06.02.2018 19:12
    Поделиться

    "Звезды" на российских гостиницах стали обязательными

    Звезды российских отелей, наказания за спекуляцию билетами на ЧМ по футболу, зарплата в иностранной валюте
    "Российская газета" публикует документ, который делает обязательными "звезды" на гостиницах по всей стране. По мнению экспертов, это должно повысить уровень сервиса, очистить рынок от "серых" игроков. Но снижения цен на гостиничные услуги ждать не стоит.

    До1 июля 2019 года классификацию должны пройти отели на 50 и более номеров. До 1 января 2020 года то же сделают гостиницы на 15 и более комнат, а до 1 января 2021 года - все остальные. Свидетельство о присвоении "звезд" будет выдаваться на три года. Принимать постояльцев без такого документа гостиница не сможет. За это ей грозит штраф. Небольшие гостиницы за нарушение закона заплатят до 50 тысяч рублей, средние и крупные - от 200 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Кроме того, отель может лишиться свидетельства о регистрации, то есть фактически прекратить свою деятельность.

    Эксперты уже назвали появление закона об обязательной классификации важнейшим этапом для развития гостиничной индустрии. Ведь "звезды" и сегодня можно увидеть на гостиницах в любом городе России. Тем не менее довольно часто туристы жалуются на уровень сервиса и несоответствие реальности ожиданий от категории отеля. Теперь все эти противоречия должны остаться в прошлом. Классификацию будут проводить специальные аккредитованные организации, которые по баллам оценивают услуги в отеле.

    Чем выше качество и больше перечень услуг, таких как смена полотенец в номере, наличие мини-бара, фена, кондиционера и так далее, тем больше "звезд". Например, при самом бюджетном размещении в гостинице с одной "звездой" постельное белье станут менять раз в неделю, а в отеле высшей категории пять "звезд" - уже ежедневно.

    Пока, надо отметить, отели не спешат. Сейчас по всей России классифицировано около 11 тысяч гостиниц. И большинство из них находятся в регионах проведения Чемпионата мира по футболу, для них "звезды" стали обязательными несколько лет назад.

    Сама процедура обходится отельерам приблизительно в тысячу рублей за номер. Если в отеле 50 номеров, значит, готовь 50 тысяч. Хочешь довести состояние отеля до высоких "звезд", придется провести реновацию номеров, открыть бассейн и прочее. По некоторым оценкам, для небольшой гостиницы затраты могут превысить миллион рублей.

    Есть ли опасность, что "звездный" статус потом отразится на стоимости проживания? Президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин уверен, что нет. Стоимость самой классификации ничтожна для бизнеса. А если разделить ее на 36 месяцев, на сколько выдается сертификат, то получаются вообще копейки, говорит собеседник "РГ". Некоторые отели, по мнению Ламшина, возможно, и захотят повысить свои расценки, но тогда их отрегулирует рынок. В целом же, как считает представитель РГА, классификация отелей должна привести к устранению недобросовестной конкуренции. Отельеры, которые сегодня вешают "звезды" себе незаслуженно, вынуждены будут выйти из "тени" или закрыться.

    На пути реализации нового закона предстоит решить еще немало важных задач. Как рассказал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, пока открытым остается вопрос, какие услуги относить к гостиничным помимо собственно размещения. "Закон по этому поводу отсылает к правилам предоставления гостиничных услуг. Значит, в них тоже нужно срочно вносить изменения", - пояснил он. "Очень важно, чтобы профессионалы немедленно подключились к разработке подзаконных актов", - подчеркнул Шпилько, добавив, что это касается также окончательного определения видов коллективных средств размещения, на которые будет распространяться требование обязательной классификации и для которых будут применяться требования, отличные от критериев звездности. Пока неясно, попадут ли в этот список хостелы, сервисные апартаменты и другие средства размещения, работающие на базе жилого фонда.

    Также нужен контроль за реализацией закона. Некоторые гостиницы могут затянуть классификацию, и у других будет аврал. Могут возникнуть фирмы-однодневки, предупреждают эксперты.

    Как у них

    В Германии классификацию гостиниц по классу обслуживания осуществляет с 1996 года Немецкий союз гостиниц и ресторанов. Процедура сертификации платная и производится на добровольной основе. Присвоенный класс обслуживания действует в течение трех лет. Одна звезда означает самую низкую категорию обслуживания (турист), пять звезд - самую высокую (люкс). В рамках каждой категории может быть получен сертификат "супериор", если качество услуг превышает определенную звездочную категорию, однако еще не достигло следующей ступени.

    В Италии лишь с 2008 года на законодательном уровне была введена единая система стандартов, по которой итальянские отели ранжируются на пять групп с присвоением соответствующего количества "звезд". Базовые критерии в такой дифференциации: площадь номеров, площадь ванной комнаты, наличие укомплектованного штата сотрудников, телевидение, Интернет, время работы службы приема гостей и пр. Так, в отелях от 1 до 3 звезд минимальная площадь номера должна быть не менее 9 кв. м, ежедневная уборка в номерах, служба приема гостей и бар - функционировать не менее 12 часов в сутки. В 4-5-звездных гостиницах номера должны быть оснащены ванной не менее 4 кв. м, сейфом, халатами, феном, душевыми принадлежностями, кондиционером, обслуживанием в номера, ежедневной сменой белья и уборкой номера.

    Во Франции критериев, по которым присуждают гостиницам "звезды", великое множество - 246. Одним из главных является размер номеров. Так, номер на двух человек в 3-звездочном отеле не может быть меньше 13, 5 кв. м, в 4-звездочном - 16 кв. м, а 5-звездочном - 24 кв. м. Важный показатель - площадь гостиничного холла, включая помещения общего пользования. В гостинице с тремя "звездами" - минимум 50 кв. м, с четырьмя - 70 кв. м, а для пяти "звезд" не менее 90 кв. м. Правилами определены количество стульев для номеров всех отелей, а для высшей категории - и кресел, размеры двуспальных кроватей. Важный аспект - обслуживающий персонал. Если для первых трех категорий гостиниц знание минимум двух иностранных языков, включая английский, не обязательно, то для 4- и 5-звездочных - это непреложное требование.

    В Греции все отели сегодня в обязательном порядке классифицируются по общеевропейским стандартам: от 1 до 5 звезд. Впрочем, и сегодня при выборе греческого отеля нужно помнить, что классификация и реальность местных отелей может сильно отличаться от ожидаемого от уровня "звездности" комфорта.

    Подготовили Анна Розэ (Берлин), Нива Миракян (Рим), Вячеслав Прокофьев (Париж), Александр Гасюк (Афины).

    Поделиться