- Рано или поздно почти все олимпийские чемпионы становятся жителями крупных городов. Вы же по-прежнему представляете Лабытнанги. Решили остаться там навсегда?
- У меня есть квартира в Тюмени - подарок тюменского губернатора. А после того как удачно выступила на чемпионате мира в Ханты-Мансийске, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа выделил определенную сумму на приобретение квартиры в Москве. Стоит это недешево. Собрала все, что есть, вложила, так что теперь моя будущая квартира строится. В Москве удобнее жить в том смысле, что после сборов и выступлений дальше ехать не нужно. Есть возможность бросить вещи, передохнуть.
- А что это за место такое - Лабытнанги, о котором, кроме звучного названия, мало кому что известно?
- Город за полярным кругом. Переводится с ненецкого как "Семь лиственниц". Молодой еще городок, образовался только в 1975 году. Градообразующих предприятий нет, деньги идут из бюджета. Выручает то, что Лабытнанги - конечная станция Северной железной дороги, поэтому про нас не забывают. А еще зон и колоний много вокруг.
- Бывает такое, что объявляют общую тревогу из-за побегов заключенных?
- А куда им бежать? Кругом мерзлота, дорог нет, машины ходят только по зимнику, холода страшные. Аэропорт - в Салехарде, но туда только через реку можно добраться. Поэтому бегут очень редко.
- Ваши родители ни разу не пожалели при вас, что перебрались в такое место из города Никольска Вологодской области?
- Не слышала такого. Им было по 26 лет, мне около шести. Романтика была, деньги неплохие посулили. Мэр сразу помог школу спортивную основать - ей скоро двадцать пять лет исполнится.
- Где планируете отдохнуть после Олимпиады?
- Больше всего люблю море. Туда и собираюсь.
- У вас в биатлонном мире репутация прежде всего отменного стрелка. Как вы ее заслужили?
- Думаю, у меня это от папы. Он лыжник по специализации, но стрелял всегда неплохо. И в армии служил. А мне впервые довелось стрелять из биатлонной винтовки в 11-м классе. Тогда из непристрелянного оружия лежа сразу выбила 45 очков из 50. То есть пять девяток, грубо говоря. Сейчас процент попадания у меня 90 с небольшим в "стойке" и примерно 87 лежа.
- Лежа меньше?
- Да, такая вот особенность.
- Вы давали одному из зарубежных каналов интервью на английском языке. А на пресс-конференции пользовались услугами переводчика. Почему?
- Потому что я представитель России и отвечала в том числе и российским журналистам. Английский же знаю хотя и не в совершенстве, но в достаточном для разговора объеме. Специально не учила. В школе был хороший преподаватель, да и склонность, наверное, какая-то к этому есть.
- Вы говорили здесь, что устали. От чего больше, если не секрет, - от Олимпиады или вообще от биатлона?
- (После паузы.) От профессионального спорта. Накопилось за годы, удачные старты сглаживают это ощущение, неудачи, наоборот, усиливают.
- Сколько лет вы еще согласны терпеть?
- Год после Турина отдохну точно. А потом посмотрим. Если будет желание - почему бы не вернуться?
- У вас есть брат, который служит на Черноморском флоте. Он смотрел, как сестра побеждала в Турине?
- Смотрел. Вася служит матросом на крейсере "Ямалец" в Новороссийске. Сейчас они не в море и смотрели биатлон всей командой. Командиры стараются идти брату навстречу в этом вопросе. А потом поздравляют, если я не подвожу.