«Зафигачил авальман — вот теперь я суперман».
Двадцать девятое декабря. Два дня до нового года. Четыре до выезда… или пять. Билетов ещё нет. Да и как ехать неясно. Хотели машиной, но декабрь жёстко стелет — вся семья прибаливает. В том числе и водитель.
Так, а что там в Поляне? Снеганет — хэштег красноречив, и в полной мере характеризует. Но объявление на сайте заманчиво, и обещает неведомую целину. Ценник гуманный - «обычный» инструктор дороже стоит. Внутренний голос подзуживает: «Ну давай, чего там? Ведь давно собирался. Новый год нужно начинать с нового! Да и лыжи недаром — all-mountain. Ведь заржавеют, не отработав по полной». Итак, я записался в школу фрирайда.
Пятое января. Раскатываюсь по трассам. Снега действительно нет. Совсем. Ну почти. В теперь уже бывшей Горной Карусели открыт только центральный сектор, и лишь до уровня 1450. По сути, всего одна, хоть и длинная, трасса. Такого, кажется, ещё никогда не случалось. Даже весной, в апреле, было открыто больше.
Шестое января, 9:20 утра. На Розе Пик уже толпится народ. Знакомлюсь вживую с гидом — Володей Храбовченко. Он вешает на меня лавинный датчик, вручает шлем. Своим я за годы катания, считая излишним, так и не обзавёлся. Группа наша невелика — всего трое. И я здесь, кажется, самый неопытный. Долгая борьба за жизнь на чегетских буграх, и несколько спусков по задутым ветром малоснежным югам всё той же «лучшей горы планеты» - скромные мои достижения на ниве фрирайда.
Первая половина дня проходит на трассах и бугрятнике Обер Хутора. «Трепещущий годиль» почти получается. С авальманом выходит хуже. Очень трудно поймать это самое винтоугловое движение. А после полудня Володя приготовил для нас «заначку» - уходим по дороге вправо от верхней точки подъёмника, и вот она, целина! Сравнительно небольшой участок нетронутого склона, местами покрытого коркой.
Очень быстро выясняется, что родные универсальные Dynastar Legend образца 2006 года слишком строги для меня. Они гораздо уже современных моделей (всего 74 см. в талии), и чтобы заставить их всплыть, нужно разгоняться сильнее. Но разгоняться страшно. К тому же любая потеря баланса грозит зарыванием в снег.
Хочешь вспомнить молодость и ощутить себя чайником — займись фрирайдом. Я падаю чуть ли не каждый второй поворот. Прикончив «заначку», длинным траверсом уходим к закрытой трассе южного сектора Розы, и здесь я с облегчением выдыхаю. Даже «замёрзший свинорой», оставленный снегоходом, даётся легче.
Второй внетрассовый спуск следует тут же за первым. Время на отдых — пока неторопливая шестикреселка Эдельвейс поднимает нас снова наверх. Опять уход в сторону, езда и кувыркания по коварной корке. Так много я в снегу давно не валялся. В конце дня фитнес-трекер показывает 655% активности. Неплохое начало.
Седьмого января погода меняется. Ветрено, с серого неба сыплет мелкий долгожданный снег. Его всё ещё слишком мало, но трассы становятся мягче. Только мы, раскатавшись и отработав технику, снова уходим от них. Первый спуск близок вчерашним маршрутам. Володя говорит, что сегодня я качусь значительно лучше. Хотелось бы верить. Затем поднимаемся на Каменный столб, и коротким крутым спуском идём в южную сторону. Я откровенно сползаю, траверсом и перестановкой.
Повторно катимся от столба под опорами. Здесь легче, местами даже прикольно. Только видимости почти нет. «Иду по приборам», точнее, ориентируясь на спину катящего впереди гида. А он выводит нас на пухляк, в кустарник, к узкому кулуару. И тут я в очередной раз падаю. Правая нога блокирована лыжей в глубоком снегу, а тело продолжает вращение. Больно! К счастью, крепление всё же отстреливает.
Кратковременно выкатываемся на трассу. Дальше можно спрямить сквозь лес среди ёлок, но там мои узкие лыжи точно утонут. Докатываюсь до подъёмника вместе с обычными лыжебордерами.
Заключительным становится спуск в сторону Юрьева Хутора. Поначалу всё идёт хорошо, пока я снова не кувыркаюсь в снег, подвернув всё ту же злополучную правую ногу. Теперь остаётся только осторожно спуститься вниз. Нога болит, и перспективы завтрашнего катания туманны.
Тем не менее, очень хочется попробовать лыжи пошире. Володя рекомендует взять не менее 105 мм. в талии, и я отправляюсь в прокат. Однако найти широкие лыжи не очень легко. Приходится брать что дают. Дают Fischer Watea 96 ростовкой 170 см. Это на 8 см. короче моих собственных лыж, и моего роста.
Наутро нога болит. Даже идти пешком дискомфортно. Докладываюсь, что сегодня я вряд ли фрирайдер. Тем не менее, поднимаюсь на гору. Но не стоять же там просто так с лыжами! Встёгиваюсь, и аккуратно качу по Явору. Удивительно, но кататься, оказывается, легче, чем ходить! К середине трассы разгоняюсь прилично. Широкие фишера режут и кантуются ничуть не хуже узких моих династаров. Следующий спуск делаю в сторону Волчьей Скалы, уже почти без опаски, и отзваниваюсь Володе: «Готов катануть, если только совсем по лайту».
И — вот оно! Мы катим где-то по Крейзи Хутору. Иду без падений! Лыжи вывозят, прощая огрехи. Всплывают, и не зарываются в снег. Володя кричит: «Больше уверенности!» А я берегу ногу.
Хочу выразить благодарность горному гиду Владимиру Храбовченко за науку и опыт внетрассового катания.
А ещё… Кажется, мне нужны новые лыжи.
Фотографии: Владимир Храбовченко, автор.