На этот раз более сложный и трудоемкий вариант. Я еду не один. Наша группа насчитывает 16 человек. Это в 16 раз увеличивает психологическую нагрузку и ответственность. Кроме того, со мной нет моего постоянного напарника Саши Чижова. За последние годы наших совместных поездок, он стал мне близким и родственным. Но он не едет. Он остается в Екатеринбурге.
Зато едет Таня. Человек, сумевший не только родить мне двух детей, но и пережить все сложности моего постоянного, на грани авантюризма чудачества, связанного с неуемной жаждой куда либо уехать, забраться, улететь.
Вертя в руках детский глобус младшего сына, я неожиданно осознаю для себя, что Чили самая далекая точка, куда можно взять авиабилет. Дальше некуда.
Прямого рейса Москва-Сантьяго нет. Обязательная пересадка. И хотя путей множество, через Аргентину, через Рио, через Мексику и даже через Нью-Йорк, летает туда тройка-четверка крупных авиакомпаний.
Аэрофлот не входит в их число. А ведь было время, когда заправленные по горло керосином, аэрофлотовские Ил 86, поднимали полупустые борта, унося на дальний рубеж редких дипломатов, шпионов, работников «Внешторг», специалистов по продажам нефти-газа, автомобилей «Жигули» и холодильников «ЗИЛ».
Но в 1973 году, к власти вероломным образом пришел Пиночет и ручеек Советской Экономической помощи иссох. Взамен ему в страну хлынул мощный поток американской «Кока-Кола».
Для Аэрофлота сжигание авиационного керосина над просторами Атлантики стало абсолютно неперспективным занятием. И хотя угловатые «семерки» и глазастые «шестерки», до сих пор бороздят нитку Панамериканского шоссе, а президентское кресло уже отсидела не одна, вполне нейтральная и лояльная по отношению к всему на Свете персона, обида аэрофлотовского руководства на Пиночета остались навечно, подобно памяти о Луисе Корвалане, председатели коммунистической партии Чили тех времен. А может, я все усложняю? Может, именно в те далекие и советские времена, рейс Москва-Сантьяго был исключительно политическим решением? А ныне, когда деньги решают все, экономический смысл в запуске подобного направления полностью отсутствует? Однако есть в жизни двух стран положительные моменты и реальные сдвиги в сторону сближения и взаимопонимания. Прежде всего - это визы! А вернее их полная отмена.
Ура! Лед тронулся!
И пусть Пиночет переворачивается в гробу, но отныне и мы – русские имеем возможность не просто пропутешествовать в Чили, но и построить в этих Чилях свой «свечной заводик». Прямо под боком и назло «Кока Кола».
Но это при желании конечно…
Накануне отъезда, буквально за день до этого, в новостной ленте одного из информационных сайтов я прочитал замечательную по непонятности новость.
Глубины моего мышления не хватило для того, чтобы осознать всю полезность и перспективность присоединения к Москве огромной части Подмосковья.
Однако, глядя на карту откусанного столицей куска замкадовской земли, я осознал простую, переходящую к ассоциации, мысль.
Чем меньше территория заселена, тем она интереснее Москве.
Чем дальше страна, тем проще вопрос с отменой виз.
Зачем Москве присоединять города (Люберцы, Мытищи и т.д.)? Москве нужны земли, а не люди.
Зачем нужны визы в страны, о существовании которых не каждый житель России догадывается?
Европа еще долго будет делать вид, что не понимает суть вопроса «отмены виз» для российских граждан. Даже за те деньги, что они оставляют в Европе. Другое дело Чили, Аргентина, Боливия, Перу. Какой нормальный человек, в полном здравии, уме и памяти, купит билет за 60 000 рублей, чтобы променять жаркое и “все в себя включающее” лето Турции-Египта, на холодную и промозглую зиму Чили?
Нехай будет безвизовой.
Внесем ясность
Поездка в Чили резко отличается от привычного горнолыжного отдыха в тех же Альпах.
Именно этим правилом надо руководствоваться перед тем, как покупать недешевые билеты на трансатлантический рейс.
Естественно, что открывая страницы сайта чилийских курортов, многие залюбуются необычной красотой Анд и привлекательностью почти девственных склонов. Все так и есть. Никакого обмана. Однако, стоит учесть, что подобные рекламные постеры сделаны в наиболее привлекательные дни холодно-колючего и ветряного чилийского лета.
Немногочисленные операторы, предлагающие горнолыжный рай в Чили, имеют в своем запасе единственный и наиболее простой вариант туристического пакета. Вам предложат пару, наиболее известных курортов. Скорее всего, это будет Portillo и Valle Nevado. Выбор жилья в Portillo будет ограничен одним отелем, а в Valle Nevado двумя.
Предлагаемое заселение на одну или две недели по вашему желанию. От Сантьяго до Valle Nevado два часа подъема по крутому серпантину. Дорога в Portillo займет добрые полдня. Возможно и больше. Как повезет на плотно забитой грузовиками дороге.
Именно в этих местах вы и проведете свое холодное лето, развлекая себя одним и тем же пейзажем, вечерним дефиле по отелю и вокруг него и апрески непосредственно в баре на нижнем этаже.
Готов биться об заклад, что многие, горнолыжно продвинутые Европой русские, будут потрясены тем, в каких непритязательных условиях проживают множественные американо-канадцы в Portillo, состоятельные бразильцы-аргентинцы в Valle Nevado. Ну и тем более тому, сколь щедро они платят за воистину спартанские условия проживания. При этом, их ежедневный оптимизм, вечно позитивный взгляд на бытовые вещи, не способен испортить или изменить даже вопиющее отключение подъемников при сильном боковом ветре, перебои с горячей водой или неработающий фен.
И все же, если вы хотите приблизить свой отдых к стандартно европейскому, вам стоит попробовать вариант размещения в одном из отелей. Поясняя определение «европейский отдых» я имею ввиду:
- Организацию трансфера (такси, минивэн) аэропорт-отель.
- Возможность ски-ин, ски-аут.
- Привычный набор хотельеровских услуг (стандартные номера, постельное белье, шведский стол, работающий туалет)
- Катание строго в местах, входящих в зону ответственности курорта.
- Доставка вас в аэропорт.
Но, даже покупая такой «комфортный» пакет, надо готовить себя к определенным сложностям, коих в Чили бывает множество.
Все эти «подводные» камни, я опишу ниже.
В отличие от Европейского горнолыжного отдыха, напоминающего широкую и спокойную реку, горнолыжное Чили - это темная и холодная вода, где бурному потоку сиюминутно препятствуют валуны и мелкие камни. И потому, те, кому по нутру ближе безмятежно-комфортный отдых на круизном лайнере, вряд ли смогут оценить «сомнительное» удовольствие от неспокойного и небезопасного рафтинга.
Путешествуя до этого малым и абсолютно сплоченным составом, я не осознавал, а вернее не видел одну весьма важную деталь. Деталь эта была скрыта от нас, поскольку мы ее попросту не замечали. Деталь эта, прежде всего, связанна с отсутствием для многих привычных удобств. Удобства для людей настроенных именно на стандартный горнолыжный отдых.
Мы не замечали того, что спать на двухъярусных нарах - это неудобно. Что от холодной ночи нас разделяет однослойное стекло. Что дрова в печку сырые и требуют просушки. Что вода из крана порой не течет и надо топить снег. Что машину можно «засадить» в бездорожье и час-два размахивать лопатой, стоя по колено в ледяной жиже. Не замечали по той простой причине, что если холодно у нас есть добрая стопка одеял, если дрова не горят их надо просушить, пусть нет воды, зато кругом полно снега, и если бы не «севшая» в ночи машина, не видать бы нам такого звездного и совершенно другого неба.
Имея «на борту» 16 человек, мы имели 16 различных взглядов на горнолыжный отдых. Несмотря на то, что взгляды разнились, я нисколько не сомневаюсь в их отдельно взятой справедливости.
Именно сознание данной справедливости не только подчеркнуло утраченную деталь, но и сделало эту деталь основным выводом поездки.
А именно - “Горнолыжное Чили не для всех”.
Многие из нас очень быстро «перепрыгнули из Чегета в Куршевель» без желания совершать обратный ход, что совершенно справедливо.
Однако, стоит заметить, что поездка за чилийским снегом напрямую связанна не только с удовольствием, но и с определенными трудностями. Поскольку снег не выпадает исключительно на склон и если уж он сыпет, то сыпет везде. Создавая заторы, порой делая дорогу абсолютно непроходимой, ломая лавинами столбы ЛЭП, лишая все живое воды, тепла и электричества.
Поскольку мы едем в страну, где живут обычные люди, чей быт, менталитет и язык, может полностью не совпадать с нашим
НО вернемся к плану нашего путешествия.
Готовя поездку, пользуясь уже накопленным опытом, мы даже не рассматривали присутствие себя в одном локальном месте.
По нескольким причинам. Во-первых, нам это было не по карману. Во-вторых, подобный вариант не отвечал нашим запросам и общей идее.
Идея или чем дальше в лес…
Идеи подобно приведениям привидения. Они могут ходить рядом и быть незаметными, ходить долго, лишь изредка подбрасывая полунамеки о своем существовании, ускользая, растворяясь и интригуя. Но однажды, если конечно повезет, выскакивают из-за угла и пугают нас столь глубоко и насмерть, что появляется непроходящая икота в виде проекта «Абсолютный Фрирайд».
Возможно, само название Абсолютный Фрирайд. не очень удачно из-за своей помпезной громкости…
Но поверьте, это первое, что пришло в голову, а, как правило, именно то, что схватилось сразу и налету и есть наиболее удачное, все остальное лишь творческие мучения и потеря времени.
Со своей икотой я пошел в «люди».
- Мы хотим «убить» ваш дорогой и нарядный экип. Попытаться это сделать беспощадно и без тени сомнений. Затащить в такие далекие места, какие только возможно. Дать экипировке вкусить снег совершенно противоположных полюсов Земного Шара. Мы будем заниматься этим чудачеством ровно год и начнем с Чили…
Икота, как замечено, передается подобно зевоте. От человека к человеку. Наша икота Абсолютным Фрирайдом подхватили все те, кто предрасположен к подобному авантюризму.
Идея откатать и обкатать снаряжение в сложных полевых условиях, накануне сезона, а не в течение его, получить наиболее достоверную информацию и отзывы, пришлась по душе многим компаниям, занимающих на российском рынке нишу фирайд снаряжения.
Но дело даже не в компаниях. Дело в самих людях, их добром понимании и душевном переживании за судьбу проекта.
Андрей Женецкий (ProSnow), настолько проникся идеей, что «зарубил» под процесс 4 пары культовых IceLantic.
Алексей Руднев (CEBE) самолично привез мне пол-склада оптики и защиты, чтобы я имел наибольшую возможность выбора.
Елена Курчикова (Marker) еще не знает всю правду об одежде Marker. А я знаю. Ей, одежде, крепко досталось. И я рад, что не мне.
Юлий Орлов и Ксения Головкина (SKI.RU), чья моральная и материальная помощь была настолько уместна и своевременна.
Компания Suunto, чьи «приборы» позволяли безошибочно определять высоты и надвигающиеся штормы, что в Чили весьма актуально.
Павел Серебровский (Амерспорт), умудрившийся организовать доставку новой модели Атлас, находясь не то в Австрии, не то во Владивостоке.
Компания Альпиндустрия и Елена Рощупкина, я вспоминал вас добрым словом весьма часто.
Спасибо вам ребята!
Все, что мы использовали в нашем путешествии, работало безотказно и практически ежедневно.
Все, что мы имели, постоянно катало, принимало на себя удары, защищало нас от солнца, пронизывающего ветра, дождя и снегопада. “Оно” капало, определяло место положения, предупреждало, выводило на цель и согревало.
Вполне вероятно, что избери мы другой, более стандартный способ пребывания в горах Чили, добрая часть снаряжения так и осталась бы лежать без дела на дне походных баулов.
В нашем же случае программа была такова.
- Santiago (прилет)
- Побережье Тихого Океана (акклиматизация)
- Valparaiso
- Vina Del Mar
- Ranaca
- Переезд в La Parva ( 2700)
- La Parva,
- El Colorado
- Valle Navado.
- Переезд далее на Юг в Chilian
-Termos De Chilian
- Если повезет то и Pucon
- Возвращение в Сантьяго.
Мы должны были перемещаться группой в 16 человек, преодолев около 3000 км. Имея независимый транспорт, т.е рулить самим.
Стоявший перед нами выбор был не столь велик. Большинство прокатных контор Чили для подобного рода путешествий предлагают вариант внедорожника с обязательным 4Х4 и набором цепей.
В нашем случае пришлось брать 4 таких авто, что весьма утяжелило не только бюджет поездки, но и внесло коррективы по подбору участников. В данном случае, нам необходимо было иметь как минимум 5 опытных водителей.
Потому мы рискнули и забронировали два минивэна «Hyundai» на 9 человек каждый.
Естественно мы понимали, что все наши баулы и чехлы не влезут в салон автомобиля, а потому «нагрузили» вопросами прокатное бюро. Поначалу нам предложили пару прицепов, но мы отказались в пользу багажников. Надо признать, что это было весьма правильное и своевременное решение. С содроганием представляю, как бы мы двигались в Termos De Chilian, набирая высоту по прорубленной в глубоком снегу колее, имея на хвосте «дачный» прицеп, или разворачивали авто на покрытых льдом крутых и резко уходящих вверх курвах (поворотах) La Parva и Valle Nevado…
В довесок к Минивэнам, были заказаны два навигатора, два местных телефона, комплекты цепей и балон с пеной-аптечкой для пробитого невзначай колеса.
Прилет и первые дни. Сантьяго
Прилетев в Сантьяго на сутки раньше основной группы, мы расселились в отличном пятизвездочном отеле, с непременным Welcome drink, бассейном и сауной на крыше с видом на горы и на город.
Связались с прокатной конторой и получили подтверждение того, что подготовленные для нас минивэны доставят к гостинице в 8 часов утра.
Мы специально настояли на данном времени, поскольку рассчитывали в 8-30 быть в аэропорту, дабы встретить основную группу.
Бассейн и сауну решили отложить. Покидав дорожные сумки и баулы, устремились в зимний город Сантьяго - столицу удивительной и неповторимой страны Чили.
В наши планы входило посещение исторического центра, холм Санта Лючия, президентский дворец, ради памятника Сальвадору Альенде, а далее через городской рынок на расписные улочки Доминико и Санта Филомена к подножью горы Сан-Кристобаль, на вершине которой, благословляя город, стоит памятник Деве Марии.
Чтобы добраться до нужной цели, мы без раздумий устремились в метро. Метро в Сантьяго строили французы, все вагоны на резиновом ходу. От того ход мягкий, а говорить в вагоне можно без напряга и опаски “посадить” голос.
Метро не зарыто в толщу Земли и проходит в непосредственной близости от поверхности.
Решетки вентиляции выходят прямо на тротуар, периодически выпуская теплые потоки воздуха, гонимые проходящим составом. Идеальные условия для Мерлин Монро и дворовых собак.
С билетами все просто. Подошел к кассе, сунул чилийских песо и получил билет. Билет в щель турникета и милости прошу. Притом, стоимость поездки зависит от времени суток. Вечером и утром дешевле. В 23.00 метрополитен опускает железные жалюзи, предоставляя многочисленным автобусам и такси подзаработать на запоздалых пассажирах.
Выйдя на станции «Санта Лючия», мы замечаем непривычную особенность. Центральная и много автомобильная «Avenida Del Libertador General Bernardo O’Higgins» перекрыта для любого вида транспорта. Наблюдаем сосредоточение карабинеров и конной полиции. По улице, к дворцу президента, стягивается специализированная техника и бронированные автобусы.
Судя по экипировке военных, назревает НЕЧТО.
Где-то в глубине квартала слышен нарастающий гул и звуки барабанов.
Мы уходим от Avenida вглубь и подходим к холму с противоположной стороны. Охранник на входе вежливо интересуется кто мы и откуда и, с нескрываемым удовольствием делает запись в журнале – «Ого! Из России!»
С этой стороны холма тихо и уютно. Светит солнышко, и мы пытаемся угнаться объективом за шустрыми колибри.
Но, как только поднимаемся на холм и огибаем его, в нас выстреливает звуковая волна собравшейся внизу организованной людской массы.
Сверху мы видим стекающую «лаву» из человеческих голов, медленно и ровно заполняющую широкое русло Avenida. И по мере того, как эта «лава» пробивает себе путь вперед, она разрастается и разбухает на глазах, питаемая многочисленными руслами втекающих в нее улочек.
По поверхности лавы плывет огромное полотнище «Бандера Росса», то там то тут из ее волн выныривают вверх знамена, неизвестные нам портреты, лозунги, транспаранты.
Барабаны набирают ритм, подпитывая «лаву» мощью и энергией.
Стоящий рядом с нами карабинер, невозмутимо наблюдает за процессом в бинокль.
Мы спускаемся вниз, поближе к гудящей толпе и тут же оказываемся в ее водовороте.
С трудом находимся, и, вцепившись друг в друга руками, во всю силу «гребем к берегу».
Сквер, Avenida, подобно водоразделу устремляет основной поток людской массы чуть дальше от нас. На нашей стороне остаются военные и полицейские, зорко следящие за тем, чтобы волна не хлынула по обе стороны проспекта.
С виду все выглядело пристойно, позитивно и весьма красочно.
Подойдя к карабинерам, мы пытаемся выяснить причину столь шумной и многолюдной чилийской тусовки.
- «Люди протестуют против реформы образования»: - объясняет нам пожилой карабинер: - «Мой сын, преподаватель в университете…Получает 180 000 песо ( 400$). Он тоже где-то здесь».
Так, двигаясь параллельно людскому потоку, добираемся до президентского Дворца, где на небольшой площади уже возвышается наспех сколоченная сцена. На сцене «зажигает» местная группа, народная лава растекается вокруг сцены и кажется, что политическая составляющая столь шумного мероприятия угасла, и наступило время культурно массового релакса и вечеринки.
Но не все так просто.
Миром и плясками дело не заканчивается. По видимости сценарий предполагает и такой пункт, как «драку заказывали?». Наиболее радикально настроенные участники демонстрации, надев припасенные респираторы и противогазы, разом срываются в сторону карабинеров, обрушивая на бронированные автомобили всю свою неуемную, накопившуюся за долгие годы просиживания учебной скамьи, молодецкую удаль.
В свою очередь, тяжелая техника, приняв на себя первый удар разлетающихся в хлам деревянных кольев, отступает на необходимое расстояние и с удовольствием открывает шлюзы водометов.
Основная часть нападающих, подобно листве в порыве ветра, шумно и весело, катится по асфальту, обтирая его всеми частями тел.
Наиболее опытные демонстранты, обойдя мощные струи, прорываются к водометным машинам, туда, где безжалостные струи бессильны.
Один, а затем и два, три… и в конечном счете десятки людей достигают желаемой цели. Упершись руками в борта механизма, они дружно раскачивают бронированную тушу. напоминая при этом первобытных людей, счастливо и азартно заваливающих мамонта.
Но мамонты не хотят прямиком на вертел и имеют свой коварный план и изощренную тактику.
Они расступаются, приоткрывая узкую щель, куда тут же ввинчиваются маленькие, шустрые и абсолютно железные автомобили. Автомобили выстраиваются в боевом порядке и разом выпускают в «мамонтоукладчиков» едкие клубы слезоточивого газа.
Какое-то время мы наблюдаем за происходящим «открыв рты», пока наши рты, а также глаза и уши разом отказываются выполнять свои непосредственные функции. Наспех, чем попало, что подвернулось под руку, закрыв все входящие и выходящие отверстия тела, быстрым шагом, а затем и бегом мы устремляемся подальше от происходящего в поисках хотя бы одного глотка приемлемого воздуха…
Добравшись до отеля и включив телевизор, мы наблюдаем всю картину произошедшего глазами оператора. Судя по ТВ картинки все было гораздо хуже, чем нам представлялось…
Но здесь, в мягком шелесте ковров отеля, в звуках ресторанной посуды, скрипки доморощенного скрипача, в полушепоте посетителей и персонала, звуки неспокойного города тонут и исчезают.
Первый день в Чили подходит к концу…
Автор: Максим Любавин старший |