Об этом и о многом другом узнали старшеклассники Калининского района на встрече с ней в школе N 207. Организатор этого своеобразного брифинга начальник отдела культуры и спорта районной администрации Николай Козлов признался, что был личный интерес встретиться с выдающейся биатлонисткой — среди руководителей района много бывших спортсменов, лыжников в том числе. Хотя глобальная цель все-таки не в этом: «Если хоть кто-то из этих детей захочет подражать не киношным суперменам с квадратными головами и не соседу-наркоману, вернувшемуся из тюрьмы и покоряющему зеленых пацанов «блатной романтикой«, а настоящей героине, которой стоит подражать, — это уже будет хорошо».
Анну Ивановну (кстати, не все школьники, наверное, знают, что по имени-отчеству ее называют и в сборной, включая главного тренера российской сборной Валерия Польховского — такой вот знак уважения) пришлось немного подождать. В ее ежедневнике длинные перечни мероприятий на каждый день. Но двести ребятишек терпеливо ждали, и, что примечательно, никто не ушел. Вопросы задавали в основном про спорт и еще про детство, как подобает подросткам.
В самом начале Анна Богалий-Титовец призналась, что стала заниматься биатлоном с 12 лет. До этого пробовала себя во многом: занималась шахматами, спортивными бальными танцами, ходила в зоологический кружок и плела макраме.
— К биатлону мои родители тоже не отнеслись серьезно. Думали, похожу месяц и брошу. Но оказалось, это на всю жизнь.
Из школьных предметов Аня любила алгебру и физику. Наверное, поэтому поступила в СГУПС на факультет экономики. О школьных годах и учителях она всегда вспоминает тепло и материально поддерживает свою родную школу в Вологодской области, которая, между прочим, названа ее именем.
Для многих было неожиданно услышать, что у лыжников, представителей зимнего вида спорта, зима — время «отдыха«. Самые тяжелые и сложные тренировки проходят летом. Причем это вовсе не обязательно бег на лыжах и занятия с оружием. Тренировки биатлонистов включают в себя плавание, велоспорт, командные игры — футбол, хоккей, силовые упражнения. Кстати, командные виды спорта Анна не очень любит, потому что там «кто-то бегает, а кто-то пристраивается».
Неожиданных ответов от олимпийской чемпионки ребята услышали достаточно. Оказалось, например, что для нее особенно тяжело слышать слова поддержки от болельщиков.
— Тебе все кричат: «Аня, давай! Аня, мы с тобой!» А ты начинаешь думать: «Вдруг я их подведу, вдруг я не смогу?»
А один вопрос из зала, наверное, оказался неожиданным и для нее: «Чем Анна Богалий отличается от других спортсменов?» Чуть подумав, призналась:
— У меня никогда не возникало ненависти к сопернику, который меня обогнал. Хотя многие говорят, что специально вызывают в себе неприязненные чувства к соседям по лыжне — якобы их это подхлестывает. Не знаю. Для меня всегда, причем не только в спорте, главный соперник — я сама. И если уж испытывать какие-то чувства, то по отношению к себе. Но и страха перед сильными соперниками у меня тоже никогда не было. Все люди устроены одинаково. Ни у кого нет батареек «энерджайзер» внутри. Более того, по моим наблюдениям, примерно 50 процентов спортсменов на соревнованиях физически подготовлены одинаково. Так что личная победа во многом зависит от настроя, от психологической подготовки.
— А как соперники относятся к вам? — опять раздался из зала непростой вопрос.
— Если говорить о международных соревнованиях, то в последние два-три года, к счастью, отношения изменились в лучшую сторону. На лыжне мы — соперники. Но во всем остальном — друзья. Люди стали поддерживать друг друга, общаться. Были годы, когда «спортивная злость» распространялась не только на состязания, а буквально на все.
А самый неприятный осадок оставила, конечно, печально знаменитая Олимпиада в Солт-Лейк-Сити. Там, говорит Анна, просто царила атмосфера интриг.
Во многом представление школьников об олимпийцах складывается из сообщений в прессе и телевизионных репортажей. Они знают, например, что теперь за каждый выигрыш спортсмены получают не только медали, но и солидные премиальные. А потому, думают многие из них, и хобби, и пристрастия у профессионалов должны быть особенными. И вновь неожиданность! Оказалось, что знаменитая спортсменка отдыхает не на сафари и не на Гавайях, а — при ответе зал необычайно оживился — садится на диван с пяльцами, коробкой ниток и… вышивает. Но при этом Анна никогда не расстается с ноутбуком и мобильным телефоном. Для нее, как уже было сказано, друзья — одна из главных ценностей в жизни.
— Когда я в 20 лет попала в российскую сборную, сразу сказала своим подругам: «Девчонки, если заметите у меня какие-нибудь проявления «звездной болезни« — скажите». Я не люблю этого в людях и не хочу, чтобы это было во мне. Тем более, слава — она проходит. И когда она пройдет, к человеку все равно будут относиться как к человеку — хорошему или плохому, а не как к носителю лаврового венка.
Старшеклассницы не без удовольствия услышали также, что Аня, как и они, и тысячи других молодых девушек, любит тусовки и дискотеки. А вот даже перед походами на светские рауты принципиально не пользуется косметикой — «Красоту не замажешь!» и предпочитает спортивный стиль — «Зачем я буду надевать обувь на каблуках, если чувствую себя в ней некомфортно? Или какое-нибудь замысловатое платье, в котором не смогу нормально двигаться?»
Насчет особой спортивной диеты Анна говорит, что «ничего такого не придерживается». Единственное, чего не позволяет себе никогда, начиная с 20-летнего возраста, — торты и пирожные. Еще не ест жареного и жирного. Но не потому, что тренер запрещает, а просто сама не любит. Ей гораздо больше нравятся яблоки, разные овощи и… каши на воде. Правда, об этом она предпочитает с некоторых пор не очень распространяться.
— Я раньше на вопрос о своем любимом блюде отвечала — гречневая каша. Но теперь я так не говорю, потому что, куда бы я ни пришла в гости, меня начинают угощать гречневой кашей.
Недавно Анна научилась водить подаренный президентом по случаю победы на Олимпиаде «Лексус». Самым сложным для нее было почувствовать габариты машины. Все-таки большой джип — не совсем женский автомобиль. Тем более она, вопреки расхожему мнению о спортсменках, фигуру имеет миниатюрную. Несмотря на это, винтовка весом 4,5 килограмма — ее лучший друг и соратник в спортивной борьбе. Анна к своему оружию относится как к чему-то очень личному: никому не доверяет чистку и смазку, оберегает от чужих рук и посторонних взглядов.
Сейчас наши биатлонисты вооружены немецкими винтовками. Но, по убеждению Анны, лучше русского оружия нет. А вот в ответ на реплику, что президент должен был подарить спортсменам отечественные, а не японские машины, Анна отреагировала не совсем патриотично: «Спасибо, не надо!» Мальчишеская часть зала понимающе и солидарно загудела.
А в заключение был традиционный вопрос о планах, ответ на который наверняка окажется успокаивающим для болельщиков со стажем. До 2010–2014 года Анна Богалий-Титовец твердо намерена выступать. А по окончании спортивной карьеры: «Буду развивать спорт. Может, займусь спортивной психологией. Я сейчас читаю очень много книг на эту тему. А может, буду работать в сфере, связанной с экономикой и менеджментом спорта, — ведь у меня будет экономическое образование».