«Тренерский совет должен стать методической лабораторией»
— Давайте начнем с последних событий. Ваша оценка того, что происходило на тренерском совете в Чайковском?— Скажу прямо: хотелось бы, чтобы тренерский совет был более конструктивен. Да, он имеет рекомендательный статус (его решения потом утверждаются Правлением СБР), но во многом именно тренерский совет определяет и задает уровень дискуссии. Он должен проходить в максимально рабочей обстановке и не опускаться до взаимных упреков и обвинений. Это недопустимо. Дело не только в этической стороне вопроса, но и в профессиональной. Критикуешь – предлагай. Нет конкретных предложений – слушай и делай выводы.
— В чем, на ваш взгляд, функция тренерского совета, зачем он вообще нужен?
— Очень просто. Специалистам, приезжающим из года в год на заседания, надо понять, что их задача – не поболтать с коллегами о том о сем, и отметить командировочные удостоверения. Помимо подготовки резерва, помимо работы по развитию биатлона на местах, тренерский совет является, если хотите, лабораторией. Каждая ступень биатлонной пирамиды – от детского спорта до первой национальной команды – должна иметь соответствующую методическую поддержку. И эту поддержку должны обеспечивать члены тренерского совета.
— Много разговоров вызвало ваше отсутствие в Чайковском. Вы планируете в будущем посещать такие встречи?
— На начальном этапе это необходимо и даже обязательно. Я понимаю, что у людей накопилась масса вопросов, которые в прошлом не находили своего разрешения. Уже на ближайшем крупном тренерском совещании я найду возможность находиться лично. В этот раз приехать не получилось по объективным причинам. Для всех Олимпиада в Сочи – уже пройденный этап, часть истории. Но как директор Центра спортивной подготовки Минспорта и президент СБР, если честно, я завершения Игр будто не заметил. Достаточно сказать, что за последние полгода у меня так и не получилось выкроить хотя бы неделю, чтобы отключиться от рабочего процесса. Про накопленные три года неиспользованного отпуска даже не стану упоминать – вряд ли их получится когда-то потратить.
«Пост главного тренера не будут занимать действующие специалисты сборной»
— Председатель тренерского совета был избран, а вот место главного тренера по-прежнему вакантно. Это постоянная или временная ситуация?— Работа по поиску главного тренера продолжается. Ряду специалистов были сделаны предложения. Сразу скажу: среди них нет действующих тренеров сборной России. Мы посчитали, что отвлекать на эту должность тех, кто работает с командой в данный момент, нецелесообразно. У них и без того огромное поле деятельности и серьезные задачи.
— В таком случае что должна представлять собой фигура главного тренера?
— Грамотный специалист-организатор, который будет обладать современными методическими знаниями, пользоваться авторитетом среди коллег и умением повести за собой. Более того, нужен тот, кто умеет принимать волевые решения и может отвечать за них впоследствии. Правильный выбор такого человека – одна из главных задач на ближайшее время.
— Но можно сказать, что в новый соревновательный сезон команда войдет с главным тренером?
— Иной вариант даже не рассматривается.
«Нет никакой необходимости в раздутых штатах СБР»
— Какие изменения ждут структуру СБР?— Главное: с 1 октября существенно сокращен аппарат административных работников, участвовавших в процессе управления СБР. Я не вижу абсолютно никакой необходимости в таких раздутых штатах. Просто потому что размывание полномочий означает размывание ответственности. Каждый отвечает за все – и за ничего. Помните миниатюру Райкина про плохо пошитый костюм: «К пуговицам претензии есть?» — «К пуговицам нет». – «Это я пришивал». Мысль понятна?
— Кто будет курировать основные направления деятельности СБР?
— Тут схожая ситуация. У меня нет необходимости в огромном количестве вице-президентов, которые бы отвечали за мелкие участки работы – и как члены Правления СБР сами бы перед собой отчитывались. Достаточно трех главных направлений и трех вице-президентов, их курирующих. Это международное направление, работа с регионами и спорт высших достижений. Фамилии уже определены, но утвердить их должно правление, которое соберется на этой неделе.
— Также с 1 октября свою работу начнет новый состав пресс-службы СБР. Это означает смену вектора и в информационной политике?
— Да, уже можно объявить, что пресс-службу СБР возглавит Константин Бойцов – всем известный журналист, возможно, с самым богатым опытом в биатлоне среди своих коллег. Конечно, это будет означать и некоторую смену ориентиров. Главное – это то, что популяризация и пропаганда биатлона не должна крутиться только вокруг первой национальной команды. То, что происходит на Кубках мира – это лишь маленькая надводная часть айсберга под названием «российский биатлон». И перед новой командой пресс-службы будет поставлена задача постоянно рассказывать не только про надводную часть, но и про самую большую – подводную. Я бы даже сказал, с акцентом на последнюю.
«На каждый этап Кубка мира каждому биатлонисту будут ставиться индивидуальные задачи»
— В этом разговоре не обойтись без вопроса о состоянии дел в главных национальных командах России.— На утреннем совещании в этот понедельник я дал задание аналитическому центру ЦСП Минспорта подготовить мне информацию о результатах мониторинга всех качественных показателей биатлонистов мужского и женского состава сборной. Этот мониторинг велся у нас на протяжении всего летнего периода. После того, как эта информация ляжет мне на стол, мы поймем две вещи: актуальный уровень состояния команды после летней подготовки и те индивидуальные цели, которые будут ставиться перед спортсменами.
— Как эти цели будут выглядеть?
— Персонально каждому биатлонисту будут ставиться конкретные задачи на каждый соревновательный отрезок. Не будет абстрактных цифр, которыми так любят оперировать: как это пишется, «по итогам декабрьских стартов войти в топ-20». На отдельных этапах Кубка мира будут сформулированы индивидуальные задачи перед каждым членом команды. А потом анализироваться их выполнение. Основной упор будет делаться на чемпионат мира в Контиолахти, но это не означает, что этапы Кубка мира будут проходными стартами. Во всем нужна мера.
— Проясните ситуацию с двумя лидерами женской сборной – Ольгой Зайцевой и Ольгой Вилухиной?
— С Ольгой Зайцевой у меня в ближайшее время предстоит личный разговор. Она сама выразила желание встретиться, чтобы поговорить о своих перспективах. Я так понимаю, либо в качестве действующей спортсменки, либо в качестве специалиста, чей опыт может быть полезен в том числе и в структуре СБР. По результатам этой беседы можно будет давать официальные комментарии. Что касается Ольги Вилухиной, то не так давно она сообщила мне, что пропустит предстоящий сезон по личным мотивам. С моей стороны это, пожалуй, все, что можно сказать по этому поводу.