29.08.2011

Слалом в вопросах и ответах. Соревнования

43 минуты на чтение

Виктор Полинковский

VK TG

Часть 4. Соревнования.... Встреча друзей-соперников... Подготовка, нарочито веселые шутки, немного более громкие, чем обычно голоса... Просмотр трассы... Предстартовый мандраж, команда "МАРШ!", первые трое ворот... Нервная дрожь перед второй попыткой - есть, что терять... Стиснутые после неудачи зубы и всегда надежда на лучшее в следующий раз... Соревнования... О том, как выжить среди всего этого, - наш следующий раздел.

Соревнования... Встреча друзей-соперников... Подготовка, нарочито веселые шутки, немного более громкие, чем обычно голоса... Просмотр трассы... Предстартовый мандраж, команда "МАРШ!", первые трое ворот... Нервная дрожь перед второй попыткой - есть, что терять... Стиснутые после неудачи зубы и всегда надежда на лучшее в следующий раз... Соревнования... О том, как выжить среди всего этого, - наш следующий раздел.

Начало

 Часть IV

Оглавление
 
 

 

 
 
Вопрос про руки в змейках и шпильках - один из самых часто встречающихся у совершенствующихся в слаломе. Мой ответ такой. Правило №1: при выходе из фигуры последний флаг сбивается традиционной внешней рукой, как на обычных горизонтальных воротах, иначе будут проблемы в следующем же повороте. Далее традиционная змейка из 3-х флагов сбивается одной рукой вся. Например, вышли из последних перед змейкой ворот поворотом влево, сбивая флаг правой. Далее входим в змейку, сбиваем первый флаг левой, как и обычно в правом повороте. Следующий флаг сбиваем опять той же рукой, как в гиганте, не убираем ее и не опускаем. И последний флаг змейки - той же рукой, таким образом выходим под привычную внешнюю руку (все ту же левую) и без проблем продолжаем. Если шпилька, то тут два варианта. Если не очень короткая, то меняем руку, как в обычных воротах. Если короткая и времени для смены рук мало - входим в шпильку с внутренней рукой к флагу, чтобы на выходе, не меняя руку, выполнить правило №1. Экзотическая, но не очень фигура - змейка с 4-мя флагами. В нее надо войти, как в шпильку, сбив первый флаг, как в гиганте, и дальше - этой же рукой, см. змейку из трех флагов. Вторая рука при этом - разумно произвольно, т.е. вниз не опускаем, сильно вперед не тянем, сильно в сторону не отводим.
Общее правило: не так важно, какой рукой вошел в фигуру, важно, какой вышел.
 
 
В идеале - на уровне плеча. Более высокое положение рук может спровоцировать подсед назад. Проблема с доворотом корпуса вслед за рукой (то, что не удается сохранить корпус смотрящим в долину) - проблема всех юниоров и малоопытных слаломистов. Причина глобальная в том, что
  • едешь далековато от флага, приходится тянуться рукой. Как следствие - разворот плеча и корпуса, а далее - раскантовка внешней лыжи.
  • из-за слишком округлой траектории не удается ехать не над лыжами, корпус едет почти по траектории лыж, а не "внутри трассы", что опять же вынуждает тянуть руку -- плечо -- корпус -- раскантовка внешней лыжи.

Помимо вытекающих отсюда способов исправления - ехать ближе, короче и не над лыжами, что в общем-то непросто, можно для предотвращения вращения корпусом при атаке флага поднимать и тянуть вперед и вторую, ненужную в этом повороте руку, но в разумных пределах и лишь до исправления первопричин №1 и №2.
 
 
Причин совершения такой ошибки несколько. Я назову все, возможно они все и присутствуют у Вас в разной степени:
  • Вы не контролируете положение внутренней лыжи, она у Вас, скорее всего, вообще в воздухе или полностью разгружена, и Вы ее инстинктивно "доворачиваете" в поворот, как бы стремясь довернуть пораньше, хотя бы одной ногой, при этом лыжи принимают положение буквы "V" и носок цепляет.
  • Вы едете слишком рано и проходите флаг, уже направив лыжи выше следующего и фактически закончив поворот. В этом случае очень трудно подъехать близко к флагу, поскольку к этому моменту Вы стоите уже почти прямо и попытка подъехать и атаковать заканчивается наездом внутренней лыжи на флаг.
  • Вы в принципе едете медленно и слишком округло, что сводит центробежную силу к минимуму, недостаточному для создания необходимого наклона и "выноса" ног и лыж, поэтому корпус и лыжи едут по близким траекториям, и попытка прижаться ближе к флагу корпусом и руками для атаки приводит к опасному приближению и внутренней лыжи.
Исправить все это поможет, безусловно, осознание причин и работа по их устранению. В идеале - тренироваться на очень простых пологих трассах с очень хорошим умеренно жестким РОВНЫМ покрытием БЕЗ КАНАВ. Старайтесь нарастить скорость, ехать прямее в лоб на флаг (если присутствовала причина №2), сокращайте время и радиус поворота, почувствуйте, что ноги с лыжами где-то далеко в стороне объезжают флаг, а корпус - внутри поворота.
 
 
Потери от атаки флага ботинками велики настолько, что лучше этого не делать. Делать это тем невыгодней, чем положе склон и чем менее закрыта трасса. Отдельное противопоказание для легковесов. Вплоть до того, что дети на пологом вообще блокируют флаги в слаломе, как в гиганте- внутренней рукой. И уж точно - не ботинками. Да и опасно это - при такой маленькой дистанции от флага слишком велик риск зацепить его внутренней лыжей. Короче, потеряешь больше, чем найдешь.
 

Насчет старта Килли, т.е. прыжком. Помню, читал воспоминания Онорэ Боннэ, тренера Килли, они засекали время до первых ворот со старта; Килли выигрывал до 0,4 сек за счет старта прыжком. Остальные тогда еще стартовали без прыжка. Теперь все стартуют с прыжком, выигрыш очевиден и ощутим.
Насчет выбрасывания вперед рук-ног. Давайте вместе посчитаем, что это дает: в расстоянии можно выиграть 50-60 см. При скорости на финише, допустим, 45 км/ч или 12 м/сек, это 0,05 сек выигрыш. Много это или мало - судите сами...
 
 
Долгая история. Фис и наши очки считаются одинаково. Сначала определяется цена секунды. Для этого некое число, называемое словом "фактор", и равное для слалома последние несколько сезонов 600, делится на суммарное время двух попыток победителя соревнований. Допустим, победитель в сумме показал 60 сек (30,0 + 30,0) Тогда цена секунды - 10 очков. Теперь можно сказать, сколько ОЧКОВ СОРЕВНОВАНИЙ Вы получили. Умножаете свой проигрыш победителю по сумме двух попыток на цену секунды (в нашем случае - 10) и получаете свои ОЧКИ СОРЕВНОВАНИЙ. Понятное дело, победитель имеет 0 ОЧКОВ СОРЕВНОВАНИЙ. Но это - не квалификационные очки. Квалификационные очки получим, прибавив к очкам соревнований КОНСТАНТУ СОРЕВНОВАНИЙ. Константа зависит от очков лучших участников соревнований, и если грубо, то примерно, среднее арифметическое лучшей пятерки стартующих. Но если точно, то сумма очков лучшей пятерки стартующих плюс сумма лучших очков пятерых из первой десятки финишировавших, минус (ВНИМАНИЕ!) ОЧКИ СОРЕВНОВАНИЙ пятерых с лучшими очками из первой десятки финишировавших разделить на 10. Сложно, но можно понять, почему ТАК. Представьте, вся первая пятерка с лучшими очками проехала плохо или вовсе слетела? Тогда сработают вторые пять и увеличат константу. Или, наоборот, пятерку лучших разорвет молодое дарование с плохими пока очками, тогда то, что минус - очки соревнований пятерки с лучшими очками будет больше, значит, константа будет меньше, и это тоже справедливо.
И это еще не все. Короткие и простые московские и питерские склоны пенализируются, то есть константа ограничена не менее 70, или к ней прибавляется 20. Тоже справедливо. Настолько справедливо, что улучшить очки почти невозможно, проще на Урале или в Кировске на сложном, но без пенальти. Теперь, допустим, в нашем примере, Вы проиграли по сумме 5,6 секунды победителю, константа - 70, цена секунды, как говорили, - 10 очков. Тогда 56 (очки соревнований) + 70 (константа) = 126 очков. Чисто теоретически можно прикинуть Ваш уровень, проехав по одной трассе на время с тем, чьи очки известны. Но это - теоретически. А практически, когда дойдет до старта, получится существенно хуже, потому что поедете в существенно более дальних номерах по разбитой трассе, будете волноваться и ошибаться, трасса окажется сложнее, склон круче и длиннее, на том тренировочном спуске Ваш визави не ехал во всю силу, еще что-нибудь.
 
 
Речь здесь вот о чем. Можно ехать по трассе слалома округлыми сопряженными поворотами почти постоянного радиуса, тогда без особых усилий достигается хорошее скольжение и скорость, но путь удлиняется. Помимо этого практически невозможно получить ускорение в повороте, что на пологом опять же снизит и линейную скорость. Стремиться же надо к спрямленной траектории, состоящей из дуг окружностей большого радиуса на подъездах к древкам, и малого радиуса - непосредственно возле флагов. При этом важно достичь максимума давления на лыжи до флага, чтобы после, при снятии давления, лыжи как бы "пульнули", разгибаясь, лыжника вперед. При этом необязательно, да и нежелательно, чтобы произошел отрыв от снега, просто надо получить от распрямляющихся лыж ускорение. Для этого в начале активной части поворота лыжи надо максимально прогнуть, что легче сделать, если сильнее загрузить с носка.
 
 
Толкаться надо. Особенно на пологом. На крутом - сложнее, но тоже надо. Толкаться надо до флага, а лучше - до линии падения. Но не сразу после перекантовки, поскольку, как верно заметил, лыжи должны быть загружены, а это происходит уже при приближении к флагу, то есть в момент, когда угол закантовки приближается к максимуму, радиус - к минимуму. Собственно говоря, факт распрямления ног при подходе к линии падения общеизвестен, но ноги можно просто выпрямить- выпустить, сколько траектория лыж попросит и приложить усилие, необходимое лишь для противостояния ЦБ силе, а можно добавить ускорение ЦМ сверх центростремительного, определяемого радиусом поворота, тогда из поворота можно выйти со скоростью, большей, чем та, с которой вошел (очень наглядно на роликах получается).
Для каждого уровня мастерства существует уклон, при котором лыжник уже не будет толкаться, а будет пытаться хотя бы сохранить чистое резаное ведение (если пойти дальше, при дальнейшем увеличении уклона более слабые начнут просто выживать, разворачивая лыжи поперек сначала до флага, а потом и после).
На совсем пологом даже не очень сильные лыжники выполняют выталкивание в повороте, интуитивно поймав это движение и почувствовав ускорение, которое это приносит.
 
 
Слалом Бонне - это трасса слалома или гиганта, выставленная без внешних флагов ворот, кроме фигур, которые ставят все-таки полными воротами. Названа в честь ее изобретателя - Оноре Бонне, тренера Килли. Просто экономит время постановщика. На сегодня правила ФИС допускают такую постановку слалома даже на соревнованиях, должны быть полностью обозначены только первые и последние ворота, а так же фигуры.
Что касается трассы для параллельного слалома - это частный случай Бонне, выставленной двойными флагами, как для слалома-гиганта, но с расстояниями очень широкого слалома и без фигур. Метров по 14-16 между воротами. Едется на слаломных лыжах. На рампе в прошлом году стояли именно такие две трассы. В этом году две параллельные трассы были выставлены одиночными слаломными флагами. Наверное, решили еще сэкономить и перещеголять в этом Бонне. А если серьезно, это меняет технику прохождения трассы, даже при тех же расстояниях между воротами - в первом случае техника гигантская, несмотря на слаломные лыжи и время, отпущенное на поворот, во втором - слаломная. Способ блокировки флагов в данном случае оказывается определяющим...
 
 
В свое время математичка в школе, посмотрев мою тетрадку, сказала: "Ну и почерк! Отрицательные черты гения - налицо, теперь осталось приобрести положительные."
Это я к тому, что спрямление - психологически сложная, а технически - простая часть задачи. С технической стороны гораздо сложнее исполнить вторую необходимую часть - короткий чистый поворот, преимущественно до флага. А если поворот недостаточно короток и основная часть его происходит после линии падения, то спрямление только навредит, этим спрямлением усугубляешь опоздание с каждым поворотом. Получается, предыдущий поворот закончил очень поздно, едешь почти поперек склона и при этом прешь на флаг, чтобы следующий поворот сделать еще позже... Другое дело - начал активно кантовать и загружать лыжи за 3 м до флага, подходя к нему, уже направил лыжи почти в сторону следующего, пройдя флаг, вскоре закончил поворот и поехал почти по прямой, СПРЯМЛЯЯ, по диагонали, а не поперек, к следующей точке начала активной фазы поворота. Надо понимать, что хоть спрямленная, хоть круглая траектория (а степень спрямления зависит от мастерства) должна быть ранней. Показатель здесь - то, куда направлены лыжи в момент прохождения флага. Они должны смотреть почти в сторону следующего флага. Второй момент - начало активной работы по траектории. Чем бОльшую часть поворота удастся выполнить до линии падения, "отталкиваясь от склона вперед", тем большее ускорение получишь и тем меньше потеряешь после флага, в том числе, из-за неконтролируемого сноса. Важно здесь с точки зрения механики то, что до линии падения ц.б. сила и составляющая силы тяжести частично взаимно вычитаются, а после - складываются, и поэтому после лыжи удержать сложнее. Значит, поворот и максимум ц.б. силы, соответственно, лучше переместить по траектории вверх. Пусть там, в первой половине дуги, они борются друг с другом, а не с тобой и твоими кантами, как это происходит после флага.
 
Пытался понять про "поворот выше линии падения" - и никак не получается разложить в голове, как это возможно. Или идея в том, чтобы отталкиваясь от лыж в первой половине дуги, набрать эту самую боковую скорость, и проблемы сноса после линии падения - отчасти проблема статичного катания, пусть иногда и с неплохой закантовкой, но без боковой работы?
 
Примерно так. Поясню еще к этому, что если до линии падения с силой выпрямлять ноги и наращивать активно давление, то после нее ты начнешь давление снимать и ноги подтягивать, уменьшая тем самым нагрузку на канты и опасность срыва или перегрузки, которую сам не сможешь выдержать. Не только набрать в новом направлении, но и погасить в старом.
Удивительным образом такое "смелое" смещение работы вверх и укорочение длины активной фазы на крутом дает одновременно повышение надежности спуска, увеличение скорости, и, что самое удивительное, - очень заметную экономию физических усилий! Абсолютно несочетаемые, казалось бы, даже два пункта из трех, но это - чистая правда! Мне удавалось в этом году проезжать по 6-7 раз за тренировку 50-воротный слалом с очень крутым участком из 15-ти примерно ворот. Удаваться это стало только после исполнения рекомендации тренера, которая по- русски звучала примерно так: "постарайся давить раньше и короче, не надо после флага так долго контролировать лыжи, не надо так тяжело работать после линии падения, не вставай после нее, наоборот, пусти ноги под себя, сними давление!"
 

Риски - да, а потери времени от ИЗЛИШНЕ раннего захода в каждом повороте могут быть существенно больше потерь от пары небольших опозданий. Перезаход - следующая ошибка по мере прогресса после искоренения опозданий, это как неизбежная гипертония после гипотонии. Исправить перезаход сложнее, чем опоздания. Конечно, если сравнивать опоздание в каждом повороте на крутом по закрытой трассе с несколько излишним заходом, второе  предпочтительней. А что лучше, 90/50 или 140/90 ?
 

Нет, не надо к этому стремиться. Ничем не оправданная ошибка. Одно время у молодежи проскакивало, у Бигмарка, Миллер этим грешил, с полными снега защитами на финиш приезжал. Все это - следствие отсутствия контроля за внутренней рукой и плечом, иногда - еще и из-за слишком задней стойки. Пользы от этого - ноль. Вред, скорее, не в самом касании снега рукой а в причинах, которые это вызвали. Лыжники, являющиеся общепризнанными образцами техники в слаломе, такие как Райх или Костелич, этого не делают.
 

Я бы не стал так уж преувеличивать, 100% там все-таки нет, руки все время очень близко к снегу, иногда цепляет. Я - не тренер Лизеру, поэтому мое мнение на этот счет, наверное, не важно. Думаю, присутствие - отсутствие этого движения определяется в первую очередь телосложением и, как следствие, особенностями техники спортсмена. А отношение к этому безотносительно личности я уже высказал - считаю это ошибкой, хотя и не смертельной. Кто-то избавился, кто-то не обращает особого внимания на это, но осваивать специально это касание, как элемент техники, точно не нужно.
 
 
Отвечу сначала на вопрос про имитацию на роликах. На роликах это сделать легко, но механизм, отработанный на роликах, на лыжах не сработает, на лыжах существенно сложнее как технически так и физически укоротить поворот. А на роликах достаточно просто чуть довернуть стопы. Вообще с появлением "трубы" я от роликов отказался. Слишком многое, пригодное для роликов, вредно для лыж и наоборот, хотя второе и не важно.

Что касается движения коленей (особенно внешнего) вперед и, кстати, внутрь тоже,- то его надо делать до флага, а после флага уже постепенно убирать, как коленную закантовку, так и задавливание носков посредством подачи коленей вперед. Смысл тут в том, что для раннего короткого выхода из-под флага необходимые действия производятся ДО. Исполнив короткий ранний поворот, закончив его активную часть вскоре поле флага, Вы окажетесь там, где надо по высоте и направлению траектории. И наоборот, если возникли видимые проблемы в данном месте и в данное время, значит, ошибку-то Вы совершили несколько выше по склону.
 
 
По правилам ФИС ширина вертикальных ворот в фигурах должна быть в пределах 4-6 м. Реально ставят 5-6 м. 4 м - это очень узко, но в пределах правил. Вряд ли ставят короче 4 м, но если вдруг - проверить это просто - 4м это 2,5 мужских слаломных лыжи. Лучше, конечно, рулетку с собой иметь. Далее, если факт нарушения регламента ФИС при постановке трассы очевиден, надо обратиться к главному судье соревнований, лучше, если это сделает тренер. Понятно, что надо успеть это сделать в самом начале просмотра, чтобы было время на исправление, потому что пока найдешь судью, потом пока он найдет постановщика, пока его убедит, что он не прав... Вообще я не помню на ФИСах такого. А на соревнованиях попроще, как правило, народ побазарит-погундит, но никто ничего не делает и все мумукаются в неграмотно поставленной трассе.
 
 
На основании опыта предыдущих стартов и тренировок. Если есть сомнения, померить лыжами расстояние между воротами и прикинуть на глаз развод по горизонтали в сравнении с соседними воротами. Но все зависит еще и от уклона, покрытия. Ничто тут опыт не заменит. Приобрести его быстрее можно, если самому ставить трассы на тренировках. Еще полезно переставлять трассу на тренировках и перед началом проездов по каждой новой трассе просматривать, как на соревнованиях, а потом С ПЕРВОГО РАЗА пытаться ехать во всю силу.
 
 
Умение определять простые и сложные места в трассе - одна из составляющих мастерства. У опытных спортсменов она присутствует в бОльшей степени, но это далеко не единственная причина, почему они, вроде расслабленно и не напрягаясь привозят менее опытным порой по нескольку секунд. Мастера не делают лишних движений, не суетятся, как при диарее, это и создает отчасти ложное впечатление, что они не торопятся... На самом деле они незаметно для глаза неискушенного зрителя прикладывают серьезные усилия для ускорения в каждом повороте, движения эти короткие и экономные. Поспешай, не торопясь...
 
 
Заглаживание бывает начальное, при просмотре, и промежуточное, в перерывах между участниками. Как правило, заглаживают через каждые 20-30 участников. У любого заглаживания цель - вынести мягкий или отработанный снег как можно дальше за пределы трассы. Помимо этого, при средней жесткости покрытия - "стереть " "рельсы" и убрать внутренний бруствер. Посему, задач несколько, и способов заглаживания - несколько, но, как правило, делают его плугом с максимальным отведением внешней ноги, но при этом носок внешней лыжи должен проходить как можно ближе к внутреннему флагу, а внутренняя лыжа - вообще с другой стороны, а флаг - между ног. При этом, поскольку заглаживающих много, те, кто идут не в числе первых, должны оценить, что их предшественникам удалось, а что - нет и уже корректировать по ходу, например, загладили слишком узко, внешний бруствер - в опасной близости, особенно для не самых опытных участников - значит, надо акцентировать внимание на расширении проглаженной части и удалении бруствера подальше от трассы.
 

Самой серьезной ошибкой при заглаживании является скидывание отработанного снега в канаву, вроде как для заравнивания. Еще типичная ошибка при первичном заглаживании при просмотре - это неверная оценка будущей траектории в сторону более высокой, чем будет на самом деле. В этом случае менее опытные спортсмены утыкаются во внешний бруствер, что приводит иногда к неприятным падениям.
 
(Вопрос по тактике прохождения трассы современного слалома. Траектория движения лыж понятна. На крутых участках заход высокий и у флага лыжи уже направлены на следующий высокий заход. На пологих заход почти на флаг и поворот чуть выше, но как будто вокруг самого флага. Суть примерно такова?)
 
Суть примерно такова. Но на крутом у флага не надо слишком сильно направлять лыжи в следующий поворот, а так, слегка, иначе проедешь существенно более закрытую, чем стоИт трассу. Да и легче ехать, если не переповорачивать. А пытаясь ехать слишком рано, переповорачивать будешь обязательно. Вообще я помню, как давным-давно в Хинтере я однажды, "обнаглев", поехал существенно прямее, получилось на порядок быстрее и страшнее, но на удивление легче! Проще, пусть на бОльшей скорости, но делать все-таки менее закрытые повороты. Тут надо только привыкнуть, поднять скоростной барьер, не только в физическом, но и в психологическом плане.
 

Атакуя флаг, слаломист смотрит внутрь трассы, как внутрь коридора. Все остальное время - тоже. При этом многократно меняет угол зрения по вертикали и смотрит то на ближайшие ворота, то на более дальние. Под ноги и на атакуемый флаг не смотрит. Головой за лыжами не крутит. Как, впрочем, и корпусом. Траектория корпуса похожа на траекторию лыж, только более прямая.
 

Крайне редко можно задействовать и внешний в повороте щиток, не только потому, что внешняя идет дальше, но еще и потому, что внутренняя всегда чуть впереди.
Насчет блокировки - действительно, бьешь, как правило, палкой сразу возле окончания защиты кисти, из-за чего палки "устают" и ломаются... Основную работу по блокировке флагов все-таки лучше делать не ногами, а руками, так флаги меньше тормозят лыжника, умозрительно это легко представить, даже не вдаваясь в физику. Вообще у внешней блокировки масса нюансов, особенно, когда речь идет о молодых и (или) неопытных лыжниках. В частности, если, к примеру, лыжник идет недостаточно близко к флагам, и все равно тянется внешней рукой к флагу, он разворачивает корпус в сторону поворота, разгружает и раскантовывает внешнюю лыжу. Иногда лучше внутренней. Например, еще детям на пологом. Убирая флаги, как в гиганте, они не теряют столько кинетической энергии, которая у малышей наперечет... В фигурах не обойтись без комбинации внутренней и внешней блокировок.
 
(Из просмотра КМ, того же Нойройтера, создается впечатление, особенно в крутых поворотах, что кисть проходит "внутреннее" вешки, палка лишь отводит ее слегка наружу, а дальше основную работу делает голень. Как бы, они не заморачиваются вешками, просто, несут руки внутри коридора.. А некоторые из нас вовсю лупят защитой рук по вешкам, да еще и внутрь поворота.)
 
Руки несут внутри коридора. Не боксируют. Но и не отводят, если блокировка не внутренняя, реально сбивают вперед и добивают голенью. Дети, я уже говорил ранее, едут с внутренней блокировкой, чтобы меньше терять скорость при столкновении с каждой вешкой, у них массы более соизмеримы с вешками, чем у взрослых. При глубоких дальних канавах у детей при их меньшем росте есть еще один резон ехать с внутренней блокировкой - чтобы не тянуть внешнюю руку к флагу издалека, с разворотом плеч и корпуса вслед за лыжами и потерей закантовки и резаного ведения.
 

Да никуда не надо направлять. Куда ляжет, туда ей родимой и дорога... Просто вперед летит по направлению движения лыжника в момент касания вешки. Никто не прицеливается. Под лыжи она никак не может попасть, только по лыжам сверху может ударить, что на сильном морозе неприятно для лыж и для флагов, но никуда не денешься... Самое важное тут как раз не только не прицеливаться, а вообще как можно меньше обращать внимание на флаги, сконцентрировавшись максимально на ведении лыж. А от палок...- так, лениво отмахиваться, как от назойливых мух... Не отвлекаясь от основного занятия...
 

Такие оценки - дело неблагодарное. Как прогноз погоды... Мазь - от 0,2 до 0,5 сек, в зависимости от состояния снега и лыж. Чистые лыжи - 0,2, неправильно наплавленные - 0,5. Комбез - от 0,3 до 0,5 сек. Зависит от постановки трассы и скорости. Старт - около 0,3 сек. Не чистое ведение лыж - более 2,5 сек.
 
 
Актуальный вопрос. Для всех абсолютно актуальный. Даже те, кто не признается, что волнуется перед стартом, на самом деле волнуются. Даже те, кто не признается самому себе. Бенни Райх волнуется. Так волнуется, что на финале уже который раз отдает Кубок Мира. Прангер волнуется. Чтобы побороть волнение, заводит себя зубодробительной жужжалкой, которой его научили спортивные психологи. Миллер волнуется. Убеждая всех в обратном своим пофигическим видом, убеждает и себя самого. У каждого - свой способ. Швейцарский тренер учил меня примерно так: выходя на старт, думай, что вот, отличный денек, шикарная трасса, сейчас с УДОВОЛЬСТВИЕМ прокачусь по ней... Мда. А если стартовый номер - 113-й, канавы, туман, заклятые "друзья- соперники" ждут твоей ошибки и возможности тебя разорвать, наконец?
У меня свой способ. Не уверен, что он годится всем, но все же поделюсь. Надо придумать для себя некое ключевое действо, ну как у Прангера, мимическую жужжалку или песенку какую... Вот у меня - песенка Битловская. Стоя на старте, за одного-двух участников до старта, я начинаю ее петь (потихоньку, можно про себя) и перевожу тем самым возбуждение нервной системы из плоскости страха в плоскость этакой восторженной злости. Состояние (не пробовал, но, думаю, такое), как под "экстази" у тинэйджеров на дискотеке. Очень важно тут, что возможна конвертация возбужденной нервной системы из страха- волнения в просто возбуждение и восторг, вроде беспричинный, но полезный для первых 3-х ворот. После третьих ворот у ВСЕХ все становится на свои места. И если не бороться с волнением, то тоже встает на место, но трое ворот (из 20-ти на московских покатушках) вы ехали на ватных негнущихся ногах, проиграв самому себе не волнующемуся, от секунды до бесконечности! Помимо этого, конечно, с опытом приходит относительное спокойствие. Если ездить на соревнования часто и долго, то начинаешь относиться к ним, как к обычной работе. Но не до конца. Потому что можно ведь и просто валерьянки нажраться и абсолютно пофигически на старте себя чувствовать. Но это - тоже плохо. Может, даже еще хуже, чем избыток адреналина. Поэтому волнение на старте - это нормально и необходимо. Надо просто научиться его трансформировать и использовать для достижения лучшего результата.
 
Трудно тут хоть сколько-нибудь достоверно оценить реальные радиусы. У меня есть какие-то предположения, частично основывающиеся на простых расчетах, привязанных к радиусу лыж и углу наклона голени, частично на визуальном восприятии следов... Тут ведь еще все зависит от класса, как сильного лыжника, так и слабого. В пределе у слабого лыжника радиус на округлой траектории приближается к радиусу геометрии слаломных лыж и равен 12-13 м. Если лыжник чуть посильнее, то 10-11. Все эти радиусы возможны на пологом и мягком - иначе слабых начнет сносить боком. У крепкого любителя или ветерана – 9-10м. У сильного спортсмена уровня КР это 6-7м. У топ-лыжников КМ еще на метр меньше. Разумеется, про слалом говорим.
 
 
Набирать скорость до шлагбаума не запрещено, это как раз - главная цель технично исполненного старта, старта Килли. Другое дело, что при этом палки должны быть воткнуты в снег ПЕРЕД шлагбаумом. Иначе, понятное дело, можно разогнаться и с пяти метров до шлагбаума...
Лыжами подтопывают для того, чтобы разогреть ступни, для самозавода, эмоционального подъема, просто чтобы снег стряхнуть иногда... Продвижение вперед при этом - совсем не главное, а второстепенное движение.
 
 
Руки здесь - важная составляющая успеха (и неуспеха) и, возможно, все дело в них. А может, и нет. Возможно, Вы едете шпильки слишком прямо (а вот, кстати, понять бы, именно шпильки или также и змейки вызывают затруднения). В любом случае, напрямую фигуры можно проезжать только в том случае, если из них - открытый широкий выход на пологом участке трассы. Во всех остальных случаях в фигурах надо поворачивать, по крайней мере, за флаг до выхода - обязательно, тем самым подготовив следующий закрытый поворот. Просто очень трудно, проехав по прямой, вдруг опять начать поворачивать.

Насчет стойки - нет никаких показаний к её изменению в любую сторону в фигурах. Еще важно то, что в змейках и шпильках более короткие повороты проходятся только за счет работы голеней и коленной ангуляции - времени на работу бедром (про корпус вообще не говорим) нет.

Тактически лично для меня шпилька или змейка - это возможность наверстать опоздание и передохнуть перед следующей чередой тяжелых закрытых поворотов. Войти в фигуру всегда легче, даже запаздывая. Выйти надо коротко и высоко.
 

Не совсем. Чем круче склон при наличии жесткого покрытия, тем резче, а главное, короче должен быть как импульс, так и сам поворот. А чем жестче склон, не важно, на крутом или на пологом, тем короче может быть импульс врезания.

Грубо говоря, метра за три до флага надо врезать носки, совсем немного не доходя до флага, надо достичь максимума закантовки, далее - снимаем, как давление, так и угол закантовки, разгружаем лыжи, едем прямо по диагонали, не доезжая следующего, флага начинаем все с начала... Кстати, тут еще очень важно начать следующий поворот, не доехав до следующего флага не только по вертикали, но и по горизонтали. А то многие на крутом, перестраховываясь, не доезжая до флага 3-4 метра, находятся уже над ним.

Обсудить на форуме

 Раздел форума "Спроси у Мастера"

 Другие статьи автора на сайте:

Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам

Как выжить на настоящем слаломе

Основной вопрос в слаломе

 

 

 

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

vk yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
vk yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?


Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Вы авторизованы