Что ж, красиво зажигает Антон на своих, прямо скажем, весьма неожиданных лыжах. Ручки за спину заложив, выписывает дугу за дугой по поляне с гордым видом. И есть чем гордиться, пожалуй: то ли встал рядом с Atomic’овским Dubledeck`ом, то ли вообще его за пояс заткнул…
Как оно большей частью бывает, ищешь что-нибудь одно, а находишь совершенно другое, но страсть как интересное, грех пропустить. Да и сами посудите, как пройти мимо такой лыжи с таким количеством инноваций и «систем». Это же чистый hi-tech! И обкатывается уже более 2-х лет, но что-то вот на глаза не попадался. Ну да ладно - лучше поздно, чем никогда.
Автор этой диковинной лыжи, да и единственный производитель тоже - Anton Wilson, инженер по образованию и изобретатель по жизни. Начав кататься в зрелом возрасте и встретившись с проблемами в обучении на «традиционных» лыжах, он быстро сообразил, чего этим лыжам не хватает. Он тогда продал свой дом… тьфу, черт – бизнес! И занялся исключительно лыжами. Ну и соответственно изобрёл то, что вы видите, и то, что ещё увидите на его сайте с различными вариациями, демонстрациями и восторженными отзывами различных специалистов.
Нам же интересно, чего на сайте нет или непонятно: как же это устроено и как работает. Совершенно очевидно, да это неоднократно подчеркивается и самим Wilson’ом, что целью этой замысловатой конструкции является управление распределением давления по длине лыжи, которое трудно осуществить в «незамысловатой» лыже. Dubledeck тоже был для этого придуман, да и не один он. Если, к примеру, умело скрестить шасси креплений LineReaktor (картинка есть здесь) с горбатой лыжей, получится очень похожая конструкция. Но похожая - не значит такая же.
К сожалению, из материалов сайта трудно понять, что как устроено и как работает в этой лыже. К тому же завораживающие слова «первая в мире лыжа с активной подвеской» прямо подталкивают разобраться, что к чему и в чем эта «активность» заключается. Не первый раз уже в искристом чистом воздухе горных склонов потянуло рекламным бензиновым дымком ихнего Avtoproma. Сначала Head анонсировал свой KERS от Формулы-1, теперь вот «активная подвеска», которая тоже не для бедных. Может, по порядку и наоборот, да это не важно. Активная подвеска подразумевает наличие каких-либо активных силовых элементов, чего на картинках не видно. Вот у KERS’а они точно есть, хотя их тоже не видно. Поэтому возникает подозрение, что у Антона внутри корпуса шасси или где ещё есть что-то такое, что претендует на «активность». Пришлось это что-то искать в его патентных материалах. Безрезультатно, правда, но об устройстве подвески, пусть и не очень «активной», представление получить удалось. «Подвеска» здесь совершенно уместное слово, поскольку никакие элементы, находящиеся вне собственно лыжи, не имеют с ней жесткого соединения.
Сейчас мы рассмотрим устройство Антоновой подвески по материалам патента. Нужно сказать, что в патенте Wilson постарался предусмотреть все возможные реализации подобной подвески, поэтому там присутствует множество различных вариантов, из которых мы приведем только основные, которые дают представление о конструкции. Начнем с самой лыжи.
Используемая для приведенных на сайте моделей лыжа в плане геометрии не представляет ничего особенного, разве что профиль бокового выреза у неё фирменный, «Антоновский». Но из каких предпосылок он получен, - это остаётся за кадром (в патентных материалах есть «Антоновские» профили, но, опять же, без всякой аргументации). А вот изгибная жесткость этой лыжи «примерно вдвое меньше, чем у лыжи для любительского катания». Так, почти дословно, написано в патенте. И весового прогиба у неё нет совсем, т.е. она плоская, как доска. Но если на неё «навьючить» всю «амуницию» и соответственно настроить, то она становится очень даже прогнутой.
На этой картинке довольно хорошо видно, что вся «надстройка» под ботинком крепится к лыже через две закладных стоечки. Это слегка отличает реализацию от патентного описания, но в лучшую сторону. В патенте приведена следующая конструкция.
К лыже 12 непосредственно крепится деталь 13 с двумя стойками по краям, в которых выполнены два отверстия, заполненные эластомером 30 с дыркой 15 в центре. Металлическое шасси 16 плотно садится на стойки детали 13 и фиксируется на них двумя штифтами 17, проходящими через отверстия 15 и соответствующие отверстия в корпусе шасси. Штифты фиксируются с двух сторон винтами 33. Таким образом, шасси подвешено к лыже через упругие соединения, которые предоставляют ему некоторую подвижность в продольной плоскости. Как известно всем автомобилистам, такое соединение именуется сайлентблоком. Обратим ещё внимание на эластомерные блоки X и Y на Fig.2A.
В шасси 16 располагается корпус 22, внутри которого находится пружина, к концам которой прикреплены тяги 24, соединяемые в переднем и заднем конце корпуса шасси с жесткими пластинами 28 (А и В), передающими усилия от пружины на переднюю и заднюю части лыжи. Тяги 24 соединяются с пластинами 28 посредством резьбовых втулок 26, позволяющих регулировать усилия пружины, передаваемые на лыжу. Более подробно конструкция прорисована на следующем рисунке.
Эта конструкция в патенте заявляется как бы основной.
Среди прочих вариантов интерес представляет исполнение, изображенное на Fig. 11, где вместо жестких пластин 28 установлены плоские пружины 29, изгиб которых и создаёт усилия, передаваемые на переднюю и заднюю части лыжи. Этот вариант и используется во всех моделях лыж, представленных на сайте, или упоминаемых ранее. В этом случае внутри корпуса шасси уже ничего нет, вернее почти ничего. В процессе доводки реальных лыж эластомерные блоки Х то ли исчезли совсем, то ли переместились туда, где их не видно. Эластомерные же блоки Y перекочевали снизу вверх и стали крепиться снизу корпуса 16, да ещё и с регулировкой по высоте, которая позволяет изменять зазор между нижним концом эластомерного блока и верхней поверхностью лыжи. Эти блоки хорошо видно на фотографии (синие).
Кроме этого, на концах шасси также появились эластомерные упоры, вступающие в дело при большом прогибе лыжи, да и просто защищающие верхнюю поверхность лыжи от контакта с металлом. Такой упор хорошо видно на этой фотографии.
Таким образом, в зависимости от прогиба лыжи, её загрузки, и выставленных зазоров эластомерных блоков, нагрузка к лыже прикладывается в точках (от 4-х до 8-и), достаточно сильно разнесенных по длине лыжи. Это, вкупе с возможностью манипулировать свойствами самой лыжи, жесткостью плоских пружин, их предварительным натягом, свойствами эластомера, предоставляет большие возможности по управлению «ходовыми» свойствами такой лыжи. По сравнению даже с конструкцией Dubledeck`а, где этих возможностей будет поменьше. Это, пожалуй, основное достоинство этой конструкции, а именно: большой потенциал развития. Как верно написал про неё один из обозревателей: «Эта лыжа может тихо уйти в историю, а может её и сделать».
Что же до «активности» подвески, то таковой она может быть названа лишь в смысле активности самого Антона. Которая, безусловно, имеет место быть. Вот несколько примеров из его патентов.
Поставив ботинки на высокую платформу, Антон быстро сообразил, что теперь ширина подошвы ботинка его не колышет. Главное – чтобы на лыжу стоечки помещались. Соответственно он изобрел лыжу, которую назвал «глайдер». Название не совсем понятно, что-то вроде «глиссера», хотя по патентным материалам лыжа предназначена исключительно для карвинга. Основная отличительная особенность - это заявленная ширина лыжи в талии: от 25 до 44 мм. Кроме этого, лыжа симметрична, т.е. имеет одинаковую ширину в носке и пятке, которая более чем вдвое превосходит ширину в талии. Ботинок располагается над серединой лыжи. Впрочем, всё это не обязательно, патент предусматривает и откат к «традиционным» пропорциям.
Но это, так сказать, «базовый» вариант. Для улучшения эксплуатационных характеристик он может быть снабжен различными «надстройками».
На Fig. 9, 10 это уже «полный Даблдек», но специального назначения. Верхняя лыжа шире нижней и имеет другую геометрию. Поэтому при определенном угле закантовки на снег ложится уже кант верхней лыжи, и она уже начинает рулить в повороте. Тоже «двухрадиусная» лыжа получается.
При необходимости она может быть дополнена устройством для регулирования жесткости, приведенном на Fig. 11, 12.
Есть и облегченный вариант этой идеи. В нем вместо целой верхней лыжи предусматриваются такие вот «крылышки» спереди и сзади лыжи, которые частично будут брать на себя функции верхней лыжи.
Скользящая поверхность лыжи тоже подверглась модификации. Для улучшения «цепляемости» на жестком снегу её предлагается делать с углублениями.
Формы этих углублений в поперечном сечении, а также варианты заточки кантов могут быть весьма различны.
Вроде как бы всё это потешно выглядит, но случись что в лыжном мире, - девиации какие от классической конструкции, а у Антона уже всё патентами перекрыто, он уже всё это изобрёл.
А лыжа его действительно симпатично выглядит. Многообещающе как-то… Интересно было бы её попробовать. Да далеко вот.
Автор: Игорь Изыльметьев
Другие статьи автора на сайте
Виртуальный бугор и разгрузка вниз
Две оси на одно колено
По следам «Пяти навыков…»
Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями
Лыжные травмы коленей
Лыжи и светлое будущее
Ещё раз про внутреннюю лыжу
Карвинговая лыжа. В поисках идеала
Лыжи и оружие пролетариата
Занимательная геометрия для любознательного лыжника (в 2-х частях)
Atomic Double Deck и перманентная революция
Про карвинг, лыжеборд и Atomic Vario Cut
Магия чисел и индекс жесткости ботинка
Режьте, братцы, режьте!
А о полезности таких новаций - каждый сам определится))