Для тех, кто не в курсе: года три назад компания Black Diamond совместно с Pieps выпустили лавинные рюкзаки с системой JetForce. Особенность этой системы заключается в том, что надув подушки осуществляется не сжатым газом из баллона, а электрическим насосом.
Очевидны преимущества такой системы: не нужно каждый раз покупать баллон после активации и можно подергать ручку просто так, для тренировки и проверки работоспособности рюкзака.
Новинку встретили осторожно: непонятно, как будет вести себя аккумулятор на холоде и будет ли хватать давления для открытия подушки. Если по первому вроде нареканий особо нет, у нас в конце дня при -25 система срабатывает и заряда хватает (хотя вроде отзыв первой партии был из-за не работы в -20), то по второму в сети есть видео, что при удерживании клапана, подушка не раскроется. Мы сами немного прикапывали рюкзак и дергали ручку – не открылся. Собственно был сделан и так очевидный вывод – при малейшем признаке схода, надо сразу дергать. Ну и вроде были проблемы в мозгах у моделей 14-15 года, что вроде бы решается перепрошивкой.
Похоже, что у этой системы обнаружилась еще одна проблема.
Преамбула, можно пропустить.
Эти выходные наша компания каталась в районе Приэльбрусья. В группе было 2 рюкзака Pieps JetForce 24 и 34 литра. Погода была солнечная и достаточно морозная, снега в целом было немного, но мы находили нетронутые места. В конце катального дня, пока ждали машину, нас попросили показать действие рюкзака. Собирается он достаточно быстро, на одном заряде можно дернуть несколько раз, зависит от окружающей температуры и как быстро сядет аккумулятор. Поэтому запустить лишний раз не жалко и хозяин рюкзака дернул за ручку. Раздался звук работающего вентилятора и… ничего. Повторный рывок за ручку – без результата: насос гоняет воздух, но красная подушка остается в рюкзаке. Кто-то подошел сзади, дернул закрывающий клапан и тогда подушка надулась. Хозяин второго рюкзака, недолго думая, дергает ручку своего рюкзака и… ничего. Кроме шума вентилятора. Повторный рывок так же без результата и только одергивание бокового клапана освобождает подушку из рюкзака. Беглый осмотр рюкзака дал понимание, что что-то мешает открытию бокового кармана. Может надо сильней дернуть? Собираем первый рюкзак, хозяин берется и дергает двумя руками за ручку и… да, снова ничего, кроме шума вентилятора.
Если бы был один рюкзак, можно было бы списать на некую случайность, но два рюкзака подряд уже говорит о некоторой системной проблеме. Вернулись в номер и стали разбираться, а из-за чего, собственно, рюкзаки не сработали?
Тут надо пояснить, как именно срабатывает система JetForce. Подушка, в сложенном состоянии, на 2/3 застегивается молнией, а оставшаяся часть закрывается клапаном. При активации системы ручкой включается насос, подушка открывает клапан и надувается, раскрывая молнию. На все уходит порядка 3-4 секунд. На этом видео на 1:30 демонстрируется надувание подушки, а на 4:35 видна укладка подушки в карман.
Собственно во время рывка ручки у рюкзака активируется 2 системы: электронная и механическая. Электронная запускает вентилятор, а механическая дает возможность клапану раскрыться. Вот в механической составляющей и была найдена проблема.
Клапан закрывается на 2 пластиковые клипсы (1), которые защелкиваются на металлический стержень на тросике (2).
В момент рывка стержень (3) поднимается вверх, диаметр тросика (4) меньше, чем у пластиковой клипсы и клапан легко распахивается, когда подушка начинает надуваться.
Вот и подошли к самому главному.
При рывке ручки на обоих рюкзаках стержень попросту не поднялся. А давления вентилятора не хватает, что бы подушка отщелкнула пластиковую клипсу. В итоге вентилятор нагнетает воздух, а подушка не раскрывается. Обидно.
В чем причина залипания пока что непонятно. Возможно, в месте сопряжения железного стержня (5) набился снег, который потом растаял в теплом месте, а потом это все это замерзло на улице. А возможно это все приржавело. Правда непонятно к чему, хотя в месте сопряжения, судя по ощущению, находится магнит, а на тросике были найдены следы ржавчины (6). Но вряд ли так все сильно закисло, хотя как знать. В номере и на следующий день все работало штатно. До этого рюкзаки были без активации менее месяца.
На этом фото видно, что в этом месте в рюкзаке накапливается снег.
Основная версия - это примораживание в месте сопряжения, но в любом случае будем наблюдать за этой проблемой.
Пока что принято решение перед спуском проводить проверку работоспособности механической составляющей рюкзака. Делается это весьма просто: кнопкой на ручке выключается электроника и затем дергается ручка. Если все нормально, то клапан распахивается. Электронику отключать для экономии аккумулятора и времени на сбор подушки.
Обидно, что такая, казалось бы, мелочь влияет на работоспособность всей весьма не дешевой системы.
Владельцы JetForce, будьте внимательней и проверяйте ваши рюкзаки перед катанием!