Последней гонкой горнолыжной программы Олимпиады в Сочи, как известно, был мужской слалом. Многие видели это «действо» по телевизору – целиком и во всех подробностях. Многих привело в недоумение то, что происходило во время второй попытки – многочисленные сходы и дисквалификации среди лидеров, которые затем в очень эмоциональной форме прокомментировал один из олимпийских «неудачников» швед Андре Мюрер в адрес постановщика второй трассы. Тем не менее, есть кое-какие моменты, которые по телевизору не показывали, но которые все же имели место быть.
Начнем сначала. В соревнованиях были заявлены 117 участников, представлявших 62 команды из разных стран мира – беспрецедентное количество, до этого рекорд принадлежал Зимней Олимпиаде в Ванкувере (102 участника из 56 стран). По времени первая попытка длилась более 2 часов, и это при том, что «дальние» номера стартовали практически один за другим, как на конвейере. С трассы они тоже сходили «конвейерным» методом – один за другим. Смысла смотреть все это, а тем более вникать в то, что происходило после старта 50-го номера, не было абсолютно никакого. Единственный человек, старта которого многие ждали, был 55-летний Хубертус фон Хоэнлоэ, представляющий команду Мексики.
Для справки: Хубертус фон Хоэнлоэ (Hubertus von Hohenlohe) или Хубертус Принц цу Хоэнлоэ (Hubertus Prinz zu Hohenlohe) родился 2 февраля 1959 года в столице Мексики, Мехико. По решению своего деда имеет гражданство Княжества Лихтенштейн, по рождению – гражданин Мексики, где его отец разворачивал производство автомобилей Volkswagen. Профессиональный фотограф, поп-певец и горнолыжник. В декабре 1981 года дебютировал в соревнованиях Кубка мира за команду Мексики. Тогда же выиграл спор на 5 бутылок шампанского с австрийским горнолыжником Вернером Гриссманном, который утверждал, что сможет опередить Хубертуса более чем на 10 секунд. С 1981 по 1988 год Хубертус 5 раз попадал в топ-10 в горнолыжной комбинации (сумма результатов соревнований по скоростному спуску и слалому), а затем стал участвовать в соревнованиях лишь Чемпионатов мира или Олимпийских игр, причем в прошлом году был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый возрастной участник соревнований в Шладминге. Всего «на счету» фон Хоэнлоэ участие в 15-ти мировых чемпионатах и 6-ти Олимпиадах (включая Сочи).
В Сочи Хубертус к Олимпиаде оказался не готов – «навернулся» где-то в верхней части трассы, и для него соревнования закончились. Пресс-центр, откуда я смотрел заезд Хубертуса, оживился при его появлении на старте, а после бесславного падения многие просто хохотали в голос.
Помимо «мексиканца» Хоэнлоэ стартовый протокол соревнований по слалому представлял весьма пестрое зрелище. Здесь было полно участников, в чьих странах никогда не видели снега. Зимбабве, Остров Тимор, Бразилия, Таиланд – вот далеко не полный список горнолыжных «экзотов», с соответствующей подготовкой спортсменов. Все это действительно напоминало цирк, правда, уже не Белый, не лыжный.
Постановщиком первой трассы был немец Альберт Доппельхофер, который поставил достаточно открытую и скоростную трассу – лучшее время (Марио Матт, Австрия) составило 46,70 с. Возможно, Доппельхофер руководствовался интересами своего спортсмена, Феликса Нойройтера, который незадолго до своего приезда в Сочи попал в автомобильную аварию и был не совсем здоров. В первой попытке Нойройтер показал 7-е время, проиграв Матту 0,87 с и, в принципе, имел неплохие шансы на медаль – конечно же, в случае успеха во второй попытке.
Интересно, что испытание даже первой, достаточно динамичной трассой не выдержали 40 спортсменов – из 117-ти. Во время начала заезда многочисленных «экзотов» тренерская «биржа» опустела - смотреть уже было не на что. Там остался один лишь Анте Костелич.
Для справки: Анте Костелич родился 11 августа 1938 года в Загребе (бывш. Югославия). Занимался многими видами спорта, в молодости получил прозвище «Гипс» - из-за своей гиперактивности часто получал переломы рук и ног. Тренировал югославские команды по гандболу, плаванию и горнолыжному спорту. Накопив опыт тренерской работы, начиная с 1990-х регулярно вывозил своих детей, Яницу и Ивицу на горнолыжные старты в Европу, где из-за отсутствия средств им часто приходилось жить в собственной машине. В итоге Яница стала 4-кратной олимпийской чемпионкой, 5-кратной чемпионкой мира и трехкратной обладательницей Большого хрустального глобуса. Официально завершила карьеру 19 апреля 2007 года. Ее старший брат Ивица стал чемпионом мира по слалому в 2003 году, принял участие в трех Олимпиадах, где выиграл 4 серебряные медали. По итогам сезона 2010/11 стал обладателем Кубка мира.
Костелич-старший смотрел на спортсменов, один за другим выкатывающихся на финиш (интервал старта был 30 секунд), и ему явно хотелось о чем-то поговорить. Наконец он увидел знакомого тренера команды Германии и обратился к нему с настоящей пламенной речью. «Ты посмотри, что происходит!», - показал он на трассу. «Это ведь полная бессмыслица. Этот человек прикрывается олимпийскими лозунгами – ты знаешь: Citius, Altius, Fortius (Быстрее, Выше, Сильнее). На самом деле это Медленнее, Ниже, Слабее (в его интерпретации на немецкий это прозвучало как Unter-Citius, Unter-Altius, Unter-Fortius). Ничего общего с Олимпиадой, где должны выступить самые достойные, ты понимаешь? Весь этот балаган нивелирует спорт высших достижений, унижает достоинство спортсменов».
Имен Анте не называл, полагая, что и так всем понятно, о ком речь. Имел ли он ввиду Хубертуса, который «продавливает» через FIS олимпийские квоты «экзотам» и выступает против квалификационных заездов в гиганте и слаломе, или же спортивного директора мужских гонок Гюнтера Гуяру, с которым у Анте уже давно натянутые отношения, понять было трудно. Тем не менее, при постановке второй трассы олимпийского слалома, Костелич отыгрался именно на спортсменах.
Вместо 60-ти ворот, поставленных немцем Доппельхофером, Анте воткнул на коротком слаломном склоне на 7 ворот больше – 67. Но если бы дело было только в количестве ворот: хорватский тренер несколько раз изменил траекторию спуска и сделал слаломную трассу настолько неудобной для многих горнолыжников, что один из «неудачников» второй попытки, швед Андре Мюрер, по окончании гонки эмоционально обозвал Анте «старым идиотом».
По сути, Костелич лишил возможности показать результат таких спортсменов, как Лигети, Нойройтер, Мёльгг, Пинтуро и Гранж – все они сошли с трассы во время второй попытки. О менее опытных, но более «экзотичных» слаломистах речь вообще не идет – «несть им числа». Даже победитель гонки, австриец Марио Матт, быстрее всех прошедший первую трассу, на второй «мучился» почти на 10 секунд больше и показал 6-е время. Чего, впрочем, оказалось достаточно для олимпийского «золота». А вот лучшее время на творении Анте показал человек, которого в фаворитах никто не считал – словак Адам Зампа, в итоге поднявшийся на 6-ю строчку в финишном протоколе.
Серебряный призер Олимпиады в Сочи, Марсель Хиршер, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции после окончания соревнований, заявил, что лично он на постановщика второй трассы не в обиде. «Все были поставлены в одинаково тяжелые условия. Кто-то доехал, кто-то нет – но это ведь Олимпиада, а не студенческие игры, не так ли?»
Предыдущие "олимпийские статьи" с вкраплениями спортивной тематики:
Изговнял-таки слалом "старый идиот!"