Канатки и канатчики
В Трех Долинах властвует «Poma». «Doppelmayr» и «Leitner» начали появляться в регионе относительно недавно, и на общем фоне почти незаметны.
С продукцией «Poma», чисто французского производства, до этого стыкаться не приходилось. Единственная знакомая мне канатка чешского предприятия «TatraPoma» претерпела, как я убедился, конструкционные и технологические изменения не в лучшую сторону по сравнению с французским оригиналом.
Канатки, как и девушки, бывают разные. Французских наименований с приставкой «теле-» я почему-то категорически не воспринимаю, возможно, из-за навязчивой ассоциации с телепузиками, что неприемлемо для столь серьезной техники. Буду их классифицировать так, как привык. Опустив мелкие подробности, имеем канатки, sorry, пасажирские подвесные канатные дороги (ППКД) следующих типов:
1. Маятниковые.
Маятниковая ППКД «Saulire»
2. Кольцевые, которые, в свою очередь подразделяются на:
2.1. Кресельные с фиксированными и кресельные с отцепляемыми канатными зажимами.
2.2. Комбинированные.
2.3. Гондольные одноканатные, двухканатные (система 2-S), трехканатные (система 3-S).
Кольцевая одноканатная гондольная ППКД «Verdons» c отцепляемыми канатными зажимами
2.4. Фунители.
Отдельно выведем:
- Канатные дороги с импульсным движением.
- Буксирные подъемники опорные и безопорные (бугеля).
- Фунифоры.
- Фуникулеры.
- Канатное метро и шаттлы.
Остальные типы дорог были мне хорошо знакомы, хоть иногда их конструкция была довольно экзотична.
Те, кто критикует канатные дороги Трех Долин, сильно кривят душой или же не очень разбираются в канатном транспорте. Состояние техники нормальное, чувствуется, что за ней следят. Есть канатки разных лет выпуска, есть подуставшие, как на Куршевеле 1300, но убитых не встречал.
Гондольная ППКД на Куршевеле 1300
Я вообще убежден, что «железо» дает только 50% надежности работы пассажирской подвесной канатной дороги, 50% — работа персонала. Помните незабвенное: «кадры решают все»? Для канатной дороги утверждение более чем справедливо. И французы это понимают.
За время путешествия сложилось впечатление, что в регионе налажена стройная система подготовки кадров и действует единая программа развития, всячески поддерживаемая властями всех уровней. Упор сделан на туризм и экологическое сельское хозяйство. Вредные и разрушающие экологию предприятия закрываются. Учебные заведения специализированы и готовят работников инфраструктуры – канатчиков, водителей ратраков, инструкторов и персонал отелей.
Учебный центр для подготовки персонала канатных дорог
У нас же, в большинстве своем, еще пока не готовы к такому масштабному мышлению и руководствуются сиюминутной выгодой. И персонал квалифицированный не ценят. Потому и катаюсь я кое-где с веревкой в рюкзаке и полным спаскомплектом в багажнике. В случае чего себя и семью с кресел стащу. И не только их. Имею некоторый опыт.
Часто наблюдал за работой их канатчиков со стороны. Регламент делают. Выкаты и заходы на посадку готовят идеально, несколько приемов взял на вооружение. Площадки для подхода чистят и выравнивают. Ограждения, знаки, информация для пассажиров в наличии, в достаточном количестве и правильно размещена. Очень понравились часы на каждой нижней станции и на крупных верхних и промежуточных – помогают ориентироваться во времени в таком обширном регионе катания. На указателях указывали еще и время, необходимое, чтобы добраться к тому или иному пункту.
Верхняя станция с подготовленным выкатом
Кресла и кабинки периодически убирают. Только никак не могу понять, зачем в снегопад чистить все кресла на линии при пустой дороге, притормозив пассажиров на посадке, и совершенно не чистить их непосредственно перед посадкой пассажиров. Сами пассажиры смахнуть снег с седалищ не успевают, и наши с женой жопы, плюхнувшись в десятисантиметровый сугроб на кресле были, скажем так, неприятно удивлены. Я в таких случаях всегда ставил дежурного с веником, который быстро смахивал снег непосредственно перед посадкой пассажиров. Традиция сохранилась и доведена уже дежурными до автоматизма.
Кстати, о седалищах. Подозреваю, что сидения во французских кабинках, лавочки из перфорированного железа на Киевском вокзале в Москве и Киевском вокзале, собственно, в Киеве проектировал один и тот же чудила. Если поймаете этого «дизайнера», то посадите голым гузном на его же творение, свяжите и оставьте в таком состоянии, скажем, на сутки, мы ж не садисты какие-нибудь! Мы просто считаем, что если чудиле не доходит через голову, то через иное место дойти должно! Пассажиры дальнего следования меня поймут.
Но я и к этому был готов – захватил с собой две пенополиуретановых сидушки от списанного со старой канатки кресла. Мощные. В палец толщиной. Буржуйские задницы соседей по кабинке нашим пятым опорным точкам безмерно завидовали. И правильно! Должны ж они хоть в чем-то нам завидовать!
Кресла на креселках нормальные, мягкие и не холодные. Только в крайнее кресло с наружной стороны по ходу движения лучше не садиться. На большинстве канаток там установлены детские магнитные замки. Работают они так: мелкого облачают в специальный яркий и прочный жилет с магнитным диском на спине, при посадке дитёнка этим диском прилепучивают к магнитному замку на спинке кресла, снижая тем самым его нежелательную гиперактивность в поездке – отличная штука для молодых мам, прилепил ребенка к стеночке и занимайся неотложными делами – мечта просто. Но как его отлеплять на верхней станции, я так и не разобрался. По идее, процесс должен проходить как-то автоматизировано. Не будет же оператор стоять и каждого дитёнка ломом от кресла отковыривать!
Детские магнитные жилеты
Среди канатчиков часто встречаются женщины. Для меня такое пока в диковинку. У нас такая работа – прерогатива грубых и суровых мужчин. Канат натянуть, балансир снять и разобрать, кресло передвинуть – работа не для нежных женских ручек. А динамические испытания каждый год, когда на обычную четырехкреселку вручную грузится в среднем 15-20 тонн балласта. В быстром темпе, на ходу. И выгружается так же. А если еще по два испытания в день проводим — здоровые мужики не выдерживают! Я на склонах часто встречал гондолки, вместимостью 15 человек. Надо по тонне двести на половину подвижного состава грузить. Это ж с ума сойти какой тоннаж таскать! А в гондолу грузить намного труднее и дольше, чем в кресло. А маятник на Солире? 142 человека грузоподъемности на вагон. Считаем: 142х80х2=22720 кг.! И это я еще десятипроцентный перевес не считал! Я спрашивал. Там тоже механизация минимальная. Таскают все руками. Видимо, галантных мужиков во Франции пока хватает, или же служба у них совсем по-другому налажена.
О службе ихней тоже напишу. Хотите верьте, хотите – нет, а у меня, порой, на канатках просыпается странное тревожное чувство – будто что-то не так. Вроде бы и ход плавный, и лязга с вибрацией нет, а чувство не проходит и все тут! Начинаешь приглядываться – точно! Или концевики безопасности на опоре закорочены, или канат на входе в балансир уже на реборду набегает, или сам балансир доской подпертый, или сигнализация проезда снята! Или все вышеперечисленное в одном флаконе! Хорошо, что не похуже. А то иногда такие кренделя умудряются выкинуть – диву даешься! А тут, во Франции, ничего чувствую – не срабатывают мои жопные датчики. Я уж думал, квалификацию теряю. Начал специально присматриваться. И не нашел тех «косяков», которые обычно, бросаются в глаза – все датчики и концевики на месте, кнопки и приборы работоспособны, канат набегает правильно, анемометры вертятся, наглядная агитация для пассажиров присутствует. И придраться не к чему!
Концевик безопасности на верхней станции бугеля
Тогда я набрался наглости и пошел к канатчикам в первую же попавшуюся аппаратную, где на ломаном английском внушил присутствующим, что, дескать, сей наглый дядька «из директор бай ски-лифт», и что ему «вэри интрестинг» сей процесс, и что он не прочь тут пофоткать. А уважаемые коллеги вместо того, чтобы взять нахала за шкирку и выставить пинками под зад, вдруг все разом встали и вышли из аппаратной, предоставляя мне полную свободу действий. А чего им, собственно, стесняться – чистенько, ничего лишнего, ни мусора, ни вонючих «бычков» в консервной банке, ни дыма коромыслом, ни остатков еды, ни водочных бутылок под столом. Приборы-кнопки на пультах целые и работоспособные, хоть канатка не первой молодости. Короче, выразил я слегка офигевшим месье свои искренние комплименты и удалился довольный, ибо лучшую ситуацию наблюдал только в Зёльдене на 3-S, но там вообще была чистота операционная и фрау в тапках.
В аппаратной
«Было бы интересно посмотреть на их действия в непредвиденных ситуациях», — думал я.
Своих любил частенько напрягать, вырубая тихонечко на ходу какой-нибудь датчик. Но тут не решился. При всей их толерантности могут и навалять традиционно, а в мои планы это не входило. Впрочем, случай вскоре представился.
Засмотревшись на симпатичных англичаночек, я проехал зону высадки, неловко спрыгнул, запутался в собственных лыжах, и, к своему огромному стыду, растянулся под креслом неуклюжей жабой. Но я ж не первый день на канатках, людей учу, что в подобных ситуациях делать. Распластался на площадке, изображая камбалу Глосса (или глоську, как говорят в Одессе), пропуская кресло над собой и ожидая, что оператор врубит аварийное торможение, давая мне возможность привстать и отползти. Но креселка продолжала работать. Временной интервал между креслами порядка восьми секунд. Две секунды ушло на то, чтобы перевернуться на спину, еще шесть – отстегнуть одну лыжу. Страшно мешал рюкзак. Следующее кресло просвистело уже возле самого носа. Тогда меня уже любопытство одолело. Мне тут не так уж плохо и лежится, но когда ж ты, чувак, хоть как-то среагируешь? Я и перестал дергаться. Пронеслось еще одно крес
Вы уж извините, ребята, но при всех вам похвалах, мои индейцы быстрее и проворнее!
Постижение Европы
Экскурсия в формате «галопом по Европам» — последнее, на что согласится человек, уже бывавший в этом регионе. Искушенный путешественник следует собственному плану. Но мы были чистым листом бумаги. К тому же цены на общественный транспорт отбивали всякую охоту путешествовать самостоятельно. 95 евро с человека за обзорную экскурсию в Аннеси и Женеву – тоже сумма немаленькая, но, по подсчетам, почти вдвое дешевле диких вылазок. Так что в этом случае каждый получил то, что хотел: турфирма – деньги, мы – теплый комфортабельный бусик, приятную компанию и веселого гида-шофера, отработавшего деньги на все сто процентов. Прекрасная возможность с чего-то начать, даже если это будет стандартным набором достопримечательностей для ступидо-туристо.
Рано утром, аккурат после завтрака, бусик был подан к отелю, и мы отправились исследовать неведомые дали. Гид Альберт лихо вел машину горными серпантинами. Успевая при этом выдавать горы информации по региону.
Поездка условно делилась на три части – экскурсия по сыроварне, заезд в Аннеси, экскурсия по Женеве.
Странный отельчик в Аннеси. В такой отель я не хочу
Аннеси проскакали со скоростью бегущего стада бизонов. Оно и понятно, основная цель – Женева. Милый городок на берегу озера. Французская Венеция. Всегда мечтал иметь квартирку с лодочным причалом. Вода чистая, прозрачная, на дне ползают раки. И это у самого порога!
Женева встретила хмуро. Было холодно, сыро и ветрено. В свинцовых водах женевского озера качалась драга, портя пейзаж. Экскаватор на драге мрачно выковыривал грунт из пучины.
— А здесь должен быть знаменитый женевский фонтан! — изрек всезнающий гид.
Мы поверили ему на слово. Фонтан бережливые женевцы заглушили по случаю холодов.
А гид уже вел группу по набережной навстречу другим достопримечательностям. Двигаться надо было быстро, чтобы согреться. Особенно страдал сам гид, опрометчиво одетый в легкую курточку.
После осмотра гробницы герцога брауншвейнского, при жизни страдавшего клаустрофобией, группа остановилась у следующего пункта – памятника двум вооруженным дамам с весьма приличными сиськами. Дамы, несомненно, символизировали что-то очень важное в жизни Женевы и окрестностей, но из-за холодрыги мы не упомнили ничего из того, что так подробно растолковывал гид. Посему были рады убраться с открытого места, отметив хороший вкус местных жителей в выборе символов.
— А это – знаменитые на весь мир цветочные часы! — продолжил гид, указав на торчащую из снега металлоконструкцию, издалека напоминающую законсервированную нефтескважину. Вместо цветов на «циферблате» покоился слой серого снега, вульгарно потоптанного чьими-то непросвещенными ногами.
Странно, но «нефтескважина» еще работала и время показывала. Сверил со своими часами. Мои на минуту отставали. Швейцария!
Наконец мы убрались с холодной набережной и организованной толпой отправились осматривать город. В числе осмотренных памятников культуры значились протестантский собор, Женевская мэрия, дом Тавель и Женевский университет, в библиотеке которого дедушка Ленин писал свои бессмертные статьи, которые потом заставлял студентов конспектировать нехороший и злой дядька-парторг, читавший на факультете «Историю КПСС» и пытавшийся выгнать меня из института за крамольное ношение джинсов на комсомольском собрании.
В университетском сквере я увидел палаточный городок.
— А это зачем? — спрашиваю у гида.
— Студенты протестуют…
— Против чего?
— Да против жадности! — ответил гид прочитав плакаты.
Нам бы их проблемы!
После организованной экскурсии оставалась пара часов свободного времени для прогулки городом. К тому времени мы уже были в курсе, что признаком культурного швейцарского общества являются дорогая жратва, но бесплатные музеи.
Удивительным образом швейцарцы сумели все организовать так, что после посещения их хранилищ истории не остается ощущения пыльного запустения и недофинансированной безнадюги. Там кипит жизнь. И не только за счет туристов. Во многом картину оживляют живописные стайки молодых людей весьма хипповатого вида, сидящих на полу и рисующих какие-то эскизы.
Мне нравятся вещи, имеющие собственную историю. Интересно было ощутить разницу в исторически сложившихся жизненных укладах даже на примере простой кухонной утвари и средств производства. Показательный пример: если у нас во главу угла музейной экспозиции всегда ставилась сельскохозяйственная утварь, средства обработки земли, приспособления для ткачества, то у швейцарцев почетные места занимают приборы для измерения денег и товара. Навевает на мысли.
Краеведческий музей находится в доме Тавеля и значительную часть времени мы провели там. Потом вспомнили, что в Женеве есть православная церковь, в которой венчался великий художник Михаил Врубель. Пошли ее искать. Церковь нашли, но внутрь не попали.
Зато в процессе поисков набрели на Музей истории и искусства. У нас оставался примерно час. Часа там явно недостаточно. По экспозиции мы в буквальном смысле пробежались. Особенно сожалею, что мало времени осталось на коллекцию оружия и картины старых мастеров. Но, как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное.
«В греческом зале, в греческом зале…» Исскуство вечное…
...и современное. Валиком накатаю минут за 15!
Уже стемнело, когда мы, бросив прощальный взгляд на Женевское озеро, отправились в обратный путь.
Диетологи советуют вставать из-за стола с легким чувством голода. Именно так вышло и у нас. Но в том есть своя прелесть. Непресыщенность впечатлениями оставляет непаханое поле для построения новых планов и сбычи новых мечт.
Продолжение следует...
Сказка о дареном коне (часть 3).
Сказка о дареном коне (часть 2).
Сказка о дареном коне (часть 1).
Кресельно-гондольная ?