0

А вместо мази «пламенный» насос?

official_skiru Лента автора 10 Октября 2007 (03:42) Просмотров: 557 0
Фото: EPSRC
Всякий знает, что автомобиль не ездит без мотора, а мотор не работает без смазки. Лыжа ездит без мотора, потому что под гору, но тоже, предпочтительно, со смазкой. Но в моторе смазку гоняет насос, а лыжу мажут вручную, и процесс этот весьма хитроумен, и надолго его не хватает. Видимо, этих незамысловатых фактов было достаточно для британских исследователей, чтобы прийти к мысли о недопустимости такого положения вещей и начать разрабатывать устройство, подающее смазку на скользящую поверхность лыжи в процессе непосредственно её скольжения.

Идея эта была рождена и, похоже, уже и воплощена в «железо» британской компанией Wildfire Snowsports Limited при Шеффилдском университете, финансируемой советом по инжинирингу и физическим исследованиям. Устройство выполнено в виде тонкой пластины, содержащей герметичный резервуар со смазкой, которая монтируется под передней частью ботинка на платформе креплений. Система клапанов и микроканалов обеспечивает непрерывную подачу оптимального (!) количества жидкой (до какой степени – неясно) смазки на скользящую поверхность лыжи под действием только тех усилий, которые возникают на устройстве в результате естественного при катании изменения давления ботинка на лыжу. Никаких дополнительных источников энергии не требуется. По этой причине лыжа с таким приспособлением удовлетворяет всем требованиям FIS для соревнований, и, - выражается опасение на сайте firsttracksonline.com, откуда взята эта информация, - новое устройство может привнести дополнительный драматизм в состязания мирового уровня уже в нынешнем сезоне.

«Устройство целиком удовлетворяет всем требованиям FIS и является единственным в мире из подобного рода устройств, полностью проверенным и испытанным» - говорит профессор Peter Styring, возглавляющий проект. «Оно подходит как для скоростных горнолыжных дисциплин, так, потенциально, и для лыжных гонок. Оно может быть установлено на лыжах для фристайла и сноубордах – большая скорость обеспечит большую высоту в хафпайпе, например».

Что касается самой смазывающей субстанции, то она разрабатывалась также в рамках данного проекта и является некоторой полимерной композицией. Состав её, конечно, не разглашается, и является продуктом совместного научного взаимодействия химического конструирования, химии полимеров, физики и механики. Смазка, оставшаяся на снегу, полностью разлагается, не образуя при этом ничего, что могло бы не понравиться «зеленым».

«В декабре мы намереваемся начать тестирование системы с наиболее известными производителями лыж» - говорит Styring. «Мы ведем также переговоры с другими компаниями относительно встраивания нашей системы в существующие модели». Так что мы, похоже, опять на пороге революционной ситуации. Верхи по-прежнему не хотят, а низы пока ещё могут, но тоже не хотят (мазать лыжи, – у верхов на это сервисмены есть, а низы – в силу природной лености). А тут на тебе – поставил девайс и катайся, пока в нем запас смазки не закончится. Насколько его хватает, к сожалению, неизвестно. Но из-за километра вряд ли стоило бы огород городить. Так что, наверное, куда больше! Красота!

Производители парафинов и прочей гадости скопом выбрасываются из окон своих роскошных офисов, затоваренная продукция сдаётся на свечные заводики для вторичной переработки, наиболее предприимчивые бросаются в разработку альтернативной субстанции, ещё более скользкой, нежели от Wildfire. Неизвестно ведь, насколько она универсальна по отношению к состоянию снега и погоде. Скорее всего, не так уж и сильно. И появится у нас субстанций этих не менее, чем нынче парафинов, на все случаи и на их сочетания! И мы в результате выйдем на новый уровень научно-технического прогресса: лыжи уже не требуют от нас никаких усилий, все квалифицированные работы типа притирки клапанов, продувки микроканалов или замены расходных материалов возьмут на себя сервисные центры. От нас потребуется только, как и в ситуации с автомобилем, правильно выбрать смазывающую субстанцию! Но в этом нам, конечно, помогут огромные рекламные щиты вдоль склонов типа: «Залей тигра в свои лыжи»!
0