Аксель Наглих: "Если дела идут хорошо, то ты герой. Если нет - ты умер"
Да, Святой Илья – гора не самая высокая, зато ее можно проехать всю, от вершины до подножия и финишировать на берегу океана, на Ледяном пляже (Ice Bay), преодолев 26 км. Тогда как самая высокая гора мира Эверест возвышается над Тибетским нагорьем «всего лишь» на 3500 м.
Конечно же, спуск с такой вершины, как St.Elias – это приключение далеко не для всех. Я бы даже сказал, что людей, которые вернулись со Святого Ильи живыми, можно пересчитать по пальцам одной руки. Мне, к примеру, известно лишь о двоих – австрийцах Акселе Наглихе и Петере Рессмане, которые совершили спуск с Элайаса в 2007 году.
Предыдущая попытка покорить St.Elias, предпринятая в 2002 году, окончилась трагедией – два американца остались где-то во льдах на подступе к вершине, а третий – сноубордист – повернул восвояси, когда увидел гору вблизи. Всего же было предпринято 13 попыток покорить «этого монстра», как охарактеризовал гору Наглих, но экспедиция австрийцев стала единственной удачной. Скорее всего, на Аляске им сопутствовала не только лишь удача: за плечами Наглиха и Рессманна – огромный опыт высотных восхождений и спусков.
Для подъема и спуска спортсмены воспользовались лыжами для ски-тура – к примеру, Наглих использовал модель Fischer “Watea 101”: «Там, где мы были, снег был самым разным – от очень мягкого, до очень жесткого. В таких условиях нужны действительно универсальные лыжи. Watea отвечали нашим требованиям».
Экспедиция на такую гору, как St.Elias сильно отличается от обычной лыжной прогулки по горам. Кроме захватывающих дух панорам горных хребтов Аляски и склонов, уходящих в океан, никаких других развлечений тут нет. Ночевать придется в палатке, разогревать пищу самим, да и вообще все вещи тащить на себе… На пути к вершине Наглих и Рессман обустроили 4 лагеря – из 4-го они пошли на штурм вершины. К сожалению, спуститься с нее на лыжах у них не получилось – слишком крутой и обледенелый склон оказался чересчур опасным, зацепиться кантами лыж было не за что, и два экстремала прошли этот участок без лыж. Большую проблему во время спуска представляли скрытые подо льдом и снегом камни, а также ледниковые трещины. Любое ухудшение погоды влекло за собой дополнительные трудности: склон ведь не маркирован и любое передвижение в тумане становится смертельно опасным. В общем, для тех, кто хочет посвятить себя высотному ски-альпинизму, предстоит большая работа – главным образом, над самим собой. Еще лучше – нужно жить в горах. Как, например, Аксель Наглих, который родился, вырос и продолжает жить в Китцбюэле.
Каким, скажите, мог сформироваться характер у ребенка, который каждый год наблюдал за лучшими спортсменами мира, несущимися по Штрайфу со скоростью 130-140 км/ч? Очевидно, что с 2-летнего возраста, когда крохотный Аксель впервые встал на лыжи, ежегодные «гонки с Петушиного гребня» должны были ему попросту надоесть. В 16-тилетнем возрасте он впервые принимает участие в соревнованиях – без ведома родителей, которые хотели видеть в нем дипломированного архитектора, а не звезду горнолыжного спорта.
Опыт, приобретенный на Штрайфе, не прошел даром – в 1990-х Аксель 5 раз участвует в безумных 24-часовых гонках в Аспене (США), соревнованиях, в которых команда из двух спортсменов в течение суток гоняет по одной и той же трассе скоростного спуска. У многих участников ближе к финишу начинаются галлюцинации. Из 5-ти аспенских гонок Аксель выиграл три – в 1993-м, 1996-м и 1997-м – после чего стал подумывать об уходе из «большого спорта». Однако в 1998-м году кто-то показал ему видеоролик с соревнованиями по ски-кроссу и объяснил концепцию фри-скиинга. Посмотрев ролик, Аксель заявил, что участники ничего не смыслят в лыжах, т.к. совершают на трассе грубейшие технические ошибки. «Если ты сможешь лучше – попробуй», - опрометчиво ответили ему. Тиролец тут же поехал в Шамони (Франция), где проходили соревнования серии Red Bull Snowthrill – в то время самые крутые соревнования по фри-скиингу. Аксель чуть было сходу не выиграл эйр-контест, но в воздухе у него отстрелило лыжу, и его дисквалифицировали.
После дебюта во фри-скиинге Аксель дважды принимает участие в X-Games, но оба раза дело закончилось серьёзными уборками. Именно с тех пор фри-скиинг стал неотъемлемой частью его жизни, которая приводит его на вершины Северной Америки, Европы и Ближнего Востока. Регулярно он тренируется дома, в Китцбюэльских Альпах, спускаясь по таким склонам, где, казалось бы, вообще нельзя проехать на лыжах. Так, в компании с Петером Рессманом и Хербертом Пильцем, он спустился по западному склону Китцбюэлер Хорна в направлении Обердорфа. Несколько лет он присматривался к этому почти отвесному склону, и наконец решился. Спуск освещало австрийское телевидение – компания ORF. После первых 150 м по вертикали Наглих поехал в одиночестве – дураков скрестись по вертикальной стенке больше не было. Кульминацией спуска стал 10-метровый вертикальный дроп, после которого нужно было где-то остановиться на очень крутом участке. Через 2 часа резюме Акселя выглядело так: «Вряд ли кто-то сможет съехать отсюда в аналогичных условиях – я гарантирую».
Несколько лет назад Аксель Наглих решил сделать перерыв в своих путешествиях и вернуться на постоянное место жительства – в Китцбюэль. Однако спокойная жизнь оказалась не для него – Аксель устроился на работу в Оргкомитет соревнований на Ханенкамме. Довольно быстро он продвинулся до заместителя директора, а последние два сезона работает директором. Кстати, идея создания документального фильма о легендарных «Гонках с Петушиного гребня» тоже принадлежит Акселю, а режиссером One hell of a Ride стал Геральд Салмина, автор фильма о том самом восхождении и спуске с St.Elias. Теперь основным развлечением Наглиха является спуск по Штрайфу – сразу же после того, как с трассы уходят спортсмены. На первый взгляд, довольно странная замена экстремальным склонам в «диких» горах – что еще нужно для спуска по самой сложной трассе Кубка мира, кроме острых кантов и мастерства (в свое время Наглих стартовал здесь открывающим)? «Э, нет», - говорит Аксель. «Помимо кантов и умения на Штрайфе нужны еще железные яйца».
Так что же – больше никаких безумных проектов? Здравствуй, пенсия и спокойная старость? «Раньше, конечно, моя жизнь была немного веселее», - признается Аксель. «Сейчас, когда я листаю список контактов в телефонной книге, то замечаю, что многих людей уже нет в живых. И умерли они не от инфаркта…»
P.S. Петер Рессман, партнер Акселя Наглиха по восхождению и спуску с St.Elias, погиб 28 мая 2010 года во время прохождения скального маршрута в Ункене (Зальцбургерланд, Австрия). Причиной гибели стал сломанный карабин – Рессман сорвался с 20 метровой высоты.
Фото: Axel Naglich, www.kitzbuehel.at
- 1
- 1
Почему 24 ч.гонки в Аспене безумны, чушь , безумно в них не участвовать если есть возможность. Ухандокатся по полной это самое полезное для здоровья, так как даёт силы на долголетие которые иначе просто не получить. Конечно логичнее меньше мучится в процессе плавания до границы потери сознания. Далее в Хабарском на лыжах, потом в футболе, и самое мучительное - бег до грани потери сознания. Но возможно бег и высшая польза, по крайней мере для меня.
- 45
- 7
- 7
Почему 24 ч.гонки в Аспене безумны, чушь , безумно в них не участвовать если есть возможность. Ухандокатся по полной это самое полезное для здоровья,
А ты когда-нибудь пробовал непрерывно ехать хотя бы 6 часов? И даже не по трассе скоростного спуска, а по простенькой горке? В Аспене у здоровенных мужиком в самом деле крышу сносило.
А что до Акселя... Он в самом деле один из самых крутых и уважаемых лыжников в мире
У нас на Эльбрусе
Проезд по трупосборнику
А Святой Илья тоже нечего так горка
- 1
- 1
В Альпах летом на сон хватало и 3х часов, иначе не рассыпатся в беге. Ночных фоток завались если кому интересно.
Фотки классные