Что такое карвинг?
Карвинг на сноуборде - значит катание без проскальзывания. Карверы держат доску под большим углом к снегу в повороте, и при перекантовке доска отрывается от земли. Как результат, карверы в состоянии оставлять следы толщиной с карандаш на снегу и пролеты нетронутого снега при перекантовке. Карвинг на доске сродни езде на roller coaster, так как когда доска сильно закантована, она резко входит в поворот и можно ощущать сильное действие центростремительной силы. Карвер стремится каждый поворот довести до совершенства, нарезая идеальные полукруги и перекантовываясь, когда доска на нормали к отвесу. Это очень зрелищный вид спорта, с большими скоростями и крутыми виражами. До определенного уровня карвингом можно заниматься на жестком фрирайдовом снаряжении. Но для того что бы выполнить качественный резаный, завершенный поворот лучше все таки иметь карвинговое или гоночное снаряжение, состоящее из пластиковых ботинок, специальных жестких креплений и жесткой карвинговой доски. Карвинг также требует набора умений отличных от фрирайда или слалома. В штатах карвер - редкое явление на склоне, в среднем не больше 1%. Редко с кем можно пообщаться, для этого и сделан этот альманах.
Снаряжение
Есть несколько общих проблем относящихся к карвингу, требующих обсуждения до снаряжения:
Жесткость:
жесткость Вашего карвингово снаряжения определяется жесткостью ботинок, креплений и доски. Когда Вы выбираете снаряжение, необходимо определиться с жесткостью каждой составляющей. Так же, уровень Вашего мастерства будет определять, насколько Ваши ноги могут выступать частью амортизационной системы. Обычно требуется некоторая свобода в некоторых элементах снаряжения, что бы быть в состоянии кататься на чем то, кроме идеально выглаженного склона. Кто то выбирает жесткие ботинки и помягче крепеж, кто то - помягче ботинки и доску, но очень жесткое крепление. Более жесткое в целом снаряжение позволяет совершать более резкие повороты, но требует большего мастерства и меньше терпит ошибки.
В связи с тем, что выбор нового снаряжения может быть ограничен и оно может быть очень дорогим, карверы часто покупают б/у снаряжение или импортное (речь идет о том, что в США делается мало снаряжения. У нас, конечно же, все снаряжение импортное - прим. пер.). В таком случае надо отметить следующее:
- Старые модели одной серии могут быть похуже новых, или могут возникать проблемы совместимости. Рынок карвингово снаряжения очень изменчив: зачастую снаряжение на несколько лет переживает бренд, его выпустивший, поэтому полезно быть знакомым с историей фирмы. Поэтому некоторые древние производители здесь упомянуты.
- Некоторое снаряжение производится за океаном (т.е. с нашей стороны от Атлантики - прим.пер.) и почти не импортируется с штаты. Однако, вы можете заказать доставку у Европейских продавцов, поэтому здесь часто упоминаются европейские производители. (я даже не знаю, какое крупное серийное производство есть в штатах. Кажется, все делается в Европе - прим.пер.)
Доски
Есть несколько типов карвинговых досок:
Гоночные (рейсовые): Жесткая карвинговая доска с плоским хвостом и длинным кантом, который держит очень хорошо. Гоночная доска любит идеальные склоны: коварный бугор может Вас вышвырнуть. Это доска для раннего утра. Гоночные доски очень узкие и позволяют быстро перекантовываться. Следует использовать пластиковые ботинки с такой доской. Далее следуют некоторые рекомендуемые доски:
- Donek Race
- Coiler RaceCarve (Coiler is not to be confused with the Burton Coil)
- Prior WCR
- Nidecker Custom GS: lively
- Völkl Renntiger: lively
- Oxygen Proton: damp
- F2 Speedster: damp and fast.
- Burton Speed (A little softer than the Factory Prime)
- Nidecker Tornado (discontinued older version of the Custom GS)
- Burton Factory Prime (discontinued)
Некоторые карвинговые доски, типа Donek Freecarve, держат кант не хуже некоторых гоночных. С таким типом досок надо использовать пластиковые ботинки. Вот список некоторых рекомендуемых досок:
- Donek Freecarve: великолепно держит на льду.
- Coiler Freecarve
- F2 Freecarve
- Burton Ultra Prime (больше не производится)
Это такая карвинговая, которая так же годится для езды по буграм и плванью в целине. Из-за мягкости и закругленных концов, держится в повороте гораздо хуже, чем карвинговая или гоночная. Многие карверы катаются на таких досках в мягких пластиковых ботинках и с мягкими креплениями, тем самым имея "мягкий" комплект для плохого склона или целины. Такая доска шире гоночной (до 26 см. в талии), тем самым позволяя выбирать меньшие углы для увеличения момента веса. Таким образом получается доска менее требовательная к технике, допускающая больше ошибок. На такой доске можно научиться ездить даже если никогда раньше не катался на доске. При выборе доски для целины, предпочтение надо отдавать более длинным и широким. При сравнении досок от разных производителей, на целине разницы практически никакой, отличия возникают только на льду. Вот некоторые рекомендуемые доски:
- Три доски all-mountain выделяются среди остальных:
- Coiler All Mountain Extreme (наиболее маневренная)
- Donek Axis (лучше всего для бугров)
- Prior 4×4 (лучше всего для целины)
- F2 Roadster
- Nitro Blazer
- Burton Coil (больше не производится)
- Burton Wire (больше не производится)
- Burton E-deck (больше не производится, теперь называется Wire)
- Völkl cross
- Donek Incline
- Nitro Attax
- Nitro Torque
- Nidecker BX
- Oxygen Supercross SX
- Hot Fireball
- Nidecker Proto
- F2 Eliminator
- Völkl Spline (больше не производится)
- Nidecker Escape (больше не производится)
- Sims Daytona (больше не производится)
- Burton Fusion (больше не производится)
- Salomon FRS (больше не производится)
Реликтовый тип досок: ассиметричные доски имели на передней стороне вырез с центром между мысками, на задней стороне вырез с центром между пятками. Соответственно, они делились на гуфи и регуляров. На такой доске надо переносить вес спереди назад для заднего поворота и наоборот. Это может быть достигнуто с помощью слаломной гоночной техники, но карвинг требует техники гигант-слалома с перекантовкой путем переноса веса над доской. В результате, использование ассиметричной доски для карвинга помешает росту Вашей техники. Эти доски больше не производятся, за редким исключением вроде #one, производимой PureBoarding. Последняя ассиметричная доска, произведенная Burton была Factory Prime в 1998 году(Видимо, еще мягкая доска A Snowboards S-Turn так же была ассиметричной, но в связи с покупкой бренда, так же потеряла актуальность - прим.пер.). Некоторые ассиметричные доски имели разный радиус спереди и сзади.
Расщепленная Split-tail:
длинная гоночная доска, с узким разрезом на хвосте. Каждая из двух половинок хвоста будет особой агрессивностью вгрызаться в снег в повороте и спокойно его отпускать, обеспечивая больший контроль на высоких скоростях. Можно также достать такую доску сделанную на заказ (Speedster под циркулярку, что ли? - прим.пер.) Некоторые доски имеют даже регулировку глубины выреза, что бы можно было варьировать жесткость.
Целинная доска с "ласточкиным хвостом":
доска в форме ракеиты с широким вырезом на хвосте, предназначенная для сёрфинга по целине. За подробной информацией обращайтесь к swallowtails.org
Разборная (Splitboard):
Разборная доска - очень интересная затея, предназначенная для того, что бы совместить удобство лыж при передвижении вверх и доску для спуска вниз. При подъеме наверх крепления монтируются так, что получается две лыжи, на которых забираешься на понравившуюся горку. Затем крепеж разворачивается, соединяет две половинки вместе и получается доска, на которой вполне можно спускаться вниз. Разборные доски используются с пластиковыми ботинками, так что интерес представляет преимущественно для карверов. Burton, Prior и Voile делают разборные доски, а Voile делает, так же, разборные доски с ласточкиным хвостом для глубокой целины. Bomber продает крепления для разборных досок.
На Bomber-е лежит хорошая подборка советов по покупке доски. Обратитесь к ней.
Жесткость, длина, боковой вырез.
Для каждого типа доски (гоночная, фрикарвовая, BX и т.д.) жесткость, длина и боковой вырез определяют поведение доски.
- Жесткость: продольная жесткость для каждого типа доски определяется следующим образом. Доска ставится на опоры, которые находятся под хвостом и носом, на точки креплений ставятся грузы, затем меряется прогиб доски. Очень важно подобрать подходящую по жесткости доску, изходя из Вашего веса, так что бы Вы могли ее прогибать в повороте ровно настолько, насколько Вы того хотите. Доски пожестче требуют большей массы или более интенсивных движений, что бы их прогнуть (вообщем, большего веса - прим.пер.). Чем больше весите, тем жестче нужна доска. Если Вы собираетесь нарезать повороты а-ля гигант-слалом на соответствующих скоростях, Вам нужна доска пожестче. Но если Вы собираетесь кататься не очень агрессивно или кататься по буграм, доску следует выбрать помягче. Нет стандартной шкалы жесткости, поэтому каждый изготовитель меряет по своему. Зачастую жесткость вообще никак не меряется: жесткость можно определить исходя из типа доски (гоночная, карвинговая и т.д.) и длины (чем длиннее, тем жестче).
- Длина: у длинной доски длиннее кант, который лучше держит, соответственно, обестпечивает стабильность на большой скорости. Длинная доска требует большей скорости для того, что бы правильно пройти поворот, а это означает, что Вам прийдется больше разгоняться что бы начать повороты, иначе Вы либо упадете, либо начнете проскальзывать. For hero snow, you want the longer board. Больший вес длинной доски немного увеличивает скорость. Доски покороче начинают играть на большой скорости, но более маневренны, более восприимчивы, и в каком то смысле менее требовательны к технике. Если Вы все еще проскальзываете в повороте, отправьтесь к разделу для начинающих. Длинная доска не совсем то, что Вам нужно.
- Радиус выреза: средний радиус кривой, описывающей кант доски, лежащей на ровной поверхности. Этот показатель характеризует резкость поворота доски. Меньший радиус позволит резче поворачивать, но будет гораздо хуже вести себя на поворотах с большим радиусом. Соответственно, с досками с большим радиусом ситуация противоположная. Реальный радиус доски в повороте (когда она продавлена) меньше радиуса в свободном состоянии и зависит от жесткости доски, величины угла закантовки и схемы распределения жесткости доски. В силу того, что доски с меньшим радиусом поворачивают легче, они могут играют на скорости и таким образом тормозят в поворотах. Доски с меньшим радиусом хороши для людных склонов, когда приходится часто объезжать катающихся или для склонов, где широкую длинную дугу просто негде заложить. В противном случае, приобретайте доску с большим радиусом.
- Глубина бокового выреза: максимальное расстояние между линией, соединяющей самые широкие точки на носе и хвосте доски и кантом. Большая величина выреза (т.е. меньший радиус) приводит к тому, что доска лучше входит в поворот.
- Для заводской доски длина, жесткость и параметры выреза связаны: чем длиннее доска, тем доска жестче и тем больше радиус выреза, а это означает что Ваш вес так же связан с длиной, т.е. надо подбирать доску, выбирая длину по весу.
- Что касается доски на заказ, то производитель предложит параметры доски по умолчанию, исходя из Вашего веса и стиля езды. После этого Вы сможете подогнать параметры под себя в пределах допустимых границ. Например, можно заказать длинную 185 см. доску, с коротким 11 метровым радиусом выреза, но доска длиннее потребует большего радиуса, что бы не допустить потери жесткости.
- Доски обычно идут либо со скользяком типа Sintered (наплавленный - прим.пер.) или extruded (напрессованный - прим.пер.). Наплавленный скользяк имеет более пористую структуру, поэтому лучше впитывает и удерживает парафин. Он так же более надежный, но дорогой в ремонте.
- Большинство досок суженные (tapered), т.е. максимальная ширина носа больше максимальной ширины хвоста. Разница может составлять около 6 мм. Доска без сужения имеет эти параметры одинаковыми. Сужение удерживает доску от зарывания хвостом и обеспечивает большую стабильность на скорости. Доски Pintail имеют чрезмерное сужение, но с другой стороны есть доски Inca, имеющие расширение, что приводит к большей стабильности на льду.
- Скользяк большинства досок сделан и материала, называемого Electra. Многие доски имеют скользяк из Electra 2000 или Electra 4000. Чем больше число, тем надежнее скользяк. Фирма Madd во время своего существования выпускала доски со скользяком Electra 5000, который давал еще большую надежность и скорость.
- Торсионная жесткость: доски, более жесткие на скручивание, как F2 Speedster или Oxygen Proton обеспечат лучшее зацепление кантом на льду или при еврокарве.
- Конструкция с "крышкой" (cap) имеет характерное закругление на краях, где покрытие переходит в кант. Конструкция типа сендвич такого закругления не имеет, вместо него доска просто "обрезана" возле канта. Доска с "крышкой" имеет большую жесткость на скручивание, нежели сендвичевая. Некоторые доски имеют "крышку" на хвосте и носе и выполнены сендвичем в центре.
- Ширина: доска поуже позволит перекантоваться быстрее.
- Прогиб доски наряду с ее жесткостью является тем, что дает то ощущение езды на ней. Если доска потеряет прогиб, она будет казаться мертвой. Прогиб, смещенный вперед, дает возможность лучше войти в поворот и требует более сильной загрузки носа доски. Некоторые люди специально ставят передний крепеж плоско, что бы лучше загружать нос.
- Если Вы будете заказывать доску, Вы можете поговорить с производителем, что бы подобрать оптимальные параметры доски, исходя из Ваших потребностей.
- При покупке заводской доски помните, что разные производители делают совершенно разные доски, которые имеют совершенно разные характеристики, так что единого правила выбора доски нету.
- Некоторые доски продают неподготовленными. Вам, возможно, прийдется stone grind скользяк, наточить канты под нужными углами и пропарафинить доску самому. При покупке новой доски, надо пропарафинить несколько раз, что бы убедиться в том, что парафин полностью впитался. Многие жесткие доски продаются с кантами, заточенными под углом два градуса со стороны канта и один градус со стороны базы.
- Очень старые доски шли без закладных: надо было сверлить, как лыжи. Такая схема не выдерживает нагрузок, возникающих при езде, так что такие доски брать нельзя.
- У разных производителей разный профиль бокового выреза: эллиптический, параболический (quadratic), цепная линия (catenary) и т.д. Соответственно, в разных точках разный радиус, что приводит к лучшему удержанию на снегу. У Donek-а так подобрана жесткость и боковой вырез, что доска очень хорошо держит на льду.
- Если Вы принудительно изгибаете доску, сдвигая ноги вместе в повороте, то выигрыш, который вы получите, зависит от схемы жесткости доски.
- Продолжение " Альманах карвера. Часть 2. Ботинки"
Автор: Скотт Файрстоун (Scott Firestone)
Оригинал: AlpineCarving.com
Фото: Extremecarving.com
Перевод: Макс Лапшин
Источник: doskimag.ru |