Адыл-Су, Трапеция, в поисках лыжи....

Niyz Лента автора 29 Августа 2024 (15:44) Просмотров: 2007 9

Как многие знают, весной 7 апреля, после удачного и классного спуска со стенки Аристова, на склоне горы Трапеция на спуске у меня ушла лыжа, не хватило затяжки крепления, это большая ошибка, на таких склонах крепления надо затягивать на максимум. Сразу лыжу найти не удалось. И дождавшись середины августа мы с моей супругой помчали на Кавказ, в планах был поиск лыжи, потом 6-дневный поход по Архызу, и может быть море… Прогноз на АдылСу был отличный, ясно, тепло, и солнце.

Но в первый же день всё пошло не так. По дороге в Волгоград в машине накрылось сцепление, до Волгограда дотянули, сервис, заказ сцепления, по ходу выяснилось, что причина в маховике, в общем прожили мы в городе-герое 5 дней, была жара, со мной был велик, купались, гуляли по городу, изучали его славную историю, и конечно же Сталинградскую битву. В последний день сервис нам выдал машину подмены, успели ещё и загород сгонять, на очень красивое озеро с лотосами.

Под вечер пятницы машина была готова, сразу в путь, Элиста, ночевка, Минеральные воды, и в сторону Чегета, по дороге возникла прекрасная идея погреться в термах, заехали в Янтарное на источники, 2 часа, и организм как новенький! К вечеру прибыли в Тырныауз, по прогнозу на воскресение стояла хорошая погода, а вот в понедельник уже все плохо, дождь и отсутствие видимости. Принято решение идти на легке, одним днем. Ночевка, в 5 утра подъем, заброска в Адылсу, на Зеленную поляну.

По дороге на Зеленку потеряли минут 40, проморгали мостик через речку, брода не нашли, пришлось возвращаться.

Супруга в первые в таких диких горах, было интересно за ней наблюдать, она выглядела как маленький ребёнок, который изучает новый мир.
На Зеленой поляне живут и работают гляциологи, не много пообщались, и я вышел в сторону Трапеции. Со мной вышла группа гляциологов, и я и они шли по леднику, но они останавливались на работу, делали замеры, снимали показания, я ушел вперед. Перед ледником одел горнолыжные боты, кошки, идти было комфортно. Супруга осталась на поляне, ловила связь, периодически созванивались.
После ледника по морене вылез под вершину, бинокль, просмотр склона, лыжу не видно.

И дальше совершаю большую ошибку, оставил рюкзак, решил сбегать налегке, с собой взял большую конфету, бинокль, ледоруб, телефон. На мне была термуха, и мембрана, теплая флиска и пухан остались в рюкзаке. Внизу нашей верхней линии спуска был пупырь, решил проверить пространство перед ним. Уже в это время с долины нахлобучивало облако, но оно уходило в сторону Грузии, Трапеция по-прежнему была открыта.  Добрался до пупыря, облако уже идет в сторону Трапеции, время 15.30, принимаю решение идти вниз, черт с лыжей, обидно. Видимость кончается, спускаюсь по снежнику зарубаясь ледорубом, откланяюсь от линии подъема влево. Снежник кончился, понимаю, что я не в зоне рюкзака, ориентиры не те, видимость кончается.

И тут мой взгляд падает на соседний пупырек, и блик оранжевого цвета на темных камнях, хватаю бинокль, смотрю, она, моя дорогая, во всех смыслах этого слова лыжа! Смотрю трек весеннего спуска, лыжа в аккурат по линии спуска, по линии падения воды, т.е. её сверху видимо лавиной до этого пупырька и снесло, бегу к ней, лыжа абсолютно целая, канты только немного поржавели. Всё же яркий цвет лыжи, это однозначно плюс, спасибо ZAG, Шамони!
К примеру, отличная лыжа Black Crows Anima, от которой без ума двое моих друзей, была бы абсолютна не заметна на таких камнях. Но радость была не долгой, вокруг все было плохо, да я на треке, по которому спускались весной, но по нему невозможно идти сейчас, вокруг сбросы, водопады, я понимаю, что я совсем не там, где поднимался, видимости нет.

И тут еще начинается камнепад, сверху летят огромные валуны, подпрыгивая ударяясь об склон, было жутко, ухожу с линии падения, нахожу безопасное место, теперь у меня в одной руке лыжа, в другой ледоруб, перемещаться не комфортно. Отсылаю супруге свои координаты. Советуюсь Антоном Грабковым, Антон советует возвращаться к снежнику, по которому спустился, я и сам это понимаю, делаю несколько попыток, но летящие сверху камни, и отсутствие видимости меня возвращают обратно. Решение ждать видимости, согреваюсь приседаниями, супруга сообщает, что на леднике еще остался профессор Виктор, и двое гляциологов готовы выйти за мной.

Минут через 30 неожиданно верхняя часть открылась, пупырь под Трапецией и сама Трапеция прекрасно видны, понимаю, что это шанс, и понимаю где я, сообщаю супруге что прорываюсь к рюкзаку, иду, и этого окна как раз хватило! Я нашел рюкзак, привязал к нему лыжу, и встретился с гляциологами! Они шли на рюкзак, его координаты им сообщил профессор Виктор, который видел его ранее. Пошел дождь, и гроза, спускаться по леднику в такую погоду оказывается нельзя, гляциологи сказали, что в такой ситуации молния бьет по человеку на леднике, я этого не знал. С ними мы поднялись на морену, что слева от поляны, и по ней двинули в сторону Зеленой поляны. Оказывается, внизу на поляне есть переправа через реку в виде бревна.

Спустившись на поляну, попив чаю, я все же принимаю решение идти вниз, уже темно, дождь прекратился, с собой сменных вещей нет, спальников нет, гляциологи нас отговаривают, готовы дать спальник и накормить едой. Но все же вниз, иначе следующий день будет потерян, в понедельник по прогнозу дождь, это значит выходить опять по мокрому.

Благодарю гляциологов за помощь, очень грамотные и сильные ребята, закончили МГУ, и даже нашлись общие знакомые, Антон Синицкий они тебя знают! Очень аккуратно в свете фонариков спускаемся за полтора часа вниз, тропа читаема, но есть несколько участков требующих внимательности и аккуратности, можно сорваться и улететь в реку, и снова подставить гляциологов на спас работы. Спускаемся в Терскол, пытаемся найти приют в кафе Френдс, но там к сожалению все места заняты. Заселяемся в коттедж у Сапиры, где мы жили весной, приятная ностальгия!

Ошибки:

1. Пошел один, тем более это был мой первый опыт такого маршрута летом в горах;
  2. На маршрут вышел поздно, на такие вылазки надо выходить с рассветом;
  3. Надо было обстоятельно поговорить с гляциологами, посоветоваться как подниматься, подъем и спуск по левой морене значительно быстрее и безопаснее;
  4. Никогда нельзя оставлять рюкзак;
  5. Как только появляются первые признаки непогоды, валить вниз.

Еще раз большое спасибо гляциологам Афанасию и Антону, и профессору Виктору, которые помогли мне спуститься, и прошу прощения, что создал такую ситуацию.

PS Пока я был наверху, моя супруга Анюта общалась с гляциологами на поляне, и они ей рассказали неприятные ситуации.   Кто-то в зимне-весеннее время совершает акты вандализма, по-другому это не назвать, взломали дом, достали лом и им порушили другой дом, на природные катаклизмы, лавину, это не похоже совсем. Я на сто процентов уверен, что в моем окружении таких людей нет, но кто-то это делает.

Гляциологи там проводят серьезные исследования, пока мы спускались, я наблюдал как делались замеры, снятия показаний, внизу у них лаборатория, компьютеры, живут в походных условиях. Они специально для таких как мы, фрирайдеров оставляют деревянный дом с верандой открытым. И его вполне достаточно, для большой группы. Другие дома закрыты, и большая просьба их не трогать и тем более не ломать.

Ну а далее, мы конечно же поехали в гостеприимный дом моего друга Антона Грабкова, пообщаться и поддержать его морально, он активно восстанавливается после серьезной травмы. Жаурбаур, картошка с салом, вино и чача из Грузии от Лехи Балашова!

Далее, планировали все так же в Архыз, хотя бы походить радиалки, но утром неожиданно приняли решение махнуть на море!

Так что вот такой отпуск-приключение, у нас получился!

lyolik    29 Августа 2024 (16:28)   #

Все явки и пароли сдал)))

А вообще красавчик, я слабо верил что она найдётся.

EugenK    29 Августа 2024 (19:53)   #

Хорошо, что не убился. Судя по рассказу, шансы были велики.

АнтонП    30 Августа 2024 (01:37)   #

Сам пару недель из Приэльбрусья приехал.  Места хороши. В бытность хороших времен когда летел в Австрию , слушал рассказы бывал о Чегете, Эльбрусе и ворочил рожей)))  А народ все рассказывал как душевно, красиво , по домашнему , а я продолжал)))))  И не мог понять что там такого то))) А сейчас 3 год подряд  на Кавказе летом хожу по горам и Приэльбрусье прям стало каким то родным , куда я рад вернуться.  Отчет отличный , хочется обратно...........

n0n9    30 Августа 2024 (15:19)   #

Я вот тоже в интернетах начитался об ужасах Кавказа, но когда сам уже туда поехал покатать на жыпе по чебуням, то оказалось что все наоборот) все оказались душевными и дружелюбными)

starenky    3 Сентября 2024 (11:12)   #

Это круто найти лыжу летом! в том районе ещё мои Окли остались!) надо было поискать

Volk1    4 Сентября 2024 (22:42)   #

И правильно что не знал,  это миф.

fedor_KG    5 Сентября 2024 (11:55)   #

Лично знаю человека - хозяина туристической фирмы в Киргизии, которого била молния на леднике, слава Богу в ногу попало, шрамы жуткие.  Он  по молодости работал геологом в высокогорных экспедициях от академии наук и помотался по таким епеням Киргизии, что мне остается только снять шляпу перед ним. Я с ним на хелиски  познакомился. Одним из требований французской строны  было -  первоход каждого спуска, тоесть дважды на один склон - ни-ни, повторный спуск только по просьбе самих французов, если им понравится, и это при том, что каждый спуск должен быть не менее 1000 метров по вертикали (первое время они запрашивали данные по каждому спуску у бортмеханика вертолета). Сами понимаете, что сходу найти такое количество спусков, с километровым перепадом высоты и нормальными выкатами, на программу (она рассчитана на 10 дней) ну очень не просто. Так вот, мой герой выводил ветртолет на все эти точки спуска практически по памяти, без карт. Это примерно 120-130 точек за программу. Я когда спросил его, как он умудряется все это удержать в голове - ведь разброс по точкам больше сотни километров, он мне ответил, что вся его память в ногах отложилась...

Блин, много букаф получилось, сорри...

Niyz    5 Сентября 2024 (14:58)   #

Ну может я не правильно выразился, да молния редко бьет в человека, но там все течет ледник тает, сухих камней нет, ну и соответсвенно, я иду пусть и в г/л ботах, но они уже мокрые, ноги мокрые, разряд в соседний склон, морену, удар в тебя. В общем то в сети есть описанные случаи, причем в том же ущелье АдылСу.

Volk1    6 Сентября 2024 (13:22)   #

Молнии бьют и в человека в городе, и в человека в поле, и в человека на леднике.

С одинаковой близкой к нулю вероятностью.

Мы ночевали на Караугомском плато когда гроза была полночи и было светло как днем, молнии были просто одна за другой.

Палатка стояла растянутой на ледорубах.   Единственное что мы могли сделать это выкинуть из палатки примуса.

И ничего в нас не ударило.

В целом я вместе с другими участниками прошел по ледникам не одну сотню километров в самую разную погоду.

Ни разу не было случаев поражения молниями.  Я про них не слыхал в нашем клубе никогда.