Казалось бы, уже, сколько лет прошло с тех пор как изобрели первый велосипед, а пытливые умы с еще большим энтузиазмом пытаются это гениальное изобретение то переделать, то улучшить, а то и вообще, изобрести заново. Многим из нас уже давно стали привычными три основных класса велосипедов, используемых сегодня и наиболее гибко удовлетворяющих нужды пользователей – райдеров.
Шоссейный велосипед (англ. - Road) – идеальный выбор для быстрой и длительной езды по хорошо подготовленному асфальтовому покрытию. Все в этом велосипеде нацелено на минимальный вес, максимальную стабильность, накат и высокую скорость на дороге. Однако стоит на таком велосипеде срулить на обочину, как мы сразу начнем проклинать все его преимущества…
Гибрид (дорожный велосипед / англ. - Hybrid) – это, по сути, шоссейный велосипед, эволюционировавший для лучшего преодоления грунтовых дорог и тропинок. Посадка на таком велосипеде менее аэродинамичная, конечно в ущерб скорости, а покрышки более широкие и цепкие для лучшего сцепления с грунтом. В последнее время, на гибриды все чаще устанавливают амортизационные вилки, для большего увеличения проходимости. Все эти изменения, разумеется, вынуждают нас забыть о бреющем полете на гладком асфальте и, свистящем в ушах на скорости, ветре, зато позволяют нам заехать туда, где шоссейный велосипед просто не проедет.
Оба описанных типа велосипедов рассчитаны, прежде всего, для длительных поездок по каким-никаким, а все-таки дорогам. И поэтому оба комплектуются сравнительно большими колесами, обеспечивающими им хороший накат и стабильность, столь важные при дальних поездках. Это колеса размером 27” у шоссейников, и 28” у гибридов. Различие в один дюйм связано лишь с разной высотой и шириной покрышек.
Третий тип велосипедов – «Горный» так полюбившийся за последние несколько лет большинству райдеров. Этот тип велосипедов создан не просто для грунтовых дорог и тропинок, а для настоящего бездорожья и, зачастую, позволяет проехать там, где и пешком-то пройти тяжело. Прозвище «Горный велосипед» (англ. – Mountain Bike / MTB). Именно в условиях горного ландшафта, где рельеф трассы(если таковая вообще есть) меняется быстро и непредсказуемо, как нельзя лучше себя зарекомендовали колеса меньшего диаметра 26” с широкими и высокими покрышками, максимально увеличивающими сцепление с дорогой, да еще и с амортизационной вилкой, немалого хода. На колесах меньшего диаметра, велосипед становится более приемистым, т.к. момент вращения колеса легче и мощнее. – Более поворотливым, т.к. колеса расположены ближе друг у другу. И более отзывчивым, так как из-за меньшего радиуса колес, общий центр тяжести располагается ближе к земле.
Есть, конечно, еще много других, уже ставших популярными типов велосипеда, но мы их не будем рассматривать, по той простой причине, что все они являются вырожденным решением для различных видов спорта или шоу (вело-триал, ВМХ, скоростной спуск и пр. (англ.- Trial, ВМХ, Downhill)
Вот казалось бы, чего еще нужно? Хочешь быстро ездить по шоссе – выбираешь шоссейный велосипед, хочешь велотуризма – выбираешь гибрид, хочешь агрессивной езды по лесам и горам – выбираешь горный… Ан нет. Всегда находятся люди которые хотят и того и другого, и вообще всего сразу. Так появились на свет «ТвэнтиНайнеры» (англ. – TtwentyNiner / 29er ) название продиктовано выдающимся, большим, диаметром колес - 29 дюймов. По аналогии с машинами, их еще иногда называют "Бигфутами" (англ. - Bigfoot).
А получился такой размер при попытке скрестить накатистое и устойчивое колесо от гибрида, с широкой и высокой покрышкой от горного велосипеда. Что же получилось? – а получился дорожный велосипед, на «горных» колесах! То есть теперь вроде как и накат стал хороший, можно комфортно ездить на большие дистанции, но при этом посадка и главное, проходимость!, - сохранились от горного велосипеда.
Давайте детально рассмотрим все плюсы и минусы такого решения.
- Накат. Несомненно, это один из основных плюсов такой модификации. Колеса большего диаметра существенно лучше катят и делают велосипед более устойчивым за счет гироскопического эффекта.
- Амортизация. Преодоление препятствий на большом колесе, происходит гораздо мягче и проще, нежели на колесе с меньшим диаметром. Банально, сравните то как ощущаются неровности на автомобиле с 13” колесами и на авто с 16”. Дело в том, что угол (т.н. угол атаки), под которым при столкновении колеса с препятствием, сила колеса воздействует на препятствие, - заметно меньше у колеса большего диаметра, а следовательно и отдача в колесо при наезде на препятствие – гораздо слабее, что и делает езду по ухабистым дорогам более комфортной.
- Сцепление. Как Вы уже наверное догадались, сцепление на таких велосипедах не уступает горным, и даже опережает его. Действительно, такая же покрышка, да еще с большим диаметром будет иметь даже больший контакт резины/протектора с дорогой, нежели на 26” колесе.
- Устойчивость и отзывчивость. Так как оси колес зачастую находятся выше центра тяжести велосипеда, у него появляется дополнительная устойчивость при раскачке влево - вправо, как на ухабах, так и во время педалирования.
Теперь что касается минусов:
- Больший вес велосипеда. Увеличенный размер рамы, колес и покрышек, естественно, ведет к увеличению веса велосипеда, что конечно, не лучшим образом сказывается на таких параметрах как разгон и скорость.
- Тяжелая приемистость. Раскрутить здоровое, 29” колесо не так просто как 26-е, а следовательно разгон и резкие ускорения/торможения, на таком велосипеде задача весьма трудоемкая, и несомненно, это накладывает определенный дискомфорт на ощущения от езды.
- Плохая маневренность. Так как для изменения положения большего колеса в пространстве, приходится прикладывать к нему и большее усилия(гироскопический эффект), - маневрирование на таком велосипеде становится довольно затруднительным. В добавок, более длинная база велосипеда (оси колес разнесены дальше друг от друга), делает весьма затруднительным поворот в ограниченном пространстве. Например, узкий и резкий поворот на лесной тропке.
- Ограничение по росту. Увеличенный размер колес вынуждает делать раму более высокой, соответственно, накладывается ограничение по росту. Таким образом, не рекомендуется брать такой велосипед, если ваш рост меньше 178-180см.
Как видно из этого сравнения у 29-дюймовых колес наблюдается ряд очень весомых преимуществ. Однако не лишены они и весьма досадных недостатков. Так или иначе, райдеру придется сделать выбор: либо отказаться от наката и стабильности в пользу разгона и маневренности, выбирая 26-е колеса; либо наоборот, пожертвовать маневренностью и разгоном в пользу плюсов 29-х колес.
В последнее время появился и альтернативный вариант, с очень простым решением – это так называемый «СикстиНайнер» (англ. – 69’er, SixtyNiner)
Как, наверное, понятно из названия, в данном случае, просто одним махом был устранен минус с плохим разгоном и приемистостью, путем простой замены заднего колеса на 26-и дюймовое. Таким образом, переднее, 29-и дюймовое колесо обеспечивает мягкое отрабатывание препятствий, хорошее сцепление в поворотах и стабильность на прямых участках. В тоже время, заднее колесо, меньшего диаметра, обеспечивает быстрый разгон и хороший момент вращения. Да, конечно всех проблем такой подход не решил. Максимальная скорость стала ниже, проблема с габаритами тоже осталась, но можно смело сказать, что выбор идеального велосипеда с этой эволюцией стал для многих более гибким и удобным.
Что ж, посмотрим, какие фокусы инженеры преподнесут нам еще через пару лет, а пока, стоит вдохнуть побольше свежего воздуха, потянуться и крутить педали навстречу спорту, здоровью и отдыху. Физкульт-привет!
Автор: Волков Павел «Da Piglet» Источник: Меридиан Байк |