Каждый год в начале зимы стаи фрирайдеров мигрируют на восток, в поросшие лесами отроги Кузнецкого Алатау, Прибайкалья, и других районов бескрайней Сибири. Кому же не хочется бездонного, легкого и быстрого снега, разнообразного катания, попрыгунчиков по мягким шапкам курумников на фоне заснеженных, искрящихся на солнце елочек и пихт?!
В лесном катании есть масса плюсов:
- деревья защищают снег от солнца и ветра, сохраняя паудер с превосходных катальных кондициях куда дольше, чем это возможно в альпийской зоне
- по лесу можно кататься почти в любую погоду – темные деревья на белом фоне отлично «отбивают» маршрут и рельеф даже в тумане, при снегопаде или плоском освещении
- проезды по лесной зоне получаются насыщенными и фановыми за счет обилия разнообразного микрорельефа
- и многое другое.
Но лесное катание имеет специфические особенности и опасности, которые стоит учитывать, чтобы лесная сказка не превратилась в ужастик.
- Видимость и ориентирование.
Не самая большая опасность, но самая частая неприятность во время катания по лесу – «потеряшки». Деревья сильно ограничивают обзор и в попытке проложить свой след очень легко отъехать в сторону от группы и потеряться. Дальнейшее общение по рации выглядит примерно так:
- Ты где?
- В лесу
- Что видишь?
- Деревья…
Однажды, один из моих участников не расслышал команду: «едем по гребню 200 метров, а потом сваливаемся вправо», и сразу с гребня поехал влево. Отсутствие следов его ничуть не смутило, и он героически спустился в соседнюю долину. Связь у нас была, сил и светлого времени тоже было с запасом, мы беглеца догнали и даже разведали пару прекрасных новых спусков, но поисковые работы и выход обратно через перевал заняли у нас почти 3 часа. И если бы все происходило ближе к вечеру, то шансы на неприятности были бы высоки.
Что делать!?
Готовиться, планировать и иметь надежную связь.
В идеале каждый участник группы должен хотя бы в общих чертах представлять себе регион катания, примерные маршруты на подъем и на спуск - это позволит избежать совсем дурацких ситуаций, типа описанной выше. Здорово, если вы осознаете расположение маршрутов относительно сторон света, - это значительно упрощает ориентирование и коммуникацию.
Перед спуском гид или лидер должен обозначить общее направление движения, например, «отсюда вниз и на выполаживании уходим левее», договориться о дистанции между участниками и о точках сбора/отдыха.
Обычная практика организации группы – лидер стартует по центру, потом по очереди с оговоренным интервалом стартуют участники слева и справа от следа лидера. Если вы стартовали справа от лидера, то логично ехать так, чтобы в левых поворотах видеть или пересекать след предыдущего участника. При таком движении след пересекается под углом около 90 градусов и его пересечение не доставляет никакого дискомфорта.
Если вы долго не видели ничьих следов, то надо сделать медленный пологий траверс в сторону их ожидаемого местоположения (если стартовали справа от лидера - то влево). Если во время такого траверса следы не находятся, то следует оставаться на месте и пытаться выйти на связь с группой. Двигаться в одиночку по незнакомому рельефу – это одна из самых опасных идей. Падение в глубокий снег или удар о дерево, и вас будут искать долго, а возможно и не найдут.
Что делать, если кто-то потерялся? Во-первых, попытаться связаться, голосом, по рации, по телефону в конце концов. Если не помогает, вспоминаем, кто и где его видел крайний раз, и поднимаемся к этой точке. Идея сначала съехать донизу и начинать поиски оттуда – плохая, если с человеком что-то случилось, то помощь может прийти слишком поздно. Далее едем по следам и ищем. В сложных ситуациях организуем поиск с помощью лавинных датчиков.
Итак, основной способ управления данным риском - управляемое и организованное движение группы.
- Глубокий снег. Снежные колодцы и расщелины.
Бездонный, пушистый, легкий – это то, за что мы любим сибирский снег. И эти же его свойства оборачиваются дополнительными рисками.
При падении в глубокий пухлый снег подняться бывает очень сложно, а дышать в рыхлом снегу практически невозможно. Снежинки попадают в легкие, тают, и в легких появляется вода. Безусловный рефлекс заставляет человека кашлять и делать очередной глубокий вдох, возникает порочный круг.
Наибольшую опасность представляют снежные колодцы, которые образуются вокруг стволов крупных хвойных деревьев. Крона дерева не дает снегу падать вблизи ствола, и это пространство заметается легким переметенным снегом. При падении в такой колодец райдер оказывается в тесной расщелине между стволом дерева и более плотным снегом. Выбраться самостоятельно из такой ловушки не всегда возможно.
Аналогичную опасность представляют заснеженные расщелины между больших камней. Протяженные крупноглыбовые осыпи (курумники, каменные речки) - очень популярный рельеф для катания. Но не всегда, особенно в малоснежные сезоны, расщелины между камнями полностью забиты снегом. При этом сами глыбы могут достигать высоты 5-10 метров, и падение в расщелину между ними в лыжах или на сноуборде не оставляет шансов на самостоятельное спасение.
В прошлом году я сам оказался в подобной ситуации. На крутом склоне я медленно двигался траверсом, выбирая место для спуска, и тут правая, нижняя по склону лыжа зацепилась за скрытую снегом елку, и я медленно завалился вперед вправо лицом вниз по склону. Толщина рыхлого снега в этом месте превышала полтора метра, дышать у меня получилось только отжавшись на поставленных вертикально лыжных палках. Несколько очень длинных и тяжелых минут прошли в борьбе за глоток воздуха и в попытках выстегнуть лыжу. И хотя через 3-5 мне это удалось - я дотянулся палкой до крепления и отстегнул пятку на заклиненной лыжи, это было крайне не просто.
Что делать!?
Во-первых, грамотно выбирать траекторию движения. Проезд впритык к стволу дерева или камню – это неверная траектория! Кроме колодцев и расщелин высок шанс зацепиться за ветку или о камень.
Если вы всё-таки упали в снежный колодец – не паникуйте, задержите дыхание и постарайтесь защитить рот и нос от попадания снега. Натяните на лицо бафф или шапку, закройте лицо руками. Попробуйте отгрести снег от лица и создать себе пространство для дыхания. После этого отстегивайте лыжи или сноуборд и выбирайтесь из расщелины? хватаясь за ветки или ствол дерева.
Но главным методом снижения рисков остается опять-таки катание в организованной группе, которая внимательно наблюдает за каждым участником, и готова быстро оказать ему помощь.
В описанном выше случае я был замыкающим в группе, а это самая опасная позиция. Поэтому замыкающему следует быть максимально осторожным и аккуратно спускаться в направлении группы, а не искать себе приключений. За те 5 минут, что я боролся за жизнь, парни успели осознать проблему, так как я не выходил на связь, надеть камуса и начать планировать поисково-спасательные работы, но ждать помощи мне пришлось бы еще долго.
- Деревья пни и камни опасность столкновения.
Еще одна, теперь уже достаточно очевидная, опасность катания в лесу - это опасность столкновения c деревьями и другими препятствиями.
Что делать!?
Осознание этой опасности часто осложняет катание, особенно если вы не эксперт именно в катании по лесу. Чтобы надежно и точно поворачивать в свежем снегу, нужна достаточно большая скорость, но ехать быстро среди деревьев страшно и опасно. Приходится ехать медленно, а снижение скорости делает повороты в глубоком снегу более сложными и трудозатратными. Но это единственно верный путь – если вы не уверены в точности поворотов, то обязательно контролируйте скорость, чтобы снизить последствия ошибки.
Стоит иметь ввиду, что ветки хвойных деревьев достаточно эластичные и их даже можно пытаться раздвигать при катании. А вот дубы или буки, характерные для кавказского леса, наоборот, отличаются высокой жесткостью и цепкостью, и прорваться через них без потерь точно не получится.
Если у вас вдруг не получился поворот и нет места для торможения, то следуйте следующим рекомендациям:
- Тормозите падением, но постарайтесь упасть так, чтобы удар был скользящим. Ни в коем случае не пытайтесь «ловить» дерево руками, наоборот, отталкивайтесь от него вбок. Если вы контролируете падение, то пусть удар сначала придется в лыжи или сноуборд. Постарайтесь упасть так, чтобы ваше тело и лыжи оказались с одной стороны дерева, – это значительно снижает возможный травматизм.
- Если на скорости вас несет в кусты или подлесок, особенно хвойный, можно попытаться через него проехать. Закройте лицо руками и палками, ноги вместе и напряжены. Скорее всего вам придется бороться с «клевком» вперед от резкого торможения, когда ветки будут вас цеплять за ноги.
Крайне важным при катании по лесу является защита глаз. Катание допустимо только в горнолыжной маске! Катание в очках или еще хуже без очков – недопустимо. При проезде через плотные кусты каска и маска решают множество проблем.
Наблюдая каждый день в Шерегеше сотни людей, выкатывающихся из леса с масками, поднятыми на шапку, меня передергивает от ужаса… как легко каждый из них может оставить на ветке один или оба глаза!
- Лавинная опасность.
О лавинной опасности написано много – поэтому здесь коротко.
НЕ БЫВАЕТ лавинно безопасных снежных склонов.
В Лужбе и Казыре самые интересные спуски проходят по лавинным прочесам. Если глядя на лес у вас появляется желание по нему проехать, это значит, что в таком редком лесу лавина может стартовать и спокойно ехать многие сотни метров.
Что делать!?
Имейте комплект лавинного снаряжения, умейте и регулярно поддерживайте навыки его использования.
Изучайте снег и оценивайте лавинную опасность.
Используйте методы по снижению риска попадания в лавину.
Всем безопасного лесного катания!
PS
На наши программы в Лужбе и Казыре еще остались места – регистрируйтесь:
1-9 декабря Лужба, Глухариный1-9 декабря Лужба, Глухариный