26.04.2024 /
Дэйв Райдинг: Адаптация лыжного спорта к изменению климата
26.04.2024 /
Решение Церматта сильно ударило по Ларе Гут-Бехрами: что теперь?
26.04.2024 /
Юрий Бородавко: «Большунов не только Олимпиадой 2030 года интересовался, но и 2034‑го! Он стремится выступить там»
SKIGU.RU:Десятка альбомов.
SKIGU.RU:Старты Любительской Лиги
Теги не найдены
NASA не вяжет веников
Спору нет, столбовую дорогу по сильно пересечённой местности лыжестроения торят известные лыжные бренды. Они определяют облик, основные характеристики и номенклатуру лыжной продукции, которую затем и производят, и которая мало чем существенно отличается от бренда к бренду. Компании поменьше, которым не под силу проводить всякие там долгосрочные разработки, стараются следовать общим тенденциям и брать своё за счёт изысков дизайна, экзотических материалов или очень уж ручной работы.
Но попадаются и такие, которые прямо-таки норовят свернуть с наезженного тракта на какую-нибудь кривую тропинку, которая неизвестно куда приведёт. Время от времени они попадаются на глаза, и всегда бывает интересно, что у них там получается.
Последними «из последних» попались на глаза лыжи Flo компании Floskis Inc. «NASA inspired» - «вдохновлено NASA» - начертано на главной странице их сайта. Вдохновленный автор/изобретатель/конструктор этих лыж, действительно бывший инженер-разработчик NASA (проект Apollo) по имени Adrian Floreani, потративший на разработку и доводку этих лыж около 20 лет, из фамилии которого и следует, видимо, название лыж. Лыжи нисколько не спортивные - автор желал сделать лыжи для культурного досуга широких масс трудящихся - но весьма занимательные. По количеству новаций. А задачи автор формулировал скромно: лыжи должны резать и взад, и вперед на твердом снегу подобно конькам, быть стабильными на любых скоростях, скользить по разному безобразному снегу как водные лыжи, влезать в багажник его автомобиля и не рвать коленные связки при падениях.
Свой первый патент он получил в1990 году, то есть история этих лыж уже сильно длинная. Если верить материалам сайта, это были первые карвовые параболики, первые твинтипы, первые лыжи с гидродинамическим стабилизатором, о котором пойдёт речь ниже, и первый монококовый кэп. Только странно, что мы всего этого не знали. Потом пошли годы отработки и доводки лыж до кондиций, и вот весь нынешний модельный ряд. Числа внизу – длина лыж в сантиметрах.
Прямо скажем, для таких громких названий длина как-то вроде и маловата. Но обо всём по порядку. Все модели базируются на трех «китах», которых мы сейчас и перечислим.
1. Полностью бамбуковый сердечник
Насколько мне известно, до сих пор сердечники только усиливали бамбуковыми стрингерами, тогда как у этих лыж сердечник полностью бамбуковый. Это, как пишется на сайте производителя, придаёт ему чрезвычайную прочность и упругость. Сердечник сохраняет форму и рабочие характеристики настолько, что на лыжу выдаётся пожизненная гарантия. Лыжа, как в старые добрые времена, состоит целиком из сердечника, без всяких там обер и сайдволов.
Более о конструкции лыж производитель не распространяется, упоминая только особо износостойкую базу и канты из самой твёрдой стали. Лыжи получаются дорогими, но эффективными.
2. Платформа
Лыжа изготавливается с несколькими рядами закладных элементов, на которые ставится дюймовой высоты платформа, именуемая Full-flex Riser. Название совершенно понятно из картинки – почему это Riser и почему он Full-flex.
Платформа крепится к лыже четырьмя винтами, которые закручиваются в закладные. Собственно контактная с лыжей площадка отмечена на картинке зелёными линиями. Вне её лыжа может свободно сгибаться вокруг нижней цилиндрической поверхности платформы. Решение эффективное, но я такое уже встречал.
Подобная штука закладывалась фирмой Line в крепления Reactor, что можно усмотреть из их патентных материалов. Правда, они спереди и сзади ещё закрывали платформу гибкими кожухами, чтобы снег не набивался. Впрочем, кто из них был первым – и там и там всё патентовано - пусть выясняют они сами, нам это малоинтересно. Вот на этом рисунке более наглядно видно, что из себя Full-flex Riser представляет.
Но в лыжах Flo есть дополнительная опция «как у взрослых»: выкрутив четыре винта, можно сдвинуть платформу с креплениями аж в четыре позиции (в две на 125 см).
Примерно как в рейсовом Атомике, только последовательность позиций обратная, что само по себе тоже занимательно.
А раз уж болты выкручены, то можно поставляемыми вместе с лыжами прокладками изменить «угол рампы» (продольный наклон платформы) или кантинг (поперечный наклон). Дополнительно поставляются и ограничители сгибания пятки лыжи. Вся процедура – вывернуть четыре винта, поставить всё, что нужно, и завернуть винты. Шестигранный ключ для этого опять же аккуратно упрятан в Riser.
По вышеприведённому абзацу следует заметить, что в новом варианте сайта про всякие прокладки и ограничители уже не упоминается.
Крепления ставятся непосредственно на платформу. Стандартно лыжи поставляются с креплениями Tyrolia SR 100, но можно поставить и что-нибудь другое, по своему вкусу.
3. Гидродинамический стабилизатор
Если уж бороться с вибрациями – так уж бороться! Девайсы подобного рода в носке лыжи давно знакомы, начиная с Династар.
Adrian Floreani предложил свой.
Устройство его ясно из картинки. Прежние конструкции, говорит Floreani, работают только в узком диапазоне частот, а вот его стабилайзер душит всё подряд. И в это как-то верится! 226 грамм (!) никелированных свинцовых шариков, помещённых в «пуленепробиваемый» полиуретановый контейнер и залитых маслом, способны на многое. К сожалению, на сайте нет сильно уж убедительных доказательств эффективности этого устройства, но кое-что можно усмотреть из приведённых видеороликов. Из теоретических обоснований присутствует только довольно мутная по смыслу картинка, где цветные линии изображают влияние навески свинца на демпфирующие свойства. Причем величина навески даётся в унциях, да и вообще всё в фунтах и футах, что, на мой взгляд, весьма странно для NASA.
Дойдя до этого места, я полез на сайт снова, чтобы кое-что уточнить. Но за это время сайт подвергся модернизации, не только по виду, но и по содержанию. Акцент вместо букв Flo сделан на HDS (Hydro Dynamic Stabilization). Сайт вместо floskis стал именоваться skihds, и модели лыж тоже переименовали. Поэтому пришлось перемешать слегка информацию с двух сайтов.
Продолжим про стабилизатор. Floreani быстро отказался от встраивания своего стабилизатора непосредственно в лыжи и стал выпускать его как отдельное устройство, которое может быть просто установлено на любые лыжи или сноуборды. Достаточно привернуть его четырьмя шурупами в носке лыжи. Или где уж хочется. За его долгую историю стабилизатор побывал на лыжах и бордах призёров различных состязаний, в том числе и мирового уровня. Пожалуй, самым забавным был рекорд скорости спуска в 150 миль/час, установленный Джеффом Гамильтоном (Jeff Hamilton) в 1997 году. Он прикрутил к своим лыжам по три штуки этих стабилизаторов!
Сейчас фирма выпускает и продаёт целую гамму этих устройств (в 4х цветах). К сожалению, из материалов сайта непонятно, делается ли это для поддержки «цветовой дифференциации штанов», т.е. лыж, или же различным цветам масла соответствуют различные динамические характеристики. По картинке можно заключить, что, вроде как, в них по-разному шариков насыпано, но, может, это просто разные по годам модели.
Floreani считает свой стабилизатор основным компонентом своей HDS Ski System. Он монтируется на все модели лыж. О моделях поподробнее.
125 Lightning
- Length 125cm
- Tip 130mm
- Waist 90mm
- Tail 112mm
- Sidecut/Turn Radius 8 m
- 2 позиции креплений (4см смещение)
Разработаны для тех, кто использует обычные лыжи 150 – 170 см
153 Mystic
- Length 153cm
- Tip 130mm
- Under foot 90mm
- Tail 112mm
- Sidecut/Turn Radius 9m
- 4 позиции креплений (16 см смещение)
- Рейсовая база Petex 4500
- Канты из нержавейки (опционально)
- Усиленные карбоном пятки (опционально)
Заявлены как лыжи для всех снежных кондиций и всех уровней мастерства лыжников.
Рокер на пятке
163 Flo
- Length 163cm
- Tip 130mm
- Under foot 90mm
- Tail 112mm
- Sidecut / turn radius 16m
- 4 позиции креплений (16 см смещение)
Самые быстрые в ряду лыжи с уклоном в глубокий паудер.
Все модели построены на основе классического прогиба с лёгким рокером спереди и сзади. Но есть ещё одна фишка, именуемая «модифицируемый рокер». Насколько я сумел понять, по мере сдвига креплений назад прогиб уменьшается, а «рокерность» в носке и пятке увеличивается. За исключением 153 модели, у которой модифицируется только носок. Я долго чесал затылок, чтобы понять, как это делается, и, в конце концов, решил, что, скорее всего, за счёт подбора формы контактных поверхностей платформы и топа лыжи таким образом, чтобы при затяжке болтов лыжа выгибалась нужным образом. Но это всего лишь предположение.
Вот, собственно, краткое описание всего, что наделано Floreani. Естественно, когда широкая лыжная общественность видит эти лыжи, у неё сразу возникает вопрос: а почему они такие короткие? Ответ у Floreani уже готов. А потому, говорит он, что вибрация съедает четверть длины обыкновенной лыжи, т.е. эта четверть дребезжит и не находится в постоянном контакте со снегом. Наши лыжи, оснащённые HDS, имеют настолько хорошее виброгашение, что обеспечивают постоянный контакт со снегом, поэтому и ощущаются на ногах на четверть длиннее. И что характерно, в большинстве отзывов на это указывается. Люди, патологически не приемлющие коротких лыж, отмечают, что по ощущениям лыжи Flo (или теперь HDS) воспринимаются значительно более длинными в отношении стабильности на снегу, Некоторые даже ходили на 153 трассу ГС. Помните – «наш автомобиль изнутри больше, чем снаружи». Среди этих людей не просто лыжники-любители, но и обозреватели всяких лыжных изданий, которых трудно подозревать в необъективности.
Лыжная общественность, как правило, следом спрашивает: а почему у них такие короткие пятки? А зачем они вам? – отвечает Floreani - вы же на коньках не падаете, а у них вообще пяток нет. Трудно ему возразить. На видео было видно (на новом сайте видео пока не выложено), как ловко некоторые управляются на этих лыжах по внушительным буграм в отсутствие соразмерных пяток. Пожалуй, интересно мнение профессионального лыжного инструктора. В нашей лыжной школе, пишет он, мы тратим массу времени, чтобы научить лыжников равновесной стойке над серединою лыж. Попробовав обучение на лыжах Flo, я пришел к выводу, что лыжи буквально заставляют учащихся делать это. Мало того, я и сам почувствовал, что лыжи помогли мне улучшить свои собственные лыжные навыки. Они добавили мне больше уверенности в более сложных условиях. Мой стиль стал более агрессивным и дерзким, и в то же время более плавным. Это отметил не только я, но и другие преподаватели. Это прекрасная учебная лыжа, но в то же время и очень забавная, способная открыть новые горизонты.
У короткой пятки есть ещё одно положительное качество, особо подчёркиваемое Floreani. Пятка лыжи выступает в роли рычага, скручивающего колено и рвущего связки в случае развития при падении сценария «фантомной стопы». Пятка у этих лыж и так короткая, а рычаг, определяемый длиной пятки от голени, ещё короче, поскольку пятка ботинка конструктивно ещё больше отнесена назад. Это значительно снижает риск травмирования ПКС. По меткому замечанию SkiMag, Floreani против «фантомной стопы» придумал «фантомную пятку».
«Какой серьёзный лыжник будет кататься на ваших коротких лыжиках, у которых и пяток-то почти нет? Они не могут работать!». Это часто слышит Floreani. На что часто отвечает: «Для чего мы катаемся на лыжах? Для того, чтобы надеть пару лыж, которую индустрия нам предлагает как наиболее продвинутую? Или для того, чтобы получать от катания удовольствие, избегать травм, кататься с меньшими усилиями, большим комфортом и эффективностью?». И, судя по всему, свои цели он вполне достиг. Его лыжи, судя по всему, работают как и задумывалось. Хотя, разрази меня чем-нибудь полезным вроде умной мысли, я и не понимаю – почему?
Игорь Изыльметьев
По материалам сайтов floskis.com, skihds.com
Другие статьи автора:
14 |
Bitus
|
Спасибо! Как всегда очень интересно, даже если никакой пользы для улучшения результатов в спорте извлечь нельзя. Зато, возможно, появился кандидат на место цеховых лыж по окончании спортивной карьеры. Вообще здорово, что есть люди, готовые идти своим путем. То есть вообще своим. И здорово, что есть кому об этом рассказать. И что-то мне подсказывает, что рассказчик сам из той же породы людей. |
HappyNY
|
Спасибо Игорь! Очень интересно! Ну вот как можно было изобретать лыжи на протяжении 20-ти с лишним лет, так чтобы все эти нововведения не сперли конкуренты? Потребители настолько инертны, что "хавают" только то, что предлагает реклама, и столпы индустрии от того ленивы донельзя? |
iz1
| ||
| ||
iz1
| ||
| ||
Vuarsap
|
Слу!.. ну если удачные "стодвадцатки" Россики фри-зб - пашут ровную уверенную гигантскую дугу на почти гигантских ходах... то... то вот эти 125 Лайтнинг - "со всем фаршем" ... что называется, - я бы взял... Я считаю лыжи такого класса - лучшими в целевой категории - очень быстро и очень маневренно доехать куда-угодно по 95% подготовленных склонов всех зон и мест. И доехать с удовольствием, да и довезти с собой пару лыж и снарягу, если речь идёт об использовании при обслуживании спорта... Это принципиально и всецело-функционально - не блейды! И почти что блейды - по габаритам (и удобству транспортировки) |
nomen
|
125-е очень интересные. Вот только талия 90 — мне кажется, для них широковата. И пятка чересчур задрана, судя по картинке. (Они вообще выглядят рокернутыми и спереди, и сзади.) Немного похожи геометрией на Hagan OffLimits. |
iz1
| ||
| ||
iz1
| ||
| ||