0

Антонов огонь

iz Лента автора 9 Февраля 2011 (01:33) Просмотров: 275 21

Что ж, красиво зажигает Антон на своих, прямо скажем, весьма неожиданных лыжах. Ручки за спину заложив, выписывает дугу за дугой по поляне с гордым видом. И есть чем гордиться, пожалуй: то ли встал рядом с Atomic’овским Dubledeck`ом, то ли вообще его за пояс заткнул…

Как оно большей частью бывает, ищешь что-нибудь одно, а находишь совершенно другое, но страсть как интересное, грех пропустить. Да и сами посудите, как пройти мимо такой лыжи с таким количеством инноваций и «систем». Это же чистый hi-tech! И обкатывается уже более 2-х лет, но что-то вот на глаза не попадался. Ну да ладно - лучше поздно, чем никогда.

Автор этой диковинной лыжи, да и единственный производитель тоже - Anton Wilson, инженер по образованию и изобретатель по жизни. Начав кататься в зрелом возрасте и встретившись с проблемами в обучении на «традиционных» лыжах, он быстро сообразил, чего этим лыжам не хватает. Он тогда продал свой дом… тьфу, черт – бизнес! И занялся исключительно лыжами. Ну и соответственно изобрёл то, что вы видите, и то, что ещё увидите на его сайте с различными вариациями, демонстрациями и восторженными отзывами различных специалистов.

Нам же интересно, чего на сайте нет или непонятно: как же это устроено и как работает. Совершенно очевидно, да это неоднократно подчеркивается и самим Wilson’ом, что целью этой замысловатой конструкции является управление распределением давления по длине лыжи, которое трудно осуществить в «незамысловатой» лыже. Dubledeck тоже был для этого придуман, да и не один он. Если, к примеру, умело скрестить шасси креплений LineReaktor (картинка есть здесь) с горбатой лыжей, получится очень похожая конструкция. Но похожая - не значит такая же.

К сожалению, из материалов сайта трудно понять, что как устроено и как работает в этой лыже. К тому же завораживающие слова «первая в мире лыжа с активной подвеской» прямо подталкивают разобраться, что к чему и в чем эта «активность» заключается. Не первый раз уже в искристом чистом воздухе горных склонов потянуло рекламным бензиновым дымком ихнего Avtoproma. Сначала Head анонсировал свой KERS от Формулы-1, теперь вот «активная подвеска», которая тоже не для бедных. Может, по порядку и наоборот, да это не важно. Активная подвеска подразумевает наличие каких-либо активных силовых элементов, чего на картинках не видно. Вот у KERS’а они точно есть, хотя их тоже не видно. Поэтому возникает подозрение, что у Антона внутри корпуса шасси или где ещё есть что-то такое, что претендует на «активность». Пришлось это что-то искать в его патентных материалах. Безрезультатно, правда, но об устройстве подвески, пусть и не очень «активной», представление получить удалось. «Подвеска» здесь совершенно уместное слово, поскольку никакие элементы, находящиеся вне собственно лыжи, не имеют с ней жесткого соединения.

Сейчас мы рассмотрим устройство Антоновой подвески по материалам патента. Нужно сказать, что в патенте Wilson постарался предусмотреть все возможные реализации подобной подвески, поэтому там присутствует множество различных вариантов, из которых мы приведем только основные, которые дают представление о конструкции. Начнем с самой лыжи.

Используемая для приведенных на сайте моделей лыжа в плане геометрии не представляет ничего особенного, разве что профиль бокового выреза у неё фирменный, «Антоновский». Но из каких предпосылок он получен, - это остаётся за кадром (в патентных материалах есть «Антоновские» профили, но, опять же, без всякой аргументации). А вот изгибная жесткость этой лыжи «примерно вдвое меньше, чем у лыжи для любительского катания». Так, почти дословно, написано в патенте. И весового прогиба у неё нет совсем, т.е. она плоская, как доска. Но если на неё «навьючить» всю «амуницию» и соответственно настроить, то она становится очень даже прогнутой.


На этой картинке довольно хорошо видно, что вся «надстройка» под ботинком крепится к лыже через две закладных стоечки. Это слегка отличает реализацию от патентного описания, но в лучшую сторону. В патенте приведена следующая конструкция.

К лыже 12 непосредственно крепится деталь 13 с двумя стойками по краям, в которых выполнены два отверстия, заполненные эластомером 30 с дыркой 15 в центре. Металлическое шасси 16 плотно садится на стойки детали 13 и фиксируется на них двумя штифтами 17, проходящими через отверстия 15 и соответствующие отверстия в корпусе шасси. Штифты фиксируются с двух сторон винтами 33. Таким образом, шасси подвешено к лыже через упругие соединения, которые предоставляют ему некоторую подвижность в продольной плоскости. Как известно всем автомобилистам, такое соединение именуется сайлентблоком. Обратим ещё внимание на эластомерные блоки X и Y на Fig.2A.

В шасси 16 располагается корпус 22, внутри которого находится пружина, к концам которой прикреплены тяги 24, соединяемые в переднем и заднем конце корпуса шасси с жесткими пластинами 28 (А и В), передающими усилия от пружины на переднюю и заднюю части лыжи. Тяги 24 соединяются с пластинами 28 посредством резьбовых втулок 26, позволяющих регулировать усилия пружины, передаваемые на лыжу. Более подробно конструкция прорисована на следующем рисунке.

Эта конструкция в патенте заявляется как бы основной.

Среди прочих вариантов интерес представляет исполнение, изображенное на Fig. 11, где вместо жестких пластин 28 установлены плоские пружины 29, изгиб которых и создаёт усилия, передаваемые на переднюю и заднюю части лыжи. Этот вариант и используется во всех моделях лыж, представленных на сайте, или упоминаемых ранее. В этом случае внутри корпуса шасси уже ничего нет, вернее почти ничего. В процессе доводки реальных лыж эластомерные блоки Х то ли исчезли совсем, то ли переместились туда, где их не видно. Эластомерные же блоки Y перекочевали снизу вверх и стали крепиться снизу корпуса 16, да ещё и с регулировкой по высоте, которая позволяет изменять зазор между нижним концом эластомерного блока и верхней поверхностью лыжи. Эти блоки хорошо видно на фотографии (синие).

Кроме этого, на концах шасси также появились эластомерные упоры, вступающие в дело при большом прогибе лыжи, да и просто защищающие верхнюю поверхность лыжи от контакта с металлом. Такой упор хорошо видно на этой фотографии.

Таким образом, в зависимости от прогиба лыжи, её загрузки, и выставленных зазоров эластомерных блоков, нагрузка к лыже прикладывается в точках (от 4-х до 8-и), достаточно сильно разнесенных по длине лыжи. Это, вкупе с возможностью манипулировать свойствами самой лыжи, жесткостью плоских пружин, их предварительным натягом, свойствами эластомера, предоставляет большие возможности по управлению «ходовыми» свойствами такой лыжи. По сравнению даже с конструкцией Dubledeck`а, где этих возможностей будет поменьше. Это, пожалуй, основное достоинство этой конструкции, а именно: большой потенциал развития. Как верно написал про неё один из обозревателей: «Эта лыжа может тихо уйти в историю, а может её и сделать».

Что же до «активности» подвески, то таковой она может быть названа лишь в смысле активности самого Антона. Которая, безусловно, имеет место быть. Вот несколько примеров из его патентов.

Поставив ботинки на высокую платформу, Антон быстро сообразил, что теперь ширина подошвы ботинка его не колышет. Главное – чтобы на лыжу стоечки помещались. Соответственно он изобрел лыжу, которую назвал «глайдер». Название не совсем понятно, что-то вроде «глиссера», хотя по патентным материалам лыжа предназначена исключительно для карвинга. Основная отличительная особенность - это заявленная ширина лыжи в талии: от 25 до 44 мм. Кроме этого, лыжа симметрична, т.е. имеет одинаковую ширину в носке и пятке, которая более чем вдвое превосходит ширину в талии. Ботинок располагается над серединой лыжи. Впрочем, всё это не обязательно, патент предусматривает и откат к «традиционным» пропорциям.

Но это, так сказать, «базовый» вариант. Для улучшения эксплуатационных характеристик он может быть снабжен различными «надстройками».

На Fig. 9, 10 это уже «полный Даблдек», но специального назначения. Верхняя лыжа шире нижней и имеет другую геометрию. Поэтому при определенном угле закантовки на снег ложится уже кант верхней лыжи, и она уже начинает рулить в повороте. Тоже «двухрадиусная» лыжа получается.

При необходимости она может быть дополнена устройством для регулирования жесткости, приведенном на Fig. 11, 12.

Есть и облегченный вариант этой идеи. В нем вместо целой верхней лыжи предусматриваются такие вот «крылышки» спереди и сзади лыжи, которые частично будут брать на себя функции верхней лыжи.

Скользящая поверхность лыжи тоже подверглась модификации. Для улучшения «цепляемости» на жестком снегу её предлагается делать с углублениями.

Формы этих углублений в поперечном сечении, а также варианты заточки кантов могут быть весьма различны.

Вроде как бы всё это потешно выглядит, но случись что в лыжном мире, - девиации какие от классической конструкции, а у Антона уже всё патентами перекрыто, он уже всё это изобрёл.
А лыжа его действительно симпатично выглядит. Многообещающе как-то… Интересно было бы её попробовать. Да далеко вот.

Автор: Игорь Изыльметьев



Другие статьи автора на сайте

Виртуальный бугор и разгрузка вниз
Две оси на одно колено
По следам «Пяти навыков…»
Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями
Лыжные травмы коленей
Лыжи и светлое будущее
Ещё раз про внутреннюю лыжу
Карвинговая лыжа. В поисках идеала
Лыжи и оружие пролетариата
Занимательная геометрия для любознательного лыжника (в 2-х частях)
Atomic Double Deck и перманентная революция
Про карвинг, лыжеборд и Atomic Vario Cut
Магия чисел и индекс жесткости ботинка
Режьте, братцы, режьте!
0
  • 14
  • 4
  • 3
0  
Smith    10 Февраля 2011 (13:01)   #
Отличный обзорчик. Подробно и понятно.
А о полезности таких новаций - каждый сам определится))
0  
smagau    10 Февраля 2011 (13:44)   #
видео есть?как оно на склоне то?
0  
iz    10 Февраля 2011 (15:02)   #
Цитата(smagau @ 10.2.2011, 14:44)
видео есть?как оно на склоне то?

В тексте есть ссылка на сайт, там есть видео.
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    10 Февраля 2011 (14:42)   #
Дискашен на нуле, видимо все кто может что либо сказать - катаются в горах.
А вообще, мужик, по моему, патентный спаммер)))
0  
кум808    10 Февраля 2011 (16:41)   #
Очередной шоустоппер, никакого отношения к серьезным современным лыжам это не имеет, имхо.
Даже DD почти на "грани фола", а чего говорить об этой "автомобильной щетке".
0  
Igsor    10 Февраля 2011 (17:43)   #
интересненько

однако сразу же вызывает опасение, что снег и лед будут очень быстро забиваться под пластину
и тем самым значительно утяжелять лыжу и ограничивать ходы подвески

но возможности настройки под себя уникальные!


0  
кум808    10 Февраля 2011 (17:49)   #
Себя надо под правильную лыжу настраивать, имхо - а вовсе не наоборот.
Подавляющее большинство юзеров не то, что "лыжу настроить" - они "двух слов" на горе связать не могут.
Ага, появится новая услуга - "настройка лыж". Нанонастройка, натурально, дорого.
0  
iz    22 Февраля 2011 (13:13)   #
А вот Антон уже и на ISPO в Мюнихе засветился: http://www.rasc.ru/multimedia/photoset/ispo2011.1564.html.
Только значительно скромнее. В плане новаций.
0  
Bo3Dyx    14 Марта 2011 (13:17)   #
Прикольно. но не более того.
Не очень впечатляющее видео на склоне с уклоном 10 градусов по талому снегу. В таких условиях, мило улыбаясь и махая ручками, можно на чем угодно так рысачить.
Опять же исходя из видео - лыжа по ощущениям чуть ли не "тряпочная", прогибается от легкого дуновения ветерка. А как она поведет себя пускай не на льду, но на достаточно жестком снеге и крутом склоне, свернется в обратную сторону, или рекламируемые технологии не дадут.
0  
12345    14 Марта 2011 (21:37)   #
https://www.youtube.com/watch?v=09Rrk2UamI0

в отличие от даблдеккера, который работает дискретно - вторая дека включается при достижении опредленного давления - эти лыжи постоянно плавно загружены и загрузка как-бы перетекает по оси лыжи
не могу представить как это работает - попробовать бы..
0  
iz    15 Марта 2011 (20:16)   #
Цитата(12345 @ 14.3.2011, 22:37)
https://www.youtube.com/watch?v=09Rrk2UamI0

в отличие от даблдеккера, который работает дискретно - вторая дека включается при достижении опредленного давления...

Откуда у Вас эта информация? Оно, может быть, и так, просто не попадалось на глаза. А разбирать лыжу собственники не дают.
0  
12345    15 Марта 2011 (20:42)   #
Цитата(iz @ 15.3.2011, 20:16)
Откуда у Вас эта информация? Оно, может быть, и так, просто не попадалось на глаза. А разбирать лыжу собственники не дают.


как бы общеизвестно. да и видно снаружи по конструкции. и собственники говорят. попробую найти описание - дам ссылку
  • 2
0  
Oldscooler    15 Марта 2011 (21:41)   #
очередная хрень.
0  
hot fire    15 Марта 2011 (22:26)   #
Цитата(Oldscooler @ 15.3.2011, 21:41)
очередная хрень.

а до неё какая хрень была? icon_lol.gif
  • 2
0  
Oldscooler    16 Марта 2011 (17:05)   #
Цитата(hot fire @ 15.3.2011, 22:26)
а до неё какая хрень была? icon_lol.gif


https://forum.ski.ru/index.php?showtopic=16997
0  
ratkak    19 Марта 2011 (00:57)   #
Я конечно понимаю, что контакт со склоном в плоском ведении гораздо лучше. Но! Кому это нужно? Ведь основная работа лыжи происходит в повороте и на канте. А там совершенно другой компот. Прогнул,задавил и пош-шшёл! Да и точность передачи усилия любого гибкого соединения куда хуже, чем жёсткого. К примеру при тюнинге подвески быстроходных шоссейных авто, сайлент-блоки часто заменяются цельнометаллическими шаровыми соединениями (на последнем Порше так сделали). Комфорта - ноль, но ведь речь об управляемости. А в данном случае решающую роль играть будет комфорт. Правда это вывод на основании фото и видео.
0  
iz    19 Марта 2011 (17:17)   #
Цитата(ratkak @ 19.3.2011, 0:57)
Я конечно понимаю, что контакт со склоном в плоском ведении гораздо лучше. Но! Кому это нужно? Ведь основная работа лыжи происходит в повороте и на канте. А там совершенно другой компот. Прогнул,задавил и пош-шшёл!...

А в повороте тоже самое - нужно обеспечить давление на снег в носке и пятке, чтобы лыжа не ехала только серединой. В этом смысле Аноновы лыжи "гребут" в сторону слаломок, где жёсткоть в носке и пятках обычно усиливается. Что же до подвески, то не пробуя, трудно что-либо сказать. Во всяком случае, по ссылке в посте 9 в Антоновых лыжах никакой подвески уже не видать.
0  
ratkak    20 Марта 2011 (00:19)   #
Цитата(iz @ 19.3.2011, 16:17)
А в повороте тоже самое - нужно обеспечить давление на снег в носке и пятке, чтобы лыжа не ехала только серединой. В этом смысле Аноновы лыжи "гребут" в сторону слаломок, где жёсткоть в носке и пятках обычно усиливается. Что же до подвески, то не пробуя, трудно что-либо сказать. Во всяком случае, по ссылке в посте 9 в Антоновых лыжах никакой подвески уже не видать.


Ой, ли! В повороте нужно достаточно точно дозировать загрузку носка-талии-пятки, если хотеть жечь на все деньги. И это не конструкцией лыж достигается, а телодвижением правильным. А горнопляжить пофиг на чём.
Собственно это уже где-то обсуждалось раньше. По другим каким-то ГЛ изыскам. Так что я остаюсь при своём мнении - как прикол, это интересно, как инженерный поиск - тож. А вот как реальный и массовый девайс - нет.
0  
Just    19 Марта 2011 (01:12)   #
Народ, я, конечно, все понимаю, но...
"антонов огонь" - в русском языке - старинное название серьезного и весьма бесперспективного заболевания - гангрены. Как-то не вдохновляет icon_sad.gif
0  
iz    19 Марта 2011 (17:33)   #
Цитата(Just @ 19.3.2011, 1:12)
Народ, я, конечно, все понимаю, но...

Я тоже, конечно, понимаю и долго сомневался, стоит ли ставить столь резкий диагноз. Потом решил, что в великом и могучем есть куча примеров ласковых обращений типа "холера ты этакая", "гангрена ходячая". В этом смысле, я надеялся, читатель и поймет заголовок - как легкое умственное жжение по поводу лыж, не более того. И то в порядке шутки. К самому Антону испытываю чисто уважительные чувства, поскольку - "творит, выдумывает, пробует"!