется с правым притоком и там много тоже много неприятных «сюрпризов».
Много катальщиков, решивших «катнуть лесок» от трассы «Примавера» то же сваливаются в этот ручей.
Та же опасность ожидает и всех покинувших в право трассу «Ореада» после слияния с нижней «Примарерой». Им придется форсировать каньон с водопадом и большими промоинами. А тех, кто будут пытаться пройти этот участок пешком могут сбить сыплющиеся сверху «райдеры». К тому же при ходьбе в разы увеличиваешь опасность провалиться в промоину.
Водопад коварен – его видно в последний момент. Он имеет нависающий уступ и течет под ледяным мостом. У подножья водопада – водная купель, чаша с водой хорошей глубины. Именно здесь мне известны многочисленные потери лыж и бордов.
В ручей Банный можно попасть многими способами. Катание по ручью удовольствия не приносит – он узкий, с многочисленными промоинами и каньоном в конце перед выездом к канатной дороге. Водопад описан выше. Особые муки получают катальщики с начальным уровнем катания. Многие пытаются выходить их него пешком, что не легко и есть опасность быть сбитым, поскольку трасса очень узкая и нет возможности маневра.
Нижняя часть околотрассового катания
Неплохие отлогие околотрассовые спуски между началом трассы «Ореада», «Наяда» сверху и до трассы «Сторожка» внизу по редколесью и до лесной зоны. В любом случае надо вернуться на «Наяду» после слияния со «Сторожкой». Все попытки ехать лесом в право приводят в «Фекальный», а на влево приезжаем в глубокие ручьи с буреломом. Старайтесь ехать так, чтобы каркасы летних балаганов остались у вас справа.
Внимание! Опасность! При выезде из леса на «Явор» - многочисленные скальные обрывы.
Восточная зона
Зона притрасового катания в районе трассы «Примула», ККД «Крокус».
Сладкое целинное «поле» между «Фиалкой» и «Явором» живет после снегопада не более часа. В основном оно уничтожается «траверсистами» и «заднекантниками».
Я искренне не понимаю людей, катающихся в такой манере. Не проще ли научиться фаново катать по линии падения воды, чем мучать себя тошня траверсой или на заднем канте? Садомазохисты какие-то…
Очень заманчиво выглядит неширокий спуск левее «Примулы». Его западная часть ограничена сплошной линией флажков.
Внимание! Опасность! В верхней части западного спуска вдоль «Примулы» - «трупосборники», скальные крутые склоны на которых не держится даже снег. Есть большая вероятность при катании за линией флагов незаметно попасть в бассейн реки Псоу и заблудиться. И выбираться оттуда много часов или дней. Рекорд – три дня. Есть и фатальные случаи.
Старайтесь, спуститься к западной петле Явора, не забирая влево к ветряку. И лучше всего выехать на трассу потому, что спуск по руслу реки Менделихе лишен какого-либо смысла в плане удовольствия.
Внимание! Опасность! Спуск по руслу реки Менделиха чреват попаданием в промоины, поскольку по ходу движения они не заметны и зачастую след ведет прямо в них. В течении дня я неоднократно видел вымокших лыжников и бордеров, занимающихся спасением своей снаряги. Кроме того, трасса спуска узкая и ледяная. Что снижает возможности торможения. За один спуск можно увидеть несколько упавших катальщиков. В нижней части есть каскад водопадов, преодолеть который с низким уровнем катания шансов нет.
Зона невозврата
Этот термин означает, что если вы пересекли границу этой зоны, то выехать на лыжах/бордах к подъемнику уже невозможно. Только пешком. Тяжело (снег местами по грудь), опасность провалиться в «пасть» (трещины сползания снега), под пихты, в промоины. На карте показаны эти границы.За их пределами так же требуется пропуск в пограничную зону. Встречи нарушителей с пограничниками печальны и дорого стоят.
Потерять ориентацию и заблудиться на Южном склоне очень легко. Об этом могут рассказать десятки «потеряшек».
Правила выживания вне трасс на Южном склоне
- - Не терять визуального контакта с трассами;
- - Не ездить по чужим следам;
- - Не ездить в одиночку;
- - Не катать вне трасс в условиях тумана или снегопада;
- - В любом случае прекращать катать вне трасс после 13:30. Оставьте себе шанс вернуться к трассам или подъемникам до их закрытия, в случае внештатной ситуации;
- - Реально оценивайте свой уровень катания. Низкий уровень позволит вам наслаждаться трассовым катанием, но станет адом во фрирайде;
- - Низкий уровень катания вне трасс – гарантированный травматизм различной тяжести до тяжелой включительно;
- - Сохраните на своем смартфоне телефон спасателей;
- - Скачайте приложение «Роза Хутор» (бесплатное) на смартфон. Там есть тревожная кнопка вызова спасателей с координатами вашего нахождения;
- - На Южном склоне есть множество «мертвых» зон, где отсутствует мобильная связь. Поэтому используйте рации для связи с друзьями. Предупреждайте друзей о своих намерениях катать вне трасс. Назначайте контрольное время для встречи. Принимайте меры по поиску в случае истечения контрольного срока.
- Не катайте кулуары и ручьи - это опасно. Правильно катать по гребням.
Все картографические иллюстрации принадлежат сайту ski-kuba.ru. При их использовании обязательна ссылка на правообладателя. Коммерческое использование по согласованию.
А вообще помоему статья несколько смахивает на запугивание, а не гайдбук, дескать шаг влево, шаг вправо - расстрел на месте. Видимо для «траверсистов» и «заднекантников» писалась :), дескать нефиг вам там делать, а то снег башка попадёт - совсем мёртвый будешь.