Поломка снаряжения не так страшна, как поломка самого райдера, но может доставить массу сложностей. И это актуально не только в многодневных вылазках в бэккантри, но даже на курорте: сломалось крепление или клипсы вдалеке от ски-сервиса или подходящих запчастей там нет вообще? В лучшем случае это потеря дня катания, а возможно еще и необходимость трат на аренду снаряжения на месте. А если это не курорт, а скитурный выход в глуши, то все может оказаться еще серьезнее.
Цель ремонтного комплекта – обладать максимальной эффективностью с учетом набора вашего снаряжения, быть максимально простым, занимать малый вес и объем. Хорошо, если он универсальный и можно будет починить не только свою снарягу, но и оказать помощь ближнему. В рамках данного текста не буду рассматривать варианты в духе «вот у этих креплений эта часть ненадежная, поэтому нужно взять запасные» или «доски ломаются – возьмите вторую». Запчасти, включая кольца для палок, клипсы, стрепы и прочее прикидывайте для себя сами с учетом опыта поломок и отзывов. Какой-то минимум возить нужно или хотя бы хранить на базе.
Необходимый минимум
Это то, что нужно всегда и всем, стоит копейки, практически не ощущается в рюкзаке:
Армированный скотч
Для чего
Это ответ на все вопросы, ну почти. Заклеить дырку на одежке, намотать на ногу от мозолей, зафиксировать шину пострадавшему, зафиксировать голенище ботинка с разорванной шнуровкой, нарастить толщину палки под крепление GoPro... Какие-то вопросы решаются лучше, какие-то хуже, но с мотком скотча любая задача по плечу. Стоит лишь помнить, что со временем он становится менее липким, а на морозе и в снегу его эффективность также падает.
Как хранить
Сейчас стало популярным возить запас скотча, намотанного на лыжные (телескопические палки). Это вариант, но для небольшого запаса с возможностью быстрого доступа (в таком виде со временем скотч все-таки портится), а основной моток лучше также держать в рюкзаке, можно в смятом плоском виде, чтобы занимал меньше места.
Где найти
Любой строительный или бытовой магазин
Пластиковые стяжки
Для чего
Для более жесткой фиксации небольших частей, временная замена болтикам (продевается в отверстия, затягивается на максимум, излишек обрезается), временное крепление любых грузов к петлям и веревкам (не слишком тяжелых грузов), стяжки не снимаются, а только обрезаются, но их много, они стоят копейки и ничего не весят, поэтому их не жалко, лучше иметь несколько разных размеров.
Как хранить
В общем мешке ремонтного комплекта.
Где найти
В тех тже строительных и хозяйственных магазинах.
Мультитул, включая отвертки, необходимые для вашего комплекта
Для чего
Нож для любых нужд, отвертки для всех ваших болтиков, плоскогубцы для выравнивания погнувшихся мест. В общем, мультитул он и есть мультитул.
Как хранить
В удобном кармане рюкзака, чтобы всегда был под рукой.
Где найти
Мест много, главное найти тот вариант, который подойдет именно вам. Ценовой разброс и функциональность очень велики. Leatherman, Victorinox и Wenger, конечно, хороши, но стоят немало и в основном ориентированы как серьезные инструменты для хозяйства, поэтому довольно массивны и тяжелые. Как альтернативу можно смело смотреть добротные китайские мультитулы Ganzo, тем более их можно сейчас заказать с aliexpress за очень вменяемые деньги (порядка полутора тысяч рублей с бесплатной доставкой).
Ски-стрэпы
Для чего
Это своего рода многоразовый скотч :) Очень популярная за рубежом тема – полиуретановые ремешки простейшей конструкции, которыми можно стянуть что угодно, довольно прочные, имеют хорошую морозостойкость. Изначально использовались для стяжки лыж, но сейчас им придумывают 100 и 1 способ применения:
И помимо этого также возможны: фиксация при шинировании, связка лыж и палок для легкой переноски, сборка самодельной акьи или носилок, замена резинки для волос :)
Как хранить
Кидаем несколько разных стрепов в ремкомплект + 1 универсальный для крепления лыж/сплита кладем в легкодоступный карман.
Где найти
Со стрепами беда. Они в изобилии продаются в США и Европе, но у нас найти пока сложно. В прошлом году были замечены в Ледниковом периоде и Дне сурка. Может быть кто-то начал возить еще, но вообще редкость, так что проще заказать. Изначально искались как Voile straps, так как Voile их стали делать первыми и до сих пор их стрепы многие считают лучшими. Сейчас схожие стрепы делают также Black Diamond, G3.
Запаска гаек и болтиков для вашего комплекта
Для чего
Комментарии излишни. Винтики раскручиваются и вываливаются.
Как хранить
Накидать болтики в пакет, а потом искать по рюкзаку, если он прорвался – не лучшая идея. Оптимальное хранение – разместить всю мелочь на ленте того же армированного скотча, потом прихлопнуть другим концом сверху и поджать края. Так они не разлетятся и их будет легко доставать.
Где найти
Или в любом строймаге или с спортивном, если у вас какая-то экзотика.
Спички/зажигалка
Для чего
Прикурить :) Оплавить шнур, разжечь огонь, в целом все очевидно.
Как хранить
Даже если курите, то хорошо иметь запаску в общем ремкомплекте. Храним источник огня в защищенном от воды виде (пакетик с зип-молнией или пластиковый футляр).
Где найти
Любой магазин.
Расширяем джентельменский набор
Далее уже не столь обязательные на мой взгляд вещи, но все же рекомендуемые, особенно при выходе в бэккантри.
Запасные батарейки (бипер, фонарик)
Для чего
Резерв на непредвиденный случай.
Как хранить
Свободно болтающие батарейки могут замыкаться на металлические части и разряжаться, поэтому обматываем вязанку батареек тем же скотчем + заход им на контакты.
Где найти
Любой магазин. Кстати, стоит отметить, что большинство производителей биперов рекомендует использовать алкалиновые батарейки. В частности это связано с тем, что литиевые не позволяют точно определять остаточный уровень заряда. Вместе с тем, алкалиновые больше подвержены "вытеканию", поэтому их нужно обязательно вынимать из приборов, когда те не используются. Аккумуляторы в биперах использовать запрещено производителем.
Моток паракорда (репшнура) на 10-20 метров
Для чего
Универсальная веревка, очень легкая, тонкая и довольно прочная. Нет, спускаться или лезть по ней человеку официально нельзя, но связать какие-то части, сделать акью/носилки, заменить шнурки, развесить мокрую одежду и даже примотать ботинок к креплению вполне можно.
Как хранить
Кидаем небольшой моток на дно рюкзака. Можно связать в виде тактических браслетов и прочих фенечек
Где найти
Репшнур продается в спортивных магазинах, но паракорд немного удобнее для большинства задач из-за размера и веса. Его сейчас легко заказать с aliexpress или dx.com, благо стоит копейки.
Металлический хомут
Для чего
Пара таких малышек позволит максимально жестко зафиксировать сломанную лыжную палку или крепления в некоторых случаях.
Как хранить
Кидаем в ремкомплект.
Где найти
Строительные магазины.
Металлическая проволока
Для чего
Довольно полезная штука для ремонта лыжных креплений.
Как хранить
Кидаем в ремкомплект.
Где найти
Строительные магазины.
Пара палочек P-tex
Для чего
Заделка пробоин в скользяке на коленке. Для серьезных царапин это скорее временная мера, ну лучше их залить хотя бы так, тем более, что нужна всего лишь палочка и зажигалка.
Как хранить
Кидаем в ремкомплект.
Где найти
Лыжные магазины.
Скребок
Для чего
Пригодится далеко не только для парафинки, но и для очистки деталей и скользяка от наледи, а также для срезки заусенцев на скользяке.
Как хранить
Кидаем в ремкомплект.
Где найти
Лыжные магазины.
В чем возить
Ну и немаловажный фактор - хранение. Каждый раз собирать все это добро по дому или искать на склоне, шаря по дну рюкзака - не лучший вариант. Поэтому лучше все это дело аккуратно сложить в выделенный мешок.
С точки зрения удобства неплохо подходят прозрачные пакеты с зип-молнией
Но, как показывает практика, в таких пакетах не очень хорошо хранить металлические детали, потому что они легко рвутся. Более удачная альтернатива - маленькие гермомешки, тем более, что им и так всегда найдется применение. Ну или использовать небольшой и дешевый чехол для аптечки.
А что вы используете в своем рем-комплекте?