0

Александр Грушин: "Читаю учебники по прыжкам с трамплина"

official_skiru Лента автора 20 Июня 2007 (02:06) Просмотров: 77 0
Как уже сообщал "СЭ", главным тренером сборной России по двоеборью назначен знаменитый лыжный специалист Александр Грушин. С его именем связаны многочисленные успехи Елены Вяльбе, Любови Егоровой, Ларисы Лазутиной и других российских спортсменов.

Назначение Грушина на первый взгляд представляется неожиданным, но на самом деле оно достаточно логично. Не секрет, что бичом российских двоеборцев на протяжении многих лет была именно лыжная подготовка. За примерами далеко ходить не надо: достаточно вспомнить мировое первенство в Оберстдорфе-2005, в ходе которого лидер сборной Сергей Масленников уверенно выиграл прыжковую часть соревнований, однако после финиша 15-километровой гонки оказался лишь 24-м. Кто, если не Грушин, способен помочь россиянам, которые на лыжне постоянно уступают лидерам?

ГРЕКАМ ПРИШЛОСЬ ОТКАЗАТЬ

- Для меня назначение стало такой же неожиданностью, как и для вас, - Грушин начал с главного. - Если вкратце, то мне поступило предложение от главы федерации (прыжков на лыжах и лыжного двоеборья России. - С.Б.) Владимира Славского, и я, поразмыслив, его принял. У меня закончился контракт в Рыбинске (там базируется лыжный клуб "Сатурн". - С.Б.), и я остался без работы. В лыжи возвращаться не хотел, несмотря на несколько предложений от ряда национальных федераций - Словении, Белоруссии и даже Греции. Последнее предложение было, как вы понимаете, особенно заманчивым (смеется).

- Не приняли потому, что это - не ваш уровень?

- Да не в этом дело. Просто я для себя решил, что возвращаться в большой лыжный спорт не стану. Сыт по горло нынешним положением дел. У руля Российской лыжной федерации собрались люди, которые никого и ничего не хотят слушать. Да и не в том я возрасте, чтобы воевать с кем-то, доказывать что-то.

- Это правда, что рыбинский клуб, подготовивший немало лыжников для сборной страны, фактически прекратил свое существование?

- В том виде, в котором он существовал все последние годы, - да. Оттуда ушли практически все, и сейчас "Сатурн" будет представлять собой подобие заводского клуба.

Руководство "Сатурна" осознало, что сотрудничать с федерацией бесполезно. Дело в том, что федерацию устраивает единственная концепция сотрудничества - спонсорство. Причем по принципу: дайте деньги и ни во что не вмешивайтесь.

НА ОЛИМПИАДЕ БОЛЕЛ ЗА МАСЛЕННИКОВА

- Говорят, Славский поставил перед вами столь серьезные задачи, что вы несколько дней раздумывали, перед тем как согласиться. Это соответствует действительности?

- Соответствует. К Ванкуверу нам необходимо создать боеспособную команду, которая сумеет составить на этих Играх серьезную конкуренцию лидерам.

- Вы уже сформировали штаб сборной?

- Меня утвердили в должности лишь за день до отъезда на первый сбор в Санкт-Петербург, поэтому заниматься этим не было времени. Сбор был по большей части ознакомительным. Мы занимались постановкой тренировочного процесса, думали о направлениях нашей работы, вводили исполнительскую дисциплину. В сборную обязательно придут новые люди, но называть фамилии я пока не стану. Это вопрос во многом финансовый. В первую очередь обсуждать его надо со Славским. Кстати, от помощи президента вообще зависит до 80 процентов успеха.

- В каком состоянии вы нашли команду?

- Мне неэтично рассуждать об этом. Резервы у команды существуют - вот что главное.

- Можно ли сказать, что Грушин пришел в двоеборье, чтобы научить Масленникова бегать на лыжах?

- Это некорректное высказывание. Успех в двоеборье приходит только при условии разумного сочетания прыжковой и лыжной подготовки. Если любая из них хромает - получаем новую тупиковую ситуацию.

- Вы знали о существовании двоеборца Масленникова до вашего назначения?

- А как же! Болел за Сергея на Олимпиаде в Турине. Хотя и не мог предположить, что судьба сведет нас вместе.

- Мне довелось находиться в расположении российской сборной по двоеборью на последнем чемпионате мира в Саппоро. Сложилось стойкое впечатление, что спортсменам катастрофически не хватало психологической устойчивости. Они были подавлены, не верили в собственные силы.

- Я тоже многое слышал о том, что эти ребята выработаны, как спортсмены. Однако проведя с ними первый сбор, безнадеги не увидел. Да, есть некоторые проблемы с психологией. Да, на протяжении нескольких лет двоеборцы, за исключением Масленникова, не могли даже приблизиться к пьедесталу. Все это так. Но я почувствовал, что они хотят добиться результата. Не хочу, чтобы считали, вот, мол, стоило прийти Грушину - и команда сразу поверила в свои силы. Но повторю еще раз: перспектива существует.

МЕРИЛО ВЗАИМООТНОШЕНИЙ - РЕЗУЛЬТАТ

- Главный принцип двоеборья заключается в органичном сочетании двух совершенно разноплановых дисциплин: прыжков и бега на лыжах. Вас, как "чистого" лыжного тренера, это не смущает?

- Совершенно. Прекрасно понимаю, что крена ни в одну из дисциплин быть не должно. Другой вопрос, что у каждого двоеборца есть определенная предрасположенность. В связи с этим задача тренера состоит в том, чтобы четко знать, в какой период следует устранять недостатки и в какой последовательности. Прыжки - это, в первую очередь, скоростно-силовые качества, тогда как лыжи - выносливость.

- Насколько вы знакомы со спецификой прыжков с трамплина?

- Пока слабо. Если в техническом плане прыжки я более или менее понимаю, то во внутреннем содержании этого вида спорта разбираюсь с трудом. Но уже начал учиться. Пока мы были в Санкт-Петербурге, встречался со специалистами в области прыжков. Многие из них мои старые знакомые, и теперь они помогали мне войти в курс дела. Скажу больше, я уже набрал себе специальной литературы о прыжках. Стараюсь вникнуть в суть вопроса как можно глубже, вплоть до деталей строительства трамплинов. Тем не менее, без помощи профессионалов мне, конечно, не обойтись. В связи с этим я склонен привлечь к работе с командой личных тренеров.

- Сборную России по прыжкам с трамплина возглавляет немец Вольфганг Штайерт, отношение к которому в российском прыжковом истэблишменте в целом положительное. Каково ваше мнение об иностранцах, работающих в российских командах?

- Я высоко ценю их как специалистов. Если говорить конкретно о Штайерте, то мне известно, что он весьма силен в технической части, имеет многочисленные связи и хороший контакт с компаниями - производителями экипировки. В то же время не мне судить о его компетентности в спортивной сфере. Мне кажется, что иностранцы могут успешно работать с нашими командами лишь при условии активной поддержки со стороны российских коллег.

- У вас был разговор с тренерским коллективом прыгунов?

- Был, но не предметный. Мы обсуждали возможное сотрудничество двух сборных, и ответ оказался неоднозначным. Как мне дали понять, Штайерт не сторонник активного сближения двух сборных, пусть и объединенных в одну федерацию. Впрочем, нам с немецким тренером еще только предстоит наладить человеческий контакт.

- Как отреагировали на ваш приход российские специалисты?

- Доброжелательно, но в то же время настороженно. Впрочем, иного приема я и не ожидал. Со многими из них я был знаком раньше, с кем-то даже работал в одной упряжке. Однако одно дело собираться вместе за столом, и совсем другое - тренировать сборную России. Что порадовало больше, так это реакция спортсменов. Самое главное - я не почувствовал недоверия ко мне с их стороны. Можно сказать, что мы поладили.
Источник: Спорт Экспресс
0