Для меня вопрос выбора снегохода длится лет эдак пять. Присматриваюсь, оцениваю. Спортивные машины мне не слишком интересны - по сравнению с теми ощущениями, которые дарит мотоцикл или стоячий гидроцикл, снегоход выглядит бледно. Сформулировал требования к тому снегоходу, который бы устроил: наличие широкой и длинной гусеницы для проходимости; высокого стекла для защиты от ветра; мотора, разгоняющего снегоход до 100 км/ч. Важен малый вес, облегчающий погрузку-выгрузку. Не забуду надежность и цену - в районе $4000. Последний фактор прозрачно намекал на скорое посещение дилера рыбинского завода - для покупки "Тайги".
Российская копия Scandic хорошо себя зарекомендовала не в одном экстремальном пробеге. И все шло по плану, если бы дистрибьютор Yamaha из Санкт-Петербурга не пригласил на тест новинки российского рынка - снегохода Yamaha Bravo 250. Я не питал особых иллюзий - очередная маленькая и дешевая вещь вряд ли может произвести впечатление... Увы, людям свойственно ошибаться.
Маленький VikingЧтобы сразу разобраться в последующей расстановке приоритетов, открою маленькую тайну. Мой любимый снегоход - Yamaha Viking. Большой, неповоротливый увалень впечатляет проходимостью, простой конструкцией и потрясающим трехместным седлом. Это не гоночная машина, но для того, чтобы насладиться в хорошей компании красотой зимнего леса - лучше не найти. Минус один и традиционный для большинства снегоходов - масса под 300 кг. Когда я увидел Bravo живьем, понял, что конструкторы Yamaha не стали изобретать велосипед, а просто уменьшили Viking. Все то же высокое стекло, напоминающее лопату для уборки снега, широкое седло, незамысловатые обводы корпуса. Вместительный багажник и удобнейшая хромированная дуга, опоясывающая моторный отсек - как это практично!
Конструкция Bravo известна с 1982 года: рынок скандинавских стран потребовал простую и утилитарную машину. Первые десять лет аппарат выпускался в варианте с укороченной гусеницей и маленьким багажником, с 1992 года производится в современном виде, претерпевая лишь косметические изменения. Конструкция отработана, надежна и проверена временем.
Открываю моторный отсек - там все просто: капотированный одноцилиндровый "двухтактник", бензобак, вариатор, дисковый тормоз. Ба, да он с механическим приводом, как на российских снегоходах! Не слишком приятно. Нет заднего хода - тоже не подарок. Зато сразу видно, где машина сделана. Японское качество нельзя не заметить: нигде не малейшего перекоса, все панели идеально подогнаны друг к другу. Закрыл капот, подкачал бензин, дернул трос (какой вам электростартер!). Мотор завелся моментально - японский. Узкий руль, дешевая штамповка тормозного рычага - экономия буквально во всем. Есть второй топливный бак и система раздельной смазки - уровни бензина и масла находятся справа от седла. Баки выполнены как сообщающиеся сосуды: но второй, установленный под седлом, подключается отдельным краником, что снижает риск оказатьс где-нибудь в лесу без бензина.
Браво!Впечатление от машины меняется, как только тронешься с места. Я не понял, что в моторе всего 18 л.с. Резвый набор скорости до 60 км/ч, уверенная тяга при езде в горку, ходовые качества по-хорошему удивили. На льду Кавголовского озера, слегка припорошенного снежком, мне удалось разогнать малыша до скорости 70 км/ч - для необкатанной машины это совсем неплохо. Есть основания предполагать, что после обкатки Bravo разгонится до 80 км/ч.
Ветрозащита великолепна. Стекло полностью отсекает встречный поток от водителя. Узкий руль неудобен лишь на первых метрах, к нему мгновенно привыкаешь. Конечно, на скоростях выше 60 км/ч машина не слишком устойчива: упрощенные конструкции подвесок и малая ширина колеи требуют от водителя постоянной концентрации. Расслабишься, и небольшая кочка может перевернуть легкую машинку.
Управляемость снегохода специфична. Это связано с комбинацией малого веса, узкой колеи и длинной гусеницы. При повороте руля снегоход стремится ехать прямо и для поворотов приходится работать корпусом. Специально пробовал маневрировать среди деревьев на склоне - и не испытывал сложностей.
Сравнивая Yamaha с российскими продуктами "Рысью" и "Тайгой" не мог отделаться от странной мысли: да, "японец" едет чуть медленнее и не так резв в разгоне, как-никак, а в уфимском изделии 440 кубов, а в рыбинском - все 500. Но объективные ощущения от комбинации езды, управляемости и комфорта от катания на российских снегоходах явно проигрывают. Стараюсь понять почему. Ведь Yamaha проста "как три копейки": передние лыжи подвешены на рессорах, гусеница на подпружиненных склизах. Зато везде есть амортизаторы. Трясет, тем не менее, не слабо: меньше, чем на "Рыси", но больше, чем на "Тайге". Динамика до 50 км/ч не уступает более мощным "россиянам". Заднего хода нет.
Помилуйте, а как же быть? Ответ получил в первой же трудной ситуации - не смог без разгона въехать на ледяной подъем. Тут бы сдать назад. Вспоминаю, что машина весит 175 кг, беру за багажник и просто оттягиваю ее на несколько метров. Неожиданный выход
Катался по лесу и опять беда: лыжа попала в колею. Остановился, взял за хромированную дугу, опоясывающую моторный отсек и вынул снегоход. И тогда понял, чем мне так сильно понравился Bravo. Малым весом, сочетающимся с приемлемыми ходовыми качествами. Понял и другое. Несмотря на скромный объем, маленький снегоход уверенно тянет двоих в крутую горку (хватило бы зацепа!), а значит, удовлетворяет еще одному поставленному условию.
Вполне устроила проходимость на глубоком снегу. Размер гусеницы вполне соответствует небольшому весу снегохода - в сугробе не закопаешься. Но возникает другая проблема, вызванная опять-таки узкой установкой лыж - при маневрах приходится активно работать корпусом, иначе легко завалиться. Заключительные впечатления получил, загружая Yamaha в кузов: на 70-сантиметровый борт закинули Bravo вдвоем.
Рынок давно требовал именно такого снегохода: простого, надежного и с конкурентоспособной ценой. Безусловно, тот, кому нужна машина для тяжелой работы, выберет рыбинскую "Тайгу" - все-таки 500 кб. см тянут увереннее, но для отдыха и перемещений по снежным пространствам без тяжелого прицепа Bravo будет явно предпочтительнее.
ПараметрыДебют/начало производства 1992/1992 г.
Сухая масса 175 кг
Снаряженная масса 200 кг
Габариты 2945x950x1120 мм
Колея лыж 750 мм
Размеры гусеницы 3450x380
Двигатель 246 кб. см, 2-тактный, 1 цилиндр, воздушное принудительное охлаждение
Размерность 70x64 мм
Система питания карбюратор Keihin BD 32-28
Мощность 18 л.с.
Трансмиссия вариатор, центробежное сцепление
Подвеска лыж рессоры и амортизаторы, ход 100 мм
Подвеска гусеницы подпружиненный склиз, амортизатор, ход 100 мм
Тормоз дисковый, трансмиссионный с механическим приводом
Объем бензобаков 24,3 л.
Объем маслобака 1,8 л.
Максимальная скорость 70 км/ч
Расход топлива 11-15 л./100 км
Вряд ли у Bravo есть конкуренты по соотношению цена-качество. Если же решающий параметр - малый вес, то тут все совершенно очевидно - 175 кг весит средний мотоцикл. Серьезный недостаток - отсутствие заднего хода, но с этим приходится мириться.
Автор: Александр Дмитриев Источник: Моторевю №1 январь 2003 г. |
Хочу сказать о снегоходе много хорошего:
Машина проявила себя как очень надежная,
впервом походе по Кольскому я прошел на ней 1050км
без единой поломки.Правда есть одно но,по
абсолютно голому льду надо ехать медленно иначе
останешся без склизов.Это так же относится и к езде
по твердому насту,вдруг снегоход перестает тянуть,
оказывается просто прикепели склизы.
По поводу проходимости и тяговитости с Бравик
легко тягается даже с widetrack .
Во втором походе по Кольскому мы шли в четвером
на двух Бравиках в полной автономке со всем
бензином 250л на каждого + продукты+снаряжение+1человек
в санях.Итого где-то 500кг в санях.
При этом мы не испытывали нехватки лошадиных сил.
Наша скорость не превышала 45км.
Правда всю дорогу мы шли по целине.
И немного о грусном.
Бравик - снегоход низкий и сидеть на нем не удобно.
Когда приходится часами идти по тундре,
просто затекают руки от того что они расположены высоко.
Зато когда вы прорубаетесь по лесу или идете по
гоному склону ,этот руль очень удобен-он позволяет откренивать снегоход и поворачивать его практически на
месте или траверсировать склон.А по поводу заднего хода
ничего не скажу,просто привыкаешь что его нет.