Прокатные компании
В мире существует несколько крупных прокатных компаний, сдающих в аренду автомобили любого класса и марки. Вы можете зарезервировать на сайте автомобиль на любой вкус, включая джипы и кабриолеты престижных брендов, микроавтобусы или минивэны, или же, если поездка была внезапна или вы были не очень предусмотрительны, подойти к стойке компании в аэропорту и арендовать авто на месте. Цена аренды в международных компаниях достаточно велика по сравнению с локальными компаниями, но у них есть и свои плюсы. О чем напишу ниже.
Арендуя авто через крупную прокатную компанию, подходите в аэропорте к её стойке, предъявляете документы, удостоверяющие личность (в некоторых странах выдают машины гражданам, достигшим 18 лет, а в некоторых - 23 лет, и тогда, если вам нет 25 лет, придется платить небольшой сбор), международное водительское удостоверение (стаж не менее 1 года до момента проката, некоторые компании увеличивают этот срок до 2 лет), распечатанный ваучер, если бронировали через интернет. Заключаете договор, оплачиваете указанную сумму, вас проводят на фирменную стоянку, покажут машину и передадут от нее ключи.
Малоизвестные местные компании предлагают свои услуги значительно дешевле. Выбрать наиболее экономный и подходящий именно вам вариант можно на сайтах сравнения и подбора автомобилей в аренду. Такие сайты легко можно найти в интернете (например, economybookings.com, cars-scanner.com, rentalcars.com…). Выбираете машину и компанию и делаете бронь.
Местные прокатные компании не имеют своих стоек в аэропортах. Представитель обычно ждет в зале прилета и держит табличку с названием своей компании. Потом вас проведут на стоянку, где стоит предназначенная вам машина. Вы должны учитывать, что аренда авто через подобные компании производится только по предварительной брони. У них очень редко бывают свободные машины на месте.
Машины в аренду иногда стоят на общей парковке аэропорта – тогда представитель компании выдаст билет для выезда за пределы стоянки. Иногда парковки компаний огорожены и имеют отдельный выезд.
Стоимость
Чем на более долгий срок вы берете машину, тем меньше будет стоить день проката. Ниже привожу приблизительные цены для малолитражек в некоторых европейских странах при условии недельного бронирования. Естественно, чем выше класс автомобиля, тем дороже аренда.
Цены за день:
Австрия – от 30 евро
Германия – от 20 евро
Франция - от 20 евро
Италия – от 15 евро
Испания – от 10 евро
Болгария - от 15 евро
Греция - от 20 евро
Цена несколько уменьшается, если бронируете за два месяца вперед или производите предоплату онлайн. В аэропорте стоимость аренды авто приблизительно на 20% превышает цены в городских офисах тех же компаний.
Не удивляйтесь, если, зарезервировав на сайте определенную машину, вы получаете несколько иной автомобиль. По факту вы бронируете не модель, а класс машины. Изменение модели может быть в пределах класса, но, если все автомобили в забронированном классе разобраны, некоторым счастливчикам везет и они получают лучшую машину по той же цене.
Деньги за неиспользованные дни не компенсируются, если вы возвращаете автомобиль раньше договорного срока.
Депозит
Почти все прокатные компании предоставляют услугу по аренде автомобиля только с блокировкой депозита (залога), в среднем 300-500 евро, но лучше иметь в запасе на карте большую сумму – до 1000 евро. Депозит именно блокируется, а не списывается с вашего счета, и возвращается автоматически через 30 дней после первоначальной блокировки.
Депозит разблокируется на вашем счету через несколько недель, если в банк не поступит запрос от прокатной компании за повреждения, или же, если в компанию не придут счета за нарушение вами прав дорожного движения, которые, естественно, вы и должны оплачивать. Чтобы ускорить процесс, можно позвонить в банк и попросить отправить запрос на разблокировку средств. Если сумма оказалась беспричинно меньше, обратитесь в свой банк с претензией на неправомерное списание средств. Банк имеет право запросить документы, подтверждающие правомерность списания средств и, если документы не будут предоставлены, либо не будет доказана правомерность списания средств, списанная сумма будет возвращена на ваш счет.
Страховка
Страховка бывает основная и дополнительная.
Прокатные компании включают основную страховку по умолчанию. Но у вас есть выбор между разными вариантами страхования:
- Collision Damage Waiver (СDW) – это страхование самого автомобиля от ущерба причиненного по вашей вине. Похоже на КАСКО, иногда может называться Loss DamageWaiver (LDW). Основной тип страховки.
- Theft Insurance (TI) или Theft Protection (TP) – страхование от угона.
- Personal Accident Insurance – покрывает ущерб, который вы лично можете получить при несчастном случае.
- Third Party Liability Insurance (TPL) – по смыслу - российское ОСАГО, то есть, страхование автомобилей третьих лиц, которых пострадали в результате ДТП по вашей вине.
При выборе страхового полиса обязательно обращайте внимание на размер франшизы. Франшиза – это ограничение вашей материальной ответственности, т.е. максимальная сумма, которую вы платите в случае наступления страхового случая. Всё, что получится сверх этой суммы, оплачивает страховая компания. Стандартный размер франшизы зависит от компании. Но он редко бывает ниже 1000 евро, но в редких случаях может доходить до 2000 евро. При франшизе страховая компания оплачивает только серьёзный ущерб сверх суммы вашей ответственности. За мелкие повреждения (фары, колеса) платить придётся вам. Возможен вариант «полной» страховки без франшизы - когда 100% расходов по страховому случаю компания берёт на себя. Такой вид страхования называется Super CDW (SCDW), Full Collision Damage Waiver (FDW, FDCW) или SuperCover. Но цена такого страхового полиса значительно выше – примерно 20-25 евро за день.
Страховку можно оформить у сторонней страховой компании – но не на автомобиль, а на самого водителя. Стоимость такой страховки на год примерно 50 евро.
Дополнительные услуги
- Ограничение на количество километров в день – может быть установлен определенный лимит, свыше которого вы оплачиваете по несколько центов за милю. Безлимитный пробег увеличивает стоимость аренды.
- Второй водитель – ему также необходимо иметь международные права.
- Крепления для лыж на крыше.
- Предоставление навигатора, если у вас нет собственного устройства.
- Детские сидения – бронируются заранее, до года – baby seat, после года – child seat.
- Зимние шины – сезонная комплектация. Зависит от страны, в некоторых странах такие шины являются обязательными зимой (например, в Германии), в некоторых нет. Так что, если планируете совершить пробег по Европе в зимний период, зимние шины для вас маст хэв.
- Цепи на колеса – можно запросить компанию предоставить цепи на колеса, если вы едете в зимние горные районы.
- Возможность пересечения границ – возможно ли ездить на этой машине только в пределах одной страны, в пределах Евросоюза, или же разрешено выезжать за его пределы (эти опции также оплачивается дополнительно).
Есть также своя специфика, где именно вы берете авто в аренду. Например, в аэропорту Женевы есть два сектора – французский и швейцарский. В Швейцарии есть дорожный сбор - вам необходимо купить виньетку (около 30 евро) и наклеить ее на лобовое стекло, чтобы спокойно перемещаться по швейцарским дорогам.
Дорожная полиция вылавливает нарушителей без виньеток и штрафует. Во Франции такого сбора нет. Соответственно, если планируете путешествовать по Швейцарии, то и машину надо арендовать в швейцарском секторе аэропорта, так как там на машинах уже наклеены виньетки. На машинах во французском секторе таких виньеток нет.
Также во французском секторе выдают машины без зимних шин, которые актуальны для горнолыжников. А если вы арендовали автомобиль в швейцарском секторе и возвращаете его во французский сектор, с вас возьмут дополнительную плату.
Поэтому очень важно заранее узнать специфику страны – ее дорожные правила, цены и правила проката автомобилей.
Получение и возврат автомобиля
Первым делом, когда получаете ключи от машины, проверьте, нет ли каких-нибудь повреждений – вмятин, царапин, разбитых фар и т.п. Если обнаружили отклонения от нормы в состоянии автомобиля, составляйте перечень повреждений и фиксируйте это в договоре. Если этого не сделать, при возврате машины вам могут предъявить претензии и не вернуть часть депозита. В некоторых аэропортах такое практикуется достаточно часто, в некоторых почти не встречается.
Убедитесь также, что в бардачке лежат все необходимые документы на машину и страховка.
Обычно машины выдают с полным баком, условие возврата – также полный бак, но этот момент можно обговорить с представителем.
Возвращая машину, оставляете ее на стоянке, а ключи бросаете в металлический ящик с прорезью рядом со стойкой компании. Возвращать автомобиль можно не обязательно в тот офис, где вы ее брали, а в любой из европейских офисов компании или же в удобном для вас месте – соответственно по предварительному согласованию и с небольшой доплатой.
Еще одна ситуация - вы живете достаточно долгое время на одном месте и вам вдруг понадобился прокатный автомобиль. В этом случае вы можете зарезервировать автомобиль через интернет, подъехать в офис компании, или же машину могут за дополнительные деньги подогнать к месту вашей резиденции.
Плюсы и минусы крупных и мелких компаний
Если говорить о плюсах больших прокатных компаний, то их достаточно много – присутствие во всех аэропортах и крупных городах Европы, надежность, большой выбор автомобилей, возможность получить карту постоянного клиента с правом на скидку, ну а самый большой минус – это дороговизна оказываемых услуг.
Услуги маленьких компаний более дешевые (приблизительно на 5-8 евро в сутки по сравнению с крупными), но при этом вы покупаете меньше опций, чем указано в стандартном договоре с крупной компанией. Могут возникнуть неприятные моменты с неправильным заполнением договора, махинации с кредитной картой, вам могут выделить неисправную машину. Но иногда оплату аренды и депозит можно произвести наличными (что часто практикуется в Италии и Испании), это является непредставимым для крупной прокатной компании.