Пингвина, увы, Кирилл не погладил, но он смог сделать то, что доступно, пожалуй, единицам людей на всей земле - покататься на леднике в самой отдаленной точке планеты. Благодаря его опыту катания, можно было узнать до мельчайших деталей все подробности. Возможно, кто-то не знает, отмечу, что Кирилл очень талантливый экстремальный фотограф, известен во всем мире. На его снимках можно увидеть всех ведущих райдеров России и не только. Естественно, фотоотчет с невероятной поездки еще более захватывающий, чем сам рассказ. Я очень захотела, чтобы об этом узнали как можно больше людей, ведь Австрией нас, старперов - горнолыжников уже не удивить, разнообразим фантазию.

- Как возникла идея полететь в Антарктиду?
- Есть фонд, который поддерживает разные крутые приключения. Его владелец- швед, у которого огромный бизнес и он сам путешественник. Он создал фонд Mamont Foundation, который поддерживает такие проекты. Раз в год они сами организуют приключение куда-либо. Я с ними был два года назад на плато Путорана, в прошлом году не получилось поехать, они съездили на острова у Сахалина, а в этом замахнулись на Антарктиду и я попал. Команда состояла из 10 человек. Когда писал, что дорого - это очень дорого. Съездить на побережье стоит 10 тыс. долларов, а в этот лагерь на леднике, который находится в глубине материка - 50 тыс.
- Так в команду может попасть любой желающий с 50 тысячами или же есть еще какие-то требования к участникам?
- В команду может попасть тот, кого пригласили. А за 50 тыс. можно сгонять и самостоятельно.
- Команда собирается со всего мира?
- Нет, это была русская команда. Пути всего два: отправиться на корабле к берегу материка и посмотреть айсберги, пингвинов и китов, либо полететь на самолете ближе к центру. Если вы не ученый и вас не пригласили на одну из станций (есть сезонные и круглогодичные), то единственный вариант - это отправиться в международный коммерческий лагерь ALE на леднике Union Glacier в западной части Антарктиды. ALE или, иначе говоря, Antarctic Logisctics and Expedition - компания, которая с начала двухтысячных годов организовала сезонный (с ноября по январь, когда в Антарктиде лето) лагерь для всех желающих, кто мечтает добраться до материка, покорить Южный полюс или сделать какую-нибудь немыслимую экспедицию.
Добраться до него можно на самолете Ил-72, который в зависимости от погодных условий и загрузки, прилетает сюда каждые 3-4 дня с юга Чили - из города Пунто Аренас. Лететь нужно около 4 часов. Опять же, стоит отметить, что Антарктида - гигантский материк. Не огромная льдина, как на Северном Полюсе, а именно материк, по размерам похожий на Россию (14млн км2 в сравнениии с 17млн км2), вот только живет здесь 5000 человек летом и всего 1000 зимой. В Западной части, в 1000км от Полюса расположен ледник Union Glacier, где и находится лагерь ALE. Поскольку управляют им американцы, то и уровень сервиса и весь менеджмент здесь просто запредельный. Все сделано для того, чтобы вы как можно комфортней и эффективней могли выполнять свою задачу. А уж отдыхать, исследовать или искать приключения - решать вам.

Лагерь делится на несколько зон - жилую, где находятся палатки клиентов, общественную: тут и тенты для отдыха и питания, туалет, душ, а также рабочую зону, где расположен палаточный лагерь сотрудников, гаражи с техникой и инвентарем.
Жить в палатках достаточно комфортно. Тебе выдают двойной теплый спальник, а благодаря тому, что круглые сутки светит солнце, температура внутри палатки колеблется от +20 до -5 в ночные часы, когда на них падает тень от ближайшей горы. Весь лагерь огорожен флажками. Основная опасность - это трещины. Поскольку это единственный в мире постоянный лагерь на леднике, то трещины - это главная тема всех встреч по безопасности. Антарктида - ледяная пустыня. Тут очень мало осадков, а также практически нет изотермических процессов, но бывает сильный ветер. Снегом переметает трещины и получаются снежные мосты. Они хрупкие и, наступив на такой, есть шанс провалиться и разбиться. Трещины достигают глубины 50-60 метров, а по размерам (нам показали видео) как в одну из них может провалиться ратрак. Только на следующий год его смогли достать на поверхность.
Высокая стоимость пребывания в лагере обусловлена уровнем безопасности, а также сложной логистикой доставки грузов и техники. Остановиться здесь на неделю стоит около 30-40 тысяч долларов. Тем не менее, желающих достаточно, более того, я скажу, что нигде в мире не встречал такое скопление, по-хорошему, ненормальных людей, одержимых настоящими путешествиями и открытиями. Находиться там и общаться с ними крайне интересно.
Кто сюда едет? Есть несколько групп клиентов. Конечно, это ученые и исследователи из тех стран, у кого нет собственных баз. Напомню, что любая страна в мире может создать свою научную базу в Антарктиде, этот материк не принадлежит никому и лишь строго охраняется различными международными организациями. Кроме ученых, конечно, это путешественники. Очень популярно направление на сам Южной Полюс. От лагеря нужно ещё несколько часов лететь на самолете и стоит это ещё 30К$. Много людей мечтает покорить самые высокие вершины всех континентов и отправляется на массив Винсон, самую высокую гору Антарктиды, до неё в базовый лагерь лететь ещё 170 км.

Для нашей группы Mamont Cup была составлена особая программа приключений. Захватывать полюс или переходить материк на лыжах мы, конечно, не собирались, но и сидеть в палатках - это не про нас. Вокруг главного лагеря было несколько очень интересных локаций, одна из них - это ледник Дрейка - огромный массив льда, постепенно двигающийся и стекающий вниз. Ледники только кажутся неподвижными. Да, много где в мире они тают и стекают горными реками, а здесь они просто ползут. Например, место, где стоит лагерь, смещается каждый год на 50-70 метров.
Ещё одна особенность Антарктиды - ты не можешь оценить расстояние. Кажется, что перед тобой стоит гора и до неё идти минут 10, а оказывается, что до неё 10км и её высота более 2тыс. метров. Из-за отсутствия влаги и в крайней степени прозрачности воздуха, расстояния вообще не ощущаются. Ты отходишь от машины, идешь несколько часов, а она вот, стоит, и кажется, что вернуться до неё 5 минут. С ледником Дрейка тоже самое.
Второй частью нашей программы была дневная экспедиция на снегоходах до другого лагеря. Из этого лагеря можно отъехать и посмотреть на самую высокую гору Антарктиды - массив Винсон 4892м. Поездка и восхождение на него стоит от 45 тысяч долларов и является самой дорогой в списке восхождений на самые высокие горы семи континентов (восхождение на Эверест стоит от 40К$)
Обратно из лагеря мы возвращались на самолете и осмотрели соседние вершины и горы, в том числе и массив Винсон, который был в 160км от нас.
Немного о катании. Самое сложнодоступное катание не всегда самое крутое. Если говорить о качестве снега, то это задутый фирн. Год от года он уплотняется, под своей тяжестью тает и становится частью ледника. В зависимости от экспозиции склона, он будет либо с голым льдом, либо с задутым снегом. Главная опасность, опять же, закрытые трещины. Провалиться в них очень легко и нужно знать, где они находятся, а значит передвигаться только группой с гидами. Гиды, которые были с нами, супер профессионалы. Работать и отдыхать с ними было одно удовольствие! Ещё один бонус к катанию - тот след, который вы оставите своими лыжами или сноубордом, будет заметен ещё долгие долгие годы - можно вписать свой след в вековую историю Антарктиды. Я в эту поездку взял и обновил свой Сплит-борд LibTech. Это специальная доска, которую можно разъединить в лыжи и, переставив крепления, идти в них, вместо того, чтобы проваливаться, идя в ботинках и неся на спине сноуборд.

- И какая была температура воздуха в поездке?
- Минус 10-15 градусов. Сурово там зимой, а мы были летом. Если приходил ветер и облака, то может опуститься и до -30, но нам повезло с погодой. В начале застали почти 0. Плюс ко всему постоянно на солнце, потому что полярный день.
- Какой кондиции снег при очень сухой влажности?
- Снег не меняет кондицию. Это ледяной фирн, всегда задутый и всегда рассыпчатый, перемороженный. Катить по нему хорошо, но иногда попадаются сильные заструги.
- Вы заранее обговаривали с гидами, что будете с лыжами и сноубордами?
- Да, мы предупреждали.
- Удивились или это обычная история для них?
- У них есть свой прокат для таких желающих, но в основном туда едут ученые или в экспедиции по Антарктиде, пешком или на лыжах.
- Физически там катать проще или сложнее, относительно ледников Альп, например?
- Совсем другое. Из-за трещин кататься можно только в определенных местах. Это главная опасность. В отличии от ледников в Европе и России и вообще везде, тут почти нет снегопадов а значит трещины не сильно засыпает и можно провалится. Кататься сложней, много застругов, бывает лёд голый и паудер очень жёсткий. Как задутый снег когда давно не было снегопада.

- Сколько удалось сделать спусков?
- В первый день поднимались на снегоходе и получилось много спусков. Во второй день один подъем в сплите и спуск, потом ещё, наверное, раз 5 в другой локации. Остальные дни мы не катались. Один день запускали кайт, там можно рассекать по полям. Пару дней были на другом леднике и гоняли на ледяную стену заниматься ледолазанием.
- На какой высоте находился лагерь?
- Что-то около 500м над уровнем моря. При этом льда под нами был километр. Катали на +1000 метров, может больше, но не сильно.
- Как реагировал организм на сухой воздух?
- Нужно много пить и следить за здоровьем. Там был доктор, но в случае серьезных проблем эвакуация крайне сложная и продолжительная. А так горло, кашель и сопли стандартно у всех.
- А что серьезного может произойти, например? Стандартная горняшка при 500 и 1000 точно не наступит.
- Там есть и выше вершины. Мы ходили до 2000, но и это для горняшки не высота. Я говорю про травмы переломы и всякие осложнения типа воспаления легких.

- Что за психоделический оранжевый костюм в конце твоего отчета в блоге?
- Это Iceindigo- костюмы которые дали нам специально для этой экспедиции. Они создавались для российских северных войск, спецназ и т.п. Выдерживают до -80. На английском такое называется survival suit. Если вы попадете в серьезную беду, то единственное, что спасёт- это они.
- Если бы не стоимость поездки, захотел бы еще раз посетить Антарктиду?
- Думаю, да. На побережье точно!
На следующий день после нашего диалога у Кирилла родился второй сын, с чем от души его поздравляю! Они уже сейчас могут гордиться своим папой и ему точно будет что рассказать своим внукам или даже поехать в очередной раз в Антарктиду с ними.
Еще больше фотографий можно увидеть в блоге: http://kirillumrikhin.com/blog/antarktida-samyj-nedostupnyj-materik
А сейчас идет голосование за лучшее видео из путешествий, среди которых участвует и видеоотчет из поездки Кирилла. Будет здорово, если мы все поддержим нашего соотечественника: https://www.poll-maker.com/poll1954400x7a424728-53