К своим 18 годам московская спортсменка Анастасия Таталина прошла уже два чемпионата мира и стала участницей Олимпийских игр. На ЧМ-2019 в США она была близка к подиуму как никогда. Об итогах сезона, спортивных мечтах и планах на ближайший сезон она рассказала в интервью.
– Несколько дней назад ты вернулась из отпуска. Удалось отдохнуть от спорта?
– Наконец-то у меня получилось съездить в отпуск, потому что сезон был достаточно напряженный. Все получилось, как я и хотела, – отдохнула, а теперь готова снова в бой. После сложного сезона очень этого хотелось.
– Какими видами ты занималась до того, как остановилась на фристайле?
– Началось все с раннего детства, на самом деле. Чем я только не занималась, перепробовала очень много видов спорта: гимнастика, спортивная и художественная, спортивная акробатика, танцы, плавание, конный спорт. И только потом совершенно случайно попала во фристайл. Все это мне нравилось и приносило удовольствие, просто получалось по-разному – то мой тренер уходил, то еще что-то. Все плавно перетекало из одного вида спорта в другой. А лыжи мне нравятся по сей день, я чувствую, что это моя жизнь.
– Расскажи немного о своей семье?
– Я родилась в Новосибирске, а когда мне было три года, мы переехали в Москву. У меня большая и спортивная семья: родители, есть старший брат и младшая сестра, все мы занимаемся спортом. Брат играет в хоккей и этот сезон провел в КХЛ, во владивостокском “Адмирале”. Сейчас у него тоже перерыв между сезонами. Сестра занимается фристайлом, только другой дисциплиной – хаф-пайпом. Она тоже тренируется в составе сборной России. И наши родители в юности занимались конькобежным спортом, там и познакомились.
– Удается ли видеться с семьей?
– Это очень интересный вопрос. С семьей я вижусь, когда приезжаю домой на пять дней. Если получается, вижусь с сестрой – с ней все же почаще, иногда у нас бывают сборы и соревнования в одно и то же время и месте. В некоторых моментах я ей иногда подсказываю, как себя вести, как справляться с неуверенностью, со страхом. А с братом я не виделась примерно полгода из-за его и моих сборов. Как раз сейчас он в Москве, я этому очень рада. Когда мы были младше, то ходили на каждый его матч. Сейчас, когда они в Москве или Подмосковье, конечно же, я с удовольствием хожу на его игры. Мне безумно интересен хоккей. Я всегда стараюсь поддержать брата, и мне кажется, ему очень приятно, что семья пришла за него поболеть.
– Чему обычно посвящен короткий перерыв в межсезонье?
– Сейчас я на самоподготовке. Хожу в зал, поддерживаю форму. В этот короткий перерыв прохожу восстановительные процедуры, реабилитацию после сезона. Конечно, решаю вопросы с учебой. Сейчас у меня сессия, я езжу в институт и полностью погружена в учебу. И на сборах стараюсь все свободное время отдать этому вопросу. Очень многое нужно знать, приходится сидеть учить вечерами, даже летом. В выходные дни, конечно, можно подольше поспать, посмотреть какие-то сериалы или фильмы про фриски, те же влоги с соревнований, например, с X-games. У меня тоже была идея насчет влога, но пока она не реализовалась.
– Как проходят ваши тренировки летом?
– У нас достаточно разносторонняя подготовка. Летом мы занимаемся ОФП, есть сборы, которые направлены на общефизическую подготовку. Мы часто ездим в Чайковский. Также ездим на водные трамплины, на так называемую подушку и, конечно же, на снег. Летняя работа тоже довольно плотно расписана.
– Расскажи, как вы готовите программу?
– Вообще подготовка к сезону начинается с того, что ты распрыгиваешься, вспоминаешь свою старую программу, старые трюки. Потом если хочешь попробовать что-то новое, то пробуешь и далее вставляешь в программу. Это начинается с ОФП, на батуте. Потом на воде “распрыгиваешь” свою старую программу. После этого едешь на снег, потихоньку вкатываешься, а уже потом на подушке ставишь новые трюки. И последний этап – снова приезжаешь на снег и переводишь все туда.
– Есть ли планы изменить и усложнить свою программу к следующему сезону?
– Да, я бы хотела изменить джиббинг. Добавила бы новые элементы и немного усложнила его. Скорее всего, подучила бы какие-то элементы в прыжках.
– На чемпионате мира в США ты прыгала самый сложный свой прыжок. Исполняла ли его до этих соревнований и после?
– До этого на юниорском чемпионате мира я прыгала его в слоуп-стайле на финальной попытке. Благодаря этому я и заняла второе место. Перед чемпионатом мира в США у нас был двухнедельный сбор, там я второй раз попробовала этот прыжок и вставила его в программу биг-эйра. А после этого я на него больше не решалась – не всегда позволяет погода. На Универсиаде, например, был сильный ветер. Не хотелось бы травмироваться на таком достаточно сложном трюке.
– Есть ли различия в подготовке программы для биг-эйра и слоуп-стайла?
– В принципе подготовка одна и та же. Я бы даже сказала, что в биг-эйре немного попроще – там стоит один трамплин и есть три попытки, чтобы сделать два трюка. В слоуп-стайле ты должен проехать целую трассу, которая состоит из трех трамплинов и двух или трех перил. Там нужно доехать всю трассу, сделать три прыжка, идеально приземлить их, так же идеально проехать перила. В целом биг-эйр – такая же самостоятельная дисциплина. В США на чемпионате мира финальные соревнования по биг-эйру пришло смотреть очень много зрителей, тысячи человек. У них это очень популярно.
– Насколько приятно или наоборот волнительно выступать при такой большой аудитории?
– На самом деле я старалась не обращать на это внимание. Это еще один лишний фактор, который может сбить настрой. Ты просто прыгаешь свою программу, делаешь прыжки и отключаешься от всего. Но, например, на Универсиаде все было иначе. Мы выступали дома, в России, где все были очень добрые и позитивные. В Красноярске за нас тоже болело довольно много зрителей – все кричали, поддерживали. Это было невероятно приятно! Внимание к нашему виду спорта – это отлично. Он еще развивается и уже много кто знает о нем. Если бы публика нас не любила, он бы не развивался, мне кажется, не было бы такого интереса.
– В какие места тебе хотелось бы вернуться?
– Мне очень понравилось выступать в Италии, в Сейсер Альме. Там была солнечная погода без ветра, идеальные условия. Но на самом деле возвращаться приятно в любое место по всему миру. Со многими местами тебя связывают воспоминания: где-то ты трюк поставил, что-то новое сделал.
– Когда после окончания сезона прошло уже достаточно времени, можно оценить его. Насколько успешным он для тебя был?
– Относительно успешным – было очень много возможностей, которые я не до конца смогла реализовать. Я могла попасть в призы много раз, но, к сожалению, из-за разных факторов этого не случилось. Надеюсь, в следующем сезоне у меня будет больше опыта, я смогу серьезнее морально готовиться к стартам, настраивать себя и доделывать то, что я запланировала.
– После первого места в квалификации биг-эйра на чемпионате мира что помешало показать такой же высокий результат в финале?
– Сказалось волнение, в первую очередь. Плюс там надвигался шторм, был очень плохой прогноз. Нам провели квалификацию и финалы в один день. Дул сильный ветер почему-то именно в мою попытку – все девочки до меня ехали без ветра. Нам всегда не очень везет с погодой. Но там была и моя ошибка – я переволновалась и не смогла выполнить трюки, которые делала уже много раз.
– Свои лучшие результаты на Кубке мира – два четвертых места – ты показала на этапе в Фон-Ромё, во Франции. Это совпадение или там просто удачное место для тебя?
– Мы с тренерами тоже много обсуждали эту тему, что два раза в одном и том же месте у меня одинаковый результат. И оба раза у меня была стопроцентная возможность попасть в тройку, но из-за собственных ошибок я не оказалась на подиуме. К тому же трассы всегда разные: у нас много разных фигур, их постоянно меняют. Ни один раз не было такого, чтобы мы приехали и сказали: о, мы уже катались на той же самой трассе! Всегда будут разные трамплины в плане радиуса, разные джиббинговые фигуры. Так что я считаю, что это просто совпадение.
– Ты назвала сезон напряженным и сложным. Было больше соревнований или тренировок?
– Все вместе, я бы сказала. Наш сезон начался достаточно рано. В прошлом году после олимпийского сезона мы почти не отдыхали – в августе в Новой Зеландии проводилось первенство мира. И мы сразу начали готовиться к этим стартам, тоже очень важным для нас. То есть сезон начался рано, было много переездов, сборов, много стресса из-за соревнований. После окончания сезона я могу заняться здоровьем – не обошлось без маленьких травм, которые нужно сейчас подлечить, чтобы дальше продолжать прыгать.
– Какие цели ставишь на ближайший сезон?
– Я бы хотела очень стабильно проезжать свою программу. Даже если добавить туда пару новых элементов. Хочется стабильности, доезжать до конца запланированную программу. А вообще в карьере – конечно же, хотелось бы победить на Олимпийских играх, стать чемпионкой мира.
– Ты в 16 лет участвовала в первом чемпионате мира, в 17 – в Олимпиаде. Твои соперницы настолько же юные?
– У нас достаточно молодой вид спорта в плане возраста спортсменов. Есть лишь несколько девочек, которым около 30 лет, всего две, если не ошибаюсь. А средний возраст – от 16 до 22-23 лет. На своем первом чемпионате мира я была совсем неопытная. Это был первый сезон в сборной, я тогда только восстановилась после травмы колена и чувствовала себя еще достаточно неуверенно. Чемпионат мира в 2019 году стал более осознанным для меня, я уже была настроена войти в призы. У меня была цель – попасть в тройку. И сложность программы мне это позволяла. Если сделать все, как я умею, идеально, то тогда шансы сильно увеличиваются.
– С каким настроением ты поедешь на первый сбор?
– С хорошим настроением, отдохнувшей. Я уже очень сильно соскучилась по всем. На самом деле когда ты весь год проводишь с одними и теми же людьми, то потом дома тебе их немного не хватает. Поеду с большим желанием снова тренироваться.
Первый сбор команда по слоуп-стайлу и биг-эйру проведет в июне в Ярославле.
Наталья Будаева, пресс-секретарь ФФР
Фото из личного архива Анастасии Таталиной
Источник: ffr-ski.ru