Пока в Европе из-за короновируса, как из-за нашествия готов, с горнолыжных курортов бегут туристы, у российских курортов, до которых не дошла азиатская зараза, появляется большой потенциал по привлечению лыжебордеров.
Но наверняка каждый из вас сталкивался с выбором, куда же поехать в России?! Ведь в Подмосковье скучно, на Розе дорого, за Уралом холодно, тем не менее обилие различных курортов предоставляет нам пусть и не широкий, но зато патриотичный выбор :)
Эта статья поможет разобраться в плюсах и минусах российских горнолыжек. О них, в мельчайших деталях я хотел бы сегодня рассказать и сравнить курорты между собой.
Для сравнения я выбрал действующие в сезоне 2019/2020 горнолыжные курорты России, общая протяжённость трасс на которых превышает 10 км. Поэтому стоит заранее оговориться, что 16 крупнейших и топовых горнолыжных курортов являются таковыми только в условиях российской действительности, т.к. общая протяжённость трасс горнолыжек, разбросанных по краям нашей необъятной страны, меньше, чем во французской зоне катания Мерибель, например.
Так же перед началом описания курортов я хотел бы попросить читателей не судить меня строго за небольшой субъективизм при описании горнолыжек!
Итак, для начала сводные таблицы с показателями главных российских горнолыжек. Показатели либо представлены абсолютными значениями на основе фактических данных (таблица 1) либо проранжированы от 0 до 10 по субъективно-оценочным данным (таблица 2).
Табл. 1. Основные показатели крупнейших российских горнолыжек.
* Расстояние представлено от ближайшего крупного аэропорта, имеющего сообщения с 2 и более городами;
** Стоимость скипасса представлена на "Высокую" часть сезона 2019/2020 без учёта стоимости / аренды пластиковой карты. При наличии 2 систем канатных дорог на курорте были выбраны новые канатные дороги. При наличии разных цен для выходных и будних дней сверху обозначена цена в будние дни, снизу - в выходные. При расчёте отношения цены на скипасс к общей протяжённости трасс взято среднее значение цены.
Источник: Официальные сайты горнолыжных курортов.
Табл. 2. Второстепенные субъективные показатели крупнейших российских горнолыжек.
А теперь я хочу рассмотреть подробнее каждый курорт. Пристегнитесь, ведь поездка по нашей необъятной Родине будет долгой, а серпантином дорог к рассматриваемым курортам можно нарядить все ёлки в мире!
Горнолыжные курорты Кавказа
Роза Хутор
Наше всё!
Начнем с курортов Красной Поляны, куда же без них?!
Главный российский горнолыжный курорт уступает по многим показателям худшим австрийским, итальянским и т.д. Такая уж российская действительность… Но, несмотря на это, и на наших курортах есть свои плюсы: в частности, большие перепады высот (на кавказских курортах), высокое качество снега и превосходный пухляк (на уральских и сибирских курортах), удобное расположение для жителей Москвы и низкие цены, как на катание, так и на проживание с питанием.
Ну, а если делать акцент на Розе, то здесь в качестве плюсов будут:
+ большое количество трасс различных уровней сложности, в отличном состоянии!
+ наличие возможностей для фрирайда,
+ высокий уровень сервиса и большое количество подъёмников,
+ отсутствие недостатка снега в течение всего сезона (оснежители работают отлично!),
+ прекрасная природа.
Основных минусов здесь 3 (которые лично для меня почти перевешивают плюсы):
— высокие цены,
— толпы народу в очередях в выходные и праздники (а на юге в любой день),
— в жаркую погоду (которая здесь часто бывает) в нижних частях трасс снег превращается в кашу, да и в целом снег здесь тяжёлый и "мокроватый".
Карта трасс ГЛК Роза Хутор
Газпром
Альпика спасёт!
Из-за необоснованно высоких цен ГЛК Газпром один из худших по соотношению цена/качество в России. Но это касается в первую очередь части Газпрома под название Лаура. Ведь неудачное расположение трасс этого комплекса обеспечивает почти ежегодное отсутствие нормального снега на трассах, а периодическое закрытие трасс для их посещения сильными мира сего дополняет картину.
Единственное спасение курорта — это старейший горнолыжный комплекс Красной Поляны — Альпика-Сервис, недавно открывшийся после реконструкции. Ему с расположением и наличием длинных трасс значительно больше повезло.
Из плюсов можно выделить только:
+ неплохой сервис,
+ разнообразный апре-ски (в т.ч. неплохой аквапарк) на курорте,
+ и небольшое количество человек в сравнении с Розой.
А вот минусов здесь гораздо больше:
— Слишком жесткий снег, образующий наледи,
— Плохая подготовка трасс,
— Наименьшая протяжённость трасс в Красной Поляне (в Лауре чуть больше 15 км, в Альпике около 10 км),
— Постоянные закрытия трасс по уважительным и не очень причинам,
— Необоснованно высокие цены,
— и многое другое…
Карта трасс ГЛК Газпром
Горки Город (Ныне ГЛК Красная Поляна)
Непонятный фрукт!
Как только не просклоняли курорт за его относительно недолгое существование! Он был и Горки Город (как его знают большинство катальщиков), и Горная Карусель, и Красная Поляна (нынешнее название). Это как олицетворение некого хаоса, творящегося на курорте: могут закрыть часть склона или вообще подъёмники без предупреждения или наплевательски отнестись к сервису, да и в целом курорт выглядит красиво, эстетично, но при этом бардачно в сравнении со своими соседями.
Поэтому с одной стороны здесь есть:
+ большое количество трасс,
+ большой перепад высот,
+ хороший сервис,
+ неплохой снег, лежащий в цирках круглый год (такому может позавидовать даже Эльбрус!).
С другой стороны:
— из-за недостатка снега (хотя его можно пушками поднакидать и всё будет ок, но этим занимаются, как придётся) трассы ниже цирков закрывают,
— цены здесь на уровне газпромовских, процентов на 20 ниже, чем в Розе,
— количество народа всегда крайне непостоянное (но в целом людей не очень много).
Карта трасс Горки Город
Архыз
Перегоним Розу!
Перенесемся из Краснодарского края в Карачаево-Черкессию…
Один из самых быстроразвивающихся курортов за последние 5 лет построил 3 длинных подъёмника с перепадами высот более 500 метров, открыл 3 склона и десяток трасс, за счёт чего увеличил свою аудиторию в десятки раз. В планах у этого курорта обогнать Розу Хутор, что за счёт немыслимых вливаний инвестиций из федерального и регионального бюджетов не кажется чем-то фантастическим. Ведь только на 2 ближайших года на курорте запланирована постройка 3-4 подъёмников и значительное увеличение общей протяжённости трасс.
Из самых сумасшедших проектов: постройка подъемника из поселка Архыз, расположенного в 10 км от глк, в сам курорт, а также строительство подъемника на несколько десятков километров из Архыза в Красную Поляну, соединившего бы 2 ущелья между собой, взамен идеи строительства тунеля. Звучит нереально, неправда ли?!
Главным преимуществом курорта на сегодняшний день является отсутствие толп отдыхающих, но помимо этого есть и ещё ряд плюсов, а именно:
+ наличие трасс различного уровня сложности, включая настоящие «черные» трассы (рядом с Лунным Экспрессом),
+ ясная погода в ущелье большое количество солнечных дней в году (немного больше, чем в Поляне),
+ хороший сервис и подготовка трасс.
Но и минусов здесь предостаточно:
— фактическая изолированность друг от друга склонов, в следствие чего попасть с одного склона на другой достаточно трудно, а если закрывается один подъёмник, то перестают работать сразу более трети трасс,
— перепады высот наименьшие на всём Кавказе среди представленных горнолыжных курортов,
— ну и цены, которые уже задрали, хотя курорт ещё даже не стал популярным.
Карты трасс Южно-ориентированного (сверху) и Северно-ориентированного (снизу) склонов ГЛК Архыз
Домбай
Основа отечественного спорта!
Главный горнолыжный курорт Советского Союза и на сегодняшний день входит в топ-3 самых посещаемых глк России, но пик популярности далеко в прошлом. Здесь в нулевых открыли новые подъемники, операторы которых не могут договориться с операторами старых подъёмников в следствие чего происходит бардак. Зато кавказский колорит здесь ощущается сильнее, чем в Балканском ущелье.
Тебердинский заповедник, являющийся окончанием одноименного ущелье поистине обладает впечатляющей красотой, а необычное многовершинное верховье долины поражает своей величественностью! Всю эту красоту можно наблюдать со склонов горнолыжного курорта, и это того стоит! Жаль только, что то что недостроенная из-за трещины в фундаменте гостиница Аманауз (самое крупное здание на фото) должна была в течение суток делать оборот на 360 градусов - это всего лишь сказка. И теперь это здание стало навечно памятником советской эпохе (сносить гостиницу крайне опасно).
Основными чертами и плюсами данного курорта являются кавказский колорит и величественность природы, но также стоит отметить:
+ достаточное большое количество трасс,
+ приличные перепады высот,
+ красивую деревню у подножия горы.
Но кавказский колорит приносит и свои минусы:
— бардачный и устаревший сервис,
— задранные цены (которые не смущают громадные потоки туристов, которые в праздники выходные порождают большие очереди на подъёмники),
— отсутствие нормальных инструкторов, несмотря на то, что этот курорт был ведущим в СССР! Инструктора ставят начинающих лыжников в заднюю стойку и пускают по прямой с учебного склона (наблюдать весело, но больно и страшно!),
— антисанатарию,
— также, стоит отметить, что трассы на секторе, обслуживаемом новым оператором канатных дорог (старый комплекс почти такой же), очень узкие, с большими уклонами, резкими поворотами и редкими сетками, в следствие чего: они здесь крайне опасные!
Карта трасс ГЛК Домбай
Эльбрус
Высшая точка Европы, самый высокогорный подъёмник в Европе, поднимающий на высоту 3847 метров (Гара-Баши) и входящий в топ-5 самых высокогорных подъёмников в мире, и прочие-прочие регалии!
Теперь перейдём к Центральному Кавказу, а именно к Республике Кабардино-Балкарии и Баксанскому ущелью. Здешняя природа имеет у себя в конкурентах лишь Тебердинское ущелье, а за счёт больших перепадов высот возможно даже превосходит домбайские красоты.
Это второй в списке глк, входящий в группу «Курортов Северного Кавказа» (наряду с Архызом), и он по-настоящему использует свои возможности по-максимуму. Ведь на Эльбрусе только одна трасса с перепадом высот более 1,5 км и протяжённостью более 6 км (что очень круто!). Только в нескольких местах есть разветвления трассы, и это по сути максимум этой горы, поскольку сочетание скал, ледников и расщелин, не создают возможность для прокладки большого количества трасс.
Несмотря на это обстоятельство, народ на Эльбрус прёт толпами, создавая главную его проблему: огромные очереди на подъёмники (даже в Розе по ощущениям меньше). Среди прочих проблем можно выделить:
— малоснежье и наледи в конце и в начале сезона на нижнем участке курорта (Кругозор-Азау),
— маленький выбор трасс,
— высокие цены на подъёмники и проживание, обусловленные популярностью курорта во всех кругах.
Карта трасс (под подъёмниками) и зон внетрассового катания ГЛК Эльбрус и ГЛК Чегет
Чегет
Мекка российского фрирайда!
Некогда Чегет пользовался чуть ли не большей популярностью, нежели Эльбрус, но времена изменились, люди стали больше предпочитать комфортное катание, поэтому самый сложный и экстремальный курорт России стали забывать. Сервис тут почти не менялся с момента открытия курорта, а последний ремонт подъёмников датирован началом 2000-х. Сейчас очередь на подъёмники Чегета, несмотря на маленькую пропускную способность, встретить можно только по выходным и праздникам.
Тем не менее этот курорт заслуживает отдельного внимания фрирайдеров, поскольку склоны Чегета раньше не ратрачали никогда (в 2020 году появилась первая подготовленная трасса). Здесь можно встретить почти круглогодичный паудер, попробовать естественный могул и прокачать скилл в лесном фрирайде на довольно крутых склонах.
Главными плюсами Чегета являются:
+ широчайшие просторы и возможности для экстремального катания, отсутствие ограничений для катания,
+ могул на выкате в Терскол , если вы любитель. Для обычных лыже-бордеров это скорее минус, а сноубордисты, как правило, после одного только спуска по нему идут есть хычины в ближайшее кафе и отдыхать,
+ большая протяжённость трасс в сравнении с Эльбрусом,
+ прекрасные панорамы Баксанского ущелья, виды на ледник Семерку и Эльбрус, которые здесь одни из самых замечательных в России.
Но большинство лыжебордеров (особенно вторых, т.е. бордеров), побывав на Чегете, остаются,мягко сказать, не в восторге в первую очередь из-за:
— устаревшего сервиса,
— низкого уровня безопасности,
— частых случаев схода лавин,
— периодических сильных ветров,
— отсутствия следов подготовки трасс, которые в сочетании с их разбитостью, делает невыносимым катание на Чегете на классических лыжах.
Горнолыжные курорты Хибин
Большой Вудъявр
Прекрасные горные просторы посреди обширных тундровых равнин и возможность узреть Северное Сияние!
Перенесемся с самых южных горнолыжных курортов России на один из самых северных: Большой Вудъявр, который расположился на склонах самых низких гор данного списка, Хибинах. Отдельные вершины Хибин лишь изредка переходят отметку в 1000 метров абсолютной высоты, но в сочетании с достаточно равнинным рельефом Кольского полуострова и Мурманской области, Хибины выглядят огромным горбом посреди тундровой равнины. Но зато какой прекрасный этот горб, и какие виды с его вершины открываются на Русский Север?!
Как бы ни пыжился Шерегеш с его пиаром и вливанием инвестиций, но по темпам развития Вудъявр его на сегодняшний день обгоняет, уступая в России только Розе Хутор, Архызу и Горному Воздуху. Несмотря на то, что новые подъёмники строятся редко, освоение прилежащих склонов, которые к этому очень располагают, позволяет данному курорту опережать по общей протяжённости трасс все глк России, кроме Розы, Шерегеша и с некоторыми оговорками Красной Поляны. Однако у этого развития есть естественный предел роста: маленький перепад высот!
2 достаточно крупных города у подножия Хибин и горнолыжного курорта (Апатиты и Кировск, в котором, кстати, есть аэропорт, выполняющий рейсы в Москву и с марта 2020 года в Санкт-Петербург) поставляют в спортивные горнолыжные школы большое количество спортсменов, которые поднимаются на гору после учебного или рабочего дня. Здесь и на соседнем горнолыжном курорте Кукисвумчорр (который стоит заметить обладает очень крутыми, почти самыми крутыми в России, спусками) тренируются олимпийские сборные России разных возрастов, и в этом аспекте курорт конкурирует с Розой Хутор на равных.
Из всего вышеописанного вытекают следующие преимущества и недостатки Большого Вудъявра:
+ большая общая протяжённость трасс,
+ наличие трасс всех уровней сложности,
+ небольшое количество людей на склонах и отсутствие очередей на подъёмники,
+ необычная красота здешней природы,
+ очень длинный сезон (до середины-конца мая),
+ очень низкие цены на катание и проживание,
+ ну и, конечно, возможность увидеть Северное Сияние!
— небольшие перепады высот и в следствие этого недлинные трассы,
— большое количество неблагоприятных природных явлений: сильные ветра, туманы на трассах, короткий световой день, сход лавин,
— большое количество бугелей, которые в сочетание с погодой очень похожей на московскую делают подъёмы на южный пик курорта почти невыносимым. Да и бугелененавистников нынче развелось много, кабинки им видите ли подавай!
— труднодоступность курорта, если добираться из Москвы самолётом через Мурманск, от которого до Кировска очень далеко.
Карта трасс южного (справа) и северного (слева) склонов ГЛК Большой Вудъявр
Горнолыжные курорты Урала
Курорты Урала хоть и не поражают своей величественностью, но о них не стоит забывать, хотя бы потому что здесь невероятно дешево! Но сердито! 4 из 5 курортов (кроме Губахи) попавших в топ относятся к южной части Урала, Челябинской области (2 наиболее северных глк) и Башкортостана (2 самых южных глк).
Поскольку дальше речь пойдёт об основных горнолыжках Урала, которые очень похожи между собой, то можно выделить их основные преимущества и недостатки. Они следующие:
+ дешевые скипассы и недорогая аренда жилья,
+ нормальная доступность курортов при поездке из Москвы, Санкт-Петербурга и даже Сибири,
+ отсутствие народа на трассах и в очередях на подъёмники,
— недостаточное количество выпадающего здесь снега,
— короткие и некрутые трассы, с небольшим перепадом высот, в следствие того, что Уральские горы относятся к Герцинской складчатости, и постепенно разрушаются и становятся ниже (в геологическом периоде времени),
— отсутствие нормального сервиса,
— сильные морозы (зимой в среднем на 5-10 градусов холоднее, чем в Москве), которые в сочетании с бугелем или открытыми креселками позволяют почувствовать самые острые ощущения.
Если дальше речь не ведётся о каком-либо из этих аспектов, значит на данном курорте так оно и есть в действительности.
Аджигардак
Аджигардак — вообще бардак!
Воспоминания с Урала тёплые светлые и душевные, ведь они рождены в регионе России, где царит спокойствие, дружелюбие и монотонность жизни. Но Аджигардак среди этих воспоминаний всплывает тёмным негативным пятном...
Ведь крайний недостаток снега на трассах и отсутствие подготовки трасс ратраком ночью и трактором летом (из-за этого посреди трасс торчит растительность) делает катание здесь почти невыносимым! Ну, и второстепенные, но так же существенные, минусы пополняют негатив, полученный от посещения данного курорта:
— на этом глк из подъёмников только бугели,
— закрытие некоторых бугелей на часть дня и отсутствие стабильного графика работы подъёмников,
— отсутствие внетрассового досуга (он по сути есть только в городе).
Но не всё так плохо! Ведь Урал вспоминается не только с душевной теплотой, которую дарила аутентичность и своеобразная природа Урала, но и:
+ отсутствием народа,
+ и дешевизной!
Однако другие плюсы этого курорта вспомнить не получается. Зато есть система скидок, изучите её, если соберётесь сюда. И оформление возврата по причине неподготовленных трасс прошло вполне удачно, деньги через месяц вернулись.
Карта трасс ГЛК Аджигардак
Завьялиха
Детище Ходорковского и первая шестикреселка в России!
Первым горнолыжным курортом Урала, на котором побывал ваш покорный слуга был ГЛК Завьялиха, расположенный почти посередине между Уфой и Челябинском. Здесь, около ЗАТО Трёхгорный, тусуются самые ненормальные гаишники, из тех, что я когда-либо встречал. За 3 дня и 5 проездов мимо них они успели нас тормознуть 3 раза, выписать штраф за отсутствие знака «Начинающий водитель» (стаж у меня на тот момент был 2 года без 3 дней) и придраться ко всему, чему только можно. В момент, когда нас тормознули в первый раз я понял, что поездка будет отменной! Ведь нас приняли с такой теплотой и обьятиями!
Ну а сам курорт познакомил нас с уральскими реалиями, к которым нужно время, чтобы привыкнуть, после посещения кавказских и альпийских курортов. Завьялиха в целом почти копия Аджигардака, однако здесь есть несколько существенных плюсов (и один минус):
+ наличие шестикресельного крытого! подъёмника, который, как крыша над головой во время грозы, спасает от ветров и морозов,
+ возможности для обучения (да и просто катания) лесному фрирайду на пологих внизу горы,
+ наличие нескольких крутых участков трасс в верхней части горы,
— длинный пологий участок-траверс в самом низу трасс, на котором застревают сноубордисты.
Карта трасс ГЛК Завьялиха
Абзаково
Оплот качества на уральских просторах!
Изначально планов посещать этот курорт не было, но отсутствие снега в Аджигардаке привело нас к выбору: либо точить трассовой наждачкой канты скользяк лыж в Аджигардаге, либо рвануть за 500 км в самые южные российские уральские глк: Абзаково и Банное (Металлург-Магнитогорск), и покататься там 2 дня. По пути нас ждал 100-километровый ночной перевал, в середине которого по закону жанра загорелась лампочка догорания топлива. К счастью, бензина хватило до ближайшей заправки, которая была почти через 60 км ( поэтому лучше добираться либо через Магнитогорска либо через Челябинск на худой конец). К ночи мы достигли посёлка и были без ума от красот ночного башкирского Южного Урала!
Стоит отметить тот странный факт, что эти курорты, находящиеся в Башкирии, гораздо ближе к Магнитогорску (Челябинская область), нежели к Уфе (Башкортостан). А Завьялиха и Аджигардак — наоборот значительно ближе к Уфе, нежели к Челябинску, хотя находятся в Челябинской области.
Из горнолыжных курортов Урала именно здесь понравилось кататься больше всего, однако перед тем, как рассказать, почему, хочется заострить внимание на том, что раньше (на протяжении большей части истории курорта) основным подъёмником курорта был бугель, а двухкреселка на другой стороне горы незакрытая, продувается со всех сторон и идёт со скоростью крадущегося тигра, из-за чего днём уральские морозы на этом подъёмнике пробирают до костей. Но с 2019 года, как мана небесная, как снег посреди марта, открылся закрытый четырёх-кресельный подъемник!
Ну, и об остальных преимуществах данного курорта. Они такие:
+ сочетание трасс разного уровня (включая «чёрные» по меркам Урала трассы),
+ хорошая подготовка трасс даже в бесснежье,
+ наличие внетрассвого досуга (аквапарк, зоопарк, кафе, снегоходы, тюбинг и т.д.),
+ и в целом сервис тут неплохой!
А минусы, как и везде на Урале (смотри выше). Но большое количество тренирующихся здесь спортсменов являются положительным индикатором данного курорта!
Карта трасс ГЛК Абзаково без нового кресельного подъёмника
Банное (Металлург-Магнитогорск)
Неплохой курорт в тени Абзаково!
Расположенный всего в 40 км от Магнитогорска ГЛЦ Банное обладает 4 основными трассами со средней протяжённостью чуть более 2 км и несколькими короткими учебными трассами. Курорт не представляет из себя чего-то особенного, но порядок здесь определённый есть.
Поэтому главными достоинствами этого курорта являются:
+ неплохой сервис,
+ удобное расположение и территориальная доступность,
+ и, конечно же, единственный на Урале подъёмник гондольного типа!
Минусы всё те же, как и везде на Урале, плюс (а точнее в минус) к ним добавляются:
— крайне низкая общая протяжённость трасс курорта,
— и их скудное разнообразие.
Карта трасс ГЛЦ Банное
Губаха
Необычная природа и лучший фрирайд на Урале!
Несмотря на то, что северная часть уральских хребтов несколько выше южной, горнолыжных курортов здесь гораздо меньше, а крупных, всего один! Поэтому, стоит оговориться, что хотя данный курорт находится в самой южной части Северного Урала, фактически на его стыке с Центральными, он является одним из самых северных на Урале. Но сочетание шикарного снега в большом количестве и «лысоватости» одноимённой горы, делает этот курорт лучшим на Урале с точки зрения внетрассового катания.
Отсюда и немного нехарактерные для Урала достоинства данного курорта:
+ прекрасные возможности для фрирайда,
+ наличие достаточного количества снега и его отменное качество (пухляк от слова пушок),
+ большое количество трасс (одно из самых больших на Урале). Правда не все ратрачат и нормально готовят.
Ну а минусы курорта стандартные:
— тут вам и умирающий сервис со старыми бугелями,
— и отсутствие разнообразия досуговой и прочей инфраструктуры,
— и не самые длинные трассы,
— и большое количество пасмурных дней,
— и, конечно же, мороз, который здесь похлеще, чем даже на Южном Урале!
Карта трасс ГЛК Губаха
Сибирь
Ну, а теперь давайте заглянем за Урал и посмотрим, как у них обстоят дела с горнолыжным спортом?! Как вы там, сибиряки?!
Шерегеш
Экстрим создают люди, гора тут не при чём!
Лучший горнолыжный курорт Сибири опережает большинство общероссийских в плане пиара. Что у них не отнять, так это умение преподнести себя. Люди из Москвы и Санкт-Петербурга сюда гораздо охотнее едут, чем на Урал из-за таких вещей, как реклама, проведение Grelka-Fest, позиционирование себя, как экстремальный курорт и прочего. По работе в медиа-пространстве этот курорт уступает в России только Розе Хутор! Да и по протяжённости трасс уверенно занимает второе место!
Но на поверхность при близком знакомстве с курортом выходит целый ряд существенных минусов:
— самый низкий в России уровень безопасности на трассах (ни одного оградительного сооружения, камни на трассах в «несезон», летающие вдоль трасс снегоходы, катающиеся среди людей ратраки),
— отсутствие единого ski-pass на несколько дней (хоть на день сделали единый скипасс, но он дорогой по здешним меркам). На курорте 3 основных и 2 второстепенных оператора, обслуживающих подъёмники. В следствие этого, если ты случайно уехал на другой склон (что сделать несложно из-за отсутствия навигационных указателей на развилках и карт, как таковых, где либо в реале), будь добр, заплати 200 рублей за разовый подъём на самый верх!
— территориальная труднодоступность курорта. ГЛК Шерегеш расположен в нескольких километрах от посёлка с одноимённым названием, на склонах гор Зелёная (Каритшал), Мустаг и Утуя, которые составляют часть Горной Шории (что протянулась к северо-востоку от Атлая). Место, где раскинулся курорт, находится на юге Кемеровской области, в 150 км от Новокузнецка, в 400 км от Кемерово и в более 500 км от Новосибирска (городах, где расположены ближайшие крупные аэропорты). По закону жанра самые доступные и дешевые авиабилеты как раз в Новосибирск, потом идёт Кемерово, ну, а на третьем месте, понятное дело, Новокузнецк!
— крайне морозная погода (при поездке в январе вы рискуете кататься при минус 30 градусах Цельсия, но в марте — самое то, особенно, если год достаточно снежный),
— высокие цены в кафешках на горе, которые вполне можно сравнить с розахуторовскими,
— ну, и со снегом случаются большие проблемы ввиду его нехватки.
Однако с другой стороны именно снег отличает Геш от других курортов России с хорошей стороны. В морозец свежевыпавший снег в зонах внетрассового катания — это лучшее, что есть на российских горнолыжках! Однако этот «пушистый» снег, таит в себе опасность закапывания в него по аналогии с зыбучими песками или болотом. К сожалению, подобная участь каждый год постигает одного-двух бедных бордеров-одиночек! Так что на фрирайд после выпавшего снега одному соваться не стоить!
Среди прочих достоинств курорта можно выделить:
+ дешевые отдельные скипассы, стоящие чуть более 1000 рублей за день катания! и низкая стоимость аренды жилья,
+ наличие 2 подъёмников гондольного типа и 3 кресельных крытых подъёмников (2 из которых открылись совсем недавно),
+ достаточно большая общая протяжённость трасс (за 6 дней катания почти не надоедает),
+ широкие возможности для лесного и местами полулесного фрирайда,
+ дешевая заброска на ратраках и снегоходах в зоны нетронутого пухляка,
+ ну, и ГрелкаФест, куда же без неё?! P.S. Это самые масштабные в России спуски в купальниках с горы в середине апреля, да и просто очень крутая и офигенная тусовка!
Карта трасс ГЛК Шерегеш без новых крытых подъёмников Сектора A Олимпия-Экспресс и Мустаг-2
Гора Соболиная
Здесь тусуются жёсткие сноубордисты!
Нет речь идёт не о сноубордистах-убийцах, а об сноубордистах, катающихся на жестких досках, которые используются в параллельном слаломе на сноуборде. Это самые техничные сноубордисты, ведь техника катания на таком агрегате требует долгого обучения. Зато как красиво они стелят…
Природа этого места, посреди которого раскинулся горнолыжный курорт около города Байкальск, уникальна! Она находится в месте соития глубочайшего озера мира Байкал, славящегося своими кристально чистыми водами (ну а замерзший зимний Байкал точно стоит того, чтоб хотя бы раз в жизни там побывать!), и прекрасного горного хребта Хамар-Дабан с довольно высокими отдельными вершинами. Так же здесь, в абсолютной гармонии сочетаются таёжные леса и бескрайние степные просторы!
Если оценивать данный курорт с точки зрения достоинств и недостатков катания, то можно отметить следующее:
+ трассы здесь различного уровня сложности (часть из них сертифицированы FIS) и, как правило, они хорошо подготовлены,
+ снег здесь достаточно мягкий и в снежный сезон его более, чем достаточно,
+ более 15 км трасс, что для сибирских курортов очень даже неплохо (больше только в Шерегеше),
— периодические лютейшие морозы, сравнимые разве, что только с Шерегешем и Уралом, которые в сочетании с бугелями и открытыми креселками делают катание практически не выносимым,
— труднодоступность курорта для москвичей ввиду в первую очередь удалённости Иркутска, в котором расположен крупный аэропорт, от Москвы. От Иркутска до курорта 150 км сибирской трассы,
— ну, и развитой инфраструктурой и отменным сервисом этот курорт не балует, но бывало и хуже!
Карта трасс ГЛК Гора Соболиная
Здесь, так же как и в Геше, очереди на подъёмники можно встретить только по выходным и праздникам, а цены в среднем чуть выше, чем на горнолыжке кемеровской области, зато действует система скидок, в том числе на пакеты: катание, питание и проживание. Так что в целом этот курорт способен навязать конкуренцию Шерегешу в споре за звание лучшего горнолыжного курорта Сибири.
Сахалин
Горный воздух
Нефть, газ и региональные вливания. Самый дорогой в строительстве горнолыжный курорт в России после Розы Хутор!
Высоких гор на Сахалине не существует, однако это не помешало японцам ещё в начале 20 века основать здесь горнолыжную базу, на которой проводились соревнования по прыжкам с трамплина. Советская горнолыжка на том же месте возродилась после войны в 1960 году, став в последствии важным пунктом подготовки к олимпиаде в Саппоро, и, приняв до распада Союза несколько соревнований по различным зимним спортивным дисциплинам. Но в связи с распадом СССР база пришла в запустение и новый виток развития получила только в середине нулевых со строительством подъёмников гондольного типа на горе Большевик практически в городе Южно-Сахалинске.
Красота природы здешних мест и расположение курорта на Дальнем Востоке заставила нефтегазовых чиновников уделить этому проекту немалое внимание. Этот глк занимает почётное место в списке самых пафосных, малополезных и малопопулярных мест Дальнего Востока рядом с Золотым Мостом и Кампусом ДВФУ. Однако туристы сюда всё же едут, пусть и совсем в небольшом количестве. Ведь затраты на дорогу сюда с лихвой окупаются доступными ценами и отличной каталкой.
Однозначными преимуществами курорта являются:
+ неплохой сервис, хорошие подъёмники и инфраструктура, а также удачное расположение курорта рядом с крупным городом (Южно-Сахалинском) → неплохая транспортная доступность глк,
+ хорошая подготовка трасс и сертификация части из них FIS под слаломные соревнования и скоростные спуски,
+ более менее приемлемая для катания температура,
+ отсутствие больших очередей на подъёмники,
+ довольно большое разнообразие трасс,
+ быстрое и динамичное развитие курорта,
— непонятна дата открытия новых склонов на горе Красная, которую переносят из сезона в сезон на протяжёнии последних нескольких лет,
— удалённость от Москвы,
— отсутствие нормальных «чёрных» трасс.
Карта трасс на г. Большевик ГЛК Горный Воздух
В ближайшие годы планируется открытие новых подъёмников, но уже можно констатировать, что после Розы и Архыза это самый бурноразвивающийся горнолыжный курорт России!
Теперь, когда я рассказал про горнолыжные курорты в самых разных уголках нашей Родины, вы не сможете сказать, что вам некуда поехать кататься. Ведь в России столько горнолыжек, которые ждут, когда вы уже на них побываете! Ну, а если делать, какой-то итоговый вывод по сравнению отечественных курортов между собой, то только такой: "Надо посетить всё!!!"
В конце данной статьи, в которую я вложил всю свою душу и любовь к горнолыжному делу, я хотел бы отметить, что наша страна, хоть и не располагает крупными горнолыжными курортами, но уж точно настолько красива, что даже поехав на ещё более маленькие горнолыжки, например, в «убитый» Миньяр или полузаброшенный Кукисвумчорр, можно остаться полностью довольным путешествием, вдоволь насладившись почти нетронутыми развитием российскими красотами!
Да и покататься в России есть где! Да, это вам не Альпы или Роза Хутор, и отменного сервиса ждать не стоит, но зато уральский или сибирский колорит вы прочувствуете полностью!
ГЛК Миньяр
Ну, и главное, чем отличаются российские горнолыжки, так это своими ценами! Что можно на швейцарском глк купить за 20 тысяч рублей?! Несколько дней скипасса и всё! А в России за эту сумму (перелет, аренда авто, проживание, скипассы) можно на неделю сгонять на Урал и укататься!
В общем, был рад поделиться с вами опытом и изложить его в многочасовом монологе! Буду признателен за его оценку!
ГЛК Домбай
Здесь на сайте есть раздел "Курорты", там размещаются их описания. К чему этот дайджест?