Александра Тихонова мы «поймали» на «Лыжне России», где он являлся почётным гостем. На вопрос, почему сам не на лыжах, Александр Иванович ответил предельно просто:
— Дело в том, — сказал он, — что у меня на обеих ногах удалены мениски, и я не хочу рисковать. Но, конечно, желание есть, и я очень завидую тем, кто может себе позволить занятия спортом.
— Правда, что у вас были серьезные проблемы со здоровьем?
— Журналисты немного переврали. Написали, что жил в сыром подвале, где меня ударило током, и после этого две недели лежал без движения, временно ослепнув. Не скрою, у меня были неприятности со здоровьем. Но все случилось из-за нервных перегрузок — от неопределенности моего статуса за рубежом. Надеюсь, худшее позади, хотя прожитые годы сил, конечно, не прибавляют. Главное, сейчас я работоспособен.
Естественно, первым и главным вопросом, с которым мы обратились к президенту СБР, была оценка состояния российского биатлона в нынешнем сезоне.
— В этом сезоне выступление российской сборной, как женской, так и мужской, я оцениваю как удовлетворительное, — заметил Тихонов. — О ребятах Чудове, Черезове, Ярошенко и Круглове я ещё в прошлом году говорил, что за ними — будущее мужской сборной. Ярошенко в этом сезоне удивил многих: дебютант сборной показал отличные результаты как в личных гонках, так и в командных. Это мне приятно вдвойне, поскольку Дима — мой земляк, новосибирец. Сейчас, правда он живет и тренируется в Ханты-Мансийске, но первые шаги делал именно у нас, в столице Сибири. Остальные ребята тоже подтянулись, и закономерным результатом их мастерства стала победа в эстафетной гонке на чемпионате мира, где мы просто наголову разбили своих основных конкурентов — Норвегию и Германию.
— Чем можно объяснить не совсем удачное выступление наших девушек и на этапах Кубка мира, и на чемпионате?
— Все прекрасно понимают, что в игре любой команды независимо от вида спорта рано или поздно наступает спад. Биатлон — не исключение. Помните, несколько лет назад норвежские биатлонистки долгое время не попадали даже на пьедестал? Примерно то же происходит сейчас с российскими девушками. И тем не менее наши девчонки сражаются на равных со своими конкурентами, но даётся это нелегко. К примеру, наша землячка Аня Богалий-Титовец в нынешнем сезоне не показывает высоких результатов, и не потому, что её время прошло, а потому, что на какое-то время она отошла от биатлона и сейчас занимается по индивидуальной программе. Я уверен, что к следующему сезону Анна наберёт нужную форму.
— Собираетесь ли вернуть в сборную Ольгу Пылёву?
— Безусловно. Ольга после рождения ребёнка сама изъявила желание продолжить спортивную карьеру. Она уже начала тренироваться, и, думаю, в следующем сезоне мы её уже увидим в составе сборной.
— Перед выборами президента Союза биатлонистов России многие ваши оппоненты нелестно высказывались о вашей работе. Теперь, когда вы переизбраны на второй срок, нападки продолжаются?
— До сих пор. Есть высказывания в прессе, которые мастерски преподносятся нашими, скажем так, противниками во главе с господином Владимиром Малиным, который мне проиграл на выборах со счетом 23:50. Мол, СБР под моим руководством якобы действует незаконно, против всех правил. Спортсменов мы, дескать, терроризируем и не даем им самостоятельно действовать в их отношениях с личными спонсорами. Хотя еще в сентябре, когда мы собирались со спортсменами, а потом позже, в Ханты-Мансийске, им было ясно сказано: ребята, мы вам дали даже дополнительную площадь на форме для логотипов личных спонсоров для того, чтобы вы имели возможность иметь отныне не одного личного спонсора, а как минимум двух. Этот вопрос — об увеличении рекламной площади на сто квадратных сантиметров — был специально поставлен именно Российским союзом на международном августовском конгрессе в Хантах. И именно мы добились положительного решения. Я считаю, что это было нашей большой победой. Хотя не все были «за». Но абсолютное большинство национальных федераций нас поддержало. Теперь биатлонистам можно клеить шевроны не одного спонсора, а двух. Нет никаких проблем.
— А как обстоят дела с аккредитацией СБР в Росспорте?
— Юристы утверждают, что нет юридического обоснования обязательной аккредитации федерации. Ну, это как, допустим, компартии завтра бы сказали, что она должна аккредитоваться, к примеру, в администрации президента РФ. Это же абсурд. Поэтому и здесь так. Но мы подотчетны Росспорту.
— Прокомментируйте заявление Леонида Тягачева, который, выходя с конференции, сказал, что, если Тихонов до весны не справится с ситуацией, он уйдет.
— Я уже говорил в прессе, что лично этих слов не слышал. И уходить никуда не собираюсь. Теперь это уже вопрос принципа. Мы работали и будем работать. Тем более что сейчас у нас идут переговоры с очень серьезными российскими спонсорами. Я думаю, что мы обязательно придем к договоренности. И у нас проблем не будет никаких.
— Каких новшеств следует ждать в биатлоне?
— Наш вид спорта становится все более популярным. Зачастую трансляции с этапов Кубка мира уступают по рейтингу только крупнейшим футбольным. И в биатлон рекламодатели готовы вкладывать хорошие деньги. Люди хотят заниматься биатлоном. Например, в маленькой Чехии более десяти специализированных спортивных школ, а мест для всех желающих все равно не хватает.