Вокруг монблана (либо частично )... 26 Июня 2024 - 6 Июля 2024 Франция, Шамони

Сноубордисты на самой высокой вершине Альп. Монблан, 4810 м

ilyin Лента автора 18 Августа 2014 (22:13) Просмотров: 2310 3

Когда 6 августа утром я садился в машину, я ничего этого не знал.

8 августа в мире отмечается Международный день альпинизма или День альпиниста. В этот день в 1786 году два швейцарца – врач Мишель-Габриэль Паккард и горный проводник Жак Бальма – первыми достигли высшей точки Альп – вершины Монблан (4810 м).

Для меня это было шагом к новым впечатлениям. Утром мы с Ваней Малаховым выехали из своего дома в Червинии (Италиия) в сторону Шамони (Франция), где нас ожидала группа из трех человек: Ани Ханкевич, Славы Шаповалова (nakurage.com) и его второй половины Любы. Вот, собственно, и вся наша грядка, которая решила покорить Альпийскую крышу Монблан. Я не принимал никакого участия в организации этого восхождения, и для меня вопрос стоял так:

– Пойдешь на Монблан? – Пойду!

Собственно, так все и решилось.

Пришлось собрать все вещи, которые можно использовать, короче, с миру по нитке, и самое необходимое нашлось. По приезду во Францию мы должны были укомплектовать свои рюкзаки для заброски в первый промежуточный лагерь и выдвинуться в его сторону в этот же день. Мне достался столитровый рюкзак, куда поместилась вся моя одежда и снаряжение, плюс часть раскладки питания (у альпинистов набор продуктов называют «раскладкой», где все расписано, что когда есть, пить и так далее, не забалуешь, короче). В общем, вес рюкзака составил килограмм 30, плюс-минус несколько кило, мне так сказали, но хочется написать, что он весил целую тонну, хотя эти рюкзаки очень удобные, и вес не так ощущается, если все нести в мешке. Мы готовы выдвигаться в сторону начала нашего маршрута к горному трамваю, который нас поднимет на высоту 2372, откуда и начнется пешая часть.
Мы купили билеты за 35 евро на трамвай в обе стороны и начали свой подъем в 15:40. Трамвай идет больше часа и поднимает нас на 2372 м. Тут мы расчехляем трекинговые палки, у кого есть, лично я шел с парковыми палками Вани, так как мы кучу всего забыли дома в силу своего раздолбайства. Накинули рюкзаки, запилили пару луков на память и пошли навстречу приключениям. Пейзажи просто очаровывают, дикие козы, можно сказать, что мешают идти, и вертятся под ногами, невольно приковывая к себе внимание. Идем по хорошей тропе, уклон небольшой, масса ответвлений, где можно обгонять туриков и уступать дорогу уже покорившим Монблан усталым, но счастливым альпинистам. Идется очень легко, иногда даже бежится. Из-за непривычки быть минишерпой и тащить большой рюкзак, к концу подъема начинают ныть плечи, но совсем не мешая продолжать путь, каждый шаг навстречу вершине добавляет адреналина в кровь, прибавляя сил. Около 2 часов подъема (точно я не засекал) и мы приходим в базовый лагерь на 3167 м, где должны поставить палатки, обустроить кухню и сделать все необходимое для быта и ночевки, так как мы должны выйти на штурм только на следующий вечер. Эмоций через край, невероятный закат, палатка, горячий чай на горелке, гул падающих камней в кулуаре, который нам надо пересекать, добавляет изюминку. Я готов идти прямо сейчас и не тянуть до завтра, но утром Слава должен провести у нас занятия, как надо работать с альпинистским стаффом, чтобы не умереть по глупости. Ночь в спальнике, свежий горный воздух, высота и прописавшийся в крови адреналин делают сон рваным и неспокойным, мысли о вершине будоражат рассудок, я, наверное, наркоман.
Несмотря на такую ночь, утро было бодрым, ведь уже сегодня мы должны выйти на вершину. Целый день мы проверяем оборудование, тренируемся на склоне со снаряжением и укомплектовываем рюкзаки заново, уже с минимумом вещей и продуктов. Перед выходом ложимся поспать на пару часов, но, как сами понимаете, тут совсем не до сна, головой уже находишься в пути. На 18:00 был назначен выход, мне кажется, я был готов и собран уже в 16:30 и, как прилежный ученик «ручки по швам», ожидал в сторонке начала восхождения. Мы вышли точно по времени и первые 200 метров набора мы должны были пройти по снежнику и пересечь Гранд Кулуар или, если проще, «Кулуар Смерти». Почему такое название? А вот почему:

Так, собственно, он выглядит, когда негодует. Но сейчас было много снега, и все относительно спокойно, мы преодолели этот участок с подходом к нему за 20 минут и вышли на самую сложную скальную часть маршрута с сильным градусом.

Слава нас расставляет в том порядке, в котором мы должны подниматься. Что, конечно, огорчает немного, мы с Ваней идем последние. Скальник очень разнообразный, хочется лезть по-своему, как ты видишь свой маршрут, что Слава сразу пресекает. Приходится чуть хитрить, отпуская группу со Славой и девочками чуть вперед, а затем карабкаться, как хочется. Конечно, это неправильно, и горы не для игр, но я постарался все запомнить на занятиях и перенести уже на практику. Это самая сложная часть проходится от 2 часов и более, с перепадом около 700 метров. Меня очень поразил этот отрезок своим разнообразием и возможностью обрабатывать рельеф, карабкаясь навстречу к вершине. В конце участка немного портят кайф перила, провешанные для безопасности. Зато можно отработать перемещение с самостраховкой, встегиваясь, перестегиваясь.

Вот, собственно, мы добираемся до приюта Гуте на высоте 3817 м, погода сильно портится, а точнее не налаживается. Дует ветер, мы находимся в облаке, и девочки решают узнать стоимость ночевки в приюте, что не планировалось. Ночь в этом чудесном месте на полу стоит всего 70 евро, что нас уже сильно отдаляет от теплого уютного уголка, мы и не собирались, собственно. Пока выясняли, что сколько стоит, принимаем решение идти дальше до аварийного приюта Валло, если погода не наладится. Уже темнеет, мы надеваем кошки, встегиваемся в связку и выдвигаемся в сторону Валло на 4362. Очень хорошо, что мы пошли ночью. Шаг за шагом мы нарезали траверсы, то вправо, то влево. Я пытался развлекаться, как мог, песни пел, доставал всех разговорами, так как нагрузка была монотонная и однообразная, никакого экшена, кроме подмерзающего пальца на правой руке.

Идти в связке оказалось для меня испытанием, так как ты должен соблюдать дистанцию, чтобы впереди идущему партнеру не пришлось одергивать связывающую вас веревку, плюс ты постоянно наступаешь на веревку, коря себя, что можешь ее испортить. Когда оставалось сделать около 200 метров перепада, началось веселье. В голове поселился стук, на правой ноге сильно намял подушечку большим пальцем, ну это профессиональная сноубордическая проблема, к которой я привык, но по-прежнему не мог привыкнуть, что подъем не кончается, а идем уже 1,5 часа, и была только одна остановка на пять минут. Ветер усиливался с каждым шагом, но периодически раздувал облака, и лунный свет, стелящийся по заснеженным склонам, бодрил своей красотой. Перевалив за пару часов, мы увидели приют, что, конечно, в районе 12 часов ночи и 6 часов в пути не могло не радовать, но даже при таком раскладе я готов был идти к вершине дальше, ведь осталось около 500 метров набора. Что было бы реально, если бы не 12 часов ночи.

В приют я зашел самым последним, когда Аня Ханкевич уже вовсю занималась завоеванием площадей для того, чтоб мы могли постелить хотя бы 2 коврика на пятерых. А теперь про приют. Это железная коробка, примерно 7 на 7 метров, забитая под завязку поляками, которые вовсю уже спят в своих спальниках, ковриках по три человека на квадратный метр (жесть просто). Я сажусь на лестницу у входа и наблюдаю за процессом, как все будет происходить. Фонарики и наши разговоры никого, видимо, не смущают. Аня метр за метром воюет с ботинками уже спящих людей, а Слава уже кипятит воду для чая, первый час ночи. В районе часа ночи удалось постелить 2 коврика, и мы начали укладываться, кто как может, от тепла, конечно, разморило немного, но я не думал, что у нас в планах вообще было спать. Я был уверен, что чай, перекур и в 3 ночи мы вдвинем на окончательный штурм, но, видимо, мы пришли быстро слишком на Валло, и планы чуть поменялись. В общем, лежу я с левого края в луже из растаявшего снега с ботинок польских оккупантов приюта, один ботинок положил под голову, ноги по счастливому стечению обстоятельств Аня поместила в нижнюю часть спальника, что не могло не радовать, они были в тепле. Я заснул на пару минут, потом я понял, что затекаю весь, а лужа меня промораживает насквозь, в голове тикают часы, а в ушах – завывание ветра снаружи. Это состояние впервые меня заставило задуматься, а надо ли мне это. Щас пойду наверх и там склею ласты, я же не знаю, как ты должен себя чувствовать на такой высоте. Потом вспомнил дедков, бабусь, которых тащат гиды наверх, и понял, что мое состояние – это всего лишь усталость, которая маскировалась за эмоциями от восхождения, что все будет хорошо, и даже если будет ураган, мы все равно с Ваней пойдем наверх, хоть это и небезопасно.

Часы в приюте тянулись, и утро все никак не наступало. В районе 4 часов поляки начали сваливать на вершину, и о сне уже никакой речи не шло. Приют закипел, и весь трансфер людей проходил через нас, так как мы лежали в проходе. Пару раз на меня наступили, спасибо, что не на колено и не в кошках, утро, в общем, началось. Народ в приюте стал меняться, так как заходили те, кто вышел в 3 часа из Гуте, чтобы передохнуть и попить чаю. Мы получили нагоняй от гидов, что тут нельзя спать, сказали бы они это 30 или 40 полякам, которые свалили за полчаса до того, как они пришли. Потом нам сказали, что будет шторм, и сегодня надо к вечеру спуститься вниз несмотря ни на что.

Погода на улице так и не наладилась, мне кажется, только ухудшилась, так как ветер стал еще сильнее. Конечно, в приюте, пока пили утром чай, насмотрелись на всяких разных людей, которых колбасит, заколачивает от холода и акклиматизации. Кажется, что они даже встать не смогут, не то, что спуститься вниз. В районе 6 утра мы с Ваней решаем идти во что бы то ни стало, что, собственно, и делаем. Встегиваемся в связку, ледоруб в руку, пара советов от Славы и в путь.

Последние 500 метров перепада до вершины идут по узкому снежному гребню, при сильном порыве ветра, в принципе можно, осмотреть ущелье, в которое ты полетишь, пытаясь зарубиться ледорубом, но в наши планы это не входило. Мы взяли хороший темп, обгоняя связку за связкой. Не знаю, хорошо ли быстро ходить в альпинизме или нет, но мы перли в гору, как будто не прошли уже 1500 метров со всеми перепадами. Через 30 минут подъема мы вышли в окно, где открывались невероятные виды на рассвете. Солнце поднималось над горами, разливая свет по долинам и хребтам, раскрашивая серые ночные краски, это, конечно, не купить ни за какие деньги. Хочется замереть и просто смотреть вдаль.

Но это еще не вершина, а цель именно она – вершина, Крыша Альп, самая высокая гора Монблан. Через 1 час 20 минут с остановками мы уже стояли на вершине, сначала и не поняв того, что все мы дошли, что сбылась маленькая мечта с большой горой, и теперь можно радоваться, смотреть на радостных японцев, французов, фоткающих свои флаги. Мы же фоткаемся по привычке для спонсоров.

Через полчаса на вершине я решаю идти вниз, так как меня немного подморозило, а Ваня остался еще пофоткать. Бегу вниз, краем уха слыша от иностранцев, которых обгоняю: «А это русские! Они говорили на вершине по-русски». Через 27 минут я был уже у приюта, проскакав на радостях 500 метров, как еще вчера меня учили во время занятий и тренировок в базовом лагере. Почти у самого приюта встретил Славу и девочек, они тоже решили подняться, несмотря на непогоду. Я же пошел в приют дожидаться Ваню и всех остальных.

Через 15 минут прибежал Ваня, он принял решение, что будет спускаться сразу и сегодня же уедет домой в Италию. Я же решил остаться и повариться еще в альпинистской каше с ребятами, очень уж мне все это понравилось. Определились с Ваней, какие вещи он заберет на спуск, чтобы мне было легче тащить, и Ванька убежал. Мы же с ребятами начали спуск в 12 часов, они тоже дошли до вершины, все хорошо, только тогда уже не было видимости, и нам повезло чуть больше. Когда мы начали спуск от приюта Валло к Гуте, я понял, почему мы так долго, долго шли ночью, и хорошо, что ночью. Днем было бы психологически тяжелее идти, потому что не видно ни конца, ни края этого подъема. А ночью идешь, поешь песенки, и не видно ничего в облаке, хорошо.

Спускались все довольно быстро, и с каждым сброшенным метром вниз уходил и стук из моей головы. Скальную часть вниз пролез очень быстро, и еще не было трех часов, как я уже отогревался переодетый в палатке, ожидая ребят. Через 40 минут мы снова все вместе пили чай и не чай, делясь своими впечатлениями. В итоге мы были на вершине 8 числа в День альпиниста, сами того не зная!

Мы не успевали на последний трамвай и, несмотря на предстоящий шторм, решили еще ночь провести в базовом лагере Тет Рус. Вечером, как по прогнозу, начался шторм. За 5 минут насыпало полкотелка града, палатки летали по всему лагерю. Мы как гимнасты держали распорки палаток, чтобы не погнулись или не сломались под ветром. Ночка была веселая: то камнепад, то сераки обваливаются с рокотом, то палатку к лицу прижимает ветром, но чувство самоудовлетворения от восхождения было прекрасно, и нарушить его ничего уже не могло. На следующий день в лютый дубак мы собрали вещи, укрепили чужие палатки знакомых, кто еще на горе, собрали в кучу разорванные и улетевшие палатки, придавили их камнями и с довольными рожами и чистой кармой начали спуск к трамваю.

Я очень счастлив, что это восхождение состоялось. Спасибо всем, кто принимал в этом участие! Спасибо команде, которая терпела наши выходки. Славон, спасибо за пластырь, за мини-курс альпинизма по пользованию стаффом, мне это очень пригодится в будущем, надеюсь прогрессировать. Люба, спасибо за красивые фоты и то, что грела с правой части в холодном приюте Валло. ХаННикевич Аня, тебе за носки спасибо. Малахов, тебе спасибо, что пригласил в свою маленькую мечту, и дал этой идее жизнь. Мам, Пап, привет, все гуд! Сорри, что потеряли меня на пару дней.

Фото: Люба Шедкова, Слава Шаповалов, Иван Малахов

Ильин Александр

Спонсоры (Gorilla Energy team, Halti, Jones Snowboards international team, Dragon, Ogio)
jul    19 Августа 2014 (00:19)   #
Если еще Аня и  Добрый напишут мемуары, то у нас будет эксклюзивный набор репортажей об одном и том же восхождении.
Это круто.
Вы молодцы,  чего уж там.
ilyin    19 Августа 2014 (20:04)   #
Да они напишут, собирают пока к матерьялу, дополнения разные, так, что будет от всех эксклюзивчик!))

slava.shap    20 Августа 2014 (16:08)   #
Придется отдельную ветку в форуме сделать "Воспоминания участников о восхождении на МБ 8 августа 2014 года"))