На самом деле нет лыж, которые вас повезут, так как вам хочется. И дело не в «прокладке», как любят выражаться гуру альпайна. Все дело в ботинках!!! Да-да, именно в них, в «ботах», «тапочках», — какими только терминами не награждают горнолыжные ботинки.
Среди хврирайдеров тоже есть понятие, что ботинок нужен не любой. Но во фрирайде все очень индивидуально — кто-то гоняет в рейсовых ботах заоблачной жесткости, кто-то в скитуровских, мягких, где жесткость даже не указывается. Причем и в тех, и в других кататься можно достойно и делать удовольствие и для себя, и для смотрящих на тебя.
А что же делать обычному лыжнику, коих большинство? Кто еще не прибился ни к одному из противоположных берегов рейсеров/фрирайдеров? Какие же ботинки подарят ему безграничную радость и будут им правильно рулить по склону? Какие позволят стремительно прогрессировать и стать звездой на склоне?
Ответ очевиден и известен каждому — это могут только хорошие ботинки. Лыжи обычно расходный материал, в течение сезона можно, кроме своих (а у некоторых и по две, и по три пары) еще покатать на тестовых, поменяться с друзьями, брать в прокате. И это нормально — ведь места, где мы катаемся, — разные, разное состояние снега и даже апре-ски требует грамотного подбора «коктейльных» лыж…
Оставим в покое рейсеров, фрирайдеров и экспертов. Уж слишком тонкими материями они руководствуются при выборе. Ну, и немножко магией). Буду говорить о ботинках для «народа».
Первое. Какие ботинки не надо покупать?
Для тех, кто только в начале своего горнолыжного счастья, надо запомнить одну важную вещь — нет «ботинок для начинающих». Это маркетинговый ход, предназначенный для увеличения продаж. Или, переводя на русский, — «разводка лохов». Обычно под этим термином позиционируются мягкие ботинки, с коротким ботом и упрощенной застежкой. Обычно их производство безмерно дешево, но продаются они не за гроши. Но если эти боты все-таки удержат вас в горнолыжном рае, через год-другой все равно придётся покупать «серьезные» ботинки. В чем же недостатки новисовых бот?
- Мягкие ботинки не дают «почувствовать» лыжу.
- Управление лыжами в них затруднено. Это сложно передать словами, но интуитивно можно понять, пересев с иномарки на заднеприводные «Жигули». То есть ваши команды лыжам будут запаздывать, вам долго придется «ловить» правильное движение и так далее.
- Зафиксировать ногу жестко достаточно проблематично — сразу появятся локальные болевые точки.
Вычеркиваем также верхнюю рейсеровскую линейку — это «испанский сапожок». В них находится на склоне больше часа-полутора нереально, только на соревнованиях. Да и слишком специфичны они и требуют пристрастного бурфитинга.
А что же нам остается?
Высота ботинка лучше средняя или высокая, чем низкая.
Оптимальная жесткость для мужчин лежит в пределах значений индекса жесткости («flex index») 90-110. Это очень сложное и запутанное понятие, в котором фигурируют углы, ньютоны и немного высшей математики. Сложности добавляет желание брендов ввести в него еще больше путаницы. Несмотря на то, что ботинки жесткостью ниже 90 считаются универсальными (а значит, «никакими») не рекомендую их к применению.
Среди брендов есть еще различие в «узкой ступне», средней. И в подъеме. Лучше узнать свои индивидуальные особенности и заранее уменьшить круг выбора, исключив не подходящие вам бренды.
Не советую также ботинки другого пола. У женщин и ступня шире, и подъем круче.
Для женщин я бы рекомендовал жесткость не ниже 80. Я сам в таких ботах ездил — вполне, до того момента, пока не начал доводить технику катания до приличного уровня.
Дело в том, что нога в процессе катания деформируется. И в жестко отформованном ботинке может возникнуть локальный дискомфорт. Так, может, если у вас нога среднестатистическая, то пусть лучше она переформовывает сапожок по мере катания?
Что же касается новых технологий — «VAСUUM» фирмы FISCHER и других им подобных, то тут мнения еще не устоялись, поскольку эти технологии недавно вышли на рынок и еще не так опробованы как традиционные.
Бутфитинг.
Удовольствие не из дешевых. Но если у вас нестандартная нога, то это единственный путь избежать «мук адовых» при ходьбе и катании. Для нестандартных ног он и был, собственно, придуман.
При стандартной ноге достаточно отформовать специальную ортопедическую стельку. Обычно это популярный у нас «SIDAS». Это стоит денег, но я настоятельно рекомендую. И сам уже лет пять катаюсь с ней, переставляя в новые ботинки.
При примерке не стоит бояться болезненных ощущений (при условии, что ботинок не явно вам мал). Это скорей реакция вашей ноги на непривычную обувь и ощущения. Возможно, этот шок пройдет через 5-10 минут, а в хорошем ботинке через полчаса вы перестанете ощущать дискомфорт. Вот в это время и нужно искать все возможные люфты ноги и точность выбора размера.
Если жжение и боль в плюсне не проходят в течении получаса — вам нужен ботинок для более широкой ступни. Обычно каждый бренд указывает справочную ширину для ботинка. Но это не панацея для выбора — зачастую максимальная ширина у разных производителей находится в разных местах. К тому же она указывается для определенного размера и не факт, что он совпадает с вашим. Только мерить! Пульсирование в ступне указывает на то, что вы пережали ногу.
Ноги ломают новички в основном из-за неправильно выбранного ботинка — как правило, большего размера. При примерке средний палец должен касаться передней стенки. Но основное внимание обратите на то, чтобы нога плотно держалась в ботинке и пятка не открывалась от подошвы. Если отрывание все-таки присутствует, а в остальном ботинок идеально сидит — нужно манипулировать со стельками, увеличив их толщину в пятке. Или заказать индивидуальные стельки.
Застегивать клипсы нужно начинать со второй снизу, попеременно передвигая крючок на всех клипсах, увеличивая силу затяжки. Неплохой эффект дает примерка одновременно двух ботинок. Допустим, один с размером, подобранным по обычному вашему размеру, а второй на полразмера меньше.
Обратите внимание на то, как прилегает язык ботинка к ноге. Я советовал бы и попрыгать. Походить по лестнице, если таковая есть в магазине. Редко, но бывает, что язык жестковат или каким-то образом не комфортен и натирает ногу или неплотно охватывает ногу и, если эти нюансы не ликвидируются при помощи клипс, то нужно переходить к следующей модели.
При примерке нужно учитывать два немаловажных фактора.
- Любой впервые одеваемый горнолыжный ботинок вызывает неудобства и дискомфорт. Особенно у новичков. Это нормально. Не спешите брать больше по размеру. Чтобы нога адаптировалась к этой обуви нужно 30-40 минут. Комфорт приходит со временем. Правильно выбранные и подогнанные ботинки через несколько дней катания станут не напряжными и естественными.
- Как и всей обуви, горнолыжным ботинкам свойственно разнашиваться. Возможно, в середине сезона вдруг окажется, что, казалось бы, хорошо сидевший ботинок стал великоват и плохо держит ногу. Помните основные принципы примерки и ищите при покупке не ботинок, в котором комфортно, а ботинок, в котором нога максимально фиксируется. Локальные зоны дискомфорта всегда можно убрать бутфитингом.
И, примеряя ботинок, терпите и помните это: «Мерить! Мерить! Мерить!». И не торопитесь. У меня поиск «правильного» ботинка занимал годы. И настройтесь провести в магазине 3-4 часа при каждом визите. Скорей всего это надо будет сделать раза три. И это время не будет потеряно — перед покупкой вы будете мерить ботинки как тапочки, ваши ноги привыкнут к необычным условиям и ваша психика пройдет первый тренинг-адаптацию к катанию. Не говоря о том, что вы узнаете много нового не только про ботинки.
Обратите внимание — после кантинга необходимо надежно зафиксировать наклон, иначе в дальнейшем фиксатор разболтается и, соответственно, потеряется жесткость ботинка. Лучше настройку сделать при покупке в магазине. Если это специализированный магазин — вам сделают кантинг качественно и надежно.
Иногда при катании возникает ощущение, что лыжи поворачивают в разные стороны по-разному. Это тоже следствие разных углов закантовки и лечится тоже кантингом.
Подогрев. Лично я — «за»! Я пользуюсь им даже в Снежкоме (там -5-7 градусов). Бывало, что проводил в ботинках по 10 часов и заценил подогрев более, чем положительно. Не беря в расчет откровенно холодную погоду (обычно ниже -20 градусов), когда подогрев реально не дает ногам мерзнуть, он создает комфортное ощущение ботинка. Не знаю почему, но ноги реально лучше себя чувствуют и меньше устают.
Иногда есть ботинки со встроенным подогревом (мне такие попадались, но без аккумулятора). Адаптированные под установку подогрева. Но в большинство нужно устанавливать самостоятельно. Комплекты подогрева не дефицит. Лично я тестировал со штатным аккумулятором и с пальчиковыми. Последние мне показались более эффективными. Если время от выхода на улицу до одевания ботинок больше получаса, а на улице холодно — я сразу включаю подогрев, чтобы боты не замерзли и не пришлось одевать холодные.
Манеру катания. Чем агрессивней вы катаетесь, тем жестче вам требуются ботинки. Это касается не только подготовленных трасс, но и внетрассового катания. В условиях расколбаса, ледяного склона и прочих внетрассовых неудобий важно правильно выбрать траекторию спуска и точно ее придерживаться. В мягких ботах вам этого не удастся.
Определитесь: под какие лыжи выбираются ботинки? Чем длинней и шире лыжи, тем жестче ботинки должны быть. Это улучшит контроль над ведением и увеличит точность траектории.
Необходимо учитывать и физические параметры катальщика. Чем вы габаритней и тяжелей, тем больше вам нужно смотреть в сторону большей жесткости ботинок.
Если пользоваться этими рекомендациями, то вас ожидает неожиданность — стоимость ботинка с дополнительными девайсами и возможной формовкой (ее нормальные фирмы делают при покупке бесплатно) возросла на 50-100%. Печалька. Но счастье от катания в хороших ботинках — бесценно!
Эту статью меня вынудили написать мои новые ботинки. Предыдущие ботинки я подбирал 2 (!) года и они верой и правдой прослужили мне пять лет и сейчас еще я их пользую на рейсинг. Но увлечение бэккантри и ски-туром заставили искать альтернативу. Процесс занял еще год. Но ощущения при первой же примерке первой и второй пары были одинаковыми — в мозге щелкает: «Это моё!». Может, эти соображения помогут и вам услышать этот щелчок.
За фотки + мильён!!!