Один из зачинателей фриски-движения в стране, лыжник с 10-летним стажем, фанат кайтбординга и вейка Сергей Жуйков рассказывает о травмах, реабилитации, и о том, как остаться "в строю", несмотря на операции на обеих коленках.
- Немного о себе…
- Меня зовут Сергей Жуйков, мне 31 год, я катаюсь на горных лыжах уже лет 10. И основная часть – это, конечно, парковое катание. Последние несколько лет мне очень нравится кайтбординг и вейкбординг, стараюсь посвящать этому побольше времени.
- Если говорить о парках, то это значит – трюки, вращения, не всегда удачные приземления…
- Естественно! За 10 лет травм у меня было достаточно. Ведь мы стояли у истоков российского нью-скула, и набивали все шишки. Парки, проекты, лагеря, соревнования тестировались в разных погодных и "архитектурных" условиях. Понятно, что не все фигуры удачно строились, и, в конечном итоге, все сводилось к травме.
В основном, страдали колени – у меня было две серьезных операции, разрыв передней крестообразной связки (ПКС), по очереди на обеих ногах. Одну я порвал на горных лыжах, вторую – на вейкборде. Первая серьезная травма меня очень серьезно подкосила, и спортивная жизнь разделилась на "до первой травмы" и после. До этого я считал себя молодым и безбашенным, мне было все по плечу! А уже потом я стал много думать…
Лет семь назад прыгал на подмосковных соревнованиях с большой пирамиды, делал трюк с вращением на 450 градусов. Приземлился на спину и даже уехал, но, когда попытался встать на ходах, нога ушла в сторону и хрустнула… Классическая история для травм ПКС. Потом я много раз прокручивал в голове эту историю и понимал, что, если бы просто завалился набок, а не пытался встать и уехать, то разрыва бы не случилось…
Я сделал операцию – сначала без восстановления ПКС, первый врач посоветовал "забыть про свои лыжи". И через три-четыре месяца обратился к Андрею Королеву (самый популярный и титулованный врач по восстановлению коленей, внук легендарного Сергея Королева. – Прим. авт.), и там меня целенаправленно прооперировали и сделали пластику. Тогда это стоило порядка 30 тыс. рублей, но это было давно! Забегая вперед, скажу, что вторую ногу мне делал Олег Миленин, и обошлась операция в 70 тыс. рублей.
- Какие меры ты предпринимал после первой травмы – кататься-то все равно хочется?..
- К мысли о том, что теперь надо будет кататься в брейсе, меня привел врач. Всегда стоит помнить о том, что операция – это лишь половина дела, вторая немаловажная часть – реабилитация, на которую очень многие "забивают". Я знаю это по собственному опыту, потому что очень сложно заставить себя по несколько раз в день делать определенный комплекс упражнений. Но если этим пренебречь, можно свести "на нет" все результаты операции и усилия хирурга. И чем ты ответственнее подходишь к восстановлению, тем быстрее добьешься успеха.
После первой операции у меня получилось восстановиться за стандартные полгода, я достаточно хорошо закачал ногу и встал на лыжи. Но вплотную о брейсе подумал после еще одной – несильной – травмы, также полученной на лыжах. Меня это сильно напугало и подкосило физически и психологически – после операций и травм пропадает уверенность на склоне. Первый ортез, по-моему, DonJoy, я взял у друзей – цены на них немаленькие. Но в дружеской аренде или покупке б/у брейса много минусов. Например, он может не подойти тебе по размеру. На моей памяти это был самый неудобный брейс, возможно, одна из первых моделей. После полного восстановления я вернул его, и какое-то время катался без брейсов.
- Прошло несколько лет, и ты открыл для себя вейкборд, на котором получил травму второго колена…
- Немножко не так. Сначала друзья подсадили меня на кайт – отличная летняя альтернатива лыжам; другое дело, что все места катания находятся далеко от Москвы. Мы попробовали вейк – сначала за катером, потом – на лебедке, и сейчас я вижу, что очень много лыжников и сноубордистов летом отдает время этому виду спорта. Очень приятно, что вейкбординг сейчас так хорошо развивается.
Вторая травма – это одновременно и смешно, и грустно. Второй сезон на кабеле, я учился делать "треху". Первый раз получилось, я уехал радостный и довольный, и решил – надо закрепить! Прыгнул второй раз – и прощай, второе колено…
Реакция на эту травму у меня была более спокойной, потому что опыт уже был, и я знал, чем все закончится. К своему удивлению, после операции у Миленина я восстановился гораздо быстрее – через четыре месяца уже встал на лыжи. Я начал постепенно приходить к мысли, что кататься на хорошем уровне ни на лыжах, ни на вейке без брейсов – нереально.
- Где больше травм, в лыжах или в вейке? И отчего?
- В вейкбординге травм больше. В основном, люди едут в больницу после прыжков с кикеров и плоских вращений, а не после флэтовых трюков или джиббинга. При падении с кикера доска зарывается в воду, а ты продолжаешь вращаться. Если не отпустить ручку, лебедка тебя дергает, идет сильная нагрузка на скручивание колена. В то же время, ноги жестко закреплены, а из-за характера трюка нога из крепежа не вылетает.
Да, сейчас я могу кататься на лыжах без брейсов, но только если просто кататься: большие трамплины или джиббинг – только в защите. А вейк – стопроцентно в двух брейсах. Часто такое бывает – неудачно падаешь и, пока плывешь к берегу, колено сильно ноет, иногда даже хромаешь остаток дня. В этот момент понимаешь – не было бы сейчас брейса на этом колене, считай – минус 150 тысяч в кошельке! Я уверен, что траты на ортезы уже несколько раз окупились! И во время работы на Олимпиаде в Красной Поляне я прыгал и катался по фигурам в брейсах, все прошло великолепно.
- Мнение врачей по поводу того, когда и сколько носить брейс после травмы, как мы знаем, расходится…
- Да, по моему опыту, есть два типа врачей: одни говорят, что брейс нужен только в период восстановления, вторые – всегда надевай в период активного катания. Я пробовал делать трюки без ортеза и чуть не получил еще одну серьезную травму, поэтому решил: ну их, эти рекомендации, я больше не буду кататься на вейке без брейсов.
- Расскажи, в каких наколенниках ты катаешься, чем они отличаются или похожи?
- У меня один брейс фирмы CTi (правая нога), второй – Breg, который достался мне от Юры Тычинского. По-хорошему, каждый ортез надо мерять и подгонять под свои размеры. Лучше протестировать наколенники нескольких фирм, чтобы понимать, что подходит именно тебе, а еще – проконсультироваться со специалистом-ортопедом (так у меня было в CTi). Если брейс – не кастомный (то есть, не делается исключительно под твою ногу), тебе обязательно следует настроить его под себя. Для этого в комплекте есть целый набор подушечек и прокладок, с помощью которых ты регулируешь посадку по ноге.
Чем мне нравится CTi – в том числе, тем, что компания изначально думает об экстремалах и производит ортезы, которые рассчитаны на определенные нагрузки и предназначены для "наших" видов спорта. Так, Breg, хоть и хорошо сидит, но сам по себе достаточно объемный. На воде, конечно, я не цепляюсь коленками друг о дружку, а вот на берегу или на лыжах было неудобно. CTi плотно облегает ногу и подобных проблем не возникнет. Затем – зимой поверх брейса ты должен надеть лыжные штаны, и, поскольку не все катаются "на рэпе", многим некомфортно в объемном брейсе.
И еще, в Breg есть одна деталь, которая очень сильно меня раздражала – система крепежа липучек к металлическому каркасу. Если, сняв наколенник, забыть застегнуть липучку в специальную пластиковую петлю, петля может отвалиться и легко потеряться. Пока я не привык застегивать эту лямку, растерял кучу деталей – пришлось заказывать их на eBay и потратить какое-то дополнительное количество денег. В CTi все детали закреплены и есть возможность регулировать объем по ноге не только липучкой, но и дополнительными прорезями на ремне.
В общем, теперь у меня – два брейса CTi (один – черный, другой – белый), и обкатать я их планирую на Новый год в Египте (Эль Гуна), на кайтовом споте, где теперь есть и вейкбордическая лебедка. Ну а весной собираюсь в Красную Поляну, в горы. Пока же катаюсь перед работой, в "Канте".
Получить дополнительную информацию и заказать брейсы CTi можно по следующей ссылке.
Подготовила Наташа Полетаева, фото – из архива Сергея Жуйкова
У меня теперь тоже 2 брейса...
Но, почему-то это не радует.