«Взрывая пухляк», «режа вельвет» или убивая целину задним кантом на курортах Красной Поляны, мало кто из туристов задумывается о местной истории. Ведь тут не ходил Ганнибал со слонами, не взбирался Тамерлан на вершины и вообще никакой истории кроме Олимпийской и не было.
До переезда в Красную Поляну я тоже мало задумывался о ее истории и в основном черпал сведения от полянских бомбил, хозяев жилья и других случайных источников. По ним история Красной Поляны начиналась с появления на этой земле греков, а затем эстонцев. Русские – они, являясь титульной нацией - появились из русского духа (Переселенцы прибыли из Подольской (более всего), Курской, Полтавской, Воронежской, Черниговской, Киевской, Харьковской губ., Донской и Кубанской обл. Великие укры). А армяне, коих в Поляне, наверное, больше других наций появляются как опята – незаметно, но много.
Понятно, что история разумного человека пишется, начиная с находок датированными появлением первых предков. И это тут тоже есть. Если бы не ленивые советские археологи, расслабленные анапским портвейном, то человеческие предки назывались бы не французскими кроманьонцами, а советскими «казакобродцами» – по имени села у которого с опозданием обнаружили этого самого пещерного предка, гораздо старше французского.
Но меня больше всего заинтересовала история медовеев, которые и основали первое поселение на месте Красной Поляны. Начну с пика расцвета медовеев в долине Мзымты. Название племени произошло не от пчеловодства, а имеет абхазские (адыгские) корни. Просто русским, по лености, свойственно коверкать любые иностранные названия до неузнаваемости, чтобы не трудиться ломать язык. Ну да ладно, на наш лад и медовеи звучит не плохо. А общим предком адыгов и черкесов являлись древние аланы. И судьбы этих народов часто пересекались и текли единым руслом.
Медовеи – маклауды
Кто же были эти легендарные люди с таким поэтичным именем, от которых ныне осталось в памяти название реки Мзымты и селения Медовеевка в районе Красной Поляны, название рек Ачипсе и Псоу, да еще красивейший хребет и селение Аибга? До Кавказской войны здесь обитали горные садзы, родственники береговым садзам и убыхам. Так же как и последние, они имели свой самобытный язык и не относились ни к адыгам, ни к абазинам, ни к абхазам. Кроме своих родственников с побережья, они никого более не признавали и вели себя довольно враждебно по отношению к другим племенам. Своим разбойным нравом и свободолюбием, имевшим причину отчасти в дефиците жизненно важных ресурсов, а отчасти в труднодоступности и стратегической удалённости их горных гнёзд, они полностью отличались от своих значительно более зажиточных родственников, прибрежных садзов, которые привыкли к довольству, торговле и мирной жизни. Этим самым краснополянские медовеи поражали удивительным сходством с гэльскими кланами фамилии Мак-Грегор из высокогорной Шотландии. Те так же отличались от своих более мирных и богатых соседей, жителей шотландских предгорий, своим буйным нравом и периодически чинимыми набегами и грабежами.
Источник: http://slavikap.livejournal.com/11207796.html
Жили медовеи в период Кавказкой войны припеваючи. Никого не интересовала горска горцев. А что такое Кавказкая война? Это столкновение религий и амбиций. С одной стороны, голимый царизм, с другой стороны персы и турки. Но по обыкновению страдали и гибли в этих войнах:
- казаки, у которых работа такая была,
- солдатики – крепостные боевые машины,
- полудикие обманутые обещаниями и дурманом религии племена разбойников.
Особенно досталось последним – из них получалась мука из-под жерновов воюющих империй.
К 1964 году в долинах Мзымты и Псоу проживало около 10 000 человек. О чем сейчас напоминают по весне многочисленные цветущие «черкесские сады» (за счет белых цветков черешни весной все горы-леса Красной Поляны белеют пятнами садов). Кстати, сегодня, в пгт. Красная Поляна официально проживает около 4 500 человек, вместе с более мелкими поселками.
Когда их соотечественники на Северном Кавказе уже были жестко усмирены, местные жили-не тужили, что-то растили, а дефицит средств пополняли разбоем, который и разбоем не считался, а работой. Почему усмиряли жестко? Все попытки договориться с покоренными кавказскими племенами кончались плохо. Условий для мира у России было два – сохранять лояльность царю, прекратить разбой и набеги. Взамен оставалась власть, свобода образа жизни и религии. И, это условия племенные вожди легко принимали поскольку их «понятия» не заставляли их выполнять перед русскими. И продолжали грабить, угонять в рабство, и не только русских. Пленных мужчин отдавали за выкуп, а рабынь, естественно, продавали в Турцию. Русские многократно наступив на грабли «слово даю!» психанули и перешли к тактике «выжженной земли» - переселяли всех на плоскость или депортировали в Турцию. Причем выбор делал сам горец.
И вот в 1864 году пришла очередь медовеев. После «парада Победы» в срочно переименованном в Романовск черкесском ауле Кбаадэ, все население, поверившее в «братскую помощь» единоверцев – турок, пошло «выход с вещами». Это явление называлось мухаджирство
Медовеи составили мизерную часть от депортированных в Турцию черкесов. Точную цифру никто не знает, но называется до 3 млн человек в течении 15 лет. Однако им пришлось разделить весь ужас переселения с остальными соотечественниками. Причем переселение медовеев пришелся на время пик депортации горских народов и соответственно концентрация страданий.
Есть версия, что медовеев просто истребили казачки – была премия за ловлю и убиство горцев. Короче, голливудские боевики по индейскому сценарию можно было снимать на Кавказе.
Гибель горцев началась еще в момент зачистки войсками и вытеснения к побережью. Переправа в Турцию и на Балканы по сути была мясорубкой. Известен случай, когда жадные до денег турки просто отвозили переселенцев от берега подальше, выбрасывали за борт и возвращались за новой порцией.
При случае турки не стеснялись приторговывать оставшимися без мужчин женщинам и детьми. В рабство, естественно.
Турки снабдили обещанным всем переселенцам жильем и землей только племенных вождей и знать. Остальных селили в буферных зонах с враждебными туркам христианами и на востоке. Их просто привозили и оставляли без пищи и жилья в окружении враждебного местного населения (местные турки считали черкесов разбойниками и дармоедами) с одной стороны и прямыми врагами с другой.
Альтернативой было только стать «пушечным мясом» в войсках Турции. Войска, набранные из черкесов, всегда шли первыми в битвах и несли самые тяжелые потери. Спустя 10 лет в результате русско-турецкой войны на Балканах десятки (а может сотни, кто их считал?) тысяч черкесов снова переселяли по требованию победителей. Называют цифру в 250 000. В результате второй волны переселения черкесские аулы появлялись в Сирии, Египте (!).
Многие черкесы просились обратно на Кавказ на любых условиях. Но Россия категорично отказывала и даже не рассматривала такие запросы. Вернувшиеся нелегально на свою родину горцы считались париями, и не могли вернуть себе даже развалины родной сакли.
В общем трудно сказать, кто сыграл большую роль в геноциде горских народов – Россия или Турция. Судьбы малых народов вообще никак не интересовали глобальных игроков – так муравьи гибнут под лапами дерущихся медведей.
А медовеи растворились в турецком этносе. Безвозвратно.
Тем не менее летом в горах Красной Поляны можно увидеть пастушьи балаганы, коров, буйволов и … коз. Их сопровождают всадники ярко выраженной кавказкой наружности. На Розе Хутор организовано катание на лошадях, где-то же присутствуют персонажи в национальных костюмах.
Такая вот история с географией. Грустно, но поучительно.
Но горы помнят все. В отличие от короткой и дырявой человеческой памяти.
История медовеев изложенная мной субъективна. Я так ее вижу, и она не является научным трудом или поводом для оспаривания. Буду благодарен о новых фактах их истории медовеев.
Обратимся же вновь к барону Торнау, гостившему у медовеев в начале 19-го века в облике горца-абрека и только поэтому ставшего единственным очевидцем, оставившим нам подлинную историческую память без прикрас о тех давно ушедших временах:
«Псоу (Псхуаа), Ачипсоу (Ачипсаа, Ачипсе), Айбога (Аибгаа), Чужгуча (Чвежипсе). Четыре общества эти, известные у черкесов, живущих на северной стороне гор, под общим названием медовеевцев. Занимая места неудобовозделываемые, бедные пастбищами и произведениями земли, они нуждаются в хлебе, в скоте и в одежде. В селениях только Ачипсу и Чужгуча растут фруктовые деревья, которые находим на берегу моря, в Абхазии и у убых. Неприступность жилищ и крайняя бедность сделали медовеевцев хищниками, страшными своим соседям. С одноплеменными им садзами меловеевцы вступают в родство, иногда находятся с ними в дружеских сношениях, а иногда во вражде.
С черкесами медовеевцы ведут открытую вражду: переходя хребет Кавказских гор, они спускаются в лесистые ущелья Урупа, Лабы, Ходза и Белой речки, убивают там черкесов и захватывают у них людей и скот. Почти ежегодно жители Чужгучи и Ачипсоу угоняют у абадзех баранов; только раз удалось абадзехам, собравшимся в большом количестве, ограбить несколько крайних домов в Ачипсоу. Медовеевцы не имеют никаких религиозных понятий, некоторые только из дворян исполняют обряды, предписанные магометанской верою, не заботясь, впрочем, о догматах её».
http://www.e-lazarevskoe.ru/excursion/tesnina-axcu/