0

Снаряжение для фрирайда

Reports Лента автора 12 Февраля 2004 (01:18) Просмотров: 808 19
Горные лыжи, как вид отдыха и спорта, существуют уже не одно десятилетие: первые курорты появились еще в начале прошлого века. Горнолыжная индустрия за это время обрела многочисленные составляющие этого прибыльного бизнеса - от заводов по изготовлению экипировки и снаряжения с современными высокотехнологичными конструкторскими бюро, использующими космические материалы, до городов-курортов со своеобразной транспортной сетью, приспособленной к трудным природно-климатическим условиям высокогорья.

Десять - пятнадцать лет назад сложилось впечатление, что эволюция горных лыж остановилась - все уже придумано и трудно в чем-то усовершенствовать давно изобретенный «велосипед».

Горные лыжи, как спорт и шоу, помимо «классических» видов - слалома, гиганта, скоростного спуска - породили еще ряд подвидов – фристайл, могул, акробатику, балет, фрирайд, фристайл новой школы (new school), ски-кросс. Последние три появились вдогонку распространенному, в основном, в молодежной среде сноуборду, который стал неким стимулом и для развития горных лыж.

Падение объемов продаж лыж из-за оттока лыжников в сноубординг и сокращения числа новичков, которые в качестве снаряда для обучения выбирали лыжи, заставило лыжных производителей задуматься над созданием конкурентного товара. Поэтому надо благодарить сноуборд, подтолкнувший конструкторов к генерации принципиально нового в конструкции и геометрии горных лыж: разработке карвинговых лыж. Карвинг позволил начинающим и опытным лыжникам увереннее справляться с лыжами. Более широкие карвы – для фрирайда – позволили устойчивее чувствовать себя на целинном снегу, затрачивая теперь намного меньше физических сил при спусках и получая несравненно большее удовольствие.

Теперь модельный ряд лыж, а также ботинок и даже палок намного расширился. Многие начинающие любители горных лыж и даже бывалые райдеры испытывают затруднения при покупке новых лыж, т.к. выбор очень большой, а объективно разобраться в рекламных буклетах и рекомендация продавцов не так-то просто.

Если Вы хотите купить лыжи для горок мегаполиса, число которых в последнее время значительно увеличилось, то в этом случае почти все ясно. Любителям «ходить по вешкам» нужны спортивные лыжи, для тех, кто предпочитает ложиться на склон в глубоких поворотах фан-карвинга, идеальным выбором явятся радикальные карвы или мягкие слаломные лыжи, а твинтипы для фристайла подойдут тем, кто предпочитает попрыгать с трамплинов и поездить по буграм.

А какие же лыжи нужны для катания в высоких горах? Все-таки в идеале я бы порекомендовал иметь две пары лыж. Одну – «специализированную» - под тот вид снегового покрытия, по которому вы предпочитаете кататься, находясь на курорте, и вторую - более универсальную, чтобы кататься по склонам различной сложности и по различному состоянию снега - от бугров и укатанных подготовленных жестких трасс до пушистой, мокрой или разбитой целины вне трасс.

К сожалению, далеко не все обладают возможностью иметь две пары лыж, да и не очень удобно такой груз брать в дальние путешествия, доплачивая за перевес. Можно, конечно, в случае необходимости взять лыжи напрокат. Например, выпал глубокий снег, и вы, находясь на курорте, на пару дней берете лыжи для целины с широкой талией. Но не на всех курортах есть достаточное количество таких лыж, а в прокатах российских регионов их вообще почти не сыскать. Вдобавок, всегда хочется иметь свою, «родную» и только вашу собственную пару лыж.

Так есть ли компромисс!? Да, есть! Он в лыжах для фрирайда, т.к. они сочетают в себе качества, характерные для различных групп лыж:
  • хорошее виброгашение и жесткую пятку лыжи для фрирайда взяли от лыж для слалома-гиганта и супергиганта, позволяющих стабильно держать скорость
  • мягкий носок для легкого всплытия в целине и обработки бугров получен от лыж для прыжков и могула
  • достаточную ширину и большой радиус бокового выреза для стабильного ведения дуги на максимальных скоростях взят от лыж для целины.
Различаются же модели для фрирайда по мере увеличения ширины лыжи в талии, носке и пятки, и одновременного уменьшения глубины выреза (т.е. увеличением радиуса выреза). Так, в зависимости от ширины талии, лыжи можно разделить на четыре подгруппы: с шириной 60 – 70 мм; 70 – 80 мм; 80 – 90 мм; более 90 мм.

Трехлетний опыт обучения катанию людей с разным уровнем технической подготовки по различному состоянию снега, который был получен в ходе программы «Фрирайд с гидами», позволяет составить некоторые рекомендации по выбору модели в зависимости от технического и физического уровня лыжника, условий катания и сложности спусков. Для простоты восприятия выразим это в виде таблицы, где в качестве оценки для выбора оптимальной модели лыж, с определенной талией взята условная величина - степень универсальности, оценивающаяся в баллах от 0 до 5.

 Уровень лыжника Большие горы,
сложные спуски,
разнообразный рельеф
Малые горы,
преимущественно пологие и
укатанные cклоны
Сумма
Талия в мм 60-70 70-80 80-90 >90 60-70 70-80 80-90 >90 60-70 70-80 80-90 >90
Продвинутый - * **** ** ** *** * - ** **** ***** **
Средний ** *** ** - *** ** * - **** ***** *** -
Начинающий *** ** * - ** * - - ***** *** * -


На основе данных таблицы можно сделать вывод, что наиболее опытным лыжникам рекомендуется выбирать модели с талией 80 - 90 мм, для «середнячков» лучшим выбором явятся лыжи с шириной талии 70 - 80 мм и для начинающих хорошо подойдут самые узкие лыжи, у которых талия «всего» 60 – 70 мм. Помимо ширины талии, при выборе конкретной модели нужно учитывать особенности конструкции и характеристики лыж различных производителей, особенно такие как жесткость, эффективность системы виброгашения и прочность лыжи, что очень трудно проверить, не прокатавшись на них хотя бы несколько недель. Так же надо учитывать, что лыжи с талией, близкой к 90 мм, рекомендуются для не раскатанных и целинных склонов, а с талией около 70 мм - для укатанных и подготовленных склонов с более плотным снегом.

Что же касается подбора ботинок, то для свободного катания (фрирайда) хорошим выбором являются ботинки с жесткостью 65 … 80 единиц, в зависимости от физической подготовленности и только для наиболее агрессивных и атлетичных лыжников с жесткостью более 85. Желательно, чтобы клипсы ботинок были металлическими и допускали возможность микрорегулировки усилия застегивания. Отрегулируйте усилие так, что бы у вас после спуска не немели ноги, и вы не расстегивали ботинки перед подъемом на канатной дороге. Угол наклона ботика выставьте максимально вперед, что бы колени были принудительно согнуты и не позволяли садиться в утрированную заднюю стойку.

В последние годы стали выпускать специальные палки для фрирайда. Рекомендуется выбирать модели, имеющие отстегивающийся темляк, а также возможность замены колец больших на малые. Если вы предпочитаете палки с регулировкой длины палки, выбирайте модели с фиксацией на защелке, а не на резьбе, как у палок для треккинга.

В заключение - несколько слов о подборе рюкзака и шлема, которые необходимы в качестве защиты. Спинка рюкзака должна быть плотной и одновременно достаточно гибкой. Конструкция рюкзака должна предусматривать удобное крепление лыж, что необходимо при восхождении на гору с последующим спуском, т.е. для back country. Объем рюкзака должен позволять свободно размещать горнолыжные ботинки, чтобы можно было переодеть обувь после спуска. Шлем должен иметь ушные отверстия, позволяющие слышать происходящее вокруг.

Дополнив свою экипировку лавинным датчиком, лопатой и щупом, а так же средствами связи, можно начинать осваивать внетрассовые спуски. Но … вы должны быть абсолютно уверены, что подготовлены к этому технически.

Автор: С. Рунич, руководитель программы «Фрирайд с гидами».
Статья опубликована в журнале "Горные лыжи" №1 2004 г

Источник: SKIS/Ru
0
   1 Марта 2004 (17:24)   #
Head Monster iM70. Очень советую. Я в восторге. Только если катаетесь не очень хорошо, то брать не советую - замучаетесь. Очень строгие лыжи. Но зато одинаково хорошо идут по любому рельефу.

И последнее. Эти лыжи любят скорость. Хотя кто из фрирайдеров не любит скорости? =)
0  
Бегемот    1 Марта 2004 (17:53)   #
:? Так Вы,хорошо катаетесь или ... ?(НEAD рекламируете :wink: )сорри
если обидел!
   2 Марта 2004 (12:25)   #
Нет, не рекламирую. Просто хорошо катаюсь =) Но уж очень мне эти лыжи понравились...
   26 Марта 2004 (16:34)   #
Блин! Я думал сдесь лавинка будет обсуждатьтя и прочее необходимое для фрирайда . А на каких лыжах пулять дело 30 (если умеешь кататься :wink:
   5 Июля 2004 (23:22)   #
Бестолковая какая-то статья. Местами вообще как бред. #-o
  • 14
  • 4
  • 3
0  
Smith    13 Июля 2004 (13:37)   #
"Более широкие карвы – для фрирайда –" интересно, с какого радиуса заканчивается нормальная геометрия и начинаются собственно "карвы"?

"мягкий носок и жесткая пятка" у фрирайдных лыж?! Я почему-то думал совершенно обратное. Опечатка может быть? АК Rocket? Pocket-Rocket, кажись у них наоборот пятки мягкие. мягче носка по крайней мере.
0  
Alevs    13 Июля 2004 (18:42)   #
А может быть и не опечатка? "мягкий носок и жесткая пятка" у фрирайдных лыж очень даже может быть.
Pocket-Rocket и другие модели (твин-типы в основном) ориентированные на фрирайд ньюскульный, "кажись у них наоборот пятки мягкие" - это для более мягкого приземления.
А у моделей для "классического" фрирайда вполне жесткая пятка и помягче носок - это чтобы в глубокой целине лучше всплывали. BanditB3 - например имеет пятку пожестче даже чем BanditXXX

А "нормальной" геометрии уже нет - есть толко "карвы"... и ... Spatula laugh.gif
  • 1
0  
duboix    13 Июля 2004 (20:56)   #
QUOTE(Alevs)
А у моделей для \"классического\" фрирайда вполне жесткая пятка и помягче носок - это чтобы в глубокой целине лучше всплывали. BanditB3 - например имеет пятку пожестче даже чем BanditXXX


хахаха... пятка у Б3 жёстче, чем на ХХХ... а носок? :wink: Б3 - приятная мягкая лыжа, с равномерным распределением жёсткости. для классического "жёсткого" фрирайда жёсткий нос - то, что надо, пробивать и резать расколбас. сколько смотрел райдовых лыж - жёсткость либо равномерная, либо пятка мягче носка... ну никак не наоборот. пятка может КАЗАТЬСЯ жёстче носка, если она заметно короче, то есть, постановка креплений классическая - такой эффект, например, у райдовых хедов (монстр 85, 103) можно "почувствовать". но это иллюзия.
  • 14
  • 4
  • 3
0  
Smith    14 Июля 2004 (09:51)   #
Вот именно, верно сказал [quote=duboix] для классического "жёсткого" фрирайда жёсткий нос - то, что надо, пробивать и резать расколбас..[/quote] у фрирайдовых нос жесткий как раз для этого. А приземляться приходится очень часто, для этого более мягкая пятка.
Странно, не ожидал от Славика таких перлов...
Кроме того, начитавшись статьи, народ бросится лупить по целине на фанкарвах (а как же, они же относительно "широкие карвы"). Вот весело-то покувыркаются :wink
Неудачная (если не сказать больше) статья, несведущих вводит в заблуждение[/quote]
0  
Alevs    14 Июля 2004 (10:31)   #
Я сказал про Б3, только то что сказал:"BanditB3 - например имеет пятку пожестче даже чем BanditXXX" - только про пятку :wink: И про носок для Powderski.
А уж что такое фрирайд ньюскульный, классический, классический "жесткий", классический "мягкий", а также кто такие райдеры, и чем они например отличаются от рипперов, фрирайдеров, хелискиеров и прочих бэккантристов smile.gif это наверное duboix лучше объяснит
   16 Августа 2004 (19:08)   #
[quote=xPlorer]Head Monster iM70.[/quote]
наверное вам можно задать вопрос - для фрирайда при моем росте 170 лыжи i.M. 70 ростовки 177подходят ли? протестировав их на склоне с павдером ничего особо криминального в них я не заметила - слушаются, цепляют, идут как танки... и это все при весе в 70 кг... но все вокруг в один голос говорят, что они мне длинны... может быть дело именно в каких то особенностях самой лыжи? каким оптимально должен быть подбор ростовки для данной модели? покупая их в магазине от продавцов я не услышала возражений, только рекомендации sad.gif smile.gif так правы они были или нет? и права ли я, купив эти лыжи?
  • 1
0  
duboix    17 Августа 2004 (16:12)   #
[quote=евгения][quote=xPlorer]Head Monster iM70.[/quote]
наверное вам можно задать вопрос - для фрирайда при моем росте 170 лыжи i.M. 70 ростовки 177подходят ли? протестировав их на склоне с павдером ничего особо криминального в них я не заметила - слушаются, цепляют, идут как танки... и это все при весе в 70 кг... но все вокруг в один голос говорят, что они мне длинны... может быть дело именно в каких то особенностях самой лыжи? каким оптимально должен быть подбор ростовки для данной модели? покупая их в магазине от продавцов я не услышала возражений, только рекомендации sad.gif smile.gif так правы они были или нет? и права ли я, купив эти лыжи?[/quote]

Продавцы правы, "все вокруг в один голос" - пусть отдыхают. Единственное "но" - 70 по сегодняшним меркам узенькие эти лыжки для фрирайда-то. И в линейку Monster их запихнули для красного словца. Монстры начинались с одной лыжи в линейке - 85. Через два года добавили ещё - 103 по праву заняли место в линейке монстров, 85 - это классика линейки, всё остальное - это уже не "псевдомонстры", моё мнение.

В любом случае, наслаждайся приобретением, поздравляю :-D
   18 Августа 2004 (13:36)   #
QUOTE(\"duboix\")
QUOTE(евгения)
QUOTE(xPlorer)
Head Monster iM70.
наслаждайся приобретением, поздравляю :-D

спасибо за совет и напутствия! в плане павдера я почти начинающий, поэтому думаю пока рано еще говорить о "лопатах"... прочитав довольно много информации я усвоила, что начинающим павдерам широкие лыжи ни к чему....
еще раз спасибо!
   18 Августа 2004 (13:40)   #
duboix,
пардон, забыла написать, что написанный выше текст предназначается Вам!
0  
xPlorer    23 Августа 2004 (11:37)   #
[quote=евгения]наверное вам можно задать вопрос - для фрирайда при моем росте 170 лыжи i.M. 70 ростовки 177подходят ли[/quote]

Подходят! Ниже лыжи не берите, жалеть будете.

[quote=duboix]Единственное "но" - 70 по сегодняшним меркам узенькие эти лыжки для фрирайда-то[/quote]

Не столь опровержение, сколь дополнение.

Если ориентироваться на целину, то узковаты, да (хотя тоже можно кататься и получать при том удовольствие). Если брать как вездеходы при катании на 80% по буграм и жесткому снегу, то самый раз.

Еще они очень хороши, если начинаешь себя пробовать в фрирайде, как старт.
0  
евгеша    23 Августа 2004 (13:22)   #
xPlorer,
спасибо за ответ smile.gif)
   4 Февраля 2005 (18:32)   #
Купил лыжи "САЛОМОН", Х-СКРЕАМ 7,с геометрией 103-68-90, длина 174 при моем росте 175. А перед этим, долго выбирал, очень долго советовался и думал над тем, чтобы купить лыжи действительно универсальные, и по целине, и по укатаным склонам, и по буграм, и по пересеченке. А прочитав "форум" - понял, купил не то, что хотел, судя по рекомендациям. Что скажете? Жду коментариев.
  • 1
0  
duboix    5 Февраля 2005 (14:11)   #
[quote=А.Е.]Купил лыжи "САЛОМОН", Х-СКРЕАМ 7,с геометрией 103-68-90, длина 174 при моем росте 175. А перед этим, долго выбирал, очень долго советовался и думал над тем, чтобы купить лыжи действительно универсальные, и по целине, и по укатаным склонам, и по буграм, и по пересеченке. А прочитав "форум" - понял, купил не то, что хотел, судя по рекомендациям. Что скажете? Жду коментариев.[/quote]

1. Короткие.
2. По современным меркам - ОЧЕНЬ узкие.
3. Даже в своё время семёрка была слабенькой лыжкой, как и любая нижняя лыжа в любой из саломоновских линеек.
   5 Февраля 2005 (14:52)   #
Спасибо за ответ. На что я могу расчитывать с этими лыжами: по каким склонам, по какому снегу и т.д. чтобы "дров не наломать"? Я их еще толком не катал, а собираюсь скоро ехать. Судя по инфо - там много снега и могут быть самые разные варианты для катания: от подготовленых до диких склонов. И пару слов о технике, применительно к моим (каким- никаким) лыжам. Продавать пока не стану - совсем новье.Жду ответа. ](*,)