Арендовал у SIXT в Мюнхене. Заблокировали двойную сумму, хотя была оплачена полная страховка, и машина совсем не премиум – VW Golf. На моё возражение: «…а какого, собственно?» ответили, что вдруг я не верну в назначенный срок и продолжу ездить. Сказали что, разблокируют дней эдак через семь, и клерк так покрутил рукой в воздухе, знаете, как лампочку заворачивают.
Прямо напомнил фагмент из известного фильма:
Но так как добраться другим способом не представлялось возможным, а перспектива остаться без транспорта не радовала, то решил дальше не спорить. Почему Мюнхен, а не Милан? Так было нужно.
Прошла неделя, пока не разблокировали. Вот переживаю, т.к. в аренду брал до этого два раза и давно, у HERTZ и ещё кого-то, не помню.
Санта Катерина
Небольшая тихая деревушка. От моей гостиницы до склона – пешком несколько метров. Выходишь прямо на склон и скатываешься к подъёмнику. Очень удобно. Но, как показалось, что где бы вы ни жили, всё равно любое жилье не далеко от склона – посёлок маленький. Хотя скибас ходит по всему посёлку, а также в Бормио.
Из плюсов – мало народа, красиво. Трассы красные, даже очень красные. Тем, кто не стоял на лыжах, для первого выхода в горы не советую. Но развивать технику - самое то. Рельеф переменный и интересный. Случайно услышал разговор двух наших парней. Один говорил другому, что нравится больше, чем в Бормио. Минус – трасс мало. Одного дня достаточно.
Наверху очень вкусный суп гуляш, очень густой и сытный – 9 евро, советую.
В посёлке пара прокатов и всего один мини маркет (по крайней мере, я больше не видел, хотя походил вечером), поэтому цены там туристические. В Бормио, где отовариваются местные и цены хорошие и выбор продуктов шире (сыры, вина, йогурты, колбасы, мясо, молоко и другая всячина, свойственная небольшому супермаркету). Жил в апартаментах, поэтому и пишу.
В Санта Катерине выбор лыж маленький. Взял вот эти. На три дня - 54 евро.
Очень хорошие, управляемые, устойчивые. Когда внезапно выносило на почти лёд, очень хорошо держали, и по буграм, как танки. Как они в офписте - сказать не могу, офпист не пробовал - снега было мало, а который выпал раньше, весь раскатали.
Вообще, уже в конце февраля пришла весна, а высота посёлка – 1700, кажется. Если в посёлке склон смотрит на юг, то вот так он выглядит:
Бормио
Территория катания и трасс значительно больше, чем в Санта Катерине, по типу - такие же очень красные и интересные. Но и народа в разы больше. Хотя на трассах не сказал бы, что много людей. На подъёмник – да, у кафе – да. А на трассе можно и одному оказаться. Здесь, в отличие от Санта Катерины, много лесных маршрутов.
Очень люблю катать в лесу, когда идёт снег. Красота вокруг. Под лыжами – ш-ш-ш-ш. Остановишься, шлем снимешь - тишина, слышно, как снежинки падают на ёлки, лицо подставишь под падающий снег, здорово! Но в этот раз снега нет - солнце, но тоже глаз радует. Окрестные горы во всей красе, город внизу, как с самолёта - на ладони.
Бормио – уже не посёлок. По альпийским меркам – город. Несколько церквей, старинный центр из камня. У подъёмника несколько автомобильных стоянок, и подземный паркинг – 3 евро в день.
Но самое лучшее впечатление произвело катание в Ливиньо.
Ливиньо
Ребята… это что-то. Красота. Лично для меня очень важным элементом горнолыжного отдыха является внешний вид окрестных гор, экстерьер, ну в общем, чтобы было красиво вокруг. Пока красивее я видел только на Corvatch в Санкт-Моритце. Но здесь окрестные горы тоже потрясающе красивы.Но есть минус – народ на первый подъёмник Carosello. Я ещё столько никогда не стоял в очереди. Наверное, минут 15 точно.
Уже подумал, а не плюнуть ли и вернуться в Trepalle (соседнюю гору), т.к., когда проезжал, то видел там на стоянке всего с десяток машин и пару человек у подъёмника. Но решил, ладно, раз уж приехал, уже в ботинках, в очереди, отступать не хотелось, посмотрю, что да как, и если наверху так же, то вернусь в Trepalle.
Но когда поднялся, то понял, что никуда отсюда не уеду. Так как трасс много, все люди как-то распределяются, и уже не скажешь, что много народа. Нет, люди как бы везде, но никто не мешает, в спину не дышит.
Трассы есть и синие, и красные, и крутые, и пологие, широкие и длинные, можно карвить от кромки до кромки в удовольствие, хочешь медленно, хочешь быстро, никому не мешаешь, и тебе никто не мешает.
Думаю, в Ливиньо можно спокойно три дня откатать и не будет скучно.
Отдельного внимания заслуживает дорога от Бормио до Ливиньо. Очень красиво. Я, в общем, поездил по серпантинам швейцарского Бернского Оберланда, австрийского Арлберга и других мест в Тироле и на своей машине тоже, и могу сказать, что этот маршрут не хуже, чем некоторые, так называемые, панорамные маршруты, которые, к тому же, платные.
Ролик о дороге из Бормио в Ливиньо:
Хотя, когда уезжал уже домой в Россию, было очень раннее утро (нужно было выехать заранее, так как, когда сюда приезжал, дорога из Мюнхена заняла 8 часов, и это без пробок) ощущения в темноте были иные, чем днём. Погода испортилась, ночью прошёл снег, кое-где было видно, что на дорогу сошли маленькие лавинки, которые ещё не совсем успели раскатать машины. Опустился туман и чем выше, тем он становился гуще, пока совсем не накрыло облако, и уже ничто не напоминало вчерашних красот, но опыт полезный. Цепи не потребовались, да у меня их и не было. Но после перевала, на верхней точке которого находится КПП Ливиньо, дорога пошла вниз, туман рассеялся и облако ушло, стало повеселее :)
При въезде/выезде из Ливиньо – КПП. Полицейские, или кто они там, проверяют, не везёшь ли ты из Ливиньо товаров больше, чем положено (Ливиньо – территория duty free). У меня почему-то всё время спрашивали только про сигареты.
Если кто поедет с территории Швейцарии – проезд по тоннелю Munt la Schera платный. Билет туда-обратно по ночному тарифу стоит 37 евро (в одну сторону что-то около 20). Заложите в свой бюджет. Для меня это было неприятным сюрпризом.
Тоннель – это длиннющий, в три с половиной киллометра узкий грот, прорубленный в горе. Очень необычный и интересный. Когда вернулся домой, то узнал, что у тоннеля есть свой сайт. Движение одностороннее, т.е., когда машины едут в одну сторону, на другой стороне машины ждут, и наоборот. Регулируется светофором.
Ну и как положено, на границе Швейцарии – пост, который не дремлет ни днем, ни ночью. Ехал обратно часов в пять утра, туман, снег. Стоит полицейский посреди дороги. Вопросы дежурные: откуда, куда, есть ли что декларировать, посветил фонариком в машину, проезжайте.
Отдельно хочется написать про итальянских водителей. Не знаю, как в остальной Италии, но на севере горячие итальянцы показали себя, вопреки слухам, очень вежливыми и аккуратными водителями. И это не Южный Тироль с австрийскими корнями, это чистая Италия. Но скорость за городом не соблюдают. Едут быстрее. Но, что интересно. Я-то скорость соблюдал, штрафы не хилые. Но никто не подгоняет, не моргает фарами и не сигналит. Тошнит сзади и всё, но когда появляется возможность, просто спокойно обходит. Якобы тихие швейцарцы уже давно бы матом обложили, и сигналили бы, и фарами бы моргали – проверено не один раз.
В районе Комо я проехал на желтый свет. Горел зелёный, а потом загорелся жёлтый, когда я подъезжал к светофору. Я, как водится у нас, проехал. Так задний водитель (я в зеркало заднего вида посмотрел) мне дальним светом: ты что, мол, с ума сошёл? Я прямо преступником себя почувствовал, и даже стало немного неловко, что немцев подставил. Машина-то с немецкими номерами.
В целом, регион очень понравился. Всем советую, да и Бог даст, сам с удовольствием съезжу ещё в следующем году.
С уважением ко всем горнолыжникам и любителям гор,
Борис.