Александр Фомичев
Возраст - 24 года. Водолей.
Место рождения - Камчатка
Прорайдер: Atomic, Oakley
Co-Sponsors: Такси 232, Trialink
Этапы лыжной карьеры:
Детский садик «Горнолыжник»
СДЮШОР Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва. Петропавловск
Областная команда по горным лыжам. Петропавловск
Дважды признан лучшим спортсменом года Камчатского края 1995 1998.
Юниорская сборная России
Кандидат в национальную сборную России
Играющий тренер сборной Самарской области по горным лыжам
Тим менеджер первой в России профессиональной команды экстремальных видов спорта «X Sport SOK»
Креативный директор Сноу-парка «Красная Глинка» Самара
Капитан Российской экстремальной команды «Flash Like»
Профессиональный райдер.
Хотя я в гороскопы не верю, но, видимо, это было предопределено звездами :)
Твои учителя?
Старшая сестра - Лариса Фомичева - член Олимпийской сборной СССР, отец, Валентина Михайловна Голомиева.
Где и как начинал кататься?
Камчатка. Детский садик «Горнолыжник» тренировала мама «Балу» - Макса Балаховского. Она нас встречала, одевала, дальше мы катались, а после катания все садились выжигать. Она мне выжигальный аппарат подарила, которым я выжег всю квартиру, всю мебель...
А в выходные приезжал отец и сам меня тренировал по книгам и по материалам горнолыжных школ Аграновских и Голомиевых, с ними он общался, черпал информацию и меня тренировал. С его подачи все и началось типа карьера, спорт, победы на соревнованиях. Мои первые амбиции - это его амбиции. Сейчас, конечно, у меня свои собственные цели в жизни. Спорт и амбиции по любому связаны, хотя, на мой взгляд, проще и результативней, когда спортсмен спокоен, а не амбициозен. Например, мою сестру отдали в спорт не ради побед, а потому, что в детстве она болела - для оздоровления.
Отец собирался вырастить чемпиона?
И это ему удалось. У меня куча медалей. В спорте все было замечательно до определенного времени.
Итак, тебя отдали в спортшколу, что было потом?
Потом было много чего, елка с игрушками, теннисный стол на базе, я участвовал во всех спортивных праздниках, лыжи в детстве не были для меня спортом. Это была моя жизнь.
Дальше стало ясно, что условий школы в Петропавловске недостаточно, и мне предложили тренироваться со сборной в Елизово. Каждый день я вставал в полшестого утра и ездил в другой город в любую погоду. Камчатка - это значит зимой пурга, на дороге powder по полметра, транспорт ходил не всегда, приходилось добираться автостопом. Я приезжал на тренировку, отогревался десять минут в комнате и выходил на склон. И получал нагоняй от тренера за опоздание. А я никак не мог объяснить ему, что быть роботом и кататься без кайфа не хочу. Параллельно учился в училище олимпийского резерва элитарного типа - опять другой город, после тренеровки приходилось снова ехать на автобусе. Жесть была нереальная, а я еще успевал гулять с девушками и забегать в спортзал покачаться. Приходил домой вечером, мама спрашивает, что будешь есть, а я есть просто не мог уже. А в один момент мне еще казалось, что мне утром нужно бегать, это в натуре сейчас звучит забавно. Я бегал, когда еще солнце не вставало, в любую погоду, проваливаясь в целину по колено, на пару месяцев меня помню хватило. Все это было своего рода закалкой характера. Даже если в этом нет особого смысла и результата, сам процесс - это и есть результат.
Через полгода тренировок в Елизово я стал кандидатом в национальную сборную. Это будучи еще младшим юниором. Иногда я выигрывал даже у лучшего среди мужчин старшей группы, но не было никакой стабильности, и я был в два раза меньше их всех и ростом и весом. Я попал в эту обойму ездил на этапы FIS - Норвегия, Италия, Словения, Франция, Австрия и даже Грузия. В Австрии стартовал на кубке Европы последним номером. Я еду по трассе, а за мной турист какой-то пристроился. "Давай, давай", - кричит. При этом я въезжал в тридцатку, стартуя 98-м, хотя ехал по земле уже. По полгода не вылезал из Европы, приезжал домой - на трапе самолета были слезы, настолько по дому соскучился.
Спорт конкретно стал работой. В этом не было кайфа. Например, семья собирается на майские праздники в горы на шашлычок поотдыхать, а я как пойду? У меня ботинки, на гигант залитые полностью все жесткое нереально, я удовольствия в них не получаю. Приходишь на склон по трассе только прокатиться. Это мне было 15 лет. Естественно, интерес к нормальной детской жизни - компьютеры, девчонки: и нет ощущения, что весь этот спорт тебе действительно нужен. В результате выросло число микротравм, и кончилось все серьезной травмой. Готовился в составе Олимпийской команды к играм в Нагано. На тренировке не трассе SG в повороте ловлю флаг и ломаю ногу в голени внутри ботинка.
Я был настроен вернуться в спорт, хотя к тому времени родители уже были против. Но я не мог понять, как так, я всю жизнь посвятил этому, а тут надо все бросить.
На лыжах после травмы кататься было нельзя, ботинки не застегивались, так как в ноге были шурупы. Приходилось кататься на велосипеде зимой потому, что не хватало драйва и приключались депрессии. Я хавал психотропные таблетки, запивая водкой, потому что после анестезии меня не брало ничего.
Дальше меня приглашают в Самару - поднимать там горные лыжи в регионе. Я переехал туда.
Самара, вроде, - не слишком лыжный регион?
Гор там нет - сопки, но трассы гиганта есть, это не подмосковные кочки. Летом тепло, я за всю жизнь лягушек не видел и всего такого теплого.
В Самаре меня встретил офигенный мужик - директор горнолыжного центра Станислав Иванович Тищенко, настоящий энтузиаст лыж.
В Самаре я попал в Армию в ЦСКА. Присяга и все такое, я такой уже не слишком здоровый, с дредами и в армии. Они меня закрыли в роту на пять месяцев. В итоге я договорился с военными, чтобы они меня по утрам отпускали на тренировки и на заработки, иначе у меня все вообще кончится. И они меня отпускали, при этом я приходил назад бухой. Но в армию прийти, и отбой в 22:00, и не бухим - это не реально.
В это время я выиграл этап чемпионата России в Абзаково, кстати, на классических Mizuno, в то время как все кругом уже сплошь на карвах катались. В Кировске на соревнованиях пришел в панаме и шортах сам себе номер за Самару получать. Наши с Камчатки не могли понять, что это такое пришло, что за город такой Самара. На слаломе стартовал последним и финишировал пятым при том, что упал на трассе и ехал прикалывался почти в спусковой стойке. Меня спрашивают: "Почему ты нормально не шел?" А там на трассе такие канавы, что я до флага добраться не мог, вот и катил как в бобслее по желобу.
В Кировске познакомился с менеджером из Триала и он зазвал меня на Кавказ на фрирайд. Там я покатался с буржуйскими райдерами, они меня здорово этим делом зажгли. Катаясь на Эльбрусе, отклонился от маршрута и упал в трещину, видимо, уже там надорвал колено. С больной ногой стартовал в отборочном туре чемпионата по фрирайду, стоял на старте - ждал, пока Мухтара увозили в Тырнауз, видимо, ноги уже задубели, и после прыжка выскакивает колено, и меня тоже увозят. Дальше пришлось кое-что продать из инвентаря, чтобы оплатить операцию.
Пока после операции я не катался, мне нашли работу в офисе. В результате бывший спортсмен неожиданно стал тим-менеджером. Я сделал команду скейтеров, BMX-ов, с бюджетом в полтора миллиона. Ребята участвовали в соревнованиях по всей России.
Потом я работал креативным директором сноуборд парка, мог ночью разбудить ратратчика и потащить строить Big Air. При этом я постепенно набирал форму, и, главное, не терял живость.
И вот, наконец, в прошлом сезоне 2002-2003 я начал заниматься тем, чем хотелось. В ноябре мы насыпали Big Air. Еще снега не было, мы носили его от пушки носилками. И я впервые прыгнул 360. У меня появилась возможность прыгать. Пришли кураж и победы.
За тот сезон я поучаствовал во всех New School соревнованиях и везде был в призах.
Легко ли быть прорайдером?
Сейчас многие думают, что прорайдер - это красивые шмотки и постоянное внимание прессы. Я таким говорю: "Видишь скалу - возьми лопатку, иди покопай там, потом прыгни, залезь назад ножками, потому что фотограф хочет еще дубль, а потом пойди и расскажи всем, как это тебе нравится." Прорайдер - это такая же работа, как киркой махать в каменоломне. Это профессия, которой нужно заниматься. Ты должен понимать, что если ты сегодня перепил пива, то завтра тебе лучше не кататься. Потому, что это все здоровье, а оно не железное.
Что для тебя фрирайд?
Для меня фрирайд - везде, а разделений и дисциплин не существует. Slopestyle Freerider - это вершина моей деятельности. Это значит, что ты можешь делать трюки везде и в парке и в Backcountry.
Пирсинг не мешает во время уборок?
Обычно спрашивают - не мешает ли он целоваться ?:) Нет, не мешает, пару раз были небольшие травмы, во время уборок, конечно, а не поцелуев. Пытался оторвать бровь, покровило немного, но быстро прошло.
Нью-скул - массовая дисциплина или спорт избранных?
Если воспринимать Нью-скул как нечто модное и маркетинговое - то это для всех. Многим надоело это катание влево-вправо. Но если воспринимать это как реальное дело, как некоторое увлечение какого-то этапа жизни, то стоит два раза подумать.
Карьера рейсера закончилась из-за травм?
После получения первой травмы наступает момент, когда человек задается вопросом, стоит ли заниматься тем, что приносит тебе боль...
И это говорит Нью-Скулер, который все трюки отрабатывает через падения...
Представь себе плотника, который с утра до вечера работает с деревяшками, и он будет жаловаться, что у него все руки в занозах.
Я всегда был раздолбаем и кайфариком. Спортом не хотелось заниматься всегда. То есть не хотелось просматривать трассы, настраивать лыжи, следить за мазями, как некоторые спортсмены просыпались утром и судорожно градусником температуру снега измеряли. Тренировки всегда воспринимались мной не как способ получения медалей, а как способ получения удовольствия и времяпровождение.
Спорт - это то, чем люди занимаются ради Страны, ради родителей, но не ради себя. Ради себя никто этим заниматься не будет. Спорт должен быть где-то там, рядом с тобой, но ни в коем случае не выше тебя.
В этом году у тебя был уникальный сезон, ты умудрился пропустить все фрирайд-ньюскульные соревнования внутри страны. Получается такой рафинированный фрирайдер - полная свобода, даже от соревнований?
Да, я единственный прорайдер, не участвовавший ни в одних соревнованиях, не могу сказать что это здорово, поскольку рост райдера достигается в том числе и в процессе соревнований.
Зато в этом году меня пригласили на Red Bull. Shape the Nature. Хотелось сравнить себя с буржуйскими райдерами. Поехал я туда, еще будучи не совсем уверенным, то ли я делаю.
Ну и как, сравнил?
Это отдельная история. Началось с того, что за 6 дней до отъезда я надрываю мениск, катаясь по перилам в Яхроме. В итоге я еду на Red Bull в гипсе. Врач сказала - ты можешь на соревнованиях лангету снять, поучаствовать и снова обязательно ее обратно надеть. Она мне даже на бумажке написала, как это на английском объяснять. Дальше меня не хотели с пирсингом пускать в Австрийское посольство - требовали, чтобы я его снял. Короче приезжаю я в Крипенштайн, на ноге гипс, а на следующий день оказывается, что нужно выступать. В итоге я наверно не сделал все трюки, которые мог бы, но тем не менее меня там так воспринимали, так в уши дули, как будто я все у них выиграл. Только сейчас я понимаю, насколько это было круто. Думаю главное, что мне удалось там - сломать стереотип русского спортсмена - зомби в каске, приехавшего покорять горы. В любом случае участник Red Bull - это очень круто.
Нью-скул, фрирайд, ски-кросс - как все это уживается в тебе и как соотносится с «классическим» прошлым?
Общение с лыжами, контакт со снегом, баланс - в любом случае ты должен пройти какую-то школу, иначе просто нечего делать на лыжах. Конкуренция в мире крайне высока, и нужно демонстрировать определенный уровень.
Кто для тебя является авторитетом в горных лыжах?
Сет Морисон, его даже сравнивают со мной, пардон, то есть, конечно, меня с ним. Таннер Холл. Джон Олсон. Еще я познакомился на Red Bull с прикольным парнем, его Лукас звали. Он после своих супер трюков ни разу не уехал - падал, но у него такой стайл офигенный.
Твое отношение к сноуборду и сноубордерам?
Я могу кататься на доске. Но на лыжах я чувствую себя на голову выше их. Это не самомнение, а трезвый взгляд на то чем я занимаюсь. Я могу ездить везде, по березам, по трубам, в ски-кроссе, могу гонять на скоростях в даунхилле, могу поехать кулуар со скалы напрямую...
Но джиббить им легче?
Да, в силу физиологии. И вообще им спасибо, но пришло наше время.
На мой взгляд, джиббинг по технике ближе всего к агрессивным роликам. Твой прогноз, придут ли российские роллеры в ньюскул?
В Америке в парках джиббят роллеры, но когда на перила выходит настоящий ньюскуллер, это видно. Роллер, как правило, привык все это делать на микро-амплитуде, все построено на желании прокрутить что-то. Они делают нереальные трюки, но высшая цель - не преодолевать препятствие, а им пользоваться. Использовать тот рельеф, который ты видишь, будь то перила, трасса ски-кросса, парк, freeride или slope style freeride. Опыт от роликов всего-лишь помогает. Задают тон все же те, кто ближе к лыжам, а не к роликам. Хотя лично меня нью-скулу учили роллеры. Они учили меня крутить, а я их кататься на лыжах.
Снаряжение играет важную роль в катании? Или все равно на чем кататься?
Независимо от того, спонсируют меня или нет, снаряжение играет очень важную роль в жизни райдера. Раньше думал, что лыжи - это мура, что могу кататься на чем угодно, хоть на Polsport . Только встав на Atomic Sugar Daddy, понял, что это лучшие лыж из всех, что я в своей жизни пробовал. Или вот Атомик Твик, на которых я джиблю. Рекс Томас сказал, и я с ним соглашусь, что это самые устойчивые лыжи из всего, что он знает. Устойчивость лыжи - это не пустой звук, это именно устойчивость в те зловещие моменты, когда лыжа должна играть ту роль, ради которой она набивается всеми этими современными материалами, тестируется. В конечном счете, это определяет не только твое катание, но иногда и здоровье.
Где горы лучше?
В больших горах у нас - Красная поляна, там за снегом боженька наблюдает. В Москве - там, где условия по снегу на данный момент лучше. Я выбираю места, где есть хорошее освещение и там, где следят за парком. С точки зрения ньюскула, определенно респект паркам Яхрома и Волен.
Мы даем интервью сайту, где подавляющее большинство - фанаты Чегета. Что скажешь про Чегет?
Чегет - это место опасное, c ним нужно быть аккуратнее. Ты покупаешь лыжи, чтобы получать от них удовольствие, а как можно получать удовольствие от Чегета? Удовольствие от того, что выжил? Если это так, то, возможно, Чегет. Но это чисто русская черта характера.
А за рубежом?
Во фрирайде я зарубежные курорты знаю не очень хорошо, видимо, все впереди.
Музыка помогает? Какая?
Музыка - это жизнь. Я иду по жизни, у меня в наушниках играет музыка разная, она задает мне настроение, определяет мои желания и до некоторой степени мои поступки. Скажем так, меня настраивает музыка, но это та музыка, которую я выбираю. Стараюсь не слушать бешенную или излишне агрессивную музыку - она должна быть органичной. Новая музыка лучше, потому, что надоедает старая, но старая несет на себе отпечаток определенных воспоминаний. В прошлом году катался на Big Air под Barry White, Sade. Буржуи подходят: "Что слушаешь?" Снимаю наушники, даю послушать. "Ой, как под это можно кататься?" Они ждут, что будет агрессия.
Другие увлечения помимо лыж?
В данный момент все посвящено отдыху от лыж. Музыка, книги, общение, все, чем живут сейчас люди. В выходные хожу с приятелями и их дочкой в парк Горького кататься на аттракционах. Меня сильно вставляет, потому, что в своем детстве я не видел ни одного аттракциона, у нас на Камчатке их не было.
Что делаешь летом?
Отдыхаю от лыж. Вот отдохну и в июле поеду в летний лагерь на Эльбрусе кататься.
Твои планы на ближайшее будущее?
Прогрессировать
Совет тем, кто на лыжах?
Не ограничивать себя.
Беседовал: Александр Каниовский
Фото: В.Фомичев, А.Константинов, Н. Лапина, N.Deparade, Red Bull
Видео: Кинокомпания Шурик и Шурик, A.Константинов
Источник: Rasc.Ru |