Эпиграф: Кататься на сноуборде очень просто: поворачиваешь налево и кричишь "Вау!", поворачиваешь направо и кричишь: "Йес!" (из прочитанного где-то)
Зачем люди прыгают с парашютом? Почему люди совершают прыжки на мотобайках? Зачем люди занимаются серфингом или скейтбордом?... Этих вопросов может быть ровно столько, сколько есть экстремальных видом спорта. Именно спорта, так как для того, чтобы у вас что-то получилось, надо иметь физическую подготовку. А если подготовка есть и есть навыки - возникает желание соревноваться с кем-то. А спорт это и есть соперничество с кем-то или с собой, использующее физическую выносливость (шахматы спортом не считаем).
Так вот, если у вас возникает этот вопрос - срочно займитесь собой. А если вопросов нет, вам нравится экшен, рок"н"ролл по жизни и вы покрываетесь паутиной из-за пропуска адреналиновой дозы с наступлением зимы, тогда вы по адресу, читайте дальше.
Почему сноуборд? Техника катания осваивается за считанные дни, а удовольствие вы получаете сразу. Спишем на издержки синяки от падений (не без этого). Но кайф от драйва с лихвой покроет боль и обиду.
Доска
Как пишут на всех сайтах о сноубоде, доски бывают универсальные, для фрирайда, фристайла....
Я бы сказал несколько иначе: доски бывают новые и бывшие в употреблении.
Откуда я знаю: по целине я буду кататься или прыгать в сноупарке? Поэтому вопрос ставится так: съэкономить и купить б/у, или купить новьё.
Я решил, что куплю новое, но не верхнюю модель и не этого сезона. Дело в том, что модель прошлого года стоит дешевле, чем модель этого года. Модель для продвинутых так же стоит дороже. Как показывают наблюдения, модели разных годов могут отличаться только раскраской, а на верхней доске надо уметь кататься.
Длина доски: вообщем, она должна быть на 15-17 см короче вашего роста. Если ваша фигура нестандартна (т.е. вы очень худой или очень толстый, то ростовка доски подбирается исходя из веса: чем меньше рост, тем короче доска. Но если вы не уникум, то ростовку доски можно подбирать исходя из написанного выше). Ширина талии сноуборда должна быть такой, чтоб ваши пальцы и пятка не вылазили за поверхность доски более чем на 2 см, иначе будут мешать катанию ))). Цена 110-150 баксов
Крепления и ботинки
Крепления бывают обычные и стэйп-ин. Соответственно под них и ботинки. Система стэйп-ин позволяет быстро пристёгиваться к доске и отстёгиваться от неё. Буквально: наступил и поехал. Соответственно приехал, нажал пимпочку и освободился от доски. Крепления дорогие, ботинки жёсткие и тоже дорогие. Система капризная - набился мокрый снег в крепления и заледенел - фиг застегнёшь, да и садиться на снег при одевании всё равно приходится на склоне. Вообщем, советую не выпендриваться и брать обычные крепления и мягкие ботинки. Цена 100-120 баксов В настоящее время появляются крепления для мягких ботинок, состоящие из кармана для ботинка с одной застёжкой и клипсы на заднике, которая надёжно фиксирует ногу в креплении. По скорости застёгивания близка к стэйп ин, а стоит в 1.5 раза дешевле. Да и ходить в мягком ботинке удобней и нога не затекает.
В данной статье я не касаюсь однонаправленных досок для бодер слалома и скоростного спуска (это узкая доска, с креплениями как на маленьких лыжах сноу блэйд и лыжными жесткими ботинками).
Одежда
Рекомендую не экономить на здоровье и брать проверенные брэнды - сначала основное время вы будете проводить на снегу, на пятой точке. Куртка и штаны с мембраной (эта штука не пропускает холод внутрь, но выпускает водяной пар) Торговый брэнд GorTex, но не всегда производители хотят платить за имя. Понять что в изделии есть мембрана можно на ощупь (она проклеена изнутри ткани изделия) и по лёйблу на подкладке изделия: цифрами указаны пропускная спосорбность в куб. дециметры пара и сопротивляемость воде (куб.дециметры) Чем больше цифры, тем лучше, но и дороже.
Штаны лёгкие (для весны), с молниями для вентиляции, так как учение проходит с обильным потоотделением или с слоем утеплителя для зимы. Сейчас выпускается одежда с встроенными защитами коленей и копчика. Главное, чтобы штаны были достаточно свободными для приседаний и поддёвки под них белья. Лучше одеть под штаны термобельё (специальный, нужный дивайс из синтетики (не путать с хб кальсонами или пижамой)).
Светлая одежда при катании в нашей полосе быстро будет чёрной, а часто стирать одежду с мембраной не рекомендуется.... Цены: куртка от 100 баксов, штаны около 100 баксов. Термобельё около 50 баксов
Защита
Просто необходим шлем. Не экономьте. Сноубордический шлем Карера около 50 баксов
Перчатки - самые прочные на свете, с келавром. Они должны быть высокие, с раструбами, которые напягиваются почти до локтя, с келавровыми вставками на пальцах, желательно с жёсткими вставками, оберегающими кисть руки от перелома. Непромокаемые, с мембраной-GorTex. Цена таких перчаток 40-60 баксов.
Очки-маска удобные для вас. Если потеют - никакие вентиляторы не помогут. Тогда берите солнцезащитные, но с ремешком на голову. Защита копчина (спец шорты) - если есть возможность - купите.
Вы купили всё, сели дома и чешите репу: с какой стороны крепления прикручивать и на какие углы ставить. Всё просто: если вы катаетесь левая нога вперёд, то ставите крепление под левую ногу на 11-55 (т.е. угол 15 градусов примерно) Надеюсь, что перёд доски вы определите самостоятельно по рисункам на ней ))). Задняя нога ставится на 12-00 (0 градусов). Какая нога передняя, а какая задняя? Вспомните детство золотое и катание по ледяной горке на ногах. Какая нога шла первой? Та и передняя нога. Ну или попросите товарища как-нибудь толкнуть себя, неожиданно. Какая нога первой сделала шаг - та и передняя.
Прикрутили крепления к доске (на равном удалении от обоих концов). Оденьте ботинки и застегните на ногах крепления. Лучше при этом держаться за стул и быть подальше от аквариумов, хрусталя, дорогого видео-аудио и больной бабушки.
Если вам кажется, что ноги неудобно широко раставленны (всё ж делается под стандартного человека, а у вас ноги могут быть короткими), сдвиньте крепления (симметрично, относительно поперечной оси) друг к другу.
Замечу, чем шире раставлены ноги, тем более управляема доска. Но не садитесь в шпагат!
Обязательно пристёгивайте сноуборд страховочной стропой к ноге!
Не кладите непристёгнутый сноуборд скользячкой вниз на склоне! Это чревато погоней за ним и опасностью для находящихся ниже по склону: доска, разогнавшись, может тяжело травмировать людей (не дай Бог попадётся ребёнок...). Возьмите за правило пристёгивать доску стропой и класть её не скользячкой вниз (на снег), а креплениями.
Подниматься в гору (а вначале вы будете ходить пешком) удобнее нести доску за спиной, прижав скользячку к пояснице, просунув руки с другой стороны доски, где крепления
В первый день найдите безлюдное место. Возможно горка и не понадобится
Первое упражнение:
Проводится на ровной поверхности. В гору лезть не надо!
Застегните стропу на передней ноге и, просунув ногу сквозь ремешки, застегните крепления. Сначала затягивается верхний ремешок, потом нижний. Встаньте и почувствуйте дискомфорт
Всё это фигня и скоро пройдёт, но вначале доска, пристёгнутая к ноге, вызывает чувство досады... Поболтайте, надетой на ногу доской... только никого не убейте рядом!
Итак, упражнение следующее: надо постараться прямолинейно проехаться на доске, как на самокате, толкаясь свободной ногой.
Чтобы сразу не набить шишки с синяками, постарайтесь делать небольшие, но частые шажки свободной ногой, поставив её как вам удобно: или справа от доски или слева.
У меня передняя нога - левая (я регуляр). Когда мне надо преодолеть небольшое расстояние - я ставлю свободную правую ногу слева от доски. Когда проехать надо подальше - правая нога справа от доски. Когда захожу на подъёмник - свободная правая нога стоит справа от доски
Почувствуйте, как удобнее вам. Вообщем, суть упражнения - почувствовать доску, привыкнуть к неудобно вывернутой, пристёгнутой ноге. Это вам пригодится при перемещениях между подъёмниками и при подъёме на "швабре" (бугельно-якорный подъёмник).
После того, как вы вдоволь побегали-попадали на одной ножке, будем упражнение усложнять: теперь толкнувшись, поставьте свободную ногу рядом с креплением и попробуйте, удерживая равновесие, прокатиться по прямой. Вот такое упражнение-мучение и это ещё только начало... Кайфа, конечно, пока нет. Но без труда не вытащишь рыбку из пруда. На упражнения надо потратить как мин. полчаса, после них хорошо сесть на пенёк и выпить пива - жарко!
Упражнение намбер ту:
Найдём небольшой выкат со склона, почти пологий. Убедимся, что рядом нет отмороженных экстримальщиков и бабушек с внуками и собаками. Повторяем упражнение 1.2, но уже скользим подальше и пытаемся стоять на доске правильно: ваш вес распределён поровну на две ноги, может быть даже побольше на переднюю, пристёгнутую ногу.
После остановки, возвращаемся в исходное положение, выполняя при этом упражнение 1.1 Мучаемся так ещё полчаса. Под конец тренировки, в движении, попытайтесь чуть наклониться вбок, загружая при этом носки ног или пятку - доска начнёт поворачивать в сторону наклона...
Правильная стойка:
Совершено забыл сказать. А как вы ездите? Надеюсь, смотрите вперёд, а не вбок... Итак, ноги слегка согните в коленях, поаммортизируйте на них - хорошо, расслабьтесь. Теперь повернитесь всем телом вперёд по ходу: ваши голова, плечи и туловище всегда смотрят вперёд! За туловищем слегка поворачивается и тазобедренный отдел, так сказать. Но далеко вращаться ему не дают пристёгнутые ноги...
А куда деть руки, спросите вы. Ими нужно балансировать, держа равновесие, пусть будут, где удобнее вам. Главное, чтобы они не были в карманах и не гоняли бы биллиардные шарики от нечего делать. Итак, пусть руки будут над креплениями.
Упражнение три (до получения обещанного кайфа осталось два упражнения):
Как подняться с земли с пристёгнутой к ногам доской? Просто, но сначала рекомендации как ноги пристегнуть.
Залезаете на склон. Становитесь спиной к спуску и, если не была пристёгнута страховочная стропа - пристёгиваете её к передней ноге. Теперь за доску не боитесь - никуда не денется. Садитесь на попу и, подтянув доску к себе, застёгиваете переднюю ногу, потом заднюю. Сидите на земле, опираясь руками и доской, наслаждаетесь природой. Однако ехать надо. Подтягиваете доску к груди (сгибаете ноги в коленях, а правой рукой хватаетесь за доску, изгибаясь при этом), потом рывком встаёте, отталкиваясь свободной рукой от земли... И падаете головой вперёд со склона... или, развернувшись на 90 градусов, с криками уноситесь вниз...
Проще: поднимаете ноги с доской вверх и, раскрутив тело как спираль, переворачиваетесь на живот (смотрится неэффектно, зато не смертельно). Поднимаетесь, принимая сначала позу... раком, а потом отталкиваясь руками, нормальную позу сноубордиста, называемую ,бэксайд (т.е. лицом в гору). Предыдущая стойка с падением называлась фронтсайд, т.е. бэком в гору, а фэйсом с горы.
Ну а теперь само упражнение. Стоим в стойке бэксайд (так удобнее - земля ближе, перед носом) причём носки ботинок упираются в снег, а пятки приподняты над склоном (так бы на цыпочках). Стоит чуть опустить пятки (и соответственно задний кант доски) вниз, доска начинает соскальзывать вниз, как бульдозер, сгребая снег. Поднимая пятки, вы регулируете скорость соскальзывания до полной остановки. Только не опускайте пятки (соответственно задний кант) до поверхности снега! Если вы хотите ощутить прелесть полёта спиной назад - пожалуйста, опускайте...
То же делаем в стойке фронтсайд, только теперь пятки на снегу, а мыски поднимаются вверх. Проделайте это упражнение несколько раз. Заболели мышцы ног? Так это с непривычки и от старания (напряжения). Дальше будет проще!
Запомните правило: движение боком совершается только на одном канте, но не как не на двоих сразу! На каком? Определите опытным путём, скажу только, что он один для всех...)))
Тот, кто не соблюдает это правило, падает как после подсечки. В народе это зовут "поймал канта"
Упражнение четыре (осталось чуть-чуть):
Называется оно "падающий лист". Я назову его "падающий маятник" (Читали Эдгара По?)
Становимся в стойку бэксайд. Ноги равномерно загружают доску, один кант в снегу, другой на поверхности. Теперь
переносим тяжесть на левую ногу. Доска начинает движение влево и вниз, постепенно разворачиваясь. Чтобы остановиться, переносим
вес на правую ногу: доска остановилась и поехала вправо и вниз. И так до конца склона рисуете "пружину".
Закрепляем пару раз и становимся в позу, тьфу, стойку фронтсайд. Проделываем то же самое, рассматривая очередь на подъёмник
внизу.
Ну, а перед тем как перейти к кайфу, почитаем раздел ниже. Он вам теперь очень пригодится.)))
Падать вы будете часто, менее часто... Но падать вы будете всегда. Когда человек не падает - он не развивается, покрывается паутиной и превращается горнопляжника с бокалом какао в руке. Не бойтесь падать, если вы правильно падаете и у вас на голове шлем, а на руках хорошие перчатки.
Итак: у сноубодистов обе ноги стоят на одной плоскости и в отличие от лыжников вывихи, переломы ног, растяжения сухожилий редки в неэкстремальной сноубордической среде. Больные места в сноуборде это голова (поэтому нужен шлем), попа (ничего, мягкое место оно неспроста названо мягким) и руки так как в них нет палок и они просто так болтаются.
Падать лицом вперёд рискованнее, чем спиной. Поэтому рассмотрим это падение.
Итак, вы летите фэйсом вперёд. Первое, что надо сделать - сжать пальцы в кулак, иначе вывих кисти (если будете пытаться изобразить ситуацию "упал-отжался") или выбитый сустав (если вы в это время показывали пальцами друзьям, что у вас всё хорошо или пошли они нафиг). Следующее: надо попытаться сгруппироваться и коснуться снега не растопыренными конечностями (они хрупкие), а боком с прижатой к нему рукой. Возможно, вы сможете при падении на бок задрать ноги вверх, тогда по инерции вы перевернётесь на другой бок и, встав на сноуборд, покатитесь, как ни в чем, ни бывало... Это называется cool.
При падении назад страдающая часть - это спина, попа и голова. Постарайтесь не падать плашмя, как подстреленный. Согните спину колесом, превратитесь в кресло-качалку, возможно, вам повезёт и вы, перекувырнувшись, встанете на сноуборд и покатитесь дальше - это называется кул в квадрате.
При падении назад, удар смягчает рюкзак, только не набивайте его пивом. Лучше засунуть туда запасной свитер и перчатки
Завершённые повороты.
Без этого не поедите и будете спускаться траверсом....
Движение из стойки бэксайд. Переносим нагрузку на переднюю ногу. Доска поворачивается носом вниз, со склона | |
Пятки приподнимаются, доска кантуется лицевым кантом. Ноги согнуты в коленях. Лицо и туловище развёрнуто в сторону движения | |
Даём доске свободу, слегка опуская пятки (но не до конца, чтобы не поймать кант). Доска снова разворачивается носом вниз | |
Чуть набрав скорость начинаем готовиться к повороту в противоположную сторону. Нагрузка из 50-50 снова на передней ноге | |
Слегка заваливаемся назад, давя на пятки и кантуясь задним кантом. Колени согнуты, не забываем об этом. Смотрим вперёд, а не под ноги | |
Ослабляем давление на пятки. Нагрузка на доску 50-50. Нос доски опять стремиться развернуться вниз по склону | |
Снова нагружаем передний кант, давя на наго носками, поднимая пятки. Доска уходит в очередную дугу | |
И так далее. Т.е. ездят дугами, гася скорость и маневрируя. Без этого никак. Дальше расмотрим РЕЗАННЫЕ ПОВОРОТЫ и ПРЫЖКИ |
Если вы освоили завершённые дуги, то есть последовательность поворотов, что рисуют на снегу бесконечные знаки доллара (S) и выполняете их играючи, само собой, по мере увеличения скорости спуска, начинают получаться резанные повороты. Для спокойных, красных трасс: посмотрите на свой след: как будто жирным маркером провели и кое-где смазали. Это проскальзывает доска, т.е. теряется скорость за счёт трения всей поверхности доски о снег. Поэтому, для увеличения скорости, надо стремиться растягивать S, взявшись за кончики и потянув вверх и вниз. То есть завершать и начинать новый поворот как можно быстрее, резче. Это получается, если вы, набрав хорошую скорость будете уже не грузить пятки-носки, совершая промежуточное проскальзование, а как бы прыгать с канта на кант, помогая рулить задней ногой.
Как это сделать:
Первое правило - согните ноги в коленях. Чем ниже вы к поверхности доски, тем лучше вы контролируете её. Начало движения по прямой вниз: тело и лицо смотрят по ходу движения и нагрузка на переднюю ногу. Как ни хотелось инстинктивно отклониться назад - не делайте этого! Только вперёд. Нагрузка на передний кант (поворот направо для регуляров) и задняя нога, пользуясь тем, что загружена передняя часть доски, перетаскивает заднюю часть доски как бы за спину, раскручивая ось доски по часовой стрелке. Эти движения совершаются при согнутых коленях.
Распрямляемся на мгновение..... и переносим тяжесть на задний кант (поворот налево для регуляров) одновременно приседая и как бы выбрасывая заднюю ногу вперёд. Ось доски совершает поворот против часовой стрелки.
Резанные повороты важны на бугристых склонах и на льду, где нельзя давать доске скользить всей поверхностью и надо быстро маневрировать.
Самое приятное - езда по пушку. Это только что выпавший сухой снег. Главное - не терять скорость и перенести тяжесть тела на заднюю ногу процентов на 70. Иначе нос зароется в снег и вы потеряете скорость. Задняя нога здесь не выполняет рулевых функций, повороты совершаются путём наклона и нагрузки на передний или задний кант.
Целина с настом, слежавшийся снег коварная штука, так как доска может себя повести как на льду, тогда нужна техника резанных дуг, или как пушок, тогда опора на заднюю ногу.
В прыжках главное - приземлиться на обе ноги или переднюю ногу, но никак не на заднюю. В момент отрыва от трамплина ноги выпрямляются, а при приземлении сгибаются в коленях, аммортизируя + центр тяжести ниже и стойка устойчевее. Да и падать не высоко)))
Автор: Винский Сергей Источник: www.awd.ru |
но автар жжот по-любому.
я в истерике валялась от некоторых фраз.
:-D