Ростуризм считает, что внутреннему туризму нужно больше ГОСТов
Ростуризм в июне отправил на согласование в Росстандарт перспективную программу стандартизации в сфере туризма до 2024 года, которая, как ожидается, поможет улучшить качество и конкурентоспособность внутреннего турпродукта. Портал tourdom.ru отмечает, что у экспертов есть по этому поводу замечания.
Программа Ростуризма предусматривает пересмотр или разработку 81 ГОСТа. Например, уже в этом году в блоке общих вопросов туристической деятельности регулятор рассчитывает пересмотреть требования к услугам турагентств, персоналу розничных и туроператорских компаний, а также определиться со стандартами «все включено» и «ультра все включено» в гостиницах.
Некоторые пункты выглядят довольно экзотично. В 2023 году в части развития экотуризма запланирован отдельный ГОСТ для организаторов наблюдения за птицами. А гастрономический туризм получит стандарт для ресторанов «локальной кухни» – Ростуризм считает целесообразным отрегулировать «визуальные аспекты».
Впечатляет и детализация некоторых блоков. Гавани для яхт собираются стандартизировать четырежды: свои требования будут для объектов с основным, средним и высоким уровнями обслуживания, свой ГОСТ появится также для стоянок класса «люкс».
Как сообщается в пояснительной записке, все эти работы предусмотрены национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», причем одним из его показателей является «Количество новых и обновленных государственных стандартов в сфере туризма». По данным «Коммерсантъ», на разработку и совершенствование стандартов Ростуризм заложил 109 млн руб.
Среди экспертов нет единого мнения о том, насколько целесообразны эти траты. С одной стороны, некоторые стандарты давно назрели. Это, в частности, требования к маркировке и оборудованию туристических троп, квалификации инструкторов-проводников и т. д. Создание четких правил в этой сфере напрямую влияет на безопасность восхождений, походов, сплавов и т. д. С другой – есть мнение, что разработка столь обширного количества ГОСТов избыточна.
«Логично отправить все эти ГОСТы в рабочую группу гильотины по туризму для широкого обсуждения, так как выполнять их планируют за бюджетные деньги, а также они могут стать обязательными, что может стать дополнительным барьером для предпринимателей», – отметил вице-президент объединения предпринимателей «Опора России» Алексей Кожевников. По его словам, стандарты должны создавать участники рынка, так как именно им предстоит их выполнять: «А получается, что Ростуризм заказывает разработку стандартов и сам же их у себя и принимает. Стандарты делаются для помощи в работе профсообществу, а не для того, чтобы они просто лежали на полке и им никто не следовал. Их количество еще не означает, что они будут использоваться рынком».
Другие эксперты отмечают, что сейчас стандарты в туризме необязательны. Поэтому сама по себе их разработка вряд ли что-то изменит. «По общему правилу ГОСТы носят рекомендательный характер, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, ГОСТ может быть обязателен в случае если это напрямую будет предусмотрено в законе или если само лицо заявило о соответствии его услуг тому или иному ГОСТу»,– прокомментировала юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская.
«У Ростуризма количество стандартов это их kpi по нацпроекту. Не качество и нужность, а просто количество!», – обратил внимание Алексей Кожевников. «Опора России» уже направила письмо вице-премьеру Дмитрию Чернышенко с предложением к Ростуризму дать экономическое обоснование каждого ГОСТа и доработать с учетом мнения профессионального сообщества. «Надеемся, что Ростуризм объяснит свои цели и планы в этом направлении», – добавил Кожевников.
А между тем...
Руководители региональных министерств туризма СКФО и Адыгеи подписали документ в рамках развития проекта «Кавказ Gran Turismo», сообщил сегодня ТАСС. По словам авторов идеи и чиновников, он предусматривает взаимодействие в сфере туризма и введение единых стандартов кавказского гостеприимства, что поможет улучшить качество сервиса в данных регионах. Единые стандарты в качестве рекомендаций затронут благоустройство территорий, обустройство номерного фонда, сферу питания, приема и размещения туристов. Следовать методичке будут добровольно.
Сами же туристы отмечают, что с гостеприимством на Кавказе всё в порядке. Улучшения нужны в сфере инфраструктуры. Например, очень актуальна проблема общественных туалетов: их не хватает, а те, что есть, – в плохом состоянии. В принципе, как и на других отечественных курортах, но здесь крик души слышен больше всего.
О едином стандарте гостеприимства, опрошенные tourdom.ru эксперты, тоже не слышали. Анна Барсегян, занимающаяся организацией авторских туров в Дагестан и в другие регионы, рассказала, чего не хватает на самом деле, – достойных гостиниц. «Была удивлена, что коллеги, которые сами возят туда туры, даже не знали отели, в которых ночевали мы. Да, отелей крайне мало, да, бронировать нужно заранее. Сервис не везде есть. Например, не везде были рестораны в отелях. Но это всё решаемо благодаря грамотному составлению тура, – написала Анна. – Очень надеюсь, что появятся дополнительные точки питания, туалеты, маршруты, отели, гостевые дома».
Казалось бы, при чём тут горные лыжи и сноуборд? А вот при чём!
«Отдельно будут разработаны или пересмотрены стандарты для экологического (требования к инфраструктуре, тропам и др.), студенческого, водного (круизы, гавани для яхт, пляжи, наем судна), приключенческого, промышленного, сельского, автомобильного, арктического, горнолыжного, медицинского, гастрономического и энотуризма (знакомство с винными традициями). Также планируется подготовить ГОСТ для спа-центров, курортов с минеральными источниками, гостиниц и специализированных средств размещения. Часть документов должна соответствовать существующим международным стандартам», - сообщает kommersant.ru.
Читаем законы Паркинсона. Это агония. Там, где год назад была одна подпись, теперь четыре. Экспонента (кто не в теме п-ц по научному).