Облом

Я стал фанатом сноубординга, можно сказать, совершенно случайно, когда один мой приятель, американец по имени Крис, предложил мне попробовать это и привез из США мой самый первый, тяжелый и жесткий Palmer (даже не помню название модели).

Хотя для сноубординга у меня были естественные предпосылки: красивейшие горная цепь Заилийского Алатау (ответвления гор Тянь-Шаня), у подножья которой расположен Алматы, мой родной город, и достаточно длинный сезон.

Он же, Крис, однажды предложил мне полететь в Heli-Ski tour. После этой поездки я совершенно заболел Heli-Ski, а точнее Heli-Snowboarding'ом. Те, кто это пробовали, знают что такое чистейший backcountry freeride, который трудно получить, катаясь на горнолыжных курортах вблизи трасс. Там, куда увозит вертолет, нет ни людей, ни суеты, ни медленных канатных дорог, ни дурацкой музыки, ни очередей. Ничего того, что обычно портит удовольствие от катания. В горах на высоте 3000-4000 м над уровнем моря, есть только то, что нужно для полного отрыва: тишина, спокойствие, километры некатаных трасс, покрытие пухляком, и виды, от которых захватывает дыхание. Еще, правда, там есть экстремальные нагрузки на людей и технику, которые иногда приводят к несчастьям…

Попасть в Heli-Snowboard поездки в Алматы очень сложно. В городе не так много людей, знающих, что это такое, и готовых заплатить за это кругленькую сумму. Собираются в основном небольшие группы любителей, да и то крайне редко. Я сам несколько раз пытался собрать группу для поездки. Приглашал друзей, знакомых, знакомых знакомых и т.д. Потратив кучу времени и усилий, за два сезона я смог организовать Heli-Ski trip только один раз, да и то, перед самым вылетом нам запретили лететь из-за каких-то летных военных учений. Но неудачи не останавливали меня. Я знал, что рано или поздно мне удастся собрать группу. Я был готов работать организатором, созванивался с людьми, рассылал мыла, и при этом был готов заплатить $ 150-200 за несколько часов истинного счастья.

Невозможно описать, насколько я был рад, когда в конце третьего сезона неудачных попыток организовать поездку Heli-Ski, я получил звонок от моего знакомого, который работал гидом, точнее был таким же энтузиастом. Он сообщил, что будет работать три дня с группой итальянцев (повезет их в горы на Heli-Ski) и хочет, чтобы я был его помощником, «вторым гидом». Работа второго гида заключалась только в том, чтобы ехать с горы в конце группы и следить, чтобы никто не потерялся. Все это три дня подряд, и никакой оплаты! Полный кайф! Не раздумывая ни минуты, я взял отпуск и отправился на Чимбулак, горнолыжный курорт вблизи Алматы, откуда наутро мы должны были вылетать.

Утром, увидев вертолет, я убедился, что это не сон. Мы погрузились, и начали свое путешествие в мечту…

Классная штука – вертолет! За несколько минут оказываешься на вершине какой-нибудь горы, в километрах от цивилизации.

После высадки, прижимаясь к земле вместе с оборудованием, мы ждем, когда вертолет улетит, утихнут вихри поднятого в воздух снега, наслаждаемся прекрасными видами на бескрайние просторы горных массивов, пристегиваемся и устремляемся вниз, где уже ждет нас вертолет. После короткого "разогревочного" спуска Олег, гид, объясняет, что следующий заезд - на более интересный склон, более крутой и снежный.

Снова шум двигателя, и мы в воздухе. Через несколько минут мы приближаемся к намеченному месту. Машина начинает спуск. Олег дает отмашку, чтобы все приготовились, приоткрывает дверь, и вдруг вертолет резко бросает в сторону. Не успел я и подумать, что это наверное из-за сильного потока ветра, как в следующее мгновение вертолет сделал еще более резкое вращение вокруг поперечной оси, все внутри повалилось, вертолет крутясь, упал на склон горы и покатился кубарем вниз. Все происходит в считанные секунды. В это время я понимаю, что наступает конец не только мечте, но может быть и мне. Вспоминаю подругу, которая сильно волновалась за меня перед этой поездкой. Думаю, что может есть шанс выжить. Пытаюсь обхватить руками голову и свернуться в клубок, но не получается, потому что внутри, как в центрифуге, быстро крутится под воздействием центробежной силы. Крутится вместе с нами и бьется о стены наше оборудование и всякая мелочь. Я не представляю, насколько высока и крута гора, на которую мы упали, и сколько еще мы будем катиться. Я почти ничего не вижу, все в полутьме (наверно потому что закрыл глаза от страха). Слышно только, как огромная масса фюзеляжа бьется о снег, катясь вниз, и внутренности перекатываются. Никто не кричит и даже не матерится. Странное и жуткое ощущение!

Вдруг становится светло, тихо и легко. Открываю глаза и вижу, что я лежу на снегу! Внизу, метрах в 10 разломанный вертолет. Кругом и выше по следу катившейся машины сидят и лежат ребята, и валяются разбросанные вещи. Я понимаю, что еще жив! Встаю на ноги, ощупываю себя. Нащупываю на голове рваную рану, из которой течет кровь. Все остальное, вроде бы, цело.

Я оглядываюсь, чтобы оценить, нет ли более тяжело пострадавших, и, чувствуя ответственность 2-го гида, начинаю обдумывать план действий. В вертолете и рядом нахожу трех парней, лежащих без сознания, но понимаю, что вроде бы никто не погиб. Все же у нескольких тяжелые травмы. Удивляюсь, что чудом большинство отделались легкими ушибами и царапинами. Я – один из счастливчиков. Вывалившись из вертолета почти последним через огромную дыру на месте отвалившегося хвоста, я практически не получил травм.

Собравшись с силами, начинаю координировать действия по оказанию первой помощи. До сих пор не могу понять, как Олег, стоявший ближе всех к двери, не был выброшен наружу, как большинство из нас, а остался внутри до конца падения, из-за чего получил тяжелейшую черепно-мозговую травму. Ему пришлось пережить трепанацию черепа и долгий путь выздоровления и восстановления.

Отыскал свои вещи: доску с поломанным креплением, сломанную видеокамеру, даже часы с оторванным ремешком.

Не знали, ждать ли нам помощи. Связаться с людьми было невозможно, так как рация сломалась. Идти своим ходом было тоже невозможно – слишком долго и слишком много раненных. Да и куда идти! Ориентира не было, хотя пилот указывал куда-то пальцем, утверждая, что это правильное направление. Часа через 2-3 услышал шум летящего к нам спасательного вертолета… Какое это было облегчение!

Что произошло с МИ-8МТВ точно не знает никто. Официальная версия – в задний винт попала льдина. Я же думаю, что это была та самая экстремальная нагрузка на высоте 4000 м, которую не выдержала старая, поиздержавшаяся советская техника. Техника, которая может и в более хорошем техническом состоянии все же не предназначена для таких высотных полетов.

Итальянцы уехали домой, Олег выздоровел, а у меня на всегда остался шрам, тянущийся почти от темени мимо уха до середины щеки, похожий на след от сноуборда на склоне.

Обсуждение материала