Президент Союза биатлонистов России (СБР), миллиардер Михаил Прохоров с упорством, достойным лучшего применения, продолжает настаивать, что едва ли не в одиночку финансирует весь российский биатлон.
В скандальной записи в «Живом журнале» он противопоставил себя государству, в частности, заявив: «Весьма удивительно слышать [от министра спорта РФ Виталия Мутко, что] «90 процентов финансирования биатлона лежит на плечах государства, а программы развития реализует Министерство спорта». Действительно, до моего прихода в федерацию так оно, наверное, и было. Спросите любого, кто был в биатлоне тогда и сейчас, как теперь обстоит дело с финансированием». Реальную ситуацию с государственным финансированием биатлона Агентству спортивной информации «Весь спорт» рассказал директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр спортивной подготовки сборных команд России» Александр Кравцов.
– Александр Михайлович, какую сумму государство ежегодно вкладывает в развитие биатлона?
– Точную сумму, думаю, не назовёт никто. Но 90 процентов, о которых говорил министр спорта РФ Виталий Мутко, по моим ощущениям – это очень скромная оценка. Важно понимать, что государство – это не только Министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ и учрежденное им Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд России», который я имею честь возглавлять. Это также регионы и муниципалитеты. Многие финансовые вопросы, особенно касающиеся содержания биатлонных центров и подготовки резерва, в настоящее время закрываются на этих уровнях государственной власти. Лично я не знаю ни одного частного – а тем более, контролируемого Михаилом Прохоровым – биатлонного центра; учебно-тренировочной базы, где бы проходили подготовку биатлонисты; биатлонной секции; региональной биатлонной команды. Все затраты по строительству, содержанию, обеспечению и развитию финансируются из бюджета – федерального, регионального и муниципального. Понятно, что в совокупности это огромные деньги. Но какие именно, я не готов даже предположить. Но сегодня я готов подобно и в динамике рассказать, во сколько обходится государству обеспечение учебно-тренировочного и соревновательного процесса национальных сборных команд России в одном из самых раскрученных видов спорта, проходящих по линии ЦСП. А ведь есть ещё Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральный научный центр «Всероссийский научно-исследовательский институт физкультуры» и некоторые отдельные программы Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ.
– И какая эта динамика по линии ЦСП?
– За два года общие затраты на сборную России по биатлону, куда входят основная, резервная, молодёжная, юниорская и юношеская команды, выросли почти в три раза. В 2009 году они составили почти 80 млн. рублей, в олимпийском 2010-м – почти 175 млн. рублей, а в 2011-м – более 230 млн. рублей. При этом хочу отметить, что в прошлом году СБР полностью реализовал средства, выделенные на вид спорта в качестве лимитов, уже в ноябре. Но, чтобы не прерывать соревновательную деятельность сборной России, по поручению министра спорта Виталия Мутко биатлону на декабрь 2011 года дополнительно было выделено порядка 12 млн. рублей. В 2012 году закрылся только первый квартал, цифры не показательные, тем не менее, скажу, что затраты составили более 35 млн. рублей. Однако мне кажется, мы начали разговор немного не с того.
– Что считаете более важным?
– Прежде всего, необходимо сказать о людях, которые находятся с ЦСП в трудовых отношениях. Это – тренерский состав (тренеры и специалисты) и спортсмены-инструкторы (собственно спортсмены). В 2009 году на ставках ЦСП по виду спорта «биатлон» были 54 человека – 26 тренеров и 28 спортсменов, в 2010-м – 51 (29 и 22), в 2011-м – 74 (33 и 41). В нынешнем, 2012 году у нас работают 93 человека – 39 тренеров и 54 спортсмена. Значительно увеличились расходы на заработную плату: с 10 млн. рублей в 2009 году и 12 млн. рублей в 2010-м – до 75 млн. рублей в 2011-м. Также выросли выплаты по стипендиям президента России: с 7 млн. рублей в 2009 году и 20 млн. рублей в 2010-м – до почти 45 млн. рублей в 2011-м. Впрочем, это связано не столько даже с увеличением числа работников, сколько со значительным повышением базовых ставок заработной планы и размера стипендий президента РФ. А вот премиальные за высокие результаты на официальных соревнованиях уменьшились – что, впрочем, не удивительно, учитывая, что с каждым годом результаты наших биатлонистов падают. Особняком стоит олимпийский 2010 год, когда государство выплатило спортсменам, личным тренерам и тренерам сборной специальные призовые (100 тыс. евро за золотую медаль Игр-2010). Тогда биатлонисты получили более 50 млн. рублей. Но премиальные 2011 года (1 млн. 411 тыс. 900 рублей) уступают показателям 2009 года (2 млн. 410 тыс. 200 рублей).
Другим важным направлением деятельности ЦСП является обеспечение участия сборной России в учебно-тренировочных сборах, всероссийских и международных соревнованиях. За два последних года значительно выросло число этих мероприятий, которые мы финансируем. В 2009 году их было 62, в 2010-м – 72, в 2011-м – 112, а в первом квартале 2012-го – уже 28. Причем, увеличение произошло, прежде всего, за счёт участия в международных соревнованиях за рубежом: с шести в 2009 году и 12-и в 2010-м – сразу до 56-и в 2011-м и восьми в первом квартале 2012 года. Затраты на обеспечение участия в сборах и соревнованиях тоже увеличились: с почти 40 млн. рублей в 2009 году и почти 50 млн. рублей в 2010-м – до почти 80 млн. рублей в 2011 году и почти 12 млн. в первом квартале 2012-го. Но благодаря этому нам удалось в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 просмотреть в соревновательных условиях всех перспективных биатлонистов. Затраты на экипировку, инвентарь и оборудование три последних года были примерно в районе 10 млн. рублей. При этом, в прошлом и этом годах СБР получал субсидии, то есть, сам решал – что, у кого, за сколько покупать. А вот финансирование научно-методического обеспечения значительно увеличилось. В 2009 году на эти цели было потрачено девять млн. рублей, в 2010-м – четыре млн. рублей, а в 2011-м – уже порядка 22 млн. рублей.
Вот из этих составляющих и сложились итоговые десятки и сотни миллионов рублей, выделенных государством на подготовку сборной России по биатлону, которые я озвучил в начале нашего разговора.