Фото: instagram.com/khoroshilov.alexandr
Он всегда стремился к совершенству на трассе и никогда не жаловался на обстоятельства… Шёл к своей цели и возможно достиг её, разменяв четвертый десяток лет. Приумножив блестящую физическую подготовку мастерством и опытом, он совершил то, что не удавалось отечественным горнолыжникам более четверти века.
Уроженец города Елизово, воспитанник камчатской горнолыжной школы Александр Хорошилов спустя долгие годы вернулся на малую родину. Весной 2019 года лидер команды слаломистов в составе национальной сборной страны принял участие в чемпионате и Кубке России, FIS-стартах, которые впервые за долгие годы прошли на Камчатке. Он покинул полуостров в 2004 году, когда ему исполнилось 18 лет. Сейчас живёт в подмосковном Дмитрове. Но вся жизнь Александра с тех пор проходит в постоянных разъездах по странам и континентам в жёстком соревновательном и тренировочном графике профессионального спортсмена.
В 2015 году Александр Хорошилов одержал историческую победу на этапе Кубка мира в австрийском Шламдинге. Этот успех стал первым для отечественных горнолыжников за 34 года. Последним, кто поднимался на высшую ступень кубкового пьедестала, из наших соотечественников был легендарный Александр Жиров в далёком 1981 году.
Сегодня Хорошилов признанный лидер российской национальной команды. На него равняется молодёжь, с особым пиететом относятся иностранные соперники и с восторгом и оправданной надеждой наблюдают поклонники горнолыжного спорта. В конце сезона он дал интервью о Камчатке, о дальнейшей карьере в спорте, о горных лыжах и не только…
- Александр, вас уже давно не было на Камчатке и на склонах родной горы Морозной. Многое ли изменилось за эти годы и если да, то в какую сторону?
– Многое изменилось, но склоны остались прежними. Вижу новые канатные дороги, что значительно облегчило подъём наверх, появилось искусственное оснежение. Думаю, что это один из самых больших шагов к усовершенствованию. Вы сами знаете, что иногда бывают почти бесснежные зимы, а искусственный снег помогает начать сезон вовремя, а то и гораздо раньше. А наш вид спорта всецело зависит от снега и его количества. Трассой на Морозной лично я остался доволен. Чемпионат на Камчатке прошёл на достаточно высоком уровне, была проведена необходимая инъекция склона. Ведь если снег недостаточно готов, то бороться за результат могут только первые пять спортсменов. Здесь большое количество участников показало хороший результат, и я горд за то, как на Камчатке прошли соревнования. Были созданы все условия для того, чтобы мы показали высокие результаты. Потому что в нашей стране на таком высоком уровне соревнования проводят редко.
- Можно сказать, что ваше возвращение на родину подарило много хороших эмоций и впечатлений?
– Конечно. И мне здесь очень нравится, я встретил массу старых друзей. И, честно говоря, за долгое время моего отсутствия боялся, что утратил нить с родным краем. Но за эти несколько дней я снова себя почувствовал, как тот парень, который родился и вырос в этом городе, на этом склоне. И вообще все мои лучшие моменты жизни связаны с Камчаткой и Елизово. Здесь я родился, здесь я вырос, здесь осталось много моих одноклассников, друзей по команде с которыми я выступал, когда был юношей, юниором. Я получил много положительных эмоций, искреннего удовольствия и очень надеюсь на то, что проведение здесь соревнований такого уровня станет доброй традицией.
- Камчатка имеет более высокие горные характеристики чем тот же Сахалин, но всё же уступает в популярности зимнего туризма соседям, где горнолыжная инфраструктура более развита и технически оснащена. На Камчатке всегда рады отдыхать без проблем разве что фрирайдеры, предпочитающие «дикий снег». Чем же региону привлечь внимание руководства РФГС и боссов FIS?
– Я очень надеюсь, что и здесь будут проводиться этапы Кубка Азии. Ведь Камчатка так же, как и Сахалин, относится к Азиатско-Тихоокеанскому региону. По характеристикам трасса на горе Морозной способна принять не только технические, но и скоростные дисциплины – супер-гигант и скоростной спуск. К сожалению, я не успел побывать на других базах в Петропавловске, но то, что я увидел на «Морозке» склоняет меня к мысли о том, что Федерация горнолыжного спорта России должна рассмотреть возможности проведения на Камчатке не только чемпионата страны, но и одного из этапов Кубка Азии. Это даст существенный дополнительный толчок для дальнейшего развития здесь горнолыжного спорта и всего для этого необходимого.
- Что чаще всего вспоминает Александр Хорошилов, оглядываясь на своё камчатское горнолыжное прошлое?
– Многое вспоминаю и достаточно часто. Честно говоря, я всё своё горнолыжное детство и юность проводил на Морозной и на Авачинском вулкане. Мне очень повезло, что я родился здесь, потому что центр горнолыжного спорта был именно здесь. Тогда с нами работал замечательный специалист Сергей Анатольевич Назаров и основная часть команды была составлена из представителей елизовской горнолыжной школы. Мне было на кого смотреть и у кого учиться на практике. Это и Андрей Филичкин, и Варвара Зеленская. И когда ребёнком тренировался рядом с такой компанией, это была для меня какая-то магия, которая помогла моему становлению как спортсмена. И конечно, когда меня спрашивают о моём камчатском прошлом, я с благодарностью вспоминаю своего первого тренера, замечательного педагога Геннадия Ивановича Будорацкого. Человека, который поставил меня на лыжи и направил по верной дороге в большой спорт.
- Выходит, что 15 лет разлуки с Камчаткой всё же сохранили вашу связь с родным краем и не перековали камчатский менталитет?
– Совершенно верно. Ведь многие наши спортсмены работают на материке. Мы воспитаны на Камчатке, но сейчас служим общему делу – развиваем, пытаемся сделать сильнее и более конкурентным горнолыжный спорт в России. И не важно, в каком регионе. Я всегда помню, что я камчадал и в главной команде страны все знают, что я камчадал и никак иначе. И все знают, что я именно из города Елизово. Всегда, когда говоришь, что ты с Камчатки, все удивляются и даже иногда уточняют – где это… У нас тут какая-то отдельная национальность или скорее особый склад мысли, особый менталитет.
- Подводя итоги завершившегося сезона, как оцените своё выступление в сравнении с прошлым годом?
– В сравнении с прошлым годом как раз я сделал шаг вперёд. Он небольшой, но всё же шаг вперёд. Я вновь вернулся в тридцатку сильнейших в мировом слаломе. Стояла изначально именно такая задача, потому что в прошлом сезоне я из неё выскочил. Технически много не доезжал и поэтому очень быстро очки горели. В этом году я набрал достаточное количество баллов и поэтому следующий сезон начну с 25-й стартовой позиции на первом этапе Кубка мира. Далее буду работать над тем, чтобы вернуться в число лучших пятнадцати горнолыжников мира, а то и в лидирующую семёрку. Не только я, мы все в сборной очень много работаем над тем, чтобы подняться выше в мировом рейтинге. Наша главная цель – открыть как можно больше квот на право участия в кубковых стартах в мировой тридцатке от сезона к сезону.
- Вас уже посещали мысли о завершении профессиональной карьеры, ведь век профессионального спортсмена не долгий и, как правило, разбит на четырёхлетние олимпийские циклы?
– Если вспоминать свою первую Олимпиаду, то, конечно, эта система нацелена на четырёхлетие. Но спортсмену всегда важно, в какой форме он находится именно здесь и сейчас. В последнее время вся моя концентрация заключается не в том – выступлю я на следующей Олимпиаде или нет. Удерживаться в команде и протянуть до ближайших игр задачу не ставлю. Моя главная задача - пройти хорошую межсезонную подготовку летом. Тем более, что задел на следующий сезон я сделал хороший, и на следующий сезон начать пробиваться в мировую десятку сильнейших. Постепенно, постепенно набирать кубковые очки. Потому что при отборе на ту же Олимпиаду очень важно, на какой стартовой позиции ты находишься. Если честно, об Олимпиаде я пока ещё не думал, но стратегию подготовки к ней будем вырабатывать уже в следующем сезоне.
- Конкуренция внутри мужской национальной сборной не позволяет расслабляться её лидеру?
– Да, очень жёсткая конкуренция в команде. Особенно в слаломе и слаломе-гиганте. Именно в этих дисциплинах из года в год, и это видно по результатам наших ребят и на этапах Кубка России, и на чемпионате страны. Здесь не стоит вопрос моего выживания в команде. Просто если не будешь показывать результат, то тренер тебя просто уберёт из команды. Как и в любом виде спорта. Просто я прилагаю максимум усилий, чтобы оставаться на том или ином уровне. И этот уровень пока оставляет меня в основном составе. И вовсе не важно, что я выигрывал этап Кубка мира. Это же не значит, что меня теперь будут держать в команде до 50 лет. Предыдущие заслуги остались в прошлом. И теперь я максимально стараюсь выкладываться, как будто ничего и не выигрывал. Это естественный отбор и признаюсь, что с каждым годом становится всё сложнее и сложнее. Я давно уже стал узким специалистом. Моя стихия – это слалом.
- Вы себя видите в горнолыжном спорте после завершения профессиональной спортивной карьеры?
– С тем багажом знаний и с тем опытом, который у меня есть, конечно, мне хотелось бы всем этим поделиться с молодыми спортсменами. Но сейчас я абсолютно не думаю о том, чем буду заниматься после. Сейчас я пока полностью сконцентрирован на том, чтобы быть в хорошей форме, чтобы добиваться результата именно как спортсмен. О далёком будущем, конечно, я задумываюсь, но стараюсь от этого бежать. Может это неправильно быть таким недальновидным. Но это пока приносит результат. Я полностью отдаюсь горнолыжному спорту. И посмотрим, как всё это будет складываться в дальнейшем.
Беседовал Дмитрий ПЮККЕ
Источник: kamchatinfo.com