присоединюсь к поездке в Альпы, даты... 30 Марта 2024 - 10 Мая 2024 Австрия, Италия, Франция
Мадонна-ди-Кампильо с 3 по 17 февраля 3 Ноября 2024 - 17 Февраля 2024 Италия, Мадонна ди Кампильо
Будем в Ливиньо 6-13 января, вэлкам... 6 Октября 2024 - 13 Января 2024 Италия
0

Валь-ди-Фьемме. Дети – наше горнолыжное все!

Reports Лента автора 25 Декабря 2010 (01:45) Просмотров: 3368 5

Те, кто решился вывезти своих малышей в горы, особенно, если эти дети совсем невелики, а кроме того, если это для них - первый выезд в Альпы, догадываются, насколько много факторов определяет характер такой поездки. Наш (оптимальный!) состав группы – четверо взрослых (по два полных комплекта пап и мам) и четверо цветков жизни. Обе старшие девочки (по 8 лет) имели в своей богатой жизненной истории по три года занятий в РГШ «Столица», причем одна из них – райдер от бога, постоянно всходит на пьедесталы соревнований в своих возрастных группах, однако выше Хибин девчонки пока не поднимались. Самым же маленьким компаньонам было 3 и 4 года, первые шаги в лыжах только впереди, и на московских холмиках, а не в горах, поэтому они брались для первичного осмотра гор, катания на попах и повышения шумности компании!

Итак, при выборе места посвящения учитывались следующие архиважные критерии:

  1. Мобильность группы. Стандартные туры не подходили совсем, так как не давали должной свободы перемещения.
  2. Проживание только в отеле, желательно большом. Деткам крайне важен размах действа. В апартаментах им скучновато, а частные пансионы они способны разобрать по бревнышкам в очень короткий срок!
  3. Спокойная, малолюдная зона катания. Большие и быстрые дяти-тети могут просто напугать неоперившихся цыплят, а что еще хуже - нанести травму (к сожалению, от членовредительства мы в этот раз все-таки не убереглись )!
  4. Низкогорье. Ну, это ясно! Горная болезнь и сложная адаптация совершенно ни к чему.
  5. Кроме, собственно, самой каталки в нашем арсенале должны были быть масса других занятий, до, во время и apre-ski, т.к., как бы не любил маленький горнолыжник кататься на лыжах, санки-ледянки, снежные крепости, прогулки по лесу еще никто не отменял.
  6. Зона катания должна быть интересна и взрослым. Хотелось бы и себе занести эту поездку в актив!

В результате было выбрано Валь-ди- Фьемме, которое на финишной прямой выиграло за явным преимуществом у австрийского Серфауса по категории «цена»!

Хотим кататься

Для заброски в Доломитовые Альпы рассматривалось три исходных пункта: Верона, Инсбрук, Милан.

Выбрали третий вариант, т.к. решили не осложнять себе шенгенскую визовую историю, а в Верону летают только чартеры, либо рейсы с пересадкой. Регулярные рейсы, однозначно, предпочтительней, если вы летите с детьми. Во-первых, билеты можно бронировать сильно заранее; во-вторых, высока вероятность полупустого салона, где можно и поспать, и побегать; в-третьих, низка вероятность задержек вылета. В итоге летели родным «Аэрофлотом», который порадовал детей фирменными рюкзачками с всякими полезными вещами.

Сразу же по прилету уткнулись в классическое итальянское раздолбайство. Забронированные за несколько (!) месяцев машины не выдавали около часа, при том, что выдача ренткаров в Малпензе происходит на улице. В итоге получили колеса (кстати на обычной резине, хотя заказывали зимнюю), обильно орошенные свежей водой: начали мыть и готовить машины к выдаче только после нашего появления! И это при том, что на выдаче не то, что не наблюдалось никакого ажиотажа – просто никого, кроме нас, не было!

Итальянцы, что тут еще добавить! Забегая вперед, скажу, что с особенностями итальянского менталитета мы сталкивались еще несколько раз (вопреки тому, что в сфере обслуживания на горнолыжных курортах работает огромное количество гастробайтеров из Восточной Европы?). Так при выезде из отеля нам пытались приписать довольно значимую сумму непонятно за что, а при вылете из той же Малпензы при регистрации нам добавляли лишние килограммы багажа. Терпеливые (с обеих сторон) дискуссии на английском привели в полному снятию с нас всяких обвинений и извинениям, но будьте на чеку! Итальянцы – южный народ, очень любящий и гордящийся своей страной. При этом относятся к жителям любой другой стран с некоторой жалостью (… вот же угораздило бедолаг уродиться не в Италии…) и легким чванством, а поэтому вполне могут подать на ужин вчерашние разогретые спагетти (что равносильно тягчайшему преступлению по отношению к соплеменнику) и не считают зазорным обжулить в вопросах ценообразования (…раз уж вам не повезло с местом рождением, так и с деньгами везти не должно…)!

Скоростная трасса из Милана A4, идущая строго с запада на восток действительно хороша, однако помните, что и на ней могут быть серьезные сложности: возвращаясь обратно в пятницу утром имели возможность лицезреть гигантскую мкадообразную пробку в противоположном направлении.

Пользование «италобанами» платное – на каждую машину вышло где-то 15 евро. Перед Вероной нужно уходить на север по А22. Эта дорога ведет через Тренто и Больцано в Австрию и также хороша, как и предыдущая. Так что, при том, что вроде бы трансферт от Милана до Доломит получается кривоватый (из-за расстояния), времени он занимает не так много, а если вы на машине, я бы смело рекомендовал его для поездки с детьми: всегда можно сделать остановку, выпустить пар и размять ноги. Хотя, когда мчишься навстречу мечте, одна мысль – «скорей бы»! Таким образом, подниматься по серпантину мы начали, когда уже стемнело и, помятуя о нежном грузе, который везли, ехали крайне аккуратно. В результате при подъезде к Кавалезе имели у себя на хвосте небольшую очередь. Никто, как это принято в Европе, не моргал, не гудел, однако при первой же возможности обгонял по встречке, как это в Европе не принято. Итальянцы!

Гнездо глухаря

Местом базирования мы выбрали замечательный отель Shandrani, один из самых крупных в регионе. Его символом является глухарь, импозантное чучело которого установлено в холле. Наша младшенькая увидев огромную черную птицу воскликнула: «Ого, какая во-й-она!» Отель подбирался, прежде всего под детей, бронировали и предоплачивали напрямую и, кстати, из четверых чад трое получили бесплатное проживание, а четвертый – скидку в 50%: итальянцы любят и привечают детей!

Отель располагается немного в стороне от населенных пунктов, по дороге в зону катания Pampeago, в лесу. Поэтому с выгулом бекасов мог справляться даже один взрослый! Размеры отеля позволяли детям свободно перемещаться, находя все новые места для игр и приключений. Как-то раз, когда не сложилось выехать на склон, я обнаружил, что моя дочка, не только не огорчена, но и несказанно рада провести весь день в отеле и около него! Так что, выбирая проживание с детьми, даже если вы ищите бюджетное размещение, не поленитесь просмотреть и дорогие звездные варианты: зачастую отели делают такие спецпредложения , что в итоге получается не сильно дороже, чем стандартные варианты, а радости и свободы ваши малыши приобретут несравненно больше. Да и вам нелишне будет иметь постоянно под боком кучу приятных мелочей типа бассейнов, саун и разных бань!

Вопрос питания детей оставался также важным. Помнится, когда мы первый раз выбрались в горы с годовалым сыном, то везли с собой отдельную нехилую сумку в ручной клади (не дай бог – потеряется) с детским питанием. Сейчас же дети подросли и разумеется, с голоду не помрут при любом размещении, однако же большой отель всегда позволял подобрать им что-нибудь вкусное и полезное. Вообще, итальянцы известные гурманы и любители делания из еды культа!

Оно действительно того стоит. Тем более, что Валь-ди-Фьемме вплотную примыкает к Валь-ди-Фассе, а там живут ладины (их флаг поразительно похож на узбекский), а ладинская кухня, хоть и проста, но очень вкусна и питательна (кусок оленины с белыми грибами и брусничным соусом – типичный пример). Единственное, что убивало – это продолжительность ужина. Минимум два часа! Длительное потребление пищи для итальянца с несколькими переменами блюд – это образ жизни и, исходя из опыта многочисленных предыдущих поездок в эту страну, могу сказать, что чем южней, тем эмоциональней и дольше проистекают данные трапезы.

Строим планы - как спуститься, никого не потеряв!

Итак, зоны катания в Валь-ди-Фьемме. Их несколько, и находятся они не не так уж и далеко друг от друга, но! Автобусное сообщение между зонами оставляет желать лучшего, поэтому если вы хотите иметь максимальную свободу выбора, то без автомобиля не обойтись. Тем более, совсем недалеко – Валь-ди-Фасса и Сан Мартино ди Кастроца!

Мы жили рядом с местечком Stava и до любой из трех крупнейших зон катания было от 5 до 30 минут езды на машине.


Pampeago - Obereggen

Самая большая и популярная зона катания в Валь-ди-Фьемме. Подъем возможен с трех сторон: из Obereggen, Pampeago и Predazzo. Нам очень нравился последний вариант, так как стартуя от живописного стадиончика для лыжных прыжков с трамплина, мы, поднимаясь на удобной гондоле, попадали прямиком в детский сад Gardone. Там происходила передислокация войск: кто-то забирался выше, кто-то оставался работать воспитателем. Нет, штатный воспитатель-итальянка к детскому саду прилагалась, но мы с удовольствием выделяли дежурную няню из нашей русскоговорящей группы, и дети за символическую плату (2 евро) целый день играли то на игровой площадке на улице, то в уютной избушке. В эту же плату входили всякие рисунки-поделки-аппликации, добавьте к этому, что Gardone расположен на южном склоне, а рядом с садиком тобоггановая трасса, и вы поймете, что дети были абсолютно счастливы и особо никуда больше не стремились. Несмотря на это суровые родители периодически вспоминали, что приехали учить детей кататься отнюдь не на тобоггане, и увозили их дальше – покорять высоты!

Основная красная трасса в Gardone

Рядом с нами располагалась замечательная учебная пологая трасса. Но, несмотря на ее дружелюбие, именно здесь одна из наших девчонок попала в аварию: сверху на нее наехала донна постарше, в результате – легкое сотрясение. Отделались мы, правда, одним постельным днем, после чего пару дней юная горнолыжница еще не вставала на лыжи, а возилась с малышами в песочнице. Кстати, доктор, вызванный через страховой call-центр, оставил очень приятное впечатление. Поскольку у нас не нашлось общего языка, которым бы обе стороны владели в совершенстве, а медицинские случаи не терпят неопределенностей, общались мы с помощью все того же call-центра: каждый на своем родном языке вещал что-нибудь в трубку, передавал ее оппоненту, который выслушивал перевод, произносимый приятным голосом телефонной переводчицы!

Центральная часть зоны Latemar

Относительно каталки для взрослых, то в Pampeago в основном красные трассы, достаточно разнообразные. Интересны спуски на безлесых языках Pala di Santa Zanggen Caserina (с единственной черной). Со стороны Obereggen спуски прямые, многолюдные и разбитые.

Справа - язык Pala di Santa Zanggen


Alpe cermis& Cavaleze

Нам не понравилась совсем, так как длинный подъем из Cavaleze, не оправдал ожиданий следуемых за ним спусков ни взрослых, ни детей. Для первых там не было достаточного размаха, а для вторых достаточного количества детских завлекалочек.


Alpe Lusia

А вот эта зона катания прекрасно нам подошла!

Ровные широкие синие трассы Alpe Lusia

Для детей там был длиннющий и очень комфортный пятикилометровый синий спуск, начинающийся почти от вершины Laste (2500м) до нижней станции El Zirmo. Подниматься потом, правда, приходилось на трех подъемниках. А северные склоны радуют разнообразными красно-черными спусками, самый сложный из которых ведет в Moena.

Создание сноупарка

А бордеров что-то не видно!
[page]
Passo Rolle

Дорога к перевалу проходит по замечательной заповедной зоне. Но в плохую погоду без цепей там делать нечего!

Местечко Paneveggio по дороге к Passo Rolle

Lago di Paneveggio

Перевал, который просто потряс абсолютным отсутствием людей! Волшебное, заколдованное место. Представьте, вы поднимаетесь на машине по петлям перевала и вдруг видите по обеим сторонам от дороги работающие безлюдные канатки!

Дорога, рассекающая перевал пополам

Запарковавшись на южной стороне и вволю накатавшись, мы долго не могли понять, как перебраться на северную, и, наконец, за небольшим отельчиком нашли тропу, ведущую, к зоне катания. Склоны там короткие и энергичные. Но больше всего потрясло то, что катались мы там абсолютно одни (!), до закрытия оставалось около часа, все немногочисленные доселе катающиеся уже разъехались, а еще менее многочисленный персонал, видимо, находился в предвкушении ужина где-то в подсобках. А мы никак не могли наесться свалившимся на нас счастьем!

Эксклюзивные пустые трассы - только для нас!

Несколькими днями поздней, я понял, причину малолюдности склонов! Наша прекрасная половина группы, решили съездить туда без мужчин, а, прибыв, обнаружили, что кататься просто невозможно – дул сильнейший шквалистый ветер! В то же самое время в Pampeago была прекрасная каталка! Оказалось, что перевал образует подобие трубы меж двумя горными грядами, что и делает невозможным катание там при мало-мальском ветерке внизу в долине.

Макет Sella Ronda

Тем не менее, если будет возможность оказаться на нем в безветренную погоду, обязательно насладитесь великолепным свободным катанием и общением с прекрасными Доломитами!

И никаких очередей при посадке!


San Martino di Castrozza

Дорога из Валь-ди-Фьемме занимает меньше часа.

Спуск с перевала к san Martini di Castrozza

Откатали здесь один день, что, вообщем-то, вполне достаточно. Трассы – разнообразные, но почему-то не покидало ощущение некоторой провинциальности. Похоже, из-за того, что зона находится несколько в стороне от основной части Доломит, она является в большей степени внутренним итальянским курортом, хотя и достаточно престижным. Неторопливость и нега горнолыжной итальянской жизни проявляется здесь в полной мере!

San Martino di Castrozza

Антикварные, зато пустые креселки!

Снега много, с елками - чуть хуже...
[page]
Val di Fassa

Ну, конечно же, Валь-ди-Фасса сразу же обозначила свой масштаб. Прежде всего размерами. Гондола из Campitello бралась штурмом розовощекой толпой, среди которой узнавался родной говор соотечественников. Цели пройти Sella Ronda я не ставил. Скорей хотелось посмотреть на всемирно известную зону катания, чтобы сделать для себя выводы на будущее. Успел покататься в зоне Rodella и Belvedere и пройти участок «кругосветки» от Rodella до Arrabba.

Val-di-Fassa

Тем более покататься удалось в компании двух школьных друзей, которые как раз оказались примерно в одно с нами время в Доломитах. Трассы действительно очень разнообразны, но те, которые идут вокруг Sella Ronda – сильно сбиты, местами до льда. И бесконечная публика, публика, публика…

Участок Sella вдоль подъемника 155

Пожалуй, стоит рекомендовать «кругосветку» в качестве транзитного пути для попадания в другие зоны катания, уровень трасс которых каждый выбирает, исходя из своих вкусов и умения. Кстати, в конце катального дня встал (видимо, от перенапряга) 155-й подъемник Dolomites Ski Restoro и примерно за полчаса простоя образовалась солидная лыжебордерная пробка, которая рассасывалась соответственно – без излишних сантиментов и с должным напором разномастной публики.

Солидная гондола из Campitello


Trento

Отдельным обязательным пунктом нашей программы стоял Trento - достаточно крупный городок с прекрасно сохранившимся историческим центром и изумительным большущим замком Буонконсильо ХIII века. В Региональном Музее, занимающем внутренние залы замка, проходила выставка, посвященная захоронениям в древнеегипетских гробницах (!).

Тот самый замок в Trento

Выставка, равно как и оставшаяся часть внутренних покоев была посещена почти полным составом, включая и самых маленьких, кои и были в наибольшем восторге! Особенно всем понравилась мумия кошки!

Тренто и платан
Тренто и платан

В завершение Trento порадовал мужскую часть группы замечательной трентийской пиццей, женщин – походами по магазинам, а самую главную – многочисленными одноевровыми автоматами, выплевывающими разноцветные каучуковые шарики.

Об усталости не может быть и речи! Только вперед!
Об усталости не может быть и речи! Только вперед!

Подводя итоги нашего замечательного путешествия, выделил бы два момента, которые, в общем-то, и так были ясны с самого начала, но проступили еще явственней.

Первое. Поездка с детьми – это отдельный вид горнолыжных путешествий. Будьте готовыми к тому, что программа должны в первую очередь учитывать детские интересы. Ошибки в планировании и игнорирование детских стремлений, могут в значительной мере испортить ваше путешествие и существенно подорвать успех в попытках научить ваших деток любить горы так же, как любите их вы! Если же немного поступиться своими желаниями, то в следующий раз малыши сами спросят вас: «А скоро мы поедем в горы?»

Второе. Все-таки большие раскрученные космополитичные курорты значительно проигрывают небольшим региональным зонам катания в том, что они в меньшей степени обладают теплотой, уютом, шармом и местным колоритом, позволяющим полностью отдаться волшебной магии гор. И еще… для того, чтобы постоянно изучать мелькающие пятки впереди едущих, и думать, как бы на них не наступить, совсем не обязательно тащиться в такую даль, можно потолкаться в выходной на горе в Дмитровском районе, или, на худой конец, прокатиться с лыжами наперевес в московском метро в час-пик. Не бойтесь гор, о которых не сказано в путеводителе! Может, именно они и есть – настоящие?

Вечерний Predazzo
Вечерний Predazzo

Даты поездки: январь 2010г.

Автор: Celt

0
0  
yarema2006    24 Декабря 2010 (23:14)   #
Здорово! Но с детьми лучше ехать в Серфаус. Бюджет прошлогодней поездки: семья 4 человека 3200 евро с 02.01 по 13.01.2010 включая дорогу на авто от Киева, детскую лыжную школу и ски пассы. Детских впечатлений от специально подготовленных сказочных детских трасс на 100В Австрии бываю 2 раза в год, дети как правило требуют только Серфаус.
0  
werg32    25 Декабря 2010 (08:36)   #
Позитивно и здорово! Сам в этом сезоне собираюсь с семьей выехать куда-нибудь. Возьму на заметку. Если можно, по поводу проживания в личку?
0  
pomawka    4 Февраля 2011 (21:36)   #
Никто, как это принято в Европе, не моргал, не гудел, однако при первой же возможности обгонял по встречке, как это в Европе не принято. Итальянцы!


Только вернулись из Франции, обгоняють, ещё как обгоняють...Фрр..анцузы...
0  
Zorin    23 Января 2012 (15:27)   #
Приятный отчет!


По Кстати касательно обгонов добавлю свои пять копеек: на все горных дорогах (обычных, по одной полосе в каждом направлении) разметка практически была только прерывистыя и все обгоняли даже в закрытых поворотах. Я ехал по перевалу Малого Святого Бернара, т.е. 40км, дорога узкая аж жуть - два грузовика не разъедутся. Я как собирал машины две-три, съезжал на обочину и пропускал. Все кивали и гудели спасибо)
Летом 2011 года добирался из Бурга Сант-Морица в Мюнхен (ездил в гонять на байке в Лез-Арк на своем авто), и ехал как раз по перевалу Св. Бернара, потом вырулил на А4 и А22, где через Зальцбург и попал в Мюнхен. На А24 навстречу наблюдал огромную пробку из-за ДТП, км 25(!).
Конечно после Франции итальянцы водят неахти как - и подрезают, и мигают. Да и бензин дорогой) (был 1,6евро). Зато дорога А22 - отличная, красивая и быстрая!
0  
Zorin    23 Января 2012 (15:30)   #
Цитата(Zorin @ 23.1.2012, 15:27)
Приятный отчет!


По Кстати касательно обгонов добавлю свои пять копеек: на все горных дорогах (обычных, по одной полосе в каждом направлении) разметка практически была только прерывистыя и все обгоняли даже в закрытых поворотах. Я ехал по перевалу Малого Святого Бернара, т.е. 40км, дорога узкая аж жуть - два грузовика не разъедутся. Я как собирал машины две-три, съезжал на обочину и пропускал. Все кивали и гудели спасибо)
Летом 2011 года добирался из Бурга Сант-Морица в Мюнхен (ездил в гонять на байке в Лез-Арк на своем авто), и ехал как раз по перевалу Св. Бернара, потом вырулил на А4 и А22, где через Зальцбург и попал в Мюнхен. На А24 навстречу наблюдал огромную пробку из-за ДТП, км 25(!).
Конечно после Франции итальянцы водят неахти как - и подрезают, и мигают. Да и бензин дорогой) (был 1,6евро). Зато дорога А22 - отличная, красивая и быстрая!