Солнцезащитные очки, крем с повышенным УВ индексом, лыжи не забыть... Нехотя укладывая теплые вещи, я собирался на самый солнечный горнолыжный курорт Европы — Андорру. Во всяком случае именно так его называют профильные сайты. Затерявшаяся в Пиренеях, где-то между Испанией и Францией, страна настолько маленькая, что не имеет своего аэропорта и добираться туда нужно через Барселону. Не последнюю роль в выборе курорта сыграл тот факт, что испанцы дают уже первый шенген на полгода.
Ранний утренний рейс Аэрофлота радовал лишь возможностью добраться до Шереметьево по свободным дорогам. Плюс приятный бонус — сезонная акция, по которой комплект лыжного оборудования, лыжи+ботинки, можно провозить бесплатно, дополнительно к основному багажу. Учитывая, что Андорра это ещё и одна большая зона беспошлинной торговли, «магазинный рай» (опять же используя терминологию из интернета), пара лишних полупустых «сумок» очень кстати может пригодиться на обратном пути.
Самолет взлетел навстречу холодному восточному ветру и впереди наконец-то забрезжила узкая светлая полоска. Начинался новый день, а вместе с ним и отпуск.
Обычно после часа полета от Москвы на запад снежный покров постепенно сходит на нет и под крылом самолета весело зеленеет травка и дружно кучкуются ярко-оранжевые крыши домов. В этот раз белый ковер исчез, только когда мы пересекли альпийские вершины и подлетали к Лазурному берегу. Над Барселоной было безоблачное небо, яркое солнце, но довольно прохладно, всего 3 градуса.
В аэропорту мы погрузились в большой удобный автобус и без особых проволочек выдвинулись в направлении Андорры. Ехать предстояло на север, порядка трех-четырех часов с остановкой на обед. Дороги были свободные, погода хорошая, за окном мелькали различные пейзажи испанской глубинки, кое где местами лежал снег. Гид раздал всевозможные карты и другую справочную инфу и трещал что-то об истории этих мест. Остановились мы у придорожного ресторанчика, где был зал самообслуживания, куда мы и ввалились всем автобусом.
Дальше узкая дорога петляла в окружении гор, ныряла в туннель, шла по краю ущелья и вдоль отвесных стен. Без остановок мы пересекли границу Андорры и буквально через несколько минут оказались в столице этого карликового государства. Город Андорра Ла Велья, впрочем, как и все остальные города, расположен в горах вдоль одной центральной дороги, идущей транзитом через всю страну из Испании во Францию.
Все городские улочки узкие, по одной полосе в каждом направлении при полном отсутствии обочин. Водитель виртуозно протискивал казавшийся огромным автобус по городу, переезжая от одной гостиницы к другой.
Моя гостиница, Hotel Coray 3*, расположена в городке Энкамп. От столицы ехать минут 5-10 на автобусе. В ста метрах от подъемника Funicamp, огромного комплекса с многоэтажной парковкой, магазинчиком, кафе, камерой хранения, кассами... Ближайшей к столице базовой станции канатной дороги. Многоместные закрытые кабинки за 20 минут поднимают к центру самого крупного андоррского курорта Grandvalira, на высоту 2500 м.
Энкамп небольшой городок. Вообще определение «небольшой» можно использовать для всего, что есть в Андорре. Курортов всего два, упомянутая выше Grandvalira и Vallnord. Несмотря на громкое название, первый достаточно компактен, второй ещё меньше, хотя каждый по своему уникален. Grandvalira, по-крупному делится на два сектора катания Soldeu: El Tarter и Grau Roig — Pas De La Casa (Pas-Grau), по названию одноименных городков в районе базовых станций. От Фуникампа можно попасть в любой из этих секторов и вернуться обратно (см. схему ниже).
Столица маленькая, легко проходима пешком за пару часов, остальные города ещё меньше. В стране нет ни своих денег, ни своей армии, ни даже главы государства. Ею по очереди рулят испанцы и французы. Единственное, чего здесь много, так это магазинов, большинство которых сосредоточено в Андорра Ла Велье. В них огромный ассортимент товаров для спорта, одежды, парфюмерии, алкоголя, часов, техники... И всё это по очень невысоким ценам.
Так вот, Энкапм... Большинство гостиниц здесь расположены в шаговой доступности от подъемника, который находится на самой высокой части города, поэтому идти придется все время в гору. Непосредственно лыжных трасс рядом нет и возвращаться после катания необходимо также в кабинке подъемника. Как правило не бывает и снега. По городу также курсирует специальный бесплатный автопаровозик, объезжая самые удаленные уголки и доставляя лыжников непосредственно к Фуникампу и развозя обратно. У подъемника сконцентрированы различные спортивные магазины и пункты проката горнолыжного инвентаря. Можно договориться за небольшую плату, порядка 2,50 евро в сутки, для хранения здесь своих или взятых в прокат лыж и ботинок. Это удобный вариант для живущих в столице, поскольку им каждый день приходится добираться сюда и возвращаться обратно на автобусе.
Завтрак в гостинице начинался с 8 утра, а Фуникамп начинает работать с 9-ти часов или даже чуть раньше. Желательно подойти на посадку хотя бы до половины 10-го, чтобы спокойно без очередей уехать кататься. Ближе к десяти народ прибывает толпами на автобусах из столицы. Тут же образуются очереди в кассу, и на посадку в кабинки.
Скипассы продаются на один, два... Любое количество дней. Чем длинее период, тем дешевле выходит за день. Ещё в автобусе по дороге из аэропорта гид предлагает купить скипасс у него со скидкой, что обычно все и делают. В результате получаете на руки оплаченный чек, который в первый день нужно обменять в кассе подъемника на пластиковую карточку. Если этот первый день выпадает на выходной, то надо особенно пораньше подойти, иначе можно реально зависнуть в очереди.
Есть удобный вариант скипасса «5 дней из 7-ми» стоимостью порядка 190 евро. В этом случае можно в любой момент сделать перерыв в катании и потратить день, например, на шопинг в столице. Также по погодным условиям могут закрыть подъемник и день вынужденно пропадает, но деньги никто не вернет.
Погода в этот раз была щедра на сюрпризы. Сначала всю Европу заморозило небывалыми холодами. Наш сибирский антициклон дотянулся до самых южных уголков. Помните +3 барселонских, а в Андорре в день приезда на уличных градусниках светились цифры -10. Из окна автобуса было больно смотреть на людей, приехавших загорать, с поднятыми воротниками и закутанных в шарфы. Потом пошел снег и шел он весь день, завалив всю Андорру и половину Испании. В городах на улицах лежали сугробы, дороги даже никто и не пытался чистить, их просто обильно посыпали солью. Машины по этой снежной каше передвигались на цепях, особенно те, что пытались выбраться в строну Франции, поскольку дорога там проходит через горный перевал. Владельцы небольших магазинчиков своими силами расчищали подходы к ним.
Энкамп в снегу
Но что творилось на горнолыжных трассах, не передать словами. Тут я оценил все «прелести» катания в горах. Сильная метель и нулевая видимость. Наверху нет никакой растительности, всё вокруг белое, различить границу неба и земли невозможно, края трассы не видно. Участок, казавшийся ровным или подъем, на самом деле был продолжением спуска. При попытке остановиться и посмотреть под ноги начинало конкретно сносить крышу, горняшка...
На следующий день снег прекратился, ещё немного похолодало, хотя куда уж ниже, и поднялся сильный ветер, который начал сдувать снег и гонять его по склонам. Местные сводки утверждали, что в горах температура ниже 15 мороза, а ветер порядка 50 км./ч. Особенно доставляла «температура по ощущениям» в районе -30, -40 градусов. Но видимость слегка улучшилась. На небе угадывалось местоположение солнца. Порывы ветра подхватывали особо легковесных лыжников и валили с ног при сходе с креселок. В общем, эти дни очки и крема от солнца можно было даже не доставать из чемодана. А кататься без намордника было подвигом. Укрыться от ветра можно, например, в так называемом Иглу-баре. Это такая ледяная избушка на склоне.
Если вы что-то забыли из экипировки, всегда можно решить проблему, зайдя в ближайший магазинчик. Для более серьезного шопинга надо съездить в столицу. И я не преминул воспользоваться такой возможностью, когда на следующий день ветер был уж совсем шквальный, что даже стали отключать подъемники. Автобусы туда-обратно ходят регулярно до 9-ти вечера, ехать минут 5-10, остановка напротив гостиницы. Билет в одну сторону 1.50 евро, но представитель туркомпании бесплатно выдал проездную карточку на несколько поездок.
Как только автобус доехал до столичных окраин, я вышел на первой же остановке и пошел пешком по главной улице, вдоль которой расположены почти все магазины. Львиную долю составляет спортивно-горнолыжный ассортимент. По словам местных новогодние скидки уже заканчивались, а сезонные ещё не начались, но везде висели объявления о распродаже и бросались в глаза скидки в 20-30%. В общем, если не хватать первую же попавшуюся вещь, то можно найти выгодное предложение. Выбор огромен, от брендов слепит глаза. На одну и ту же вещь в разных магазинах цена может отличаться на 100-200 евро. В принципе в Андорру можно ехать налегке и всё, от лыж до солнечных очков купить на месте. Зачастую на ценниках старая цена заклеена более низкой, и от неё надо ещё отнять процент скидок.
Так я гулял весь день, до темноты, пройдя город туда-обратно в оба конца, заходя во всё, что попадалось по дороге. Свернул с оживленной улицы и пообедал в каком-то пустом ресторанчике. Дневное меню (menu del dia), куда входила тарелка супа и мясное блюдо с гарниром, плюс бутылка вина от заведения уложились в 15 евро.
Заблудиться в городе нереально, на улицах попадаются справочные киоски с маркировкой «i», где можно бесплатно получить карты города, схемы движения автобусов и прочая туристическая макулатура, в том числе на русском. Английский понимают практически везде, местами понимают русский. В крупных торговых центрах также есть справочные стойки, где работают русскоговорящие сотрудники. Во многих магазинах есть русскоговорящие продавцы. Поскольку поток туристов из России в Андорру с каждым годом растет, то и они стараются соответствовать. Магазины закрываются в 8 вечера, поэтому выходя на улицу с полными сумками, ещё можно успеть на обратный автобус.
Андорра Ла Велья
Если же шопинг также является целью поездки, то нужно выбрать отель в столице, но тогда придется до подъемников и обратно добираться на автобусе. У такого варианта есть ещё один плюс: можно кататься на разных курортах (а их два, как мы помним), поскольку автобусные маршруты в городе идут по одной улице, а дальше расходятся. Прямого сообщения между курортами нет. Если вы захотите перебраться с одного на другой, то в любом случае придется ехать через столицу с пересадкой. Нужно также учитывать что в автобус могут не пустить в лыжных ботинках, если это не специальный ски-бас, поэтому нужно решать проблему со сменкой и в данном случае удобен вариант с хранением своего снаряжения рядом с подъемниками (см. выше).
Дальше погода явно пошла на поправку, и следующие пару дней было тихо, тепло и солнечно, каталка была шикарная, практически по идеальным трассам. Вот тут-то и открылась настоящая Андорра, о которой пишут рекламные проспекты, кататься и ориентироваться стало легко и комфортно. Трассы здесь достаточно простые, деление по сложности довольно условное. На одной синей трассе придется толкаться палками, а другая будет покруче иной красной. На красных трассах могут встречаться достаточно пологие участки, и длинные выкаты, где приходится идти на палках. Высоты не слишком большие и перепад не превышает 500 м. Идеальное место для обучения или совершенствования техники. Несмотря на то, что курорт разделен на различные зоны катания с единым ски-пассом, можно за день искатать все, от края до края, останавливаясь в небольших кафешках на склонах и в долинах, чтобы перекусить или выпить чашку горячего шоколада, позагорать на открытых террасах и насладиться видами вокруг. На склоне вам могут попасться странные люди с фотоаппаратами, которые пытаются вас снимать, потом машут руками и что-то кричат вслед. Это штатные фотографы, у каждого из них свой номер, который они и пытаются до вас докричать. Этот номер также виден на небольшом плакате рядом с ним и надписью "Photo". Позже вечером или на следующий день в специальных студиях, по этому номеру и времени съемки можно отыскать и посмотреть свои фотографии, при желании приобрести. Удовольствие это недешевое (1 штука 9 евро), но кадры получаются качественные и профессиональные, оптика у этих ребят серьезная.
Сектор Soldeu — El Tarter
Сектор Pas — Grau
Кресельные подъемники на курорте работают до 16:30, а Фуникамп до 17:00. Около 16:00 по громкой связи начинают напоминать, что пора закругляться, на разных языках, в том числе и на русском. Т. е. надо перебираться в свою зону к:атания и спускаться. Повсюду расположены схемы и указатели трасс и подъемников. Так что в хорошую погоду потеряться трудно. На эту тему бывалые лыжники шутили, что даже если вы заблудились в горах, то к ночи вас найдет какой нибудь ратрак и привезет вниз :)
Так что часам к пяти я оказывался в гостинице, принимал горячий душ, пил чай и оставалось ещё пара часов, чтоб метнуться в столицу за покупками или прогуляться по узким и крутым улочкам Энкампа, проверить, а не приснились ли накануне ценники на вино-водочную продукцию и прикупить бутылочку каталонского вина. Ужин в гостинице начинался с восьми, но можно и задержаться.
Энкамп
Ну и на закуску к концу недели в Андорру приехал женский Кубок Мира по горным лыжам. Впервые здесь проводился один из этапов в слаломных дисциплинах. Для этого специально всю неделю готовили черную трассу в секторе Soldeu и всячески пиарили это мега-событие. Но погода вновь приподнесла сюрприз. Поднялся ветер и ударил мороз. Трассы были обледенелые и жесткие. Местами ветер сдул снег полностью, что даже проглядывала земля и трава. Особенно там, где нет снежных пушек. Также в сильный ветер с гор на трассы выносит россыпь мелких камешков, так что лыжи могут пострадать. И хотя подъемники работали, соревнования отменили из-за ветра. В тот день я катался именно в том секторе и случайно выскочил на край кубковой трассы, за основным ограждением и не без труда смог проехаться по ней. Реально крутая и жесткая. Ну, теперь-то лыжную программу можно считать выполненной.
Soldeu, кубковая трасса Avet
Прогноз погоды опять обещал морозную ночь, а самолет у меня был также утренним и выезжать из гостиницы пришлось ещё затемно. Завтрак мне выдали сухим пайком в виде огромного сендвича и пакета сока. Автобус сначала объехал несколько гостиниц и затем взял курс на Барселону. На границе Андорры мы остановились и пограничник осмотрел багажное отделение. Вообще-то существует ограничение на вывоз алкоголя, порядка 1,5 литра на человека. Но ни одна из сумок не вызвала подозрений и мы поехали дальше. На полпути остановились на завтрак в том же придорожном ресторанчике и уминали наши сендвичи за чашкой кофе.
В аэропорт приехали заранее. Испанцы долго возились с регистрацией, но время для duty free осталось — всё было раза в полтора дороже Андорры. Вот теперь можно и домой...