Абсолютная выигрышная стратегия. Часть 1.
Человек. 1 голова, 1 шея, 1 туловище, две руки, две ноги. Устойчивая биологическая система. Большой, загадочный и крайне сложный химический завод, способный самовоспроизводить себя в окружающем мире.
У человека есть базовые чувства: голод, жажда, боль; есть желания: поесть, поспать, избавиться от отходов жизнедеятельности. А также человек хочет быть в безопасности и тепле, хочет найти партнёра для получения сексуального удовольствия. И так далее.
Всем известна т.н. пирамида Маслоу, так что мы не будем здесь задерживаться.
На вершине этой пирамиды находится “самоактуализация” или “самореализация” -- стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Кто в нашем случае этот стремящийся человек? Это: а) тренер/наставник б) спортсмен/подопечный в) родители спортсмена/помощники. И у каждого из них безусловно разные цели и задачи.
Тренер (далее -- т.), действия которого мы будем рассматривать особенно пристально, актуализируется через подопечного (далее -- п.). Его задача -- сделать так, чтобы спортсмен (далее -- с.) достиг успеха.
Далее я хочу ввести понятие “наставника” (далее -- н.) и отделить его от понятия “тренер”.
Ниже буду опираться на своё понимание этих слов.
Среднестатистический тренер работает за зарплату. У него есть рабочие часы, когда к нему приходит спортсмен. Часы -- отработаны, зарплата -- получена. Всё, что происходит до и после, такого тренера мало волнует. Такой тренер не далеко уходит от обычного инструктора.
В чём же заключается отличие наставника?
В первую очередь тем, что наставник влияет на своего подопечного если не постоянно, то точно за пределами тренировочных часов. Иными словами н. влияет не только на то, как человек скатывается по склону или делает прыжки на стадионе, но и на всю жизнь в целом. Например, примерно треть суток человек проводит во сне. При этом известно, что невыспавшийся человек не будет собран на все 100%. Значит, если наставник видит, что с. ходит как “сонная муха”, то он обязательно спросит его о причине заторможенности, красных глазах и прочих признаках недосыпания. После чего путем вопросов и корректировок повлияет на процесс сна с. так, чтобы он всегда высыпался (по крайней мере в большинстве случаев). Подробнее про сон напишу отдельную статью позже.
Далее. Наставник сперва проносит всю разработанную систему через себя, становясь таким образом ретранслятором знаний и опыта, полученных в процессе работы над собой, понимая при этом, что каждый человек уникален, и категорически нельзя подгонять всех и каждого под свою систему. Наоборот -- система должна быть достаточно пластичной и адаптироваться под каждого отдельного человека, чтобы ни в коем случае не травмировать его.
За адаптацию системы очевидно отвечает н. Таким образом чем больше вариантов адаптации он разрабатывает, тем больше у него появляется опыта. Именно это и есть проявление истинного симбиоза наставник-подопечный. Оба этих звена работают, соответственно и растут вместе, взаимодополняя друг друга.
Однако, наставник быть может и не сделает из каждого подопечного великого спортсмена, но из каждого -- Человека с большой буквы, выделяющегося из толпы, пассионария, способного выйти за рамки шаблонов, обыденности, рамок.
Но н. влияет не только на п., но и на родителей п., если речь идёт о несовершеннолетнем спортсмене. Система, если она грамотно выстроена и обоснована, будет в любом случае влиять на всех, кто прикоснётся к ней.
Итого. Наставник -- это логическое продолжение понятия “тренер”, следующая ступень развития. Но далеко не каждый тренер способен перейти на эту ступень: кому-то не хватит мотивации, знаний, а кто-то изначально лишён пассионарности и смелости для разработки новых подходов к физическому воспитанию людей. А дальше каждый педагог/преподаватель/учитель сам решает, куда ему идти, где остановиться и останавливаться ли вообще.
P.S. Ваши мнения и отзывы очень важны для меня. Не стесняйтесь писать комментарии, подписывайтесь на мою ленту, чтобы не пропустить следующие статьи, а также не забывайте ставить оценку статье.
На случай если пропустили введение:
https://www.ski.ru/az/blogs/post/skorostnoi-spusk-cena-oshibki/
Точно!
С теплом вспоминаю тренера. Во всем был лидером. И в сложнейших психологических аспектах и в простейших бытовых вопросах. Его уважали и шпана дворовая и авторитеты в высших кругах. И родители детей доверяли ему как себе. Зайти к тренеру домой на чай, поговорить, что то обсудить, поправить инвентарь, в любое время...это вообще была норма.
- 1
- 9
- 10
- 4
Сенсей -- японизм. И используется в конкретной нише. Так что его отбрасываем.
Компетенция учителя тоже ограничена. Обычно это некое конкретное помещение, где учитель передает свои знания.
С другой стороны тренер -- тоже учитель, если подходить к понятию максимально широко.
Итого остаются два понятия, которые я хочу разделить:
- тренер, формирующий ЗУН;
- наставник, формирующий не только ЗУН в конкретной области, но также и личность, и жизненный путь.
- 9
- 10
- 4
- 9
- 10
- 4
Канты остаются острыми в два раза дольше. Вообще в целом очень годная лыжа.
- 9
- 10
- 4
- 9
- 10
- 4
Если лично вам не нравится предложенная мной классификация, то просто не пользуйтесь ей. Мне она видится вполне логичной и последовательной.наверное Юра ты не так понял.Я предложил отойти от классификации. Тренер если он Тренер формирует все те же позиции,которые ты определил в функциях наставника. А если только ЗУН то это хороший ремесленник
Тренер тренирует, а наставник наставляет на определенный жизненный путь. Таким образом "наставник" -- расширенное понятие тренера.
Инструктор -- тоже тренер, но тем не менее никто не смешивает эти два понятия на практике.
Итого.
Есть тренер-инструктор. Его арендуют на короткое время для постановки на лыжи и корректировки техники.
Есть тренер обыкновенный. Его арендуют на длительный срок для достижения результатов на соревнованиях.
А есть тренер-наставник. Он тоже получает деньги за работу, тоже работает на результат, но конечная цель -- создать не столько Чемпиона, сколько Личность, способную стать в том числе и Чемпионом.
Итого.
Есть тренер-инструктор. Его арендуют на короткое время для постановки на лыжи и корректировки техники.
Есть тренер обыкновенный. Его арендуют на длительный срок для достижения результатов на соревнованиях.
А есть тренер-наставник. Он тоже получает деньги за работу, тоже работает на результат, но конечная цель -- создать не столько Чемпиона, сколько Личность, способную стать в том числе и Чемпионом.
+1000000000
Но что то подсказывает....тренер-наставник, это далекие 80тые. После перехода на коммерциализация в 90х, таких наставников становится все меньше меньше. Уходят ветераны. А более молодые тренеры не совсем понимают что это такое. Закончилась тренировка и закончились какие либо отношения. Буду рад если ошибаюсь.
- 1
- 1
Прав, ничего там личного. Смог догнать Мастера- учись, не смог - иди тренируйся. Никто к тебе не подойдёт и слова не скажет по технике если плох. Плох то никому не интересен, се ля ви)+1000000000
Но что то подсказывает....тренер-наставник, это далекие 80тые. После перехода на коммерциализация в 90х, таких наставников становится все меньше меньше. Уходят ветераны. А более молодые тренеры не совсем понимают что это такое. Закончилась тренировка и закончились какие либо отношения. Буду рад если ошибаюсь.
- 9
- 10
- 4
Это было очень давно. Уже и не сравнить.А по стравнению с твоими Саломнами?
- 1
- 1
В Снежок то непременно через год и не то чтоб понравилось, но разозлила собственная беспомощность. А инвалидом с тормозным задом приезжать смысла пока нету, разбить зажатую хребстину задача на сезон.Не вижу проблем. Приезжай когда мы тренируемся.
Миш.
А есть у тебя желание размолотить и себе зад чтоб соревноваться с отвисанием зада на вешках как у 131;179 номеров ?
- 1
- 1
И лучше не в классике. Там бывает спортсмены тренируются и если разныться то кто-нибудь даст катнуть вслед. В футбол было что нытье только и вернуло ,как последний шанс то эффективно мобилизует. Тоже выиграшная стратегия.
- 2
Старший тренер - Филатов А.А.
и другие тренеры
а любили.... и всячески старались тренироваться у Евгении Николаевны Кабиной (Сидоровой).
Что-то было в этом Человеке такое , что дети тянулись к ней.
Над Филатовым она, мне сейчас кажется, посмеивалась и вела себя независимо со старшим тренером базы.